Как попасть служить на корабль. "Армия учит тому, что инициатива наказуема": солдат о службе в ВМФ. Мы знаем: время растяжимо

Еще до решения на государственном уровне о переводе военнослужащих по призыву на годичный срок службы у меня состоялась беседа с командиром флагмана ЧФ ГРКР «Москва» гвардии капитаном 1 ранга Игорем Смоляком на эту тему. Тогда он назвал надвигавшуюся проблему одной из самых серьезных, по-настоящему волнующих всех командиров кораблей. Получается, едва обучишь матроса, а ему уже увольняться пора. В связи с этим вставал вопрос о максимальном ускорении становления молодых матросов, дабы увеличить их КПД на кораблях.

Молодые матросы из дивизии надводных кораблей

«Это серьезное испытание для всех командиров», - предвидел ситуацию хозяин ходового мостика флагмана ЧФ.

Понимало это и руководство флота. И не сидело сложа руки, а искало все возможные пути скорейшего становления молодых матросов. Был предпринят ряд мер. Об одной из них, например, сказал командующий ЧФ вице-адмирал Александр Клецков, отвечая на вопрос журналистов во время проводов ГРКР «Москва» в Средиземное море, в Мессину:

«Раньше военные моряки служили три года. Теперь перешли на годичную службу. Можно ли за этот короткий срок стать настоящим моряком? Моряком можно стать всегда, особенно, если с детства мечтаешь об этом, - резюмировал командующий, - трудно за короткий срок приобрести прочные навыки в обслуживании сложной боевой техники и оружия. Флот приобрел определенный опыт подготовки моряков при переходе с двухгодичного на полуторагодичный срок службы, получил определенный методический опыт. Сейчас в связи с переходом на годичный срок службы мы ушли от подготовки моряков некоторых специальностей в учебных отрядах, сократили время пребывания молодых воинов во флотском экипаже...

Сейчас вчерашние призывники максимально быстро попадают на боевые корабли, где их обучение проходит на действующей технике и оружии, в реальных условиях их эксплуатации».

Мы знаем: время растяжимо

Действительно, заместитель командира флотского экипажа по воспитательной работе капитан 2 ранга Павел Хараев подтвердил, что нынешний призыв на годичную службу и становление призывников стали намного динамичнее прежних. И как тут не вспомнить слова поэта:

Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Раньше матросов для береговых частей мы готовили в течение 30 суток, - говорит офицер, - и 45 суток для службы на надводных кораблях. Это так называемый курс молодого бойца, второй вид подготовки. Сейчас программа общевойсковой подготовки составляет всего две недели. Мы не задерживали людей во флотском экипаже. «Конвейер» работал четко и безостановочно, учитывая буквально каждый день. Достаточно сказать, что в этом наборе пять групп новобранцев приняли военную присягу, чего не было ранее.

Конечно, это хлопотно. Но зато теперь молодежь не скапливается в экипаже, поджидая прибытия очередной партии призывников, а готовится «порционно», по мере их поступления. Прибыла партия, сразу «включается таймер». Как говорят, время пошло. Приняли присягу - и сразу на корабли. Дорог каждый день. Сегодня неизмеримо возросла цена учебного времени. Это понимают во флотском экипаже.

Я был свидетелем, когда два десятка моряков отправлялись с Минной стенки на корабли дивизии. В ожидании катера они получили разрешение на короткий перекур. Кто-то затянулся сигаретой, кто-то подошел к военторговскому ларьку. Перекур длился недолго. Офицер, сопровождавший молодых матросов, воспользовался паузой и начал рассказывать им об истории и традициях основного корабельного соединения ЧФ. Они внимательно слушали.

Время скоротечно. Времени на раскачку нет. Дорог не только каждый день службы, но и каждый час. И кто как не офицеры лучше других понимают это. Потому и стараются по максимуму насытить время службы моряков. С самого первого дня их пребывания в соединении. К этому добавлю, что изменилось и время обучения в учебном отряде. Если раньше в школе водолазов, например, было два срока обучения: 5 и 7 месяцев (второй для водолазов-глубоководников), то теперь только пять. И тут важно отметить, что год по призыву - это своего рода «пристрелка» для службы по контракту. За это время матрос получает некий фундамент знаний и опыта, который в последующем может наращивать уже в качестве профессионала. Года вполне достаточно, чтобы определиться с последующим жизненным выбором. Кстати, сейчас в связи с общемировым финансовым кризисом, который основательно коснулся и России, при росте числа безработных довольно многие изъявляют желание служить по контракту.

