Классный час на тему "птичий квн". Птичий квн.doc - внеклассное мероприятие ко дню птиц «птичий квн» Птичий квн день птиц с презентацией

Учитель начальных классов: Павлова О.В.

Внеклассное мероприятие по теме:

«Птичий КВН. День птиц».

Выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

Развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

Воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»

Ход мероприятия

Участвуют 2-3 команды

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница… (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца… (снегиря).

Маленький певец лесной,

− Прекрасно поет соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на диск, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона: кар-кар!

Воробей: Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: Свири-свир!

Синица: Синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Ворона, воробей, дятел, клест, сова.)Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)Зачем журавлю длинные ноги?Зачем клесту нужен крестообразный клюв?Какую птицу зовут ледоломкой (Оляпку.)Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.Всякая птицы своим клювом сыта.Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1. Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2. Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3. Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказывающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

Ученик 4. В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5. В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу.

Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой команды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполнятся песня.

План: 1 Вступительное слово ведущих

2 КВН Представление команд

Задания.

1 Разминка (ведущий задает вопросы по очереди)

2 собрать пословицу (зрители отгадывают загадки, пока участники выполняют задание)

3 Эстафета «воробьи»

4 угадай «кто это?» (узнать птицу по описанию)

5. кто так умеет? «Птичьи разговоры» (карточки - задания)

Игра со зрителями

6 «весенний ветер».(собрать названия птиц из смешанных букв)

7 Бой скороговорок

8 брачный союз (назвать пару птице) кто быстрее?

10. «птичья викторина» (кто быстрее ответит)

11Творческий (изобразить птицу)

3 подведение итогов. Награждение.

1Вступительное слово ведущего. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на жизнь.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растен6ия, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.

Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Вот почему заботам о птицах является важным и полезным делом. Закон об охране и использованию животных запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся многие хищные птицы. Для охраны птиц создаются заповедники, заказники. В Кировской области имеется 197 особо охраняемых природных территорий общей площадью 375,6 тыс. га: государственный природный заповедник федерального значения « Нургуш », три государственных природных заказника регионального значения - « Пижемский », « Былина », « Бушковский лес », 189 памятников природы регионального значения, три лечебно-оздоровительных местности. Ведутся работы по созданию национального парка « Атарская Лука». Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода! Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развесить их весной. А зимой вешать кормушки, дуплянки. Не разорять птичьи гнёзда, не обижать птиц.

Конкурс 1« Разминка»
ведущий задает вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?(Тетерева, рябчики)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов)
- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?(Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

Остальные участники и зрители отгадывают загадки.

1. Он носом землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный

Крикун неугомонный (петух)

2. Кто дважды родиться,

один раз умирает? (птица)

3. И в лесу заметьте дети

Есть ночные сторожа

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы…(филины и совы)

4. Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Повернулась и в лес. (сорока)

5. Подскажите, что за птички:

Хвостик,. тонких две косички

Темно-синевого цвета

К нам летят в начале лета (ласточка)

6. В болоте плачет

А из болота не идет (кулик)

7. Он серенький на вид,

но пением знаменит. Соловей)

И петь не поет.

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают? (пингвин, страус)

Конкурс 3 Эстафета «Воробьи». Участники команд по очереди должны проскакать на одной ноге и чирикать на ходу. Так по очереди все игроки каждой команды «Кто быстрее»

Конкурс 4 Угадайте, кто это?. (После того как дети отгадали или не смогли отгадать показывается картинка с изображением птицы)
1« У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

Ответ: синица.

  1. «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
    Ответ: полозень.
  2. «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
    Ответ: щегол.
  3. Размером эта птица с воробья, но стройнее, с изящными формами и пропорциональными длинными ногами. Это очень грациозная и элегантная птичка. Любителям-птицеловам она известна, как хороший певец. Недаром это удивительное создание принадлежит к роду соловьев птица из семейства дроздовых, близкая родственница соловья. Птичка, носящая на своей груди символические цвета российской государственности – белый, синий и красный. Эдакий маленький российский знаменосец. (варакуша)
  4. большая голова с хорошо выраженным лицевым диском и крупными глазами, мягкое оперение, бесшумный полет; у некоторых видов на голове торчат перьевые ушки. Ведёт ночной образ жизни (сова)
  5. Посмотришь на эту небольшую птичку и подумаешь, что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда, и остановишься, как вкопанный, услышав её песню – разливается она на все лады. (соловей)
    конкурс 5 «Птичьи разговоры»
    Команды получают карточки:
    Гуси крякают
    Соловьи кричат
    Журавли гогочут
    Утки свистят
    Вороны ухают
    Ласточки воркуют
    Голуби каркают
    Синицы щебечут
    Совы пищат
    участники команд с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Ответы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.Конкурс 6 «Весенний ветер» Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не кончится время. (3 минуты)

ГВОХОРИСТКА

ОКВАСНЯ

КОСТАЧАЛ

СУХЫЛА

СОНОБУД

ПАЛЯЦ

ГИРЬНЕС

НЕЛЕШУКАЗ

НЕКОПАЧ

МОРДОКОЗИ

ТЕРИШВЕЙКА

ВЕЛОСОЙ

ДОЗОЙОК

ИСТРИСВЕЛЬ

ЦЕРКВОС

КРУШИВАЗА

ЛАКВАС

ВКОКОСМА

КАЧИГА

КОЗЛАРЕВА

УЩИПАХ

ВКОНОРОЖА

ЛОВИГА

ЗЛОПОПЕНЬ

КРУБОЧАС

ШНУРОК

ФАНЗА

НОРОВ

НУЛЬ

КАГАЛ

Дети хлопают

А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно досказать пословицу или поговорку.

НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.


Конкурс 7 “Бой скороговорок”.

Ведущий 1: Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.

Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно будет проговорить всей командой дружно и слаженно.

1 –ая команда

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали ворон
Сорок орлов попугали ворон,
Сорок коров отогнали орлов.

2 – ая команда

Когда журчат ручьи – грачи.
Когда кричат грачи – ручьи,
Когда грачи – тогда ручьи,
Когда ручьи – тогда грачи.

Конкурс 8 “ Брачный союз”.

Ведущий 2: С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц “брачный союз” длится вечность (например лебеди), у других - всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц. (команды отвечают по очереди)

Ответ:

Петух - курица

Гусь - гусыня

Утка - селезень

Голуб ь- голубка

Перепел - перепелка

Индюк - индейка

Орёл - орлица

Тетерев - тетёрка

Глухарь - глухарка

Фазан - фазанка


конкурс 9 «Птичья викторина» блиц-опрос Кто больше ответит на вопросы за одну минуту

  1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
  3. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
  4. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
  5. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
  6. Кто два раза родился? (Птица.)
  7. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
  8. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
  9. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
  10. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
  11. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
  12. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
  13. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
  14. Так называют влюбленных. (Голубки).
  15. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
  16. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
  17. Так называют плохую мать. (Кукушка).
  18. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)
  19. Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)
  20. Могут ли птицы спать на лету? (Да.)
  21. Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)
  22. Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)
  23. Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)
  24. Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)
  25. Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)
  26. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
  27. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
  28. Птица – санитар леса (дятел)
  29. Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)
  30. От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).
  31. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
  32. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

Конкурс 10 Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить: - пение кукушки (для одной команды); - крик петуха (для другой команды);

3 Подведение итогов. Награждение. Рефлексия


Сценарий мероприятия «Крылатый КВН» для младших школьников



Аннотация: Мероприятие предназначено для учащихся младших классов и приурочено к Международному дню птиц, который отмечается по экологическому календарю 1 апреля. Сценарий может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования для проведения занятий, уроков окружающего мира, праздников, посвященных птицам.
Цель: Воспитание экологической культуры детей через углубление знаний о перелетных и зимующих птицах родного края.
Задачи:
1.углубление знаний детей о значении птиц в природе и жизни человека, видах птиц, отношении к ним в народе;
2.воспитание эмоционально-ценностного отношения к пернатым друзьям;
3.развитие творческих, литературных, артистических способностей детей.

Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем КВН и сегодня он посвящается нашим пернатым друзьям. Но сначала мне бы хотелось прочесть вам замечательное стихотворение Франтишека Галаса, о чем? А на этот вопрос вы должны ответить сами!


Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц.
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц!
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Наточить ежу иголки,
Вставить косточки в плоды,
Чтобы слива стала сливой.
Будь и ты трудолюбивый!
Скажите, ребята, о ком идет речь? Кто творит все эти чудеса?.. Ну, конечно же, весна! И одной из ярких ее примет является возвращение перелетных птиц, оживление пернатого народа, веселый птичий щебет по утрам. Именно о птицах мы и будем сегодня говорить.
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.
В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40-е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 возобновлена.


С этого года Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год правит бал лишь один представитель пернатых. Например, в 2000 году птицей года была названа большая синица, в 2001- скворец, В 2002- пустельга, в 2003- кроншнеп, в 2004- белый аист.
Орнитофауна нашей планеты очень богата. Орнитологи насчитывают почти 9 тысяч видов птиц. Все они разные, удивительные, непохожие: от нескольких сантиметров, как колибри, до нескольких метров, как страус. И все они необходимы нам. Как вы думаете, почему птицы - наши друзья?..
(ответы детей).
Конечно же, птицы наши незаменимые помощники, ведь они уничтожают вредных насекомых, грызунов, являются санитарами в природе, опыляют растения, распространяют их семена, поддерживают равновесие между хищниками и растительноядными и радуют нас своими изумительными песнями, красотой оперения, приносят на крыльях весну и радость.
В ходе нашего мероприятия мы проверим, насколько вы знаете и любите птиц. И первый конкурс, который вас ожидает,- это ваше домашнее задание.
1.Домашнее задание.
Как мы уже говорили, птицы занимают особое место в нашей жизни. Недаром о пернатых слагалось столько легенд, песен, обращались к ним и многие писатели. Например, И.А. Крылов многих из птиц изобразил в своих поучительных баснях, при этом каждая его героиня или герой наделялись своим неповторимым характером.


Скажите, друзья, какие басни этого писателя, в которых действуют птицы, вам известны?..
Молодцы! А сумеете ли вы так же талантливо передать повадки, характер пернатых покажут ваши выступления - инсценировки басен, экологических сказок или рассказов.

