Хиты настольных игр. Чем заняться с ребенком дождливым осенним вечером? Карты против всех

В 2017 году дебютировало несколько новых издателей, а ассортимент настольных игр заметно расширился. В то время как полки российских магазинов пополнялись очередными локализациями зарубежных хитов, на площадках краудфандинга регулярно собирали огромные суммы новые гиковские настолки. В нашем топе - самые заметные релизы года

Лучшая зарубежная игра

Претенденты : Pandemic Legacy 2, Warhammer Underworlds: Shadespire

Рискнём назвать Gloomhaven лучшей приключенческой игрой в мире. Кампания длиной в сотню сценариев, 17 классов персонажей с действительно разной манерой игры, гибкая система уровней сложности, несколько десятков видов монстров, которым не нужен игрок-злодей - они отлично справятся и сами. Управление персонажем сводится к манипуляции всего 10 картами - это и ваши боевые приёмы, и дополнительные жизни. Механика Legacy помогает хорошей игре стать великолепной. Отдельно радует, что Gloomhaven выйдет на русском .

Лучшая ролевая игра


Претенденты : Fate Core, «Дневник авантюриста. Правила игры»

Проект по изданию и переводу настольной ролевой игры Pathfinder собрал невероятную сумму на CrowdRepublic - свыше 4 миллионов рублей! Это убедительно показывает, насколько отечественные ролевики любят комплексные фэнтезийные игры. 600-страничная книга содержит полный свод правил, включающий этапы создания персонажа, главы со снаряжением, артефактами и магией, а также объёмный раздел для ведущего. Pathfinder переосмысливает классическую Dungeons & Dragons 3.5, но за похожей основой кроется множество мелких приятных нововведений. Самое главное, что разработчики активно поддерживают игру: выпускают новые продукты, устраивают мероприятия. Pathfinder уже давно популярен и в России, особенно в клубах настольных игр, где проводят регулярные организованные встречи Pathfinder Society.

Лучшая отечественная игра

Претенденты : « », «Индейцы»


«Бронза» была представлена на осеннем «Игроконе» и собрала множество положительных отзывов. Те, кто знаком с авторским прототипом под названием Jazz Band, давно её ждали, но для большинства она оказалась приятным сюрпризом. «Бронза» дополняет коллекцию евроигр ещё одной исторической эпохой и одновременно завлекает игроков выразительным оформлением и оригинальными иллюстрациями. Механика «Бронзы» радует тактическим простором с умеренным влиянием случайности и простотой при планировании ходов. Благодаря этому она так понравилась и гикам, и любителям семейных игр.

Самая стильная игра

Претенденты : «Легенды Сигнума. Битва за Валлор», « », «Бронза»


«Серп» был на слуху на протяжении всего прошедшего года. Своей популярностью игра во многом обязана , чей проект «1920+» стал основой для её мира. Оригинальный сеттинг игры, сочетающий Европу 1920-х годов и будущее, иллюстрации, выполненные в техниках импрессионизма и натурализма, привели в восторг и фанатов художника, и счастливых обладателей настольной игры. Создатели «Серпа» бережно воссоздали этот стиль в оформлении карт, дизайне роботов-мехов и в детализированных пластиковых миниатюрах.

Игра года

Претенденты : «Нью-Анджелес», «Это моя война», «Кровь и Ярость»


«Покорение Марса» - редкое сочетание европейского дизайна и глубокой темы. Забудьте одинаковые игры про средневековых строителей и торговцев. Вы уже не на Земле. Вам предстоит растапливать ледяные шапки и выращивать в теплице картошку. Готовьтесь запускать орбитальные станции и выводить морозоустойчивый мох. Строить космопорт на Ганимеде и обстреливать Марс астероидами. Карты проектов точно сошли со страниц : любая из них предлагает реальный шаг к цветущим яблоням и космическому братству народов. «Покорение Марса» выдерживает испытание временем. Каждая карта в колоде проектов представлена в единственном экземпляре, и партии получаются очень вариативные. В игре нет единственно верной стратегии, а взаимодействия игроков здесь ровно столько, сколько нужно для конфликтной евроигры. Трудно найти другую настолку, в которой фантастическая тема так хорошо сплетается с механикой.

Ну что, друзья, вот и еще один год пролетает. Я не люблю разговоры про то, что все так быстро летит, что когда-то было совсем не так, как сейчас и т.д. Эту тему оставим для старперов. По старой доброй традиции в конце года я пишу статью про то, чем мне запомнился уходящий год. Раньше было много текста, и читатели справедливо писали про «многабукаф», поэтому сейчас постараюсь не растекаться мыслями по древу, если получится=)

В уходящем году в блоге у меня не было каких-то особенных статей, серий интервью и мегакрутых анонсов. Работал как всегда, в обычном режиме=) При этом мне очень приятно отметить, что этот год по статистике получился особенным. Во-первых, неделю назад у меня было зафиксировано больше 1000 просмотров за день. До этого не хватало буквально чуть-чуть. То 986 покажет, то 995, но добраться до 1000 никак не удавалась. По меркам интернета это очень маленькие цифры, но все же планку наконец-то удалось взять. Конечно, это все благодаря вам — тем, кто читает эти строки. А во-вторых, в целом этот год сильно вырос по статистике. Предыдущие годы показывали маленький рост, а в этом году бахнуло где-то на процентов 40 больше. По-моему, это клево. Надеюсь, что этот бум вызван ростом интереса к настольным играм, развитием этой темы в соцсетях и т.д. В любом случае бум интереса к настольным играм — это здорово!

Просмотрев список обзоров, я немного опечалился, что статей про нелокализованные игры у меня было ну просто очень мало. С одной стороны можно было снова включить старую пластинку про сложность жизни настольщика в Беларуси, но с другой стороны при желании все можно было сделать. Тем более, что иногда я кое-что все-таки беру за бугром (в начале года взял немного допов к любимым играм). Периодически я все подумываю взять что-нибудь еще, но в итоге трачу отложенные деньги на локализации (в частности, те, что собирают деньги на краудфандинге). Не ну правда, если в России собирают деньги на классные настолки, то смысл париться со всякими кулстаффами? Я не понимаю, почему я должен брать в забугорных магазинах условную Agra , а не Конкордию , которую издали Crowd Games .