Неиспользованные резервы

Сокращенные сроки службы выдвигают к матросам повышенные требования. Очень хорошо, когда призывник приходит на флот, уже имея специальность, полученную в РОСТО. Причем не на бумажке, не формально, а реально.

Повысилось ли качество подготовки в РОСТО в связи с переходом на годичную службу? - интересуюсь у офицера управления боевой подготовки ЧФ подполковника Сергея Шатова, курирующего этот вопрос.

К сожалению, нет, — констатирует Сергей Александрович, - такого улучшения мы не наблюдаем. Все осталось на прежнем и порой невысоком уровне...

Впрочем, это тема отдельного разговора, и вопрос сей не в компетенции флота. Думается, здесь таится немалый резерв для повышения профессионального уровня молодых воинов.

Спасибо шефам

А вот неформальные и прочные шефские связи, установленные кораблями, соединениями и частями с различными городами и регионами России, - действительно важная составная скорейшего становления молодых воинов. Ведь это изначальный отбор людей, пресловутого «человеческого материала», который в итоге и определяет успех любого дела, настрой и сплоченность коллектива, его профессионализм.

Когда капитан 2 ранга Ханаев стал называть регионы России, которые пополняют ЧФ, я вспоминал корабли и воинские части, имеющие шефов. А таких - подавляющее большинство. Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Башкирия, Мордовия, Самара, Белгород, Тамбов, Астрахань, Тюмень... Это ведь не только моральная и материальная поддержка воинских коллективов. Это серьезный отбор людей. Связь с военкоматами названных регионов весьма положительно сказывается на формировании экипажей кораблей и судов, насыщает их дисциплинированными, грамотными специалистами, нередко с высшим, незаконченным высшим или среднетехническим образованием.

Причем такая связь взаимовыгодна, поскольку регионы после окончания службы моряков по призыву получают хорошие, окрепшие морально и физически профессионально подготовленные кадры.

Каждой специальности — отдельный класс

Конечно, профессиональное становление молодых матросов в значительной степени зависит от уровня занятий и тренировок по специальности.

Ну а что в этом плане сделано во флотском учебном центре, который замыкается на управление боевой подготовки и где учатся экипажи боевых надводных кораблей и вспомогательных судов флота?

Оказывается, в «кузнице» боевого мастерства тоже не сидели сложа руки. Как сообщил временно исполняющий обязанности начальника учебного центра ЧФ капитан 3 ранга Иван Быков, здесь дополнительно оборудовано несколько учебных кабинетов. Теперь они есть по всем основным военно-учетным специальностям (ВУС). Скажем, раньше в одном кабинете обучали специалистов БЧ-3, то есть минеров и торпедистов. Оружие у них, понятно, разное. Сейчас оборудовали два кабинета: минного и торпедного вооружения. И в этом заслуга старшего мичмана Дмитрия Инкалева, который вот уже шесть лет служит в учебном центре.

Такая же дифференциация коснулась и других вус. Понятно, сколь разнообразно ракетно-артиллерийское вооружение кораблей. Используются совершенно разные комплексы и артиллерийские установки. Теперь для ракетчиков оборудовали три отдельных класса. Это стало возможным благодаря тому, что учебный центр получил в свое распоряжение три ракетные установки, которые были выведены из боевого состава после списания выслуживших свой срок кораблей. Сейчас в учебном центре думают над тем, как усовершенствовать класс артиллерийской подготовки.

Ныне учебный центр располагает пятью классами для обучения специалистов радиотехнической службы, шестью классами для подготовки специалистов электромеханической службы. Есть отдельные кабинеты для связистов, сигнальщиков. В этом заслуга старшего мичмана Александра Долгих, который многие годы отдал службе в соединении надводных кораблей ЧФ.