(Выступления детей).
Спасибо командам за интересные выступления, артистизм исполнения и новые подробности жизни птиц. Ваше участие в КВН оценивает независимое жюри. Позвольте вам их представить… А сейчас мне бы хотелось проверить, сумеете ли вы узнать птиц по загадкам и разгадать шарады. Следующий конкурс называется разминка.
2.Разминка: загадки и шарады о птицах.
Каждой команде предлагается стихотворное описание птицы и несколько вариантов ответов на доске. Прослушав внимательно загадку, команда должна выбрать правильный ответ и записать его на карточку.
Загадки о птицах.
1.Я над полем и болотом
Начинаю рано петь.
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть (жаворонок)


2.Черен я пером от роду
И на радость свекловодам
Долгоносиков ловлю (грач)


3.Звонко-звонко распеваю,
Воротившись с юга в срок.
А вот песни занимаю
У грачей или сорок (скворец)


4. Строить гнезда не люблю я
И, как с юга прилечу,
То, не раскрывая клюва,
Громче всех в лесу кричу (кукушка)


5.Только я из птиц, признаться,
В зной и в стужу, и в пургу
По стволам передвигаться
Головою вниз могу (поползень)


Варианты ответов:
СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ПОПОЛЗЕНЬ, ГРАЧ, ЖАВОРОНОК.

Шарады о птицах.

1.Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
То стану птицей я лесной. (Волга – иволга)


2.Мое начало есть в степи,
И в серебре, да и в свинце,
А дальше цифру назови,
Шипящую поставь в конце:
А в целом птица я такая-
Быстрее всех других летаю.(С-три-ж)


3.Я свое имя вам скажу:
В моем начале то пишу,
Что в «человеке» есть одно,
А в «коллективе» вдвое,
В «ручье» не встретится оно,
А у «кукушки» втрое;
В мою средину любите ходить
За ягодами, за грибами;
А для того, чтоб слово завершить,
Мы букву «т» поставим с вами.
Я в целом птица. Подскажу –
Зимой птенцов я вывожу. (К-лес-т)


4.С буквой «с» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
А с буквой «Ф» за красоту
Меня жар-птицей называют. (Сазан – фазан).


5.Меня ты не один раз видел
На дереве, кусте и в книге.
Теперь скорей берись за дело
И «л» на «а» меняй ты смело:
Во мне ты птицу угадаешь,
Которую отлично знаешь. (Лист - аист.)


Молодцы, ребята! Этот конкурс оказался вам по плечу. Давайте узнаем, каких результатов вам удалось добиться в этих двух конкурсах. Слово предоставляется жюри… Спасибо, а мы продолжаем игру. Следующее задание – конкурс эрудитов. Вам наверняка известно множество пословиц о птицах. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
(ответы детей).
Вы настоящие знатоки фольклора! Пословицы и поговорки – это краткие и точные изречения, в которых очень метко отражены какие-либо особенности того или иного предмета.
3.Конкурс эрудитов: поговорки о птицах.
В данном задании вам предлагается дать биологическое объяснение поговорке. Каждая команда получает поговорку и одну минуту на размышление. Затем вам следует зачитать выбранную вами поговорку и разъяснить, почему сложилось такое изречение.
Поговорки о птицах.
1.Седой, как лунь. (Самцы этой хищной птицы с возрастом седеют).
2.Глухая тетеря. (Токующий тетерев или глухарь не слышат).
3.Заладил, как дятел. (Дятел долбит деревья с завидным упорством, иногда на одном дереве сидит целый день).
4.Как с гуся вода. (Гусь выходит из воды сухим, так как его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы).
5.Забился, как сыч. (На день сычи забиваются в укромные уголки: в дупла, на чердаки и другие места).

Молодцы, отлично справились с заданием. Уверена, что если вы так хорошо знаете птичьи повадки и особенности, то без труда сможете сами сочинить о них поговорки. Давайте попробуем! Известно, что поговорки составляются уже по заданным шаблонам, стандартам. Предлагаю вам один из них: например, пословица « чем дальше в лес, тем больше дров» построена на шаблоне «чем…, тем…». А теперь, опираясь на свои знания о представителях орнитофауны, наполните этот шаблон содержанием и попробуйте дать своему изречению биологическое или экологическое обоснование.Например, "чем больще мышей, тем сытнее сове". Вам дается одна минута.
(Команды выполняют задание).
Спасибо, уважаемые сочинители. Готово ли жюри оценить этот конкурс?.. Пожалуйста, ваши оценки участникам…

А мы продолжаем. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи и песни, но и легенды. Предлагаю вам послушать одну из них. Пожалуй, не с одной птицей не связано столько поверий у разных народов, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу нечистым животным, слугой дьявола и ее беспощадно уничтожали. Птица эта и сегодня слывет таинственной. Необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни, - все это тревожило воображение людей. А вместе с тем, она оказывает человеку неоценимую услугу: одна только хищница уничтожает за год от1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна. Узнали ли вы эту птицу? Конечно, это сова, птица 2005 года.


