Кому и зачем понадобился восьмой вселенский собор. Начало последних дней и восьмой вселенский собор

По идее, сегодня, 6.06.2016 должен был состояться Восьмой Вселенский собор. Спустя 1200 лет понадобился кому-то. Зачем? Было же сказано представителями церкви, что 7 Собор - последний, однако, время показывает иное.

Сейчас решается судьба проведения Восьмого вселенского собора. Многих смущают пункты, которые будут обсуждать за церковными стенами. Не удивительно. Размытые границы браков с иноверными, вопросы толерантности, а также вера во всехристианское единство, а не в Иисуса Христа не могло не смутить понимающих.

Вот вопросы для обсуждения

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.

2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.

3. Процедура признания статуса церковной автономии.

4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

5. Установление общего календаря праздников.

6. Правила и препятствия для совершения Таинства Брака.

7. Вопрос поста в современном мире.

8. Связь с другими христианскими конфессиями.

9. Экуменическое движение.

10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Однако среди церковных служителей разногласия остались только по первому и четвертому пунктам. Следовательно, остальные восемь уже практически согласованы, причем достигнуто по ним единомыслие.

Единомыслие. Что за этим стоит? Давайте разберемся с кем мы теперь будем мыслить едино. Наример, с католиками. Патриарх Кирилл еще во время своей встречи с Папой повел себя странно, говоря о единстве, мире и любви. Мягко говоря, слышать о единстве католиков и православных из уст Кирилла было мало понятно, если вспомнить небольшие факты.

Может мы вспомним как Гитлер пришел к власти? Где в этот момент была Католическая церковь, когда миллионы людей проливали кровь, например, интересно знать. Поддержка Ватиканом фашизма была прямой и главной причиной Второй мировой войны. Муссолини и Гитлер могли просто не прийти к власти без прямой поддержки Ватикана и оказанной им помощи.

Между прочим, отсюда возникают и несколько вопросов, посвященных войне на Украине.Вполне возможно, что война на Украине -есть не просто война политическая и информационная. Нет, это верхушка. Собор собирают якобы из-за смуты, которая творится в мире. Из-за религиозных конфликтов. Украина - последняя по их словам капля. Ну сомнительно. Не будем перчислять все войны страшные, основанные на религиозной почве, однако, собор не созывали.

Когда была организована серия «цветных революций» на Ближнем Востоке и в Северной Африке и даже когда пылала Сирия, уже нужно было задуматься к чему все эти войны. Осенью 2013 г. казалось бы не первостепенный вопрос о евроинтеграции, о соглашении Украины с Евросоюзом вызвал бурю, революцию на Майдане и вооруженный захват власти 22 февраля 2014 г. в Киеве.

В самый разгар кровавой бойни на Украине - в марте 2014 г. созывают в Стамбуле 13 представителей Поместных Православных Церквей. Самое время для обсуждения Реформации в Православной Церкви. На волне братской кровной бойни.

Отсюда вопрос кто и для чего устроил войну на Украине? Так называемый религиозный раскол на Украине пестовался долгое время именно папой Римским и теперь уже ясно, что это был политический инструмент для некоего оправдания необходимости проведения такой вот преступной встречи, которая планируется в июне. Это был простой и искусственный повод для идеи объединения.

Далее.. Запад не смог сохранить чистоту православия и жизнь по православной вере. Именно на Западе была легализована в свое время эвтаназия. Были легализованы однополые браки, гей-парады. Напомню, что в нашей стране подобное запрещено.

А теперь обратимся к словам, которые для всех православных должны были быть непоколебимы: «Волею и властью Всемогущего Бога запрещаем однополые браки, убийства и гонения христиан во всех странах, эвтаназию и аборты как преднамеренное убийство человека – образа и подобия Божия. Всех, кто ослушается данного запрета, отлучаем своею властью от святой православной церкви и ввергаем их в руки дьявола и в ад на вечные муки».

Слова церкви: «Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями».

Это исключительно правила, написанные ими же. Получается, что вышеперечисленное - ересь.

Отсюда вопрос первый: " О каком единстве идет речь в документе Вселенского собора, когда в католической церкви каждый третий не соблюдает законов своего же Бога? О единстве православия с ересью?"

Нет ничего общего у нас с католиками. Пример их семьи - не в пример нашей. Зачем обманывать-то? Или здесь идет внушение о том, что единство есть?

Если Патриарх МП Кирилл в совместном заявлении, подписанном в Гаване на Кубе, провозгласил еретиков-папистов своими братьями и не вменил им их многочисленных ересей, то Патриарх Кирилл засвидетельствовал свою причастность ко всем ересям папистов.

Разве не так?

Получается, сейчас все должны уверовать в единство. Это чистой воды вранье. Смешается все. Браки с иноверными...Только представьте последствия, если сейчас уже все смешалось в доме Облонских. А всехристианское единство? Какие будут устои? Как православные будут молиться? Венчаться? Умирать в конце концов, если это единство не предполагает веру в Иисуса Христа.

Единство в мире невозможно, а вот всех собрать под колпак так называемой единой веры можно легко. Так и уничтожат Православие. Его просто подменят как понятие в целом. Те, кто не понимают, что происходят, так вообще не поймут, что они уже и не православные вовсе. Просто в один момент начнут креститься иначе.