Я не первый раз уже пишу, что наконец-то наступило время, когда можно взять классные новые игры на русском языке (лишь бы были деньги). К Crowd Games настольщики по-разному относятся, но я отмечу то, что именно они дали толчок буму локализаций. Имхо, до выхода Dead of Winter ходило мнение, что гики не способны выкупать тиражи хардкорных игр. Дескать, в год хватает пары крупных тайтлов, сверх этого лимита точно пойдет в минус. Честно говоря, и сейчас ситуация не сильно изменилась — гики по-прежнему не раскупают игры тиражом в 5000. Пока лишь 2-3 тысячи вполне нормально расходятся. По моей инсайдерской информации на этих громких релизах никто особо не зарабатывает, но интерес к своему издательству безусловно получает. Т.е. сейчас довольно сложно выжить, если ты выпускаешь сугубо детские игры, а кто-то козыряет Серпом . Свой Серп должен быть у каждого издательства. Например, та же GaGa Games долгое время специализировалась на филлерах, но теперь у нее есть Орлеан , Война кольца , Сквозь века и т.д. Пока от этой тенденции настольщики только выигрывают. Последние несколько лет вашему вниманию предлагаются самые разные классные новинки по приемлемым ценам. И с каждым годом становится все жарче. В 2018 году нас ждут опять горячие новинки, от которых мы точно попадаем в обморок.

Поэтому я решил, если и покупать что-нибудь за бугром, то только допы к любимым играм, которые точно не будут русифицированы. Хотя вот я не верил, а недавно анонсировали локализацию Магорыцаря. И я взгрустнул, потому что он у меня уже есть на английском языке=)

Лучшие игры за 2017

Обычно я в Итогах и тенденциях составляю списочек игр, которые мне запомнились в уходящем году. Я играю в то же, на что и пишу обзоры. Ни больше, ни меньше. Как говорится, что купил, в то и играю. Или играю в то, что прислали добрые издатели. Поэтому и выбираю я лучшее именно из этих игр. В отчете за 2016 год у меня было отобрано 10 позиций. В этом году я не буду изменять своим традициям. Правда, все эти места — вещь субъективная, и через полгодика все может поменяться. Например, глянул я прошлогодний топ и улыбнулся. Кстати, в этом году сыгранные мною игры мне нравятся значительно больше, чем в прошлом. Т.е. уходящий год получился действительно качественный. Если хотите узнать, какие игры, на которые я делал обзоры в этом году, я считаю лучшими, читайте дальше=)

10. / (Hobby World)

Да, на 10 месте у меня целых две игры. Я долго думал, какую игру выбросить из топа, но так и не смог определиться. Хоть одна игра вроде и филлер, а другая семейка, но для меня они по фану равнозначны.

ЗВ: Путь к надежде очень удивила меня геймплеем. Я ожидал, что это будет какой-нибудь слабенький филлерок от российского автора (прости, Петя, что я так думал), но я ошибался. Геймплей оказался интересным. Сначала игроки прячут в стопках карточки чертежей, а потом ищут их, раскрывая по очереди колоды. Проблема в том, что чертежа в колоде может не оказаться, а вот врагов там будет хоть отбавляй. Вроде простенькая игра, но угадывать местонахождение чертежей мне понравилось. Не понравилось же мне то, что в игре как таковой нет цели. Не нашел нужное количество чертежей — проиграл. Нашел нужное — выиграл. Нашел больше, чем нужно — ну ваще прям молодец. Поэтому концовку игры я бы все-таки заменил на что-то другое.

Со Стамбулом у меня была забавная ситуация — когда я прочитал правила игры, то расстроился, что взял ее на обзор. Мне тогда показалось, что это совсем не мой тип игр. Но после партии я изменил свое мнение — игра оказалась годной. Мне понравилось продумывать оптимальные ходы, расставляя на карточках своих помощников. Ничего похожего в других играх я не видел. 3-4 партии я сыграл с большим удовольствием. А вот потом… Потом оказалось, что реиграбельность у настолки невысокая. На мой взгляд, ей катастрофически нужны допы. И они есть, но только не на русском языке. К сожалению, как я понимаю, ХВ не планирует выпускать допы, и это очень жалко. Без допов мне уже играть не хочется. Наверное, придется покупать их на иностранном языке и надеяться, что карточки будут совпадать по цвету и размеру.

В итоге получилось, что вроде обе игры хорошие, но чего-то им не хватает=)

9. (самиздат)

Вот уж не ожидал, что игра из Архангельска от малоизвестного автора окажется такой хорошей. Когда я сыграл в Поморскую лоцию , то не понял, почему эта игра до сих пор не продается в сети магазинов Игровед или Hobby World . Настолка получилась очень клевой. Простой, но интересной. Вам всего-то в игре нужно двигать свой кораблик по карточкам и ловить рыбу. Но в Поморской лоции есть очень интересный карточный движок, благодаря которому игрок передвигает свой жетон. Собственно, в своем обзоре я все это подробно расписал. До сих пор нравится эта игра, и у моих друзей-гиков тоже остались после нее хорошие впечатления. Очень надеюсь увидеть в следующем году от Стаса Серебрякова тоже что-нибудь такое же классное!

8. (GaGa Games)

Еще одна настолка, которая меня удивила своим геймплеем, ибо заочно я думал, что она будет менее интересной. А в итоге я все играл и играл и заставлял других людей играть в нее=) Мне нравится играть, как за Чужого, так и за космонавтов, потерпевших крушение на странной планете. Вроде ничего особенного в игре нету — прячься в локациях и надейся на то, что тебя не найдут, либо ищи спрятавшихся и ассимилируй их с планетой. Игра красивенькая, реиграбельная, сбалансированная, быстрая. Прямо вот как раз то, что мне нужно. Очень рад, что ГаГа издала этот филлер и планирует выпустить дополнение, которое я обязательно возьму.

7. (Hobby World)

Мое второе знакомство с этой игрой прошло с большим успехом — наконец-то я понял, что это крутая настолка. До этого я ставил ей низкие оценки и тихонько ненавидел за кризисность. А оказалось, что с нехваткой еды можно и нужно работать! Игра открылась только с приобретением опыта. Не могу сказать, что это лучший воркер плейсмент, в который я играл, но он однозначно один из лучших. Новичкам не советую, а вот опытным игрокам эта игра весьма подойдет. Не могу сказать, что меня дико тянет играть в Агриколу , потому что она все-таки тяжеловесная. К ней я всегда готовлюсь заранее, т.к. эта настолка не для спонтанных встреч с друзьями. В Цолькина же я все-таки играю охотнее=)

6. (Hobby World)

Дада, можете начинать прикалываться — у меня в топе Каркассон =) Но именно в этом году я его рассмаковал. Спокойно, дома, в тихой уютной обстановке, вдвоем, втроем и вчетвером — игра прекрасно подходит под семейные поигрушки. Попробовал я самые разные Каркассоны — и допы, и самостоятельные версии. Правильно говорят, что нет ничего лучше базового Каркассона , и я согласен с этим утверждением. Только еще добавлю — еще для полного счастья нужно докинуть новых тайлов из допов. Очень хорошая игра, которая одинаково интересна и новичкам, и старичкам. Имхо, Каркассон должен быть в коллекции каждого настольщика.