Каждая команда должна была подготовить свою легенду и предложить ее слушателям, а последние, прослушав легенду должны догадаться, о какой птице идет в ней речь.
4.Конкурс капитанов: птицы-легенды.
(Выступления капитанов команд).
Я благодарю все команды за интересные легенды и правильные ответы. Напоминаю, что рассказанная легенда приносит команде от до 5 баллов, а команда, первой давшая верный ответ получает 1 балл. А пока наше жюри подводит итоги этого конкурса и подсчитывает общие баллы, мне еще раз хотелось бы напомнить вам, что птицы – наши друзья, берегите их!

Подготовила и провела Белоногова И.А., учитель биологии, химии МБОУ
«Русско­Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ
Цели: повышать познавательный интерес к биологии, творческие способности
учащихся; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к природе,
чуткое и бережное отношение к ней; развивать умение работать в
коллективе, воспитывать ответственность и уважение к товарищам.
В игре участвуют две команды по 6 человек.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, плакаты,
рисунки c изображениями птиц, конверты с заданиями, фонограммы с
записями голосов птиц.
Форма проведения: игра с элементами телепередачи КВН.
Место проведения: актовый зал.
Эпиграф: Каким скучным местом был бы мир без птиц…
Звучит фонограмма с записями голосов птиц, журчанием ручья.
Ведущий: Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся.
Ожил лес, ручей проснулся.
В небе жаворонка трель,
Снова к нам пришёл апрель!
Посмотрите вокруг: ласково светит солнышко, от его тёплого
поцелуя раскрываются первые цветы, весенний ветерок игриво ласкает
нежные косы берёзок и плакучей ивы, в голубом небе проплывают лёгкие
облачка, а вокруг счастливым щебетанием заливаются птицы. Весну, по
преддвериям наших предков, приносили на крыльях именно птицы. 30 марта,
когда праздновали Тёплого Алексея, хозяйка выпекала обрядочное печенье
– жаворонков, дети с песнями носили их по селу. С 1 апреля 1906 года День
птиц отмечают как международный праздник. Именно в этот день была
подписана Международная конвенция об охране птиц.

Сегодня мы тоже отметим этот праздник в виде игры­КВН, в которой
будут соревноваться две команды самых веселых и находчивых. Мы узнаем,
кто из них больше знает о наших пернатых друзьях, имеет большую эрудицию
и находчивость… А судить нашу игру будут члены жюри в составе…
(представляет членов жюри).
Первый конкурс «Знакомьтесь, это мы!»
Участники представляют свои команды, девиз и эмблему.
Второй конкурс «Разминка»
Вопросы для 1­ой команды:
1. Кого называют пернатыми? (Тех, кто имеет перья, птиц.)
2. Первая птица. (Археоптерикс.)
3. Пернатая кошка. (Сова.)
4. Крылатый почтальон. (Голубь.)
5. Беззаводной будильник. (Петух.)
6. Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка.)
7. Птица­барабанщик. (Дятел.)
8. Что украшает голову петуха? (Гребень.)
9. Разносчик младенцев. (Аист.)
10. Когда клест выводит птенцов? (Зимой.)
Вопросы для 2­ой команды:
1. Наука о птицах. (Орнитология.)
2. Вестник весны. (Скворец.)
3. Пернатый чемпион по бегу. (Страус.)
4. Ныряльщик в ластах, но без маски. (Гусь.)
5. Пернатая журналистка. (Сорока.)
6. Как называют человека, переживающего подъём активности в утренние
часы? (Жаворонок.)
7. Какое украшение находится под клювом домашних кур? (Серёжки.)
8. Зубная щётка крокодила. (Чибис.)
9. Птица­малышка. (Колибри.)
10.Охотник за червяками на пашне. (Грач.)
Третий конкурс «Поэтическое настроение»

Прекрасное мелодичное пение птиц навевает поэтические мысли. Всего
за одну минуту участникам игры предстоит сочинить стихи, посвященные
нашим пернатым друзьям.

Слова для рифмы: Певец – скворец;
Весна ­ красна.
Четвертый конкурс «Грачи прилетели….»
Весной к себе на родину из теплых стран возвращаются
перелетные птицы. Расположить предложенных птиц в порядке сроков
их возвращения в родные места: скворец, трясогузка, грач, соловей,
иволга, ласточка.
Ответ:
1­ая волна (март) – грач.
2­ая волна (конец марта ­ начало апреля) – скворец.
3­я волна (середина апреля) – трясогузка.
4­ая волна (конец апреля) – ласточка.
5­ая волна (начало мая) – соловей.
6­ая волна (конец мая) – иволга.
Пятый конкурс «Брачный союз»
С приходом весны многие птицы образуют семейные пары. У
некоторых птиц, например, у аистов, журавлей, лебедей «брачный
союз» длится вечность, у большинства певчих птиц – всего один сезон. В
данном конкурсе необходимо подобрать партнёра или партнёршу
соответствующей птице, образовав так называемый «брачный союз».
1. Перепел – …(перепёлка).
2. Голубь – …(голубка).
3. Гусь – …(гусыня).
4. Индюк –… (индейка).
5. Скворец –…(скворчиха).
6. Орёл –… (орлица).
7. Тетерев – …(тетёрка).
8. Глухарь –… (глухарка).
9. Павлин – …(пава).
10.Утка – …(селезень).
Шестой конкурс «Бой скороговорок»
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются
настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой
скороговорок, пожалуй, устроим.
Каждой команде предлагается по одной скороговорке, которую нужно
будет проговорить всей командой дружно и слаженно.