Есть те, кто поняли сразу. И, возможно, они смогут отразить удар по главной мышце нашей страны.

Святая гора Афон против документов Всеправославного Собора. Мнение Афона очень важно. Так уж сложилось, что есть неподступные для мировой элиты берега. Мнение Афонских монахов рубит под корень позиции церковных экуменистов, ведь насельников Святой Горы трудно обвинить в некомпетентности. Если требования Афона будут удовлетворены и все тексты собора на Кипре исправлены – то и необходимость его проведения отпадёт сама собой. Ведь мероприятие явно замышляется как шаг в сторону слияния всех церквей.

Афонские монахи написали вещи, вполне очевидные для любого православного верующего, но почему-то недоступные пониманию современных руководителей РПЦ МП. Приведу некоторые из них – наиболее важные. Не зря Кирилл ездил на Афон. Видимо, попытки уговорить монахов потерпели поражение.

Первое по значению: понятие «Церковь» нельзя использовать ни на словах, ни в письменных документах по отношению к любой группе, которая говорит, что она молится Богу, даже в том случае, если адепты этой группы почитают Иисуса Христа. Церковь – это только Православная церковь. По отношению к протестантам и католикам предложено использовать термин «Иные христианские доктрины и исповедания». Никому не обидно – и верно по сути.

Второе: афонский «малый собор» определил, что для нас значит «единство Церкви». О единстве можно говорить только в отношении тех людей, - мирян, монахов и клириков, которые являются членами Православной церкви. Каждый, кто хочет быть с нами единым, должен принять Православие. Звучит абсолютно нетолерантно. Но верно, - как и почти всё, что нетолерантно. Говоря о церковном единстве, монахи Афона призывают не объединять все современные церкви, а вернуться всем в православную церковь, из которой в своё время удалились католики. Поскольку большинство современных протестантских церквей вышли из католицизма, то к ним это также относится прямо и непосредственно.

Третье – монахи Афона высказались категорически против догматических уступок в отношениях с инославными церквями. Контакты с другими церквями могут быть в сфере благотворительности, гуманитарного сотрудничества – но никаких совместных богослужений и молитв быть не должно.

Четвёртое, - еще раз перечислены основные базовые отличия Православия от западных вервей христианства – догмат о непогрешимости папской власти, которые никогда не признают православные, «филиокве» в Символе Веры, католическое учение о том, что Благодать сотворена Богом, а не естественно присуща божественному миру.
Теперь о главном. Попытки раздробить Россию понятны многим. Вопрос заключатеся в том, откуда идут удары. Не буду брать на себя ответственность и говорить, что наш Патриарх вовсе не радеет за росеюшку любимую, однако, его поведение не может не смущать.

Браки с иноверными, всехристианское единство, толерантность... И все это собираются внедрить. И во всем этом участвуем мы...сами того не зная. Самое жестокое, что нам даже не дали шанса высказаться по этому поводу. Большинство понятие не имеет о чем вообще шла речь в посте. Нас не просветили, как стадо. Нам просто укажут путь, мы и поковыляем.

Вот где будет война. А не в интернете, и даже не в полях. Здесь два варианты: либо пытаются расколоть церковь, либо страну.

Третья мировая война будет вестись против России, не против Путина, а против тебя, читающий и меня, с целью навсегда уничтожить православие и русскую православную церковь, а предал ли патриарх Кирилл православную веру скоро узнаем.

Очень скоро последние новости всех ведущих информационных агентств будут посвящены грандиозному событию – проведению в июне 2016 года восьмого Вселенского Собора. Полное название будущего собрания – восьмой Вселенский православный (Всеправославный) Собор.

Значение этого события трудно переоценить: последний признаваемый восточным христианством Вселенский Собор проходил еще в далеком 787 году. Отношение к 8-му Вселенскому Собору весьма неоднозначно. Его противники есть и среди православных верующих. Они опасаются угрозы обмирщения церкви, усиления экуменистических тенденций, способных привести к созданию «синкретичного православия», чуждого русской духовной культуре. Интерес к проведению Собора умножают эсхатологические пророчества Серафима Саровского и других старцев.

Подготовка восьмого Вселенского собора

Практическая подготовка к проведению Собора идет вот уже больше пятидесяти лет. Важные шаги были предприняты в марте 2014 года, когда в Стамбуле под председательством константинопольского Патриарха Варфоломея прошло собрание высшего православного духовенства. Тогда было вынесено решение о проведении Собора в 2016 году в Стамбуле и установлены даты когда он будет. В январе 2016 года в Шамбези (Швейцария) на очередном собрании по подготовке Вселенского Собора под решительным давлением Патриарха московского Кирилла из-за обострения русско-турецких отношений место проведения Собора было перенесено из Стамбула на греческий остров Крит. Также из тем Собора изъят календарный вопрос. Дата проведения Собора – с 19 (день Пятидесятницы) по 27 июня 2016 года.

История Вселенских Соборов

История Вселенских Соборов – это, по сути, история христианской религии. На Вселенских Соборах высшее духовенство формировало Символ веры, разрабатывало основные догматические положения, боролось с ересями. Каждый Собор не только обогащал христианское вероучение, но и разрешал вопросы общецерковного устройства и управления. Все православные церкви принимают постановления только первых, проходивших до Великой схизмы, семи Вселенских Соборов, – это одно из основных догматических отличий православия от католицизма, признающего Вселенскими двадцать один собор.