5. (GaGa Games)

Еще одна игра, с которой ГаГа угадала на 100%. Орлеан — весьма неплохая настолка для изучения новых комбинаций. В нее хочется играть для того, чтобы попробовать новую стратегию, которая принесет тебе еще больше очков. К сожалению, у игры не так много возможностей для разнообразия. Вы просто каждый ход достаете новые жетоны из мешочка, поэтому стратегию вы свою строите именно исходя из того, что вытянули. Но это почти никак не мешает вам уйти с головой в набор воинов, торговцев или купцов. И когда вы найдете лучшую для себя комбинацию, вы будете ею пользоваться всегда. И да, в этом кроется минус игры. Но дело в том, что пока вы найдете эту комбинацию, вы сыграете много захватывающих партий. А там потом уже может и дополнение на русском языке появится, которое я очень жду. Орлеан — игра не без минусов, но мне очень нравится в него играть.

4. (Hobby World)

Пожалуй, это самая недооцененная настольщиками игра моего топа. Я нечасто вижу отзывы на нее на Тесере или других настольных ресурсах, но лично меня Остров Скай очень удивил. Это как бы что-то типа Каркассона , но совсем не Каркассон . Это игра с изменяющимися целями — в каждой новой игре другие цели. И это прикольно. Пока не подготовишь игру, не знаешь, что придется делать в игре — строить дороги, собирать бочки, искать животных или возводить маяки. И меня от этого штырит. Ни одна партия меня не разочаровала, люблю играть в эту настолку до сих пор. Очень жаль, что игра не сильно пошла в массы. Имхо, она круче Каркассона =)

3. Стальная арена (GaGa Games)

Ну вот пошли уже жирненькие игры. В конце 2016 года я еще не имел возможности сыграть в эту игру, но возлагал на нее большие надежды. И мои надежды оправдались на все 100. Хотите верьте, хотите нет. Понимаю, что некоторые читатели думают, что я давно продался МХ и ГаГе, но СА мне очень нравится — это чистая правда. Я давно хотел иметь в коллекции игру про роботов. Неделю назад я поиграл с дополнением и с радостью вспомнил, какая это классная игра. Мне очень нравится в этой игре думать над своими действиями. Можно походить своим роботом, повернуться, выстрелить и отскочить в сторону. А можно прыгнуть вперед и взять классную пушку. А можно оттолкнуть противника в кислоту и шмальнуть по нему Снежком. Веселая игра, короче. Имхо, это лучшая игра Юры Ямщикова , и одна из лучших настолок в моей коллекции. Стальная арена — это та игра, в которую я всегда играю с большим удовольствием.

2. (Лавка игр)

Эта игра по-хорошему меня удивила. Честно скажу, что ничего особенного от игры не ждал. Думал, будет средненькая такая карточная игра, в которую можно периодически поигрывать, пока она не надоест. А как поиграл, то и сразу же залип. Мне очень понравилось, что в Покорении Марса все карточки разные. И все они по-разному полезны — какая-то лучше играется в начале игры, какая-то в конце, какая-то крутая, но дорогая, а какая-то слабая, но дешевая. И ты сам решаешь, брать карту или нет. Сбросить ее или оставить на потом. К замечательному карточному движку еще прикрутили игровое поле, на котором игроки могут что-то строить и получать победные очки. От игры у меня одни сплошные восторги. Однозначно годная игра, которую я всем рекомендую.

1. (Fantasy Flight Games)

А вот и победитель моего топа за год. Карточный УА удивил меня как геймплеем, так и историями, которые он рассказывает. Каждый новый сценарий — это новая история, которую очень интересно проходить вместе с другим игроком. Для меня это очень атмосферная игра, а я люблю такие. Люблю читать леденящие душу истории. Геймплей тоже не отстает от темы — вы выбираете сыщика, собираете ему колоду и пытаетесь пройти ею сюжет. Успешно выполняете задание, и вы можете обновить колоду новыми хорошими картами. Если вы терпите поражение — думайте, что надо изменить в колоде. Примерно тоже самое было в ЖКИ по Властелину колец , но УА мне нравится больше. Hobby World уже вроде объявило о локализации игры, так что я могу только порадоваться за тех, кому еще предстоит знакомство с этой крутецкой игрой. Я же потихоньку прохожу Dunwich Legacy и хочу еще новых допов да побольше. Классная игра!

Планы на следующий год

В следующем году хочется познакомиться с очень большим количеством игр. Уважаемые локализаторы так усердствуют с изданием игр, что я теперь точно уверен в том, что не смогу купить все, что хочется. В этом году я убедился в том, что хотелки приходится сильно урезать (и даже отказываться от зарубежных покупок), потому что я не все интересные мне локализации успеваю покупать. Мимо меня прошли Проект Гайя , Blood Rage , Война кольца и много других хороших игр. К сожалению, на все денег не напасешься. Приходится выбирать самое лучшее.

Кое-что я уже закупил в этом году (а то и раньше=)), но обзоры на эти игры пока еще не сделал. Скорее всего они появятся в следующем году:

La Granja

Игра действительно оказалась очень хорошей. Благо, знакомство с ней у меня совпало с моей волной интереса к еврогеймам. Немного местами странная игра получилась (не очень логичная), но играть в нее интересно. Практически готов писать обзор.

Legendary: A Marvel Deckbuilding Game

Doomtown: Reloaded

Продолжаю разбираться с игрой. Клевая карточная игрушка, давно хотел сыграть в нее. Уже хочется допов.

Tzolk’in: The Mayan Calendar — Tribes & Prophecies

Пока так и не добрался до допа. Спрашивал у ГаГи, стоит ли торопиться с обзором (вдруг там локализация какая грядет) — сказали, что пока не горит=) Значит торопиться не буду.

Sushi Go Party!

Расширенная версия Sushi Go . Выглядит игра на все 100, т.е. очень круто. Жестяная коробочка, качественные карты, изумительный планшет — отрада для эстета. Я рад, что наконец-то прикупил отличную игру про свои любимые суши=) Как сыграю, обязательно отпишусь.

Through the Ages: A New Story of Civilization

Долго я гонялся за этой замечательной игрой Влада Хватила, и наконец-то ГаГа ее локализовала (чем я сразу же и воспользовался). Правда, так до нее и не добрался, потому что на нее мне нужно несколько свободных недель. Нужно, чтобы я больше ни во что не играл, а только читал правила, объяснял их другим игрокам и в итоге сыграл несколько раз. К сожалению, пока мне таких свободных недель выбить не удается, потому что я всегда спешу рассчитаться с издателями, которые присылают мне игры на обзоры. Короче, нужно брать отпуск на пару недель и заниматься Сквозь века ! Игра однозначно вкуснейшая.