1 –ая команда: Кряква закряхтела: “Кряк!
Как коряв мой краковяк!
Курсы в Кракове, но как
Краковяку учат крякв?”

2 – ая команда: Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел­пел,
Тетерева перепел.
Седьмой конкурс «Птичья кухня»
Птицы – весьма прожорливые существа, ведь переваривание пищи у
них происходит очень быстро: от 15 минут до 2­3 часов (в зависимости от
характера пищи). Чтобы накормить птиц, нужно хорошо знать их рацион.
Составьте «меню» для таких пернатых, как кукушка, колибри, снегирь,
сойка, клест, филин, аист, скопа, скворец, гриф.
Ответ:
1. Кукушка – гусеницы.
2. Колибри – цветочный нектар.
3. Снегирь – сочные плоды рябины.
4. Сойка – плоды дуба – жёлуди.
5. Клест – семена ели и сосны.
6. Филин – мышевидные грызуны.
7. Аист – лягушки.
8. Скопа – рыба.
9. Скворец – насекомые и их личинки.
10. Гриф ­ падаль.
Восьмой конкурс «Литературная гостиная»

Многие литературные жанры просто немыслимы без животных.
Птицы также заняли в литературном жанре достойное место.
Вопросы:
1. Назовите птицу, из ­ под пера которой вышло множество
литературных шедевров? (Гусь, его перьями писали эти
шедевры.)
2. Как звали гуся в рассказе в рассказе А.П.Чехова «Каштанка»?
(Иван Иванович.)
3. Ромео и Джульетта заметила, что их свидание затянулось, когда
услышали пение птицы. Чьё пение они услышали? (Пение жаворонка.)

4. Назовите самого известного представителя фауны из героев Эдгаро По?
(Ворон.)
5. В какую птицу оборачивался Финист из русской народной сказки? (В
сокола.)
6. Какая птичка в стихотворении С.Я. Маршака обедала в зоопарке у
зверей? (Воробей.)
7. У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни
И.А.Крылова? (У петуха.)
8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей.)
9. Кто служил парикмахером у Мальвины в сказке А.Толстого «Золотой
ключик»? (Удод.)
10. В списке действующих лиц трагедии Шекспира «Гамлет» его
нет. Однако в первом акте пьесы можно услышать его голос.
Воспроизведите, пожалуйста, его единственную реплику.
(Ку­ка­ре­ку.)

Девятый конкурс « И в шутку, и в серьёз»
От названий птиц нужно будет образовать глаголы и объяснить их
значение.
1. Петух ­ …(петушиться – вести себя задиристо и запальчиво).
2. Щегол ­ … (щеголять –выставлять что­либо напоказ, нарядно
одеваться).
3. Голубь ­…(приголубить – приласкать).
4. Ворона ­ … (проворонить – упустить выгоду, ротозейничать).
5. Соловей ­ … (осоловеть – стать сонным, вялым).
6. Попугай ­ …(попугайничать – подражать кому­нибудь).
Десятый конкурс ­ конкурс капитанов «Показуха»
Капитаны вытягивают конверты, в которые вложены карточки с
рисунками птиц и жестами, мимикой изображают их, а команды угадывают,
кого пытается изобразить их товарищ.
Конверт №1: Пингвин, цапля, павлин.
Конверт № 2: Филин, дятел, утка.
Одиннадцатый конкурс «Птичья филармония»
Весна без пения птиц – не весна. Петь «по­птичьи» игрокам не нужно,
а вот отгадать пропущенные в песенных текстах названия птиц, а затем
исполнить куплет предложенной песни придётся.

Тексты песен для 1­ой команды:
1.Спой­ка с нами… (перепёлка­перепёлочка)
Раз иголка, два иголка – будет ёлочка,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка.
2. Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черёмухи душистой
…(Соловей) российский, славный птах,
Открывает песнь свою со свистом.
3. … (Малиновки) заслышав голосок,
Припомню я забытые свидания,
В три жёрдочки берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья.
4. Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда­то,
А превратились в белых … (журавлей).
5. в Антарктиде льдины
Землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга.
Здесь одни (пингвины)
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.
Тексты песен для 2­ой команды:

1.Топ, топ,
Топает малыш
С мамой по дорожке – милый …(стриж)!
Маленькие ножки не спешат,
Только знай себе твердят:
Топ, топ, топ, топ,
Очень не легки
Топ, топ, топ, топ,
Первые шаги.
2. Чёрный …(ворон), чёрный …(ворон),
Что ты вьёшься надо мной?

Ты добычи не дождёшься,
Чёрный …(ворон), я не твой!