Важным аргументом в пользу противников восьмого Вселенского собора выступает тот факт, что проведение его в качестве Вселенского Православного невозможно без участия Римского епископа. Но для этого необходимо возрождение Римской православной церкви, что вряд ли случится. В то же время представители Русской Православной Церкви не раз заявляли, что называть будущий Собор Вселенским некорректно, и правильнее именовать его Всеправославным.

Предлагаемые темы восьмого Вселенского собора

На первом предсоборном совещании, проходившем в 1976 года в Шамбези (Швейцария) были озвучены 10 основных тем, предложенных к обсуждению на будущем Соборе:

  1. Обустройство православной диаспоры в юридических и правовых аспектах.
  2. Вопросы церковной автокефалии (независимости).
  3. Вопросы церковной автономии.
  4. Диптих.
  5. Унификация календаря.
  6. Вопросы, связанные с таинством брака.
  7. Вопросы, связанные с проведением постов.
  8. Вопросы отношения православия с другими христианскими вероисповеданиями.
  9. Православие и экуменизм.
  10. Вопросы отношения православия и общества.

На совещании глав православных церквей в январе 2016 годы было признано, что в вопросах о церковной автокефалии и взаимного признания православных церквей (диптихе) общее соглашение не было достигнуто. Эти темы были сняты с повестки Собора, как и вопрос о календаре, изъятый по настоянию Патриарха Кирилла.

Пророчества и предсказания

Апокалиптические настроения и ожидания пришествия Антихриста связаны с восьмым Вселенским Собором неслучайно. Многие ортодоксально настроенные верующие называют будущий Собор «антихристовым» и ссылаются на пророчества святых отцов и православных старцев, в которых сказано, что когда пройдет восьмой Вселенский Собор в мир явится Антихрист. Например, святой отец Серафим Саровский предупреждал:

«до явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей…»

а игумен Гурий прямо говорил, что на этом Соборе будет тайно присутствовать Антихрист. Святая Матрона Московская считала 2016 год поворотным в судьбах России и призывала русский народ вернуться к Богу во избежание прихода Антихриста. Очень показательны слова Преподобного Кукши Одесского (сконч. 1964):

«Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда, ни в коем случае. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь».

Официальные представители Русской Православной Церкви считают эти опасения беспочвенными и опровергают возможность объединения православия и католицизма. Напротив, проведение Всеправославного собора должно укрепить православие, консолидировать Поместные Православные Церкви.

Место проведения Собора

В свете последних эпохальных событий, восстановивших историческую справедливость и вызвавших небывалый подъем и консолидацию общества, церковному сообществу следует помнить о том, что истинный враг придет тогда, когда его никто не ждет. Данная статья призывает трезвиться и видеть духовный смысл в происходящих вокруг нас событиях и быть готовыми достойно встретить то, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

Оригинал взят у karpets в Моя колонка в "Завтра"

«Битва за историю»

«ДА НЕ СМУЩАЕМСЯ»


Святые прошлого века, прежде всего русские святые, предупреждали, что началом последних дней видимого земного мира будут два события - Третья (и последняя) мировая война и «Восьмой Вселенский собор». Война, похоже, уже началась. И вот только что объявлено: “Святой и Великий Собор Православной Церкви (Восьмой Вселенский Собор) будет созван Вселенским Патриархом в Константинополе в 2016 г., если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства » (http://www.sedmitza.ru/text/4551047.html ). Председательствовать на нем будет Вселенский (Константинопольский) Патриарх Такое решение приняли собравшиеся на встречу (синаксис) на; прошлой седмице в Стамбуле предстоятели; поместных Православных Церквей (включая Русскую).

В истории Церкви ни один Патриарх, включая Константинопольского никогда не созывал Вселенских Соборов (Православная Церковь признает их семь) и не председательствовал на них. Согласно традиции, Вселенские соборы от первого Никейского, 325 г. до последнего, седьмого (Никейского, 787 г) созывались Православными Императорами. Император, задавал епископам вопросы, имел право совещательного голоса и утверждал решения свой подписью, без которой они были недействительны. При этом Собор признавался Вселенским, а его решения включались в Номоканон (Кормчую) не сразу, а порой через десятки лет, когда они были приняты всем православным народом. При этом решения Собора могут касаться только вновь возникающих вопросов и ни каким образом не менять ничего предшествующего.

Еще одно важнейшее обстоятельство: Вселенские Соборы созывались исключительно в связи с появлением спорных догматических вопросов, о которых Император от лица мирян Церкви запрашивал епископоского суждения.

В настоящее время нет ни догматических расхождений, ни, что самое главное, инстанции, уполномоченной созвать Собор и председательствовать не нем. Однако подготовка его идет с 1961 года. В ходе ее всегда назывались одни и те же пункты повестки дня. Сегодня они озвучены в приглашениях:
1.Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии
3.Процедура признания статуса церковной автономии
4.Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7.Вопрос поста в современном мире.
8.Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.

10.Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. Первые четыре вопроса действительно важны, но для их решения не нужен формат Вселенского Собора. Гвоздь программы - последние семь.