Такая дифференциация, понятно, идет на пользу обучаемым, ибо позволяет максимально конкретизировать подготовку специалистов. Она важна еще и потому, что обеспечивает наглядность и безопасность обучения. А еще - экономичность. Ведь одно дело - в учебных целях эксплуатировать боевую технику, имеющую, понятно, свой ограниченный ресурс, и другое дело - учебная техника. К тому же начальники кабинетов, как правило, обладают большим практическим опытом, полученным на кораблях, и методическим мастерством, приобретенным в учебном центре, которым уже не первый год руководит в прошлом корабельный офицер капитан 2 ранга Владимир Федорчук.

Новые «годичники» в строю

Во время недавних проводов ГРКР «Москва» на боевую службу в Средиземное море командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Клецков отметил, что наряду с важной международной миссией (неофициальный визит в итальянский порт Мессина) экипажу крейсера предстоит решать и обычные для боевой службы задачи. Это изучение и обслуживание своего заведования, несение ходовых вахт у работающих механизмов, приобретение практического опыта. Это самое что ни на есть быстрое становление молодых матросов.

Море, дальние походы - это лучшая школа профессионального мастерства. Сначала под присмотром и контролем младших командиров, старших товарищей, а затем самостоятельно начинают молодые матросы обслуживать материальную часть.

ГРКР «Москва», как заверял на торжественном митинге в первый день похода его командир гвардии капитан 1 ранга Игорь Смоляк командование флота и его ветеранов, с честью выполнит поставленную перед ним задачу. И флагман флота действительно достойно представил Андреевский флаг как на просторах Средиземного моря, так и в ходе визита в итальянский порт Мессина. 103 молодых матроса в самом начале похода были посвящены в гвардейцы, дав клятву высоко нести честь и достоинство моряка-гвардейца. Дальний поход оказался очень эффективен и насыщен боевой учебой и потому стал важной вехой для становления молодых матросов. Прошло двустороннее учение между нашим крейсером и новейшим эсминцем УРО ВМС Италии «Андреа Дориа». Целый ряд задач крейсер выполнил в одиночном плавании.

Уже за этот сравнительно непродолжительный период боевой службы молодые воины стали полноправными членами экипажа, получили допуск к самостоятельному несению вахт и обслуживанию своего заведования. В числе лучших заместитель командира крейсера по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Сергей Соломаха отметил гвардии матросов сигнальщика Кирилла Овчинникова, старшего комендора Айзора Шуйханова и электрика сильного тока Тимофея Савченко. Эти матросы быстрее других сдали зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию своего заведования и внесли свою лепту в успешное решение всех поставленных перед экипажем задач.

Конечно, молодым матросам еще предстоит многое сделать для того, чтобы стать настоящими специалистами. Но начало положено. На флагмане флота не ропщут на укороченные сроки службы по призыву. Здесь ищут и находят пути быстрейшего становления новичков в боевой строй.

Море – отдельная стихия, безграничная и многогранная, со своими прелестями и капризами. Каждый знает море по-своему, и тем не менее, одно дело, если вы турист или рыбак, и совсем другой вопрос, если это служба в армии на флоте. Этот нелегкий труд является уделом настоящих мужчин, сильных телом и духом. Сегодня рассмотрим такую тему как служба в ВМФ по призыву. Какой срок ее прохождения, как попасть в матросские ряды, и может ли каждый юноша, мечтающий о тельняшке и море, осуществить свое желание.

Сколько служить

Все привыкли к тому, что срочная служба в рядах ВМФ всегда была дольше, чем в сухопутных войсках. В СССР действительно был повышенный , он составлял 36 месяцев. За это время юные матросы превращались в закоренелых моряков, знающих все тонкости корабельного дела, прошедших на практике все особенности поведения моря и тяготы службы на судне вдали от суши.

Однако в 1996 году ВМФ России примкнул к остальным родам войск в плане приказов и распоряжений касательно армии в целом, и срок несения службы сократился до общевойсковых 24 месяцев. Известный факт, что посредством проведения военной реформы в 2008 году в вооруженные силы РФ стали призывать новобранцев в строй на 12 месяцев.

Это распоряжение коснулось и морского флота, так что в 2017 году матросы будут драить палубу и не только на протяжении всего 365 дней, что в 3 раза меньше, чем отслужил, например, дедушка юного моряка.