Конкордия

Надеюсь, в эту настолку я сыграю уже этой зимой, т.к. очень хочется узнать, мой это тип игр или нет. Покупал я ее чисто из-за хайпа, когда несколько уважаемых мною людей сказали,что игра очень крутая. К тому же стоила российская версия совсем не дорого. Уже готовлю деньги на дополнения, которые выйдут в следующем году.

Великий западный путь

Эх, обещал я сделать обзор на эту игру в этом году, но никак не успеваю… Ни поиграть, ни написать что-то о ней у меня нет возможности. Ноябрь и декабрь у меня выдался очень насыщенным и напряженным (некоторый период немного было не до игр вообще), поэтому планы немного сдвинулись. Например вот перед Юрой Ямщиковым стыдно за то, что ну спел сделал обзор на его пораньше. Но я все равно планирую побыстрее сыграть в ВЗП, т.к. пообещал читателям написать обзор.

Red7

Уже поиграл, уже можно писать обзор. Неплохой филлерок, как и ожидалось. Но шедевром назвать не могу, как иногда некоторые ребята пишут в интернетах. Интересно придумывать, как выпутаться из казалось бы проигрышной ситуации. Действительно, как говорят игравшие, это филлер для гиков. У нубов голова будет пухнуть от просчетов. После каждого хода любого игрока ситуация меняется на поле кардинальным образом. Игра прикольная, но часто играть в нее не хочется.

Индейцы

Недавно получил посылочку от Космодром Геймз , в которой была и эта игра. Я пока не читал правила, не знаю, что там нужно делать, но визуально настолка мне очень понравилась. У нее интересный необычный дизайн. Не терпится попробовать!

Гранд-отель «Австрия»

Не жду от игры чего-то суперского, но мне понравились правила и стоила она совсем недорого. Была бы цена больше, я бы Отель точно не брал бы. Пока из минусов для меня в игре есть только неважное оформление, а остальное, я надеюсь, меня порадует.

А вот что я выделю из того, что хочу приобрести в следующем году. Надеюсь, что планы хотя бы частично сбудутся=)

Аббатство

Эта настолка была в моем вишлисте аж где-то с 2011 года. И, наверное, болталась бы она там вечно, если бы не GaGa Games , которая издала игру на русском языке. На сколько я знаю, сия настолка уже в пути ко мне, так что знакомство с ней лишь вопрос времени. На игру я читал самые разные отзывы — от очень плохих до очень хороших. Какое же будет мое мнение? Посмотрим!

Mage Knight Board Game дополнения

Давно я все планирую начать покупать дополнения к любимой игре. Не могу сказать, что играю в Магорыцаря часто, но это однозначно годная и интересная игра, от которой у меня практически мурашки по коже бегают=) А тут еще и Лавка игр похвасталась тем, что выпустит игру на русском языке. Наверное, русскую и американскую версию смешать вряд ли получится, поэтому постараюсь взять этот доп тогда, когда буду покупать что-то на Кулстаффе. А когда я буду это делать, пока сам не знаю=)

Smash Up: Pretty Pretty Smash Up

Этот доп вышел на русском языке в 2017 году, но я до него пока так и не добрался. Может быть ХВ как-нибудь передаст его мне на обзор, но если не передаст, то все равно куплю, ибо все допы к любимому Смэш Апу я собираю. Думаю, в следующем году обзор на это дополнение точно будет.

Древний ужас

Несколько лет я все ходил вокруг да около этой игры. Все никак не мог понять — стоит ли мне связываться с этой игрой или продолжать поигрывать в Ужас Аркхэма . И хочется, и колется, как говорится. На последнем Игроконе судьям авторских игр вроде бы вручали сертификаты за то, что они целый день выбирали лучшие игры. Я этот момент пропустил, потому что сбежал с Игрокона , не дождавшись финальных аккордов=) Как мне потом сказали, сертификат действует до какого-то числа декабря и его можно оприходовать только в России. В общем, мне предложили одну схему, по которой я могу использовать сертификат и заполучить игру из своего вишлиста (конкретно, ДУ). Сам я пока не знаю, получилось это сделать или нет. Будет мне сюрприз после Нового Года=) Если получилось — ну что ж, привет ДУ и все дополнения к нему. Если не получилось — знакомство с ДУ откладывается на неопределенный период.

Bruges: The City on the Zwin

Как только Crowd Republic начали сбор денег на дополнение к игре, которая мне давно нравится, я тут же вложился в проект. Доп к Брюгге я ждал давно, хоть и не думаю, что он сильно изменит игру. Но пресловутые лодочки мне давно не терпится погонять по каналам. Спасибо CR, что допу к Брюгге все же быть!

Mansion of Madness: 2nd Edition

Если я правильно понял текстовую версию последнего интервью с Михаилом Акуловым , второй МоМ на русском языке все-таки заговорит! И это радует. Я давно хотел попробовать поиграть в эту замечательную кооперативную игру, сделанную по мифам Лавкрафта, но цена за оригинал была немного великоватой, имхо. Надеюсь, что локализация не будет дороже оригинала, иначе и она пройдет мимо меня. Эта игра меня радует тем, что в ней не надо никому играть за Зло. Зло нужно беспощадно наказывать=)

Канагава

В сбор денег на Канагаву я вложился, поэтому локализация от Лавки игр от меня уже никуда не денется. От настолки не жду ничего фееричного. Надеюсь на спокойный геймплей и созерцание красивых акварельных рисунков.

Каменный век

С этой игры я полюбил еврогеймы. Несколько лет назад я пообещал себе, что если выйдет локализация этой настолки (тираж от Звезды был уже недоступен), то я обязательно его куплю себе в коллекцию(хотя играю в нее в основном я в онлайне). Каменный век — это прекрасный воркер плейсмент семейного формата. Простая и понятная игра, в которую я уже сыграл раз 50 точно, и до сих пор игра мне нравится. Постараюсь раздобыть ее в следующем году.

Brass: Lancashire

Честно говоря, пока еще сам не знаю, зачем мне нужен Брасс . Просто игру анонсировали и все вокруг начали говорить — вау, новый Брасс , надо брать ! И я поддался хайпу. Ну да, обложка прикольная, а вот хорошая ли игра — этого я не знаю. Если в период сбора денег на игру ничего более стоящего не будет — буду брать.

Mombasa

Я в курсе, что Момбасу вроде бы Crowd Games убрали из планов. Но осенью я спрашивал у них про эту игру еще раз, и мне ответили, что отмена локализации пока неокончательная. Не знаю, от чего зависит судьба локализации Момбасы , но я надеюсь, что годный еврогейм Пфистера все-таки заговорит на русском в скором времени. Держу пальцы!

Кодекс

Эту настолку выпустит ГаГа Геймз, но я пока знаю о ней очень мало. Не факт, что ГаГа предоставит мне игру для обзора (все-таки это не простой филлер), поэтому решение о покупке придется принимать самому. Мне нравятся карточные игры, поэтому буду следить за отзывами на игру. Если игра покатит нашим настольщикам, придется брать.