Первый (пятый) из этих последних на данный момент носит прямо подрывной для Православия характер. Юлианский календарь называют «хронологической иконой Церкви». Западный же григорианский дает возможность предшествования христианской Пасхи июдейской и даже совпадение с нею. Календарная реформа породит раскол, больщий, чем в VII веке. Положения о браке и постах навеки закреплены в Номоканоне. Послабления здесь допустимы в порядке личной икономии (в вопросах брака только для мирян), по человеческой немощи, но не в принципе. Экуменизм - всецерковное нечестие, которое в свое время могло быть оправдано лишь давлением советской власти, и то только в России. Сегодня коммунизм сменился мировой закулисой, которая под понятие «кесаря» не подпадает, Если же под этой формулировкой скрывается та или иная форма унии с Римо-католиками, то Православие просто прекратит свое существование (да не будет). Ну, а идеалы «мира, братства и свободы» никакого отношения к Христианству вообще не имеют, это лозунги антихристианско французской революции ХVIII века. Сегодня они лежат в основе постхристианского мира (им же и попираемые), о чем в последнее время, в частности, много говорит и Святейший Патриарх Кирилл.

На самом деле все очевидно. Преподобный Кукша Одесский(+ 1964) говорил: Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь»А вот завещание Святейшего Патриарха Пимена (1910-1990): Первое: Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль. Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе: Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье: Свято хранить церковнославянский язык, святой язык молитвенного обращения к Богу. Четвертое: Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий Восьмой Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

Для многих кажется иронией, что Восточная Церковь, которая гордится своей соборностью, не созывала Вселенских Соборов с 787 года . Такое критическое отношение не совсем справедливо, потому что в истории Восточной Православной Церкви Вселенские Соборы были отнюдь не единственным способом выражения соборности Церкви, есть и другие, не столь яркие методы ее выражения: обмен письмами, визиты иерархов, а самое главное – проведение местных Синодов, решения которых затем утверждаются всей Церковью.

Даже в эпоху Семи Вселенских Соборов с IV по VIII века Вселенский Собор считался исключительным событием, последним средством в момент кризиса, а не регулярно проводимым мероприятием, обычным событием в жизни Церкви.

Однако в наше время все больше и больше православных христиан ощущают необходимость в этом «последнем средстве». Они убеждены, что пришло или даже уже прошло время, когда необходимо созвать «Святой и Великий Собор», представляющий Православную Церковь во всей ее полноте. Они называют этот будущий собор «Святым и Великим», а не «Вселенским», потому что (как им видится) никто заранее не может сказать, будет ли то или иное собрание епископов, священников, мирян действительно вселенским, так как вселенским собор делает не число делегатов или географическое расположение тех стран, из которых они приехали, а то, что они говорят по вдохновению Святого Духа, и никто не может обрести Духа Утешителя заранее.

Некоторые православные называют еще одну причину. Они считают, что при современном разделенном состоянии христианства Православный собор не может считаться Вселенским собором Всемирной Церкви. Однако есть среди православных богословов и те, кто отвергает эту позицию и считает, что Православие является единственной Христианской Соборной Церковью на земле и может созывать по своему усмотрению Вселенские соборы, которые по милости Божией будут равноправны первым семи.

Отдаленные приготовления

Хотя после того, как прошел Второй Ватиканский Собор (1962-1965), православным еще сильнее захотелось провести свой «Вселенский собор», было бы неправильно полагать, что Восток просто подражает Риму. Подготовка к Всеправославному Собору велась уже за тридцать лет до II Ватиканского Собора. В 1923 году в Константинополе состоялся Всеправославный конгресс, но он получился далеко не таким всеправославным, как хотелось, так как многие автокефальные Церкви не были на нем представлены.

В 1930 году на горе Афон заседал Всеправославный комитет. Предполагалось, что после него пройдет синодальное собрание, за которым, в свою очередь, последует полноценный «Святой и Великий Собор», но этим планам не суждено было осуществиться. Однако после войны планы Православной Церкви провести собор начали обретать вполне осязаемые формы, особенно после того, как 25 января 1959 года папа Иоанн XXIII объявил о своем намерении созвать Второй Ватиканский Собор. Причем, когда папа сообщил об этом, он, похоже, рассчитывал на ответную реакцию Востока .

Повестка дня

Православная Церковь сделала решительный шаг вперед на первой Всеправославной конференции на Родосе (24 сентября – 1 октября 1961 г.). На ней делегаты от всех Православных Церквей договорились активно работать с целью провести «Великий Священный конгресс». Они снова пересмотрели идею предварительного «синодального собрания», перед созывом которого следовало провести несколько подготовительных Всеправославных конференций. Делегаты также подготовили полный список тем для обсуждения на будущем «Святом и Великом Соборе».

Еще один важный шаг был сделан на IV Всеправославной конференции в Шамбези и в Женеве (8-15 июня 1968 г.). Идею проведения «синодального собрания» оставили, и вместо этого предложили провести ряд «предсоборных конференций», непосредственно направленных на проведение «Святого и Великого Собора». Материалы для этих конференций должна была подготовить Межправославная Подготовительная комиссия, состоящая из епископа и по одному представителю от каждой автокефальной Церкви.