Кого берут и критерии отбора

На вопрос «Как попасть в ряды ВМФ по призыву?» ответ довольно простой – по общему распределению из военкомата, ничего сверхъестественного от юноши не потребуется. Теоретически это действительно именно так, однако кое-какие нюансы все же имеют место быть. Во-первых, существуют критерии отбора на службу в ВМФ, связанные с биологическими данными и здоровьем:

  • рост кандидата в матросы не должен превышать отметки в 180 см;
  • к прохождению «срочки» на флоте допускаются всего 3 категории годности граждан – А1, А2, И А3, что является гарантией крепкого здоровья будущего моряка;
  • также для зачисления в морфлот необходимо успешно пройти психологическое тестирование, при этом должна быть выявлена вторая группа психической устойчивости.

Тем не менее, с ростом выше 180 см тоже имеется вариант надеть тельняшку. Если призывник соответствует остальным параметрам и проявляет желание служить в ВМФ, то его могут направить в береговую охрану либо в роту почетного караула при штабе. Конечно, на корабль такой «моряк» вряд ли попадет, тем не менее, элитная служба ему точно будет обеспечена.

Помимо вышеуказанных критериев, при отборе граждан в морфлот преимущество отдается следующим кандидатам:

  • тем, кто имеет документ об окончании военно-морского училища;
  • тем, кто имеет рабочую гражданскую специальность, например, моторист, сварщик или радиотехник, такие навыки обязательно пригодятся на корабле будущему матросу.

Более того, о своем намерении проходить срочную службу в рядах военно-морского флота необходимо заявить при прохождении медкомиссии. Делается это с целью привлечения вашей кандидатуры именно в ту команду, которая формируется для отправки на флот. Если уж юноша грезит морем до мозга костей, ему заранее известно, что он соответствует всем вышеуказанным требованиям, то в таком случае можно обратиться в отдел кадров войсковой части подразделения морского флота с вопросом о том, планируется ли набор матросов в данный призывной период.

При положительном ответе юноше будет оформлено соответствующее приглашение на службу именно в эту часть (бумагу необходимо передать в военкомат при удобном случае, которым может являться та же медкомиссия).

Жесткие требования по здоровью объясняются вполне логично – матрос обязательно должен быть физически крепким, а также психологически устойчивым. Что же касается так называемой «конкуренции за место под Солнцем», то она обусловлена низким процентом призывников, отправляющихся служить именно на флот, ведь на сегодняшний день основная часть моряков – контрактники.

Особенности службы на флоте

Не нужно лишний раз упоминать, что моряки в погонах находятся в особо тяжелых условиях несения службы, они не просто оторваны далеко от дома, вокруг них находится беспросветная водная поверхность и один лишь горизонт. Кроме самой фундаментальной особенности проявляется и еще одна интересная тенденция, на кораблях ВМФ практически отсутствуют такие печально известные в сухопутных войсках понятия как .

Объясняется этот факт не менее логично, чем строгие критерии отбора. Дело в том, что за каждым членом корабля закреплены определенные обязанности на весь период несения службы. Поэтому, с целью повышения работоспособности и качества выполнения поставленных перед корабельным расчетом задач, выяснять отношения матросам и офицерам совершенно невыгодно, а иногда и попросту некогда. Так же не стоит забывать о пресловутом моменте нахождения всего экипажа «под одной волной», что само по себе влечет к сближению между матросами и командующим составом.

Что в итоге

Подводя своеобразный итог, можно выделить следующие факты о прохождении срочной службы в ВМФ:

  • параметры отбора граждан на вакансии будущих матросов достаточно жесткие, что объясняется спецификой несения службы;
  • для несения корабельной службы кандидат должен иметь отменное здоровье, а также рост в пределах 180 см;
  • преимущество при отборе в местном военкомате можно получить, окончив военно-морскую академию или освоив одну из рабочих гражданских специальностей;
  • порой, чтобы надеть тельняшку, нужно еще до похода в военкомат отправиться в определенную войсковую часть, проверить наличие заявки на набор призывников и подтвердить свои физические данные;
  • несмотря на все тяготы корабельной службы и пребывания в открытом море, абсолютно каждый член экипажа получает незабываемые впечатления, эмоции, а также чувствует особенное отношение с природой, оставаясь один на один со стихией.