Сомникум

В 2017 году я познакомился с несколькими замечательными людьми. Один из них — Костя Домашев из Санкт-Петербурга. Сомникум — это его игра. Настолка несложная, в ней нужно путешествовать по снам и собирать сеты. В интернете уже появляются отзывы на эту игру, они весьма разные, но я надеюсь, что Сомникум окажется таким же хорошим, как и ее автор=) Игра уже находится в пути ко мне.

Viticulture

Под занавес уходящего года я внес вторую часть денег на издание этой игры. Раньше я не мог понять, зачем на краудфандинге есть лоты с оплатой, разделенной на две части. Витикалча оказалась не очень дешевым проектом, поэтому в этот раз мне самому было удобно часть денег внести до з/п, а часть денег после. Удобно же! А игру все хвалят, так что если вы еще не решились на покупку — решайтесь быстрее, пока еще игру можно взять по приемлемой цене. В рознице она будет стоить дороже.

Star Wars: Destiny

Поиграл я в вашу Дестиню летом и скажу так — это неплохая ККИшка на кубах. Говорят, засасывает она игроков смертельно. Все мои знакомые, кто сомневался в покупке, в итоге купили себе стартеры и не жалеют о содеянном. Уверен, что куплю себе стартерок и я. При этом надеюсь, что я потом не буду бегать, как больной, по магазинам и скупать бустера=)

Барбария

Простенький дайсомет с полуголыми девками на карточках. Играл несколько раз, геймплей мне понравился. Надеюсь, что ХВ пришлет игру на обзор, ибо вроде обещали. У игры очень клевый автор. Я познакомился с ним на Игроконе в этом году, и от знакомства у меня остались самые позитивные эмоции. Так что не относитесь к игре серьезно, и все у вас будет хорошо=)

Допы к Terraforming Mars

Немного расстроил меня Марс к концу этого года. Хотя не столько игра меня расстроила, как посредники, которые должны были доставить игры от Лавки игр . 2 недели назад мне позвонили, что игра уже в Минске, но я оплачивал игру с доставкой, поэтому стал ждать извещения с почты. И до сих пор тишина. Все уже играют с новым Марсом , а я как… как не знаю кто. Печаль… Где мой Марс , а?

Flamme Rouge

Изначально планировал брать игру сразу, как начнется сбор денег, но в последнее время что-то стал сомневаться в целесообразности покупки. Пока не узнаю цену, точно не скажу, нужна ли игра мне. Сейчас стали анонсировать много классных игр, поэтому приходится выбирать самое лучшее из предлагаемого. «Велики» мне кажутся хорошей фановой игрой, но я не уверен, что мне надолго их хватит. Camel Up тоже веселая игра, но я давно уже в нее не играю… Я бы сыграл, а вот купил бы? Пока не знаю.

Photosynthesis

Симпатичный абстракт про выращивание деревьев. У меня в коллекции очень мало игр такого рода. И визуально игра нравится, и геймплей у нее вроде прикольный. Может и возьму себе.

Sid Meier’s Civilization: A New Dawn

Давно хотел купить себе настольную Циву. У предыдущей версии были всякие небольшие косячки, которых я побаивался, поэтому игру не брал. ХВ однозначно сказали, что локализации A New Dawn быть, поэтому скорее всего буду ее брать. Надеюсь, игра будет стоящая.

Rising Sun

В 2018 году Crowd Republic будут собирать денежку на издание этой игры. «Восходящее солнце» — это что-то типа дипломатического Blood Rage , который я думал купить, но так и не купил. Тема Японии мне нравится гораздо больше, правда, вести переговоры за столом мне не очень нравится (я предпочитаю молчаливую войну). Игра очень красивая, миньки классные. Посмотрим, сколько она будет стоить.

Epic Spell Wars of the Battle Wizards: Melee at Murdershroom Marsh

Третья часть сумасшедшей карточной игры про недобитых колдунов. Не знаю, на сколько она нужна (мне и первых двух частей хватает с лихвой), но продается настолка превосходно, поэтому сомневаться в успехе третьей части не приходится. Говорят, новый Epic Spell Wars стал еще жестче и брутальнее, хотя кажется, что куда уж жестче может быть. Надеюсь, разработчики игры порадуют нас чем-нибудь интересным.

Legend of the Five Rings: The Card Game

Один из самых частых вопросов, который мне задавали в 2017 году, это купил ли я ЖКИ по Легенде Пяти Колец . Так вот нет, не купил пока еще. Чтобы купить, надо делать заказ в забугорном магазине. Чтобы сделать заказ, надо что-нибудь еще докинуть в корзину… Короче, одни сплошные проблемы=) Думаю, к весне разживусь коробочкой.

Clans of Caledonia

Наверное, это был лучший еврогейм Шпиля 2017-го года. Здорово, что игру точно издадут в России, а это значит, что получить игруху будет значительно проще. Планирую вкладываться в краудфандинг.

Azul

Очень красивый и интересный абстракт, который собирается локализовать Звезда . Правда, вряд ли цена получится приемлемой, поэтому я не могу сказать точно, что возьму игру в коллекцию. К сожалению, красивые абстракты стоят дорого…

Gloomhaven

Это один из самых громких проектов последних лет. Хотя вроде это просто еще один данжен кролер с элементами легаси. Но вот смотри ты как он людей зацепил! Наконец-то ХВ объявили о локализации этой настолки, поэтому проблемы достать Gloomhaven не будет. Пока в обсуждениях в интернете пугают, что цена будет немаленькой (еще дороже, чем Viticulture ), но я все же планирую ее брать. Это мой тип игр, мимо которого я никак не могу пройти.

Gaia Project

Еще один громкий проект 2017-го года — Терра мистика в космосе. Я не играл в ТМ, но очень много слышал хорошего об этой игре. Тема космоса мне нравится, поэтому с Проектом очень хочется познакомиться. Вот только в сбор денег на ПГ я не влез (сразу все, что хочешь, купить нельзя), а цену в рознице обещают немаленькую. Так что пока точно не могу сказать, буду я брать сию настолку или нет. Подожду хороших отзывов, а потом буду решаться=)

Бронза

Это еще одна Кости Домашева. Я в нее поиграл этим летом и получил огромное удовольствие от игрового процесса. Несложная семейка, красивая, реиграбельная. Мне казалось, что эту игру настольщики полюбят больше, чем Сомникум , но пока получается почему-то наоборот=) Визуально мне Бронза нравится больше. Поиграю в Сомникум , сравню и геймплеи обеих игр.

Altiplano

Наконец-то GaGa начала что-то анонсировать после Шпиля, а то совсем тихо себя вела. Aliplano — это клевый анонс. Это игра от автора Орлеана , который мне очень понравился. И по геймплею это тоже что-то типа Орлеана , т.к. в ней тоже есть механика бэгбилдинга. Отзывы в интернете на эту игру очень хорошие, поэтому я уверен, что Альтиплано брать буду.