Из всего громадного списка тем для обсуждения, выработанного в 1961 году на Родосе, для первоначального рассмотрения было выбрано шесть, а различным Автокефальным Церквям предложили составить по ним меморандум.

После перерыва, намного более продолжительного, чем предполагалось, 16-28 июля 1974 года в Шамбези состоялось первое заседание Межправославной Подготовительной комиссии. Меморандум автокефальных Церквей обсудили, исправили и одобрили для публикации. Они были опубликованы на греческом в конце 1971 года, и сейчас их можно почитать на английском под заголовком «На пути к Святому и Великому Собору».

Подготовительная комиссия также решила, что список тем 1961 года нуждается в значительной переработке. В том виде он был слишком длинным, несистематизированным, можно даже сказать, что в нем царила полная неразбериха, не было даже попытки разделить проблемы на насущные и второстепенные. Делегаты видели, что необходимо выработать новую повестку.

Межправославная комиссия в июле 1971 года объявила, что первая «предсоборная конференция» соберется через год, в июле 1972 года. Но на практике это оказалось неосуществимо, главным образом из-за того, что у автокефальных Церквей было слишком мало времени, чтобы составить шесть отчетов. Затем конференцию перенесли на лето 1973 года.

В течение этой передышки было полезно поразмышлять над основными вопросами. Во-первых, является ли отчет из шести пунктов исчерпывающим? Насколько затрагиваемые в них проблемы насущны для современного Православия? Во-вторых и в главных, так ли уж необходимо на современном этапе проводить Православный «Святой и Великий Собор»?

Кто созывает Вселенский Собор?

Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно упомянуть следующее. Знатоки церковных канонов иногда спрашивают: в условиях современного государственного устройства мира кто имеет право созывать Вселенский Собор? Первые семь Вселенских Соборов созывали императоры; после разделения Соборы созывал Римский Папа. Но сегодня нет Православного Императора, а Папа стоит вне Православного мира. Кто же имеет такую власть в Православной Церкви?

Межправославная конференция 1961-1971 ясно ответила на этот вопрос. Общепризнано, что инициатива должна исходить от Константинопольского трона, как высшего (первого) среди равных, действующего не автократично, но коллегиально. По всей видимости, когда придет время, если вообще придет, «Святой и Великий Собор» будет созывать Константинопольский патриарх после того, как проведет совещания с главами других автокефальных церквей.

Шесть докладов

Поговорим теперь о шести докладах. В каждом случае первоначальный проект был подготовлен одной из автокефальных церквей, а затем передавался другим для обсуждения и замечаний. Проекты с внесенными замечаниями к июлю 1971 года были рассмотрены на заседании Межправославной комиссии в Шамбези, и после этого был представлен согласованный текст. Вот темы, представленные в нем:

  • «Божественное Откровение в контексте спасения человека» (проект подготовлен Константинопольским Патриархом, замечания и дополнения внесены Кипрской и Польской Церквями), на 21 страницах в английском издании.
  • «Более активное участие мирян в богослужениях и церковной жизни» (проект – Болгария, замечания – Сербия и Польша), 1,5 страницы.
  • «Корректировка церковных правил относительно поста и приведение их в соответствие с нормами современной жизни» (проект – Сербия, замечания – Кипр, Польша, Чехословакия), 7 страниц.
  • «Препятствия к заключению брака» (проект – Россия и Греция, работали отдельно; замечания – Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Польша, Чехословакия), 4 страницы.
  • «О церковном календаре и дате Пасхи» (проект – Россия и Греция, работали отдельно; замечания – Румыния, Болгария, Кипр, Чехословакия), 3 страницы.
  • «Домостроительство» (проект – Румыния; замечания – Польша), 16 страниц.

Заговор молчания

Стыдно сказать, но по мере чтения этих докладов во мне росло чувство разочарования и даже уныния. Я искал хлеба, а мне дали шесть серых холодных камней. Живое горение Святого Духа отсутствовало напрочь. В этих докладах не было и намека на новое видение места Православия в современном мире, новую надежду, живительную силу. Они никаким боком не затрагивали те наболевшие проблемы, которые во всей своей неприглядности стоят перед современным Православием.

На обсуждение выносятся либо отвлеченные, теоретические вопросы (Божественное Откровение, Домостроительство), либо узкоспециальные предметы (правила поста, препятствия к браку, календарь). И только доклад о роли мирян еще хоть как-то касается насущной проблемы; но это – самый короткий, на удивление скучный доклад, в нем и слова нет о реальных трудностях.

Впрочем, возможно, что я сгущаю краски. В конце концов, проекты докладов для Второго Ватиканского Собора тоже были далеко не идеальны – сухие и абстрактные, написанные с использованием устаревшей терминологии, не затрагивающие насущных проблем. А уже на самом Соборе в процессе личного общения его делегатов, первоначальные документы изменились до неузнаваемости. Может, с Божией помощью, то же произойдет и на православном «Святом и Великом Соборе».

Пока же слишком очевидно, что Подготовительная комиссия еще даже по-настоящему не приступила к своей работе. Сегодня в православном мире со всей очевидностью существуют две больших темы, которые просто вопиют о рассмотрении: рассеяние и объединение. Читатели колонки «Новости и комментарии» знают о неприятных юридических недоразумениях между православными общинами на Западе.