Поэтому, если вы желаете попасть именно в этот род войск, надо позаботиться об этом заранее.

Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.

Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.

Как я оказался в армии


В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет - прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную - прим. «360») домой уходить.

Отвезли нас в распределок (распределитель - прим. «360») - я уже толком и не помню, где это было - и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ - это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге - Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска - прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.

Что брать с собой на службу


Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель - прим. «360»).

«Учебка»


«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца - это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже - сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».

С чего начинается служба

Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море - отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы - посмотреть, как все отремонтировано.

Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее - внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты - прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места - например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.

Обязанности матросов


На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая - транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая - сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.

В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».

Быт на корабле и еда

На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность - пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.

Отношения внутри коллектива

Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ - он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры - мичманам, мичманы - контрактникам, а контрактники - нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было - что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы - срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.

Армия - школа жизни. Или нет?


Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, - делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.

человек поделились статьей

«Срочники» — военнослужащие по призыву — больше не будут проходить службу на боевых кораблях и подводных лодках Северного флота. Начиная с весенней призывной кампании этого года практически все должности в плавсоставе комплектуются исключительно военнослужащими по контракту.

Призывники будут служить только в сухопутных воинских частях. По мнению экспертов, только подготовленные профессиональные военные справятся с эксплуатацией сложного оборудования современных эсминцев, крейсеров и подводных лодок. Но такое решение снижает у будущих призывников популярность военной службы. Вместо элитных частей и подразделений их отправляют на вспомогательные должности.

Как рассказали в штабе Северного флота, начиная с нынешнего года все должности на кораблях и подводных лодках комплектуются исключительно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Поэтому призывников направят только в части береговых войск СФ: мотострелковые бригады и бригады морской пехоты. Также военнослужащие по призыву пополнят состав наземного персонала авиационных эскадрилий и полков, а также дивизии противовоздушной обороны.

Бывший замглавкома Военно-морского флота адмирал Игорь Касатонов рассказал, что переход к комплектованию контрактниками экипажей кораблей начался еще при предыдущем министре обороны. При Сергее Шойгу этот показатель достиг 100%.

— Старшина контрактной службы — это совсем другой уровень мотивации и подготовки военнослужащего, -— рассказал адмирал. — В последнее время увеличилось количество и продолжительность боевых выходов кораблей в море. На флот пришла совершенно новая, высокотехнологичная техника, обслуживать которую должны профессионалы. Поэтому логично, что нам нужны люди, служащие не один год, а минимум 5-7 лет. На флоте сегодня создали не только систему привлечения контрактников, но и систему стимулирования, чтобы они как можно дольше выполняли свои обязанности в составах экипажей кораблей и подводных лодок. Я говорю о надбавках к денежному довольствию, возможности получения бесплатного высшего образования и собственной квартиры.

В Военно-морском флоте Советского Союза срок службы в плавсоставе составлял три года. Но в российских ВМФ его сократили до двух лет. Сейчас же «срочники» служат всего двенадцать месяцев.

Но проблема не только в необходимости укомплектовать корабли и подводные лодки специалистами. С увеличением количества дальних походов командование ВМФ столкнулось и с серьезными организационными проблемами.

— Уходит корабль к берегам Сирии, а на нем ребята-призывники, — пояснила «Известиям» секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. — У матроса закончился срок службы. Командировочные, как контрактникам, ему не выплачивают. Ведь считается, что он несет службу на территории России.

Зампредседателя Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин отметил, что для многих призывников отсутствие возможности отслужить «срочную» на корабле или подлодке станет неприятным сюрпризом.

— Они хотят, у них есть стремление, есть романтика. Но нет профессиональной подготовки, — отметил Александр Каньшин. — Сейчас военнослужащего по призыву готовят полгода. А остальные полгода они ждут увольнения в запас. А есть специальности, по которым пройти практическую подготовку и за год непросто.

Напомним, что уже осенью прошлого года приемно-техническая комиссия флота, отвечающая за отбор военнослужащих для службы в плавсоставе и на Крайнем Севере, практически не распределяла «срочников» на корабли и подводные лодки Северного флота.

Источник - Известия.ру

Похожие публикации