Все, хватит уже мучить вас и себя в том числе, пора уже готовиться к празднованию Нового Года=) Друзья, спасибо всем, что заходите на мой блог почитать мою писанину! Я рад всегда любым комментариям, советам и вопросам, поэтому надеюсь, что я вас не разочарую в следующем году и качество моих записей будет только расти.

Поздравляю всех вас с Наступающим Новым Годом и наступившим или наступающим Рождеством! Желаю вам играть в следующем году только в самые лучшие и самые интересные настольные игры! Желаю, чтобы вам всегда было с кем поиграть, ибо самим с собой тоже, конечно, можно побаловаться, но лучше все-таки с кем-то=) Пускай добрый Дедушка Мороз положит вам под елочку вашу самую заветную игру, а если не положит, то пусть подарит вам много везения, удачи, счастья, любви и всего того, чего вы хотите иметь в 2018 году=) Всех вам благ, радостных событий и прекрасных поводов для улыбок=) До встречи в следующем году!

Саша scafandr

В 2017 году дебютировало несколько новых издателей, а ассортимент настольных игр заметно расширился. В то время как полки российских магазинов пополнялись очередными локализациями зарубежных хитов, на площадках краудфандинга регулярно собирали огромные суммы новые гиковские настолки. В нашем топе - самые заметные релизы года

Лучшая зарубежная игра

Претенденты : Pandemic Legacy 2, Warhammer Underworlds: Shadespire

Рискнём назвать Gloomhaven лучшей приключенческой игрой в мире. Кампания длиной в сотню сценариев, 17 классов персонажей с действительно разной манерой игры, гибкая система уровней сложности, несколько десятков видов монстров, которым не нужен игрок-злодей - они отлично справятся и сами. Управление персонажем сводится к манипуляции всего 10 картами - это и ваши боевые приёмы, и дополнительные жизни. Механика Legacy помогает хорошей игре стать великолепной. Отдельно радует, что Gloomhaven выйдет на русском .

Лучшая ролевая игра


Претенденты : Fate Core, «Дневник авантюриста. Правила игры»

Проект по изданию и переводу настольной ролевой игры Pathfinder собрал невероятную сумму на CrowdRepublic - свыше 4 миллионов рублей! Это убедительно показывает, насколько отечественные ролевики любят комплексные фэнтезийные игры. 600-страничная книга содержит полный свод правил, включающий этапы создания персонажа, главы со снаряжением, артефактами и магией, а также объёмный раздел для ведущего. Pathfinder переосмысливает классическую Dungeons & Dragons 3.5, но за похожей основой кроется множество мелких приятных нововведений. Самое главное, что разработчики активно поддерживают игру: выпускают новые продукты, устраивают мероприятия. Pathfinder уже давно популярен и в России, особенно в клубах настольных игр, где проводят регулярные организованные встречи Pathfinder Society.

Лучшая отечественная игра

Претенденты : « », «Индейцы»


«Бронза» была представлена на осеннем «Игроконе» и собрала множество положительных отзывов. Те, кто знаком с авторским прототипом под названием Jazz Band, давно её ждали, но для большинства она оказалась приятным сюрпризом. «Бронза» дополняет коллекцию евроигр ещё одной исторической эпохой и одновременно завлекает игроков выразительным оформлением и оригинальными иллюстрациями. Механика «Бронзы» радует тактическим простором с умеренным влиянием случайности и простотой при планировании ходов. Благодаря этому она так понравилась и гикам, и любителям семейных игр.

Самая стильная игра

Претенденты : «Легенды Сигнума. Битва за Валлор», « », «Бронза»


«Серп» был на слуху на протяжении всего прошедшего года. Своей популярностью игра во многом обязана , чей проект «1920+» стал основой для её мира. Оригинальный сеттинг игры, сочетающий Европу 1920-х годов и будущее, иллюстрации, выполненные в техниках импрессионизма и натурализма, привели в восторг и фанатов художника, и счастливых обладателей настольной игры. Создатели «Серпа» бережно воссоздали этот стиль в оформлении карт, дизайне роботов-мехов и в детализированных пластиковых миниатюрах.

Игра года

Претенденты : «Нью-Анджелес», «Это моя война», «Кровь и Ярость»


«Покорение Марса» - редкое сочетание европейского дизайна и глубокой темы. Забудьте одинаковые игры про средневековых строителей и торговцев. Вы уже не на Земле. Вам предстоит растапливать ледяные шапки и выращивать в теплице картошку. Готовьтесь запускать орбитальные станции и выводить морозоустойчивый мох. Строить космопорт на Ганимеде и обстреливать Марс астероидами. Карты проектов точно сошли со страниц : любая из них предлагает реальный шаг к цветущим яблоням и космическому братству народов. «Покорение Марса» выдерживает испытание временем. Каждая карта в колоде проектов представлена в единственном экземпляре, и партии получаются очень вариативные. В игре нет единственно верной стратегии, а взаимодействия игроков здесь ровно столько, сколько нужно для конфликтной евроигры. Трудно найти другую настолку, в которой фантастическая тема так хорошо сплетается с механикой.

Да, время бежит, все меняется, мой топ в том числе, да вот только времени, к сожалению, все никак больше не становится (а как хочется, чтобы в сутках было хотя бы 30 часов), поэтому спасибо большое всем тем, кто мне напоминал, что топ пора менять. Закатав рукава, я принялся приводить топ в актуальный вид, и то, что получилось, вы можете посмотреть .

Те игры, которые ушли из топа, на самом деле все такие же классные игры. Мне даже жалко их было убирать, потому что ничего плохого о них я сказать не могу. Но те игры, которые пришли на смену, более актуальные на данный момент. Это самая главная причина ротация. Игра может быть классной, но если в нее не играть целый год (а то и больше), то какая же это игра топа? Наверное, в этом и кроется проблема, когда у тебя игр много и с каждым годом их становится еще больше. Получается, что играешь больше в новинки, а на старое уже как-то нет времени.

Более подробно об изменениях я расскажу ниже.

Ушли

Nightfall

В эту игру я влюбился с первого раза, потому что она предлагала игрокам другой декбилдинг, нежели в Доминионе . Мне было интересно собирать цепочки из лун, размещенных в углу карточек. Вот только игра оканчивалась всегда раньше, чем хотелось бы. Да и по ранам было трудно понять, что в лидерах, а кто отстает.

К сожалению, продажи игры с каждым новым дополнением ухудшались, поэтому издательство AEG решило закрыть проект, хотя у автора настолки были еще идеи по новым дополнениям. Теперь игру найти в продаже практически невозможно (только если на барахолке). Т.е. по факту игра откинула коньки.