Проблема еще больше усугубилась, когда в 1970 году Московский патриархат даровал автокефальность бывшей Русской митрополии в Северной Америке, которую большая часть православного мира до сих пор отказывается признавать. Совершенно очевидно, что эту проблему можно решить только на межправославном уровне.

Эти мелкие, подчас до смешного доходящие споры о подчиненности дезорганизуют внутреннюю жизнь Церкви и мешают ее служению во внешнем мире. Вот по-настоящему насущная проблема; однако делегаты на совещании в Шамбези даже не вспомнили о ней.

Столь же безотлагательного решения требует и вопрос об объединении христиан. В 1960-х отмечалась резкая поляризация внутри Православия «прогрессистов» и «традиционалистов», и если позволить ситуации развиваться в том же направлении, то может возникнуть реальная угроза раскола. С одной стороны, Московский патриархат официально разрешил католикам причащаться в православном храме ; совместное причащение также открыто поддерживал патриарх Афинагор, хотя официального разрешения на это Священный Синод Константинопольского патриархата не давал.

С другой стороны, Греческая Церковь недвусмысленно дала понять, что осуждает решение Московского патриархата. Половина Афонских монастырей и три епископа Северной Греции прекратили общение с Константинопольским патриархатом; и в среде греческой, сербской и русской эмиграции найдется много христиан, которые рассматривают Москву и Фанар как отступников, предавших истинное Православие и de facto униатов. И это тоже необходимо обсудить на межправославном уровне.

Эти два вопроса – рассеяние и объединение – следует решать не только на уровне высшего духовенства или ученых-богословов. Эти проблемы затрагивают жизнь простых православных, они не дают покоя бессчетному количеству приходских священников. Интересно, скольких верующих сейчас волнует вопрос о Божественном Откровении и способах его проявления, о статусе второканонических книг или точном отношении между Священным Писанием и Священным Преданием?

Хотя все эти вопросы имеют непреходящее значение для православной богословской науки, и к их рассмотрению следует постоянно обращаться, они не являются насущными проблемами, не требуют сиюминутного решения. Нет большой нужды обсуждать их на «Святом и Великом Соборе». В то же время тысячи православных на Западе возмущены конфессиональным формальным разделением, иногда это разделение даже мешает им участвовать в церковной жизни; им непонятно, как относиться к другим христианам.

Сколько им еще ждать, когда делегаты в Шамбези придут им на помощь?

Сторонники и противники «Святого и Великого Собора»

Нужен ли современному Православию «Святой и Великий Собор»?

Из того, что только что было сказано о рассеянии и объединении становится очевидно, что потребность в этом есть. Желание провести «Святой и Великий Собор» с особой силой выразило молодое поколение православных на недавних международных встречах. На Восьмой Генеральной ассамблее «Синдесмос» («Syndesmos »), всемирной организации православных молодежных движений, проходившей в Бостоне с 18 по 24 июля 1971 года, его участники выразили горячее стремление активно участвовать в подготовке к проведению этого Собора. На этой ассамблее было заявлено: «Первостепенное внимание следует уделить тому, что называется православным объединением».

Примерно такое же заявление было сделано на конгрессе молодых франкоговорящих православных, собравшихся в Аннеси с 30 октября по 1 ноября 1971 года. «Юноши и девушки, собравшиеся в Аннеси, со всей ответственностью выразили свое желание принять активное участие в подготовке к Собору всех православных, который необходимо провести, чтобы решить проблему рассеяния православных».

Но далеко не все православные относятся к этой идее с таким энтузиазмом. Резко отрицательно относится к этой идее Сербский архимандрит преподобный Иустин (Попович). Свое отношение он выразил в письме Священному Синоду в Белграде. Он призывал Сербскую Церковь не принимать участия в подготовке Собора и не посещать его заседания, если этот Собор когда-нибудь все же соберется.

«Почти все поместные славянские Православные Церкви, – пишет он, – находятся под антирелигиозным игом коммунизма… Поэтому в сложившихся условиях я не вижу никакой необходимости проводить Вселенский Собор.

Но даже если предположить, что такая необходимость все же существует, никогда в истории Церкви не было еще более неудачного времени для его проведения, чем сейчас… В эту драматическую эпоху вследствие человеческой слабости многим иерархам поместных Православных Церквей будет трудно, даже невозможно на этом предполагаемом Вселенском Соборе открыто исповедать свою веру, согласную с Православным Святоотеческим Преданием, с истиной православных догматов и канонов. По этой причине большинство Православных Церквей решат не созывать Собор сейчас, или, по крайней мере, не участвовать в его работе…

И, в конце концов, что мы можем ожидать от этого Собора? Только лишь одного: расколы, ереси и всяческое зло».

За исповедание православной веры отец Иустин сидел в коммунистических застенках. И будучи выдающимся богословом, в 1968 году наряду с другими православными учеными он получил от Академии святого Владимира в Нью-Йорке степень почетного доктора богословия. Поэтому к мнению отца Иустина следует прислушаться.

Его сдержанное отношение в большой степени разделяет и отец Иоанн Мейендорф. который писал редакторские статьи в официальном журнале Православной Церкви Америки, в прошлом – Русской митрополии.