3. …(Ласточка, ласточка,) ты передай привет
Этому мальчику в его 18 лет.
В свой день рождения знает он пусть о том,
Что в этом городе кто­то грустит о нём.
4. Мохнатый шмель – на душистый хмель,
…(Цапля) серая – в камыши,
А цыганская дочь – за любимым в ночь,
По родству бродяжьей души.
5…(Птица) счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня,
Выбери меня, выбери меня,
…(Птица) счастья завтрашнего дня.
Двенадцатый конкурс «Следствие ведут знатоки…»
По описанию клюва определить пернатого владельца.
1 команда:
1. Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину.
(Дятел.)
2. У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающим
«китовый ус». Опустив клюв в воду, она щелкает:
процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы.
(Утка.)
3. Его клюв работает словно крупный рыболовный крючок – проносясь
над водой, эта птица подцепляет им рыбу. (Баклан.)
4. У этой птицы зазубренный клюв, достигающий 23 см, по длине равен
туловищу. Клюв очень лёгок и прочен, ярко окрашен. (Тукан.)
5. По старинным народным поверьям эта птица в своем длинном клюве
приносит младенцев. А затем от радости трещит клювом. (Аист.)
2 команда:
1. У этой болотной птички клюв похож на пинцет. (Кулик.)
2. Клюв этой птицы довольно крупный, а на нём ещё и непонятный
нарост – рог. Этот «рог» может достигать до десятой части веса
птицы. (Птица­носорог.)

3. Сильно изогнутый клюв этой птицы заменяет ей молоток, клещи,
отвёртку. Своим клювом птица легко может отвёртывать гайки.
(Попугай –какаду.)
4. Клюв этой птицы крестообразный. Верхняя половина его загнута вниз,
а нижняя вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек
еловых шишек. (Клёст.)
5. Эта птица пользуется клювом как сачком: нижняя часть клюва
состоит из гибких косточек, на которых натянут кожаный мешок.
(Пеликан.)
Тринадцатый конкурс « Орнитологический аукцион»
Команды по очереди демонстрируют свои знания о роли птиц в природе
и жизни человека.
Варианты ответов:
1. Уничтожают вредных насекомых.
2. Поедают грызунов.
3. Увеличивают природное восстановление леса.
4. Уничтожают различные отходы – санитарная роль.
5. Являются важным звеном в цепи питания.
6. Опыляют растения.
7. Уничтожают семена сорных растений.
8. Распространяют семена растений.
9. Дают мясо, пух, яйца.
10. Птичий помёт – отличное удобрение.
11. Используются в научных экспериментах, для биологических
исследований.
12. Эстетическое значение.
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителя.
Ведущий: На этом наша встреча в клубе весёлых и находчивых
завершена. Я думаю, что теперь, когда столько нового узнали о птицах,
вы постараетесь относиться к ним бережно и внимательно. Благодарим
за внимание.

ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ
Приложение
Загадки, загаданные пословицами.
1. Против сотни их, довольно одного ястреба. (Воробьи.)
2. Пуганая она и куста боится. (Ворона.)
3. Ему без носа, что волку без ног. (Дятел.)
4. Она хвалит его, за то, что хвалит он её. (Кукушка хвалит петуха, за
то, что хвалит он кукушку.)
5. Он свинье не товарищ. (Гусь.)
6. Дай ей грядку – изроет весь огород. (Курица.)
7. Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка. (Соловей.)
8. Нет птицы мудрее, чем она – всем в лесу голова. (Сова.)
9. За морем и она – птица. (Синица.)
10.И он свои часы знает.(Петух.)
«Опознай пословицу"
По фразе, изложенной почти научным языком, опознайте русскую пословицу.

1. Перенёсшая шок представительница семейства вороновых
испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями
без главного ствола. (Пуганая ворона и куста боится.)
2. Женские половые клетки в твёрдой оболочке не имеют права
преподавать высидевшей их одомашненной птице отряда куриных.
(Яйца курицу не учат.)
«Птичьи разговоры»
Определить, кто как «разговаривает».
Ворона ­ … каркает
Утка ­ … крякает
Голубь ­ … воркует
Филин ­… ухает
Гусь ­ … гогочет
Журавль ­ …курлычет
Воробей ­… чирикает
Индюк ­… кулдыкает
Глухарь ­… токует
Голубь ­…воркует

Цель: Обратить внимание к проблемам зимующих птиц, чтобы сохранить численность и поддержание видового разнообразия.

Задачи:

  • Расширение кругозора учащихся о пользе птиц и их охране;
  • Способствовать стремлению самостоятельно наблюдать и изучать птиц; – Продолжить формирование бережного отношения к птицам.

Оборудование: 2 чучела птиц, магнитофон, кассета с записью голосов птиц, различные кормушки, листок с написанными опорными словами, жетоны, бумага, карандаш, зеркало, 2 салфетки.

Место проведения: Актовый зал.

Эмблема КВН – летящая птица с письмом, на конверте буквы КВН.

Ход мероприятия

Под музыку пения птиц на сцену выходят две команды, рассаживаются по местам.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим КВН, назвали мы его птичьим.

Ведущий 2: Ребята! Вы знаете, что с 01.12.08 г. По 1 апреля 2009 года у нас в Хакасии, по инициативе Государственного природного заповедника “Хакасский” проводится акция “Покормите птиц зимой”. Свой КВН мы приурочили к этой акции. Мы хотим обратить ваше внимание к проблемам зимующих птиц с целью сохранения их численности и поддержания видового разнообразия.