Последние допы я так и не успел утянуть, т.к. из продажи игра пропала очень быстро. У меня есть еще один неиспробованный доп дома, но как-то пока не до него. Сработала старая добрая система — новые игры побеждают. Так что, как говорится, игра хорошая, но в топе ее конечно же не будет.

Dungeon Petz

Банально не с кем играть. Игра почти никому не нравится из тех, с кем я играю. Лорды тоже нечасто раскладываются, но это я делаю чуть с большим удовольствием, поэтому Лордов в топе оставлю. Петсы тоже хорошие. Они няшные, смешные, но с моим нелюбимым аукционом 😦

Очень надеюсь, что когда-нибудь найду людей, с которыми буду играть в Петсов. И может быть даже куплю дополнение к игре. А пока попрощаемся с игрой и заменим ее другой.

Chaos in the Old World

И с этой игрой тоже жалко расставаться, но я уже не помню, когда последний раз играл в нее. Игрушка такая напрочь мальчуковая. Помню, играл в нее с одной девушкой, которая, бедная, мучилась, т.к. ей непонятна была система начисления баллов и стратегия Нургла у нее никак не работала. Хаос в Старом Мире поощряет любовь к Вахе, к разным фразочкам, типа больше крови богу крови. Я обожаю игру за сеттинг, мне очень нравится играть за богов Хаоса и портить землю.

Но давновато не раскладывал игру, поэтому дам место более молодым. Пускай старые боги подремлют, потом мы их как-нибудь разбудим.

Sekigahara

Наверное, это мой самый любимый варгейм. Он простой, про любимую Японию и у него клевый геймплей. Пожалуй, единственный минус игры — она не попсовая в визуальном плане (в варгеймах все всегда аскетично). Например, для «японской» Канагавы сделали кучу классных акварельных рисунков, у Ханамикодзи тоже клевый арт, у Токайдо няшность аж зашкаливает. А Sekigahara — это обычный варгейм. Вот карта страны, вот блоки с иероглифами — играйте.

В моей компании слова «варгейм» боятся. Я пробовал кое-что показывать, и это было эпик фейлом. Поэтому Секигахара тоже идет как-то со скрипом (хотя это и лайтовый варгейм). Хочется играть больше, но не получается. Вынужден убрать игру из топа.

8 Minute Empire: Legends

Я не знаю, как можно быть равнодушным к проектам Райана Локита. У него получаются не шедевры конечно, но очень душевные игры с какой-то необычной аурой. Знаете, это как штучный продукт. Как пирожок, испеченный специально для вас. Игры Локита — это иногда что-то странное, типа Чебурашки, но довольно занятное. Это один из самых клевых инди-разработчиков, и не любить я его просто не могу.

У меня как-то не очень сложилось сразу с первой Восьмиминутной империей . Я написал средненький на нее, который HW даже решили не репостить в своих соцсетях, потому что нашли его негативным. Зато Легенды раскрылись во всей красе. Настал момент признать, что продолжение Восьмиминутки — это все-таки не сказочный шедевр. Это очень хорошая, приятная игра, которую я до сих пор очень люблю. Но часто играть в нее не хочется, и коленки уже не дрожат, когда выбираешь карту из ряда. Появляются новые игры, и они тоже не менее интересные.

Pandemic Legacy

Помню хорошо, как колебался, ставить эту игру в топ или нет. Я тогда дошел где-то только до середины прохождения, но чувствовал, как меня съедает интерес узнать, чем же все закончится. До этого мне не приходилось играть в Пандемию , поэтому первоисточник никак не давил на мои мозги. Приходилось изучать игру сразу в боевых условиях. В игре очень классные компоненты, которые здорово отражают падающий свет и приятно фотографируются. Но самое главное кроется в таинственных коробочках, спрятанных на дне коробки. С каждым новым игровым месяцем игра немного меняется. Где-то она становилась сложнее, где-то легче. Если вы легко проходите месяц за месяцем, игра заставит вас сбросить несколько полезных карт из колоды, заставив вас поволноваться при прохождении следующего месяца. Мне всегда хотелось побыстрее закончить миссию, чтобы узнать, что нас ждет дальше.

Я до сих считаю Пандемию: Наследие удачной и инновационной игрой. У Ликока и Давьо получилось сделать нечто совершенно необычное для мира настольных игр. И причина, по которой я убираю игру из своего топа, кроется не в игре, а в игроках. Игра делает все, чтобы играть было интересно, но не всякий игрок доходит до самого конца.

Начинали мы играть вчетвером. Дойдя до середины, начались весенние дачные сезоны, в результате чего один игрок отпочковался. Через пару месяцев и другой игрок махнул на игру рукой (надоело). В итоге кое-как мы вдвоем сыграли до игровой осени, но добивать ее вместе с декабрем как-то не удосужились до сих пор. Новых игроков мы набрать не можем, т.к. играть с середины не интересно. Вдвоем за четверых играть тоже не очень круто. Долгое время я все обещал доиграть до конца и написать финальный обзор с запиканными спойлерами. Но желание играть уменьшалось с каждым месяцем, которые мы проводили без Пандемии . Т.е. чем меньше играешь, тем меньше желания добивать игру.

Хотя поначалу азарт был нереальный. Очень хотелось пройти месяц, чтобы узнать, что нас ждет в следующем. Не могу сказать, что меня восхищала разворачивающаяся история, потому что я не фанат такого. Мне бы кровавого хоррора какого-нибудь или сай-фая. Потом наступил такой момент, когда я понимал, что от моего успешного или провального прохождения ничего не меняется, т.к. коробочки вскрываются в любом случае. Мы в итоге вышли на такую формулу — сначала проигрываем в текущем месяце, потом выигрываем и переходим к следующему. За один присест прошли только, наверное, 2 месяца. Проходить повторно один и тот же сценарий не очень интересно, если честно. Тем более, что по факту мы играем все равно в одну и ту же игру.

Наследие — это совсем не плохая игра, но ее нужно проходить сразу же, когда и желание и возможности есть. Это раз. А два — нужно иметь постоянную компанию, иначе придется заканчивать прохождение в одиночку. Если у вас крепкая компашка, которая не отваливается по причине дач, неудач и прочих проблем, то данная игра может принести море удовольствия. Стоит затормозить, как игра превращается в бездушный камень.

По этим причинам я не имею желания знакомиться с Charterstone и вторым сезоном Наследия . По факту Пандемик Легаси — это что-то типа «Дня сурка» с небольшими отличиями. Это и напрягает.