«С некоторыми оговорками этот автор разделяет точку зрения уважаемого сербского богослова. И потом, если взять чисто практическую сторону вопроса, немыслимо, чтобы Советское правительство или правительства стран социалистического лагеря разрешили своему епископату в полном составе выехать за границу. Столь же трудно представить, чтобы «Святой и Великий Собор» мог пройти в какой-нибудь коммунистической стране, где вплоть до последнего времени ни одному церковному собранию не позволялось свободно обсуждать свои проблемы».

«Различные межправославные комиссии должны продолжить работу. В некоторых областях (например, в нашем диалоге с «нехалкидонскими» Восточными Церквями) они добились весьма существенных результатов. Но им следует обратить свой взор на самые важные проблемы сегодняшней Православной Церкви.

Например, сейчас широко обсуждается конфликт между Москвой и Константинополем по вопросу автокефалии Православной Церкви в Америке. Почему так случилось, что ни одна комиссия – официальная или неофициальная, – представляющая все Православные Церкви, за два года не обсудила эту проблему?.. Вот какие вопросы должны стать ближайшей тактической целью нашей «соборности»» (Православная Церковь, февраль 1972 г.).

«Давайте готовиться вместе»

Известно, что самое убедительное обоснование созыва «Святого и Великого Собора» – от двух православных мирян, грека и француза: Павла Евдокимова и Оливье Клемана. В июле 1970 года, незадолго до смерти Евдокимова, они составили совместное послание, озаглавленное «Навстречу Собору: Воззвание к Церкви».

Клеман продолжил двигаться в этом направлении и написал статью «Давайте готовиться к Собору вместе», которая стала ответом отцу Иустину. Мы настоятельно рекомендуем нашим читателям ознакомиться с полным текстом этих двух статей, здесь же мы можем привести лишь основные положения.

Прежде всего, Евдокимов и Клеман считают, что будущий Собор не должен замыкаться в себе, погружаться во «внутренние проблемы Православия», но должен стремиться «охватить весь мир, найти животворящее слово для всех людей».

«Сегодня каждое большое событие в Церкви – явление в жизни всего человечества. Церковь стала «малым стадом», и отношение к ней людей – двойственное: они относятся к ней с презрением, но в то же время ждут, что она своим словом и делом покажет им направление в жизни. Благотворное влияние Иоанна XXIII или Афинагора I полностью подтверждают следующие слова: «в определенные времена Церковь может быть совестью потерянного человечества ».

Поэтому если Православная Церковь созовет Собор, на нас обратит свои взоры весь мир, ожидая животворящее слово, обращенное ко всем… Мы должны явить всеобщность Православия … Мы должны избегать исторической ограниченности, мы должны стать выше политики и религиозного национализма и, осознавая ответственность православия перед всем христианством, достичь творческого богословия».

Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на своих внутренних проблемах, Православный Собор должен в первую очередь обратить свой взор на нужды всего человечества, на основные христианские ценности, так как внутренние проблемы можно решить только в контексте всего человеческого общества.

«Только через это обновление в живом источнике внутренние проблемы православия предстанут в своем истинном свете, и мы увидим их важность, но второстепенность, и сможем изучить их в атмосфере мира и согласия. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33)».

Оливье Клеман указывает, что сегодня православие страдает от многоглаголанья (заметим мимоходом, что яркое свидетельство этому – первый доклад в недавно опубликованной статье «Навстречу Великому Собору»). Мир ждет от Православной Церкви не многословия, а слов властных и сильных .

«Цель проведения Собора ясна: необходимо сформулировать, емко и сжато, просто и сильно то, что объединяет православных , и, к тому же, составляет самую суть христианства, значение христианства hic et nunc , здесь и сейчас для спасения мира. И Собор должен не просто сформулировать это, но помочь людям этим жить. Таким образом, задача Собора видится апостольской и пастырской в своей основе. Собор должен попытаться ответить на два вопроса: Что есть христианство сегодня? Как мы должны жить как члены Церкви Христовой?

… Необходимо выработать документ, который был бы кратким, смиренным и емким, чтобы напомнить современному человеку, Кто есть Бог и что Бог создал человека, чтобы он стал богом.

Я размышляю о совместном богословском заявлении, черновик которого был написан в эти последние годы на встречах сторонников и противников Халкидонского Собора; о недавних посланиях Патриарха Афинагора I, особенно на Рождество Христово в 1970 году и на Пасху в 1971 году; о кратких определениях православного понимания мира, которые дал отец Думитру Станилое в 1969 году во время визита в Англию, опубликованных в журнале «Соборность»; о некоторых высказываниях Павла Евдокимова в его «Этапах духовной жизни» или об исследовании митрополита Игнатия Хазима «Современный человек и Воскресение»… Вот тексты, которые Собор мог бы взять в качестве образца».

Специальные вопросы

Что есть христианство сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, Второй Ватиканский Собор перво-наперво рассмотрел проблему Церкви в современном мире . «Мы, православные, видим в Церкви истоки и цель творения, видим окружающий нас мир в процессе преобразования, и для нас вопрос о христианстве можно сформулировать точнее как вопрос о месте мира в Церкви ».

Оливье Клеман предлагает следующие специальные вопросы для рассмотрения на будущем Соборе:

1. Как, если это возможно, превратить приход в живой организм?