Ведущий 1: В нашем КВН-е участвуют 2 команды. Команда “Дятел” и команда “Синица”. А это наши достопримечательные судьи. (Представить каждого, назвать фамилию, имя, отчество).

Конкурсы оцениваются в 5 бальной системе. Если конкурс оценивается иначе, об этом сообщают ведущие.

  1. Конкурс “Приветствие”.

Ведущий 2: По традиции соревнования между командами начинается с приветствий. Команда “Синицы”, ваше приветствие.

Ведущий 1: А теперь приветствие команды “Дятел”.

Ведущий 2: Просим жюри оценить приветствие команд.

  1. Конкурс капитанов.

Ведущий 1: Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину сцены. (Капитаны занимают указанные места.) Прежде всего проверим вашу сообразительность. На обдумывание 30 секунд.

  • Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  • Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  • Где зимуют и осенью спят вороны? (В садах, в рощах)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  • Загадайте загадку о птице зимующей у нас в Хакасии.
  • Пропеть куплет песни, в которой поётся о птицах.

Просим жюри оценить способности капитанов.

  1. Конкурс “Разминка”.

Ведущий 2: А сейчас начнём соревнованиё команд. “Кто лучше и больше знает жизнь птиц”. Команда, первой назвавшая правильный ответ зарабатывает жетон.

  • Может и разбиться,
    Может и свариться,
    А захочет – в птицу
    Может превратиться. (Яйцо)
  • “Гуль – гуль – гуль”, мани к себе их,
    Дай зерна, воды налей.
    Белых, сизых и кофейных
    Ты увидишь......... (Голубей)
  • Эта птица не простая:
    Днём его не встретишь ты
    Из дупла он вылетает
    С наступленьем темноты
    Днём любой его обидит:
    Он при свете плохо видит.
    А во тьме пугает сам,
    Пролетая по лесам.
    Опоздавших замечает
    У гнезда и у норы,
    И глаза его сверкают,
    Как зелёные шары. (Филин)
  • Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Это значит, что в том месте находится падаль или раненое животное)
  1. Конкурс “Знаешь ли ты птиц? ”.

Ведущий 1: А сейчас мы проведем конкурс “Знаешь ли ты птиц?”

“Птицы – наши друзья – гласит одна из заповедей.” А знаешь ли ты птиц? Каждой команде показывают чучело птицы. Нужно назвать птицу, коротко рассказать о её пользе.

Жюри оценивают ответы команды.

  1. Домашнее задание.

Ведущий 2: Проверяем домашнее задание на тему “Что было бы, если бы...”

Первой показывает выполнение домашнего задания команда “Синица”. Затем домашнее задание показывает команда “Дятел”. (Жюри оценивает).

  1. Номер художественной самодеятельности.

Ведущий 1: А сейчас каждая команда показывает свой номер художественной самодеятельности. /Жюри оценивает/

  1. Конкурс писателей.

Ведущий 2: Сейчас начнём конкурс юных писателей. От каждой команды по 2 человека.

Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания. Для работы вам отводится 3 минут. (Каждой группе выдается листок с написанными опорными словами, бумага, карандаш.)

  • 1 команда:
Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.
  • 2 команда:
  • Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки.
    1. Конкурс юных художников.

    Ведущий 1: Проводим конкурс юных художников. Художники от команд, пожалуйста, сюда. Ваша задача – нарисовать рисунок на тему “Больше заботы о пернатых друзьях!”

    Основная забота сейчас – это то, чтобы птицы были накормлены. Вы должны уложить это зерно в виде рисунка. “Нарисовать” с помощью зерна на кормушке бабочку. (Команда “Дятел”). И стрекозу (Команда “Синица”). 3 минуты.

    1. Конкурс болельщиков.

    Ведущий 2: Пока наши художники и писатели выполняют задания, устроим конкурс между болельщиками. Приглашаются по 1 болельщику от каждой команды.

    Слушайте задание: на каждый шаг (по очереди) надо назвать птицу, зимующую в Хакасии. Шаг без названия птиц не делать. Выигрывает тот, кто больше сделает шагов с названием птиц.

    Жюри подводит итоги.

    Ведущий 1: Подошло время проверить писателей. Писатели, ставьте точку в своих рассказах и зачитывайте нам свои произведения.

    Жюри! Оценка.

    1. Конкурс “Поговорки и пословицы о птицах”.

    Ведущий 2: Начинаем конкурс между командами. “Кто больше знает поговорок, пословиц о птицах”.

    Условия конкурса: Поговорки и пословицы называет каждая команда по очереди, не повторять. Большее количество очков присуждаются за большее число пословиц и поговорок. Начинаем. (Ведущие считают)

    1. Конкурс загадок.

    Ведущий 1: А теперь загадки о птицах.

    Загадывают болельщики противоположных команд. Одна загадка – 1 балл.

    Ведущий 2: Проверим работу художников.

    Художники, предоставляйте свои полотна для оценки судьям. Покажите и зрителям. Жюри! Выскажите своё мнение о картинах.