Хорошая игра, но что-то не очень пошло…

Пришли

Arkham Horror: The Card Game

Честно, совсем не ожидал, что игра будет на столько крутая. Я как-то и брать ее особо не планировал, ибо не могу признаться в беспредельной любви к серии «ффгшных» игр, посвященной мифам Лавкрафта. Меня смущало, что это кооператив и он схож с карточным ЛотРом. Вот от соревновательной дуэльки (когда один играет против другого) я бы не отказался точно, а это как-то не знаю даже…

Толчком к покупке послужила девушка Мария из Минска, у которой я заметил игру в профиле на Тесере. Она уже сыграла несколько раз и сказала, что игра весьма прикольная, если закрыть глаза на рандом с жетонами. С того момента я как-то сразу загорелся игрой. И пусть она (игра, а не Маша) в итоге окажется хуже ЛотРа — ничего страшного, я не сильно расстроюсь.

У карточного УА есть кое-какие проблемы с подготовкой и изучением. Кажется, она такая маленькая, но с наскока сыграть первую партию не получится. Прочитайте правила несколько раз, поломайте голову над выборкой карт для сценария, соберите две колоды, и только потом можете играть. Но первая партия меня сразу же захватила в плен. Игра оказалась очень атмосферной. ЛотР по ощущениям совсем не такой, или я просто не дочитал в свое время Толкина. В ЛотРе ты ощущаешь себя простым приключенцем, которому нужно вытаскивать неприятности из колоды и пытаться их преодолеть, собирая маленькие круглые жетоны. Во время проигрыша у меня в голове возникала тускнеющая картинка и всплывала надпись — «Пускай сегодня не повезло, но если перебрать колоды заново, то можно попытаться пройти сценарий снова «. Т.е. процесс этой игры мне кажется каким-то механистичным.

В карточный УА я играл немного по-другому. Каждая карточка состояний зачитывалась вслух, и я внутренне ощущал их действия. Ты оглушен и ничего не слышишь, ты в шоке и не можешь двигаться. Ты видишь крыс и стараешься справиться с паникой. А когда кто-то стал стучать из-под пола (в сценарии так было написано) и замуровал меня в комнате («запилили мне двери, да?»), то я пришел в самый настоящий восторг. Прямо как будто реально читаешь рассказ Лавкрафта. Мне нравится такой хоррор, тем более, что тебе не сразу открывают все секреты.

Добро пожаловать в первый акт. В нем есть такие-то локации и примерно такие -то монстры. Проходишь акт и попадаешь в новые игровые зоны, а карта нового акта дает тебе новую информацию о том, что случилось и что надо делать дальше. Поэтому первое прохождение игры — это всегда атмосферно и очень интересно. Конечно, проходить сценарии повторно уже не так классно, ибо ты все уже будешь знать. Все следующие попытки — это уже скорее просто набивание скилла — а что если взять другого героя? А что если увеличить сложность? Т.е. игра не становится совсем бесполезной после ее прохождения. Но после стартера тебе явно хочется не проходить его еще раз, а купить новые истории, которые ФФГ периодически штампует. Руки тянутся к новым делюксам, новым пакам. И хочется растягивать удовольствие, а не с жадностью бросаться на прохождение новых сценариев.

Для меня карточный УА лучше карточного ЛотРа. По крайней мере на один балл. Это однозначно одна из лучших ЖКИ FFG. Мне осталось еще познакомиться с новой Легендой Пяти Колец , чтобы точно определить лучшую ЖКИ на свете. Но карточный УА к этому званию очень близок.

Terraforming Mars (Покорение Марса)

Еще одна игра, от которой я не ждал чего-то грандиозного. Я и на первый сбор денег на игру как-то опоздал, и только потом, испугавшись, что Покорения Марса потом не будет в открытой продаже (наивный!), быстренько оформил предзаказ у магазина, который взял пачку игр оптом. Наверное, с этой игрой я тупо повелся на хайп и рекламу, ведь до выхода локализации игра меня совершенно не интересовала. Ну Марс (попсовая тема), ну карточек много разных (сейчас этим не удивишь), ну пластмассовые кубики красивые (и что?). У Лавки же все огненный огонь, маст хэв и супер класс.

И если бы не читатель моего блога, который несколько раз спрашивал мое мнение об игре, я бы может быть и до самой зимы не удосужился взять с полки коробку и не попробовать в нее сыграть. А как попробовал, так сразу и понял, чем круты неизведанные космические дали.

После первой партии мне хотелось сыграть еще. Потом еще. И еще. И до сих пор хочу играть, т.к. не заигрываю ПМ до дыр — боюсь, что надоест.

До Марса из чего-то похожего я играл в Masters of Orion . Но в Мастерах взаимодействие карточек какое-то очень скучное. Игрок не может собрать что-то такое крутое, до чего не каждый другой игрок догадается. В Мастерах довольно простые абилки, зачастую одноразовые. Есть простые дешевые пустышки, есть крутые дорогие карты, на которые зачастую нет ресурсов. В Марсе все гораздо круче. Там почти все карты классные, и у них есть свое идеальное время отыгрыша. В начале партии одни карты классные, в конце другие. Это не то что «вот вам 20 однотипных карт на кислород, вот 30 на озеленение, вот 40 на все остальное». В Марсе много разных хитрых и интересных карт. Более того, игрок методом драфта сам решает, что ему нужно, а что нет.

А ведь помимо постройки цепочек из карточек можно пойти на игровое поле и строить там города. И не просто так строить, а с умом, получая за это не 1 ПО, а целых 5 (или даже больше).

И я ко всему прочему еще не пробовал соло-режим, который, судя по отзывам, просто великолепный. Вопрос о покупке дополнений у меня просто не стоял — брать все однозначно.

Уверен, что эта игра надолго застрянет в моем топе.

Каркассон

Раньше я очень часто советовал новичкам Каркассон . При этом сам я с этой игрой был знаком довольно слабо. Пару раз играл где-то с кем-то ничего особенного в игре не находил. Потом я поиграл в К. на турнире и понял, что у игры огромный потенциал и ею надо будет как-то серьезно заняться. Это «как-то» наступило в этом году, когда я набрал себе разных Каркассонов , обложился ими и стал изучать. Потом К. появился на BoardGameArena, и я уже мог играть в него не только вживую, но и по интернету.

Наиграл уже целую кучу партий. Т.к. я не считаю сыгранные партии, то точное их количество сказать не могу. Но сотня, как минимум, точно. Я еще не профессионал, конечно, мирового чемпиона пока не обыграю, но многие хитрые приемы уже освоил. Раньше мне казалось, что в К. нужно просто вытягивать тайл и стыковать его к другом тайлу, на котором стоит твой мипл. О конфликтности в К. я как-то даже не задумывался. На БГА мне показали, как можно захватывать чужие дороги и города. А уж что творится на полях — словами не описать.

В маленьких допах я нашел немало классных новых тайлов. Самостоятельные базы показали, каким еще может быть база К.

Сия настолка очень приятно играется. Не знаю, почему заматеревшие настольщики называют ее скучной и в