2. Как сделать литургию общим действием и центром, освящающим все сущее?

3. Как восстановить истинное значение канонов (пост, семейная жизнь, положение женщины)?

4. Как способствовать обновлению духовной жизни христианина?

(здесь он призывает подготовить новое «Добротолюбие»).

Клеман также советует Собору рассмотреть два не терпящих отлагательства вопроса, касающихся внутренней жизни Церкви:

1. Взаимодействие различных Православных Церквей.

2. Объединение с Церквями, не признающими Халкидонский собор.

В более общем плане Собору также необходимо рассмотреть отношения Церкви с государством и структуру Вселенской Церкви. Первый вопрос касается как Греции, так и стран с коммунистическим режимом; второй в основе своей затрагивает проблему экуменизма.

В заключение, Клеман делает очень важное замечание, касающееся подготовки Собора: «Число богословов, на постоянной основе участвующих в работе Подготовительной комиссии, очень ограничено. Что же до мирян, страстно приверженных Церкви, которых волнует ее будущее, ни у кого даже и в мыслях нет обратиться к ним. И однако мы все время славим нашу «соборность» и осуждаем клерикализм католиков». Необходимо дать простор для апостольского духа во всем народе Божием. «Все, что православные богословы привыкли писать об «отклике» (реакции на созыв Собора), должно присутствовать в его подготовке: соработничество епископата и простых верующих, взаимодействие духовенства с Божественной силой».

Так когда же?

Да, программа, которую предлагают нам Евдокимов и Клеман, воистину впечатляет; настолько даже, что невозможно отделаться от ощущения, что она невыполнима. Но с другой стороны, если мы не будем мыслить масштабно, если не будет ожидать от Господа великих деяний, зачем тогда вообще пытаться созывать собор? Самое время вспомнить предупреждение святого Григория Богослова: «Постережемся, братья, в молитве нашей осуждены быть за тщетность речей наших, ибо просим лишь малого, недостойного Даятеля».

Но, по крайней мере, одно совершенно ясно. Если будущему Собору надлежит стать таким всеобъемлющим, как хотят Евдокимов и Клеман, если в его подготовке должен принимать активное участие весь народ Божий, то до его открытия нужно многое сделать. А реальная работа по подготовке еще даже не началась. На второй обложке английского издания статьи «Навстречу Великому Собору» написано: «Святой и Великий Собор Православной Церкви планируется провести, по всей вероятности, в 1974 году». Судя по всему, это выглядит уж очень оптимистично!

***

Примечание переводчика

Последняя фраза владыки Каллиста оказалась пророческой. Со времени написания этой статьи прошло почти полвека. Давно канули в лету коммунистические режимы и в России, и в странах Восточной Европы. Однако Святой и Великий Собор все еще не состоялся.

С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии.

В октябре 2008 года состоялась встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле, и таким образом возобновилась подготовка к проведению собора. В мае 2010 года Патриарх Варфоломей заявил, что он и Патриарх Московский Кирилл приняли решение ускорить процесс созыва собора.

6-9 марта 2014 года в Стамбуле состоялось Совещание глав Православных Поместных Церквей, созванное Патриархом Константинопольским Варфоломеем для обсуждения деятельности подготовительного комитета Всеправославного собора. Присутствовали делегации от 13 Поместных Православных Церквей. На нем было принято решение, помимо прочего, создать специальную Межправославную комиссию, в которую вошло бы по одному архиерею и одному советнику от каждой автокефальной Церкви.

Работа комиссии проходит с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».

Также принято решение о созыве в первой половине 2015 года Предсоборного Всеправославного Совещания с целью принятия документа «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения».

Результатом Совещания стало Послание Предстоятелей Православных Церквей.

В приглашениях, разосланных Патриархом Варфоломеем предстоятелям Поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора:

  1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
  2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
  3. Процедура признания статуса церковной автономии.
  4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
  5. Установление общего календаря праздников.
  6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
  7. Вопрос поста в современном мире.
  8. Связь с другими христианскими конфессиями.
  9. Экуменическое движение.
  10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы

Следует отметить, что намечающийся в 2016 году Всеправославный собор не позиционируется как Вселенский, хотя диспуты по этому поводу не умолкают до сих пор.

‘Towards the Great Council?’, Kallistos Timothy Ware .

О публиковано в Eastern Churches Review, Volume IV, Number 2, autumn 1972.

Перевод Александр Шперл

1. Некоторые православные считают Восьмым Вселенским Константинопольский Собор (879-880), созванный святым Фотием Великим; а Исихастский Собор в Константинополе в 1341 году иногда называют д евятым Антилатинским. Соборы в Константинополе в 1054, 1283 и 1484 годах греческими авторами также называются «Вселенскими». Но в общепринятой православной практике принято говорить лишь о семи Вселенских Соборах.

2. Заявление было сделано в рамках обмена посланиями, можно даже сказать, во время диалога Папы Римского со Вселенским Константинопольским Патриархом.

3. В 1969 году такое событие действительно имело место, однако затем эта возможность была упразднена в 1980-х. В 2005 году Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах.

Вы прочитали статью Вселенский Собор – состоится ли восьмой ? Читайте также.

Похожие публикации