    1. Музыкальный конкурс.

    Ведущий 1: Объявляется конкурс между командами. “Кто больше знает песен о птицах”. Условия конкурса: каждая команда поём по одному куплету из каждой песни. Количество очков присуждается за большее исполнение песен. Конечно, учитывается и само исполнение песен. Первой попробует свои силы команда “Дятел”, а затем команда “Синица”.

    Слово предоставляется жюри.

    1. Конкурс болельщиков.

    Ведущий 2: А сейчас проведем конкурс болельщиков.

    • Болельщикам загадываются по очереди загадки о птицах. 1 загадка – 1 балл.
    • Какие птицы ночуют зарывшись ночью в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
    • Какая птица выдалбливает клювом дупло для гнезда? (Дятел)
    • Какие птицы перекочевывают на зиму к жилищу человека? (Синица большая, сорока, ворона)
    • Название какой перелётной птицы созвучно с фамилией писателя? (Гоголь)
    • Кого называют пернатой кошкой. (Сову – ночного охотника за мышевидными грызунами).
    • Почему тушки мертвого клеста и в тепле не разлагаются? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Всё тело пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления).
    • Назовите 6 видов птиц, зимующих в нашей местности? (Воробей домовой, воробей полевой, сорока, ворона, синица, дятел, снегирь, голубь)
    • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское /лотком/, а сорочье круглое с крышкой)
    • У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (Дятел)
    • Какие птицы роют норы для гнезда? (Береговые ласточки)
    • Название какого города созвучно с названием птицы? (Орёл)
    • У какой птицы такой крепкий хвост, что он поддерживает птицу на дереве? (Дятел)
    • Здесь и гам и птичье пенье,
      Здесь есть даже угощенье:
      Крошки хлеба и пшено.
      Отгадайте, что это? (Кормушка)
    • К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название птицы? (Иволга)
    • Как узнают возраст птиц и их пролётные пути? (Кольцевание)
    • Какие птицы Хакасии внесены в Красную книгу?

    Ведущий 1: Ребята! Сейчас середина зимы. Вы конечно, хорошо знаете, что зима для птиц самое трудное время года. Много птиц погибают от того, что они не находят себе корма. Зимой птице не холод страшен, а голод. Вот и поселяются они ближе к жилищу человека, а он в свою очередь проявляет много заботы о пернатых друзьях, устраивая настоящие птичьи столовые.

    Вот такие кормушки можно сделать самостоятельно, если у вас их ещё нет, то надо сделать. (Зачитывается листовка “Столовая для птиц”).

    1. Конкурс “Птичья столовая”.

    Ведущий 2: Сейчас мы проведём конкурс “Птичья столовая”.

    Многие птицы посещают их. Вот мы и хотим узнать, какие же птицы чаще всего столовой пользуются. Каждой команде даётся бумага и карандаш. Записать название птиц, которые прилетают в вашу птичью столовую. На это даётся 3 минуты.

    Пока ребята выполняют задания, болельщики расскажите у кого есть птичьи столовые, чем вы кормите птиц? Чем они радуют вас? Почему необходимо охранять птиц?

    Ведущий 1: Проверяем выполнение конкурса “ Птичья столовая”; участники конкурса представьте ваши работы. Команда “Дятел”, зачитайте ваши ответы. Команда “Синица”, вам слово.

    1. Конкурс “Таинственное письмо”.

    Ведущий 2: Ребята! Только что получено письмо, но оно оказалось таинственным и прочитать его мы не смогли. Нам посоветовали обратиться за помощью к вам. Каждая команда сейчас получит текст этого загадочного письма. Ваша задача прочитать его. На это даётся 3 минуты.

    А пока ребята расшифровывают письмо, давайте послушаем, какие у птиц красивые голова и как замечательно они поют.

    Расшифровав письмо Вы поняли, что с наступлением тёплых дней нам надо ждать птиц с юга. А птицам прилетевшим с юга нужно жильё – и сейчас ещё есть время вспомнить какое жильё нужно птицам.

    Ведущий 1: Жюри. Подведите итоги нашего КВН.

    (Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

    Очень приятно, что вы приняли участие в этом КВНе. Проигравших нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наш КВН показал, что вы много знаете, а после его проведения вы обогатили и расширили эти знания, но главное – вы будете ещё бережнее относится к птицам, природе.

    А сейчас предоставляется слово жюри. Подведите итоги нашего КВН. (Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

    Литература:

    1. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга, 1996. – 122 с.
    2. Прокофьев С.М. природа Хакасии: Пособие. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1993. – 205 с., с илл.
    3. Заповедник Хакасский: научное издание. Под редакцией Г.В. Девяткина. Абакан: “Журналист”, 2001. – 128 с.
    4. // Биология в школе. – №1, 1999 г.
    5. // Биология в школе. – №2, 1989 г.
    6. // Биология в школе. – №1, 1993 г.
    7. // Педсовет. – №6, – 2002 г.
    8. // Педсовет. – №12, – 2003 г.
    9. // Педсовет. – №12, 2006 г.
    10. // Педсовет. – №1, 2005 г.
    11. // Последний звонок. – №12, 2003 г.
    Похожие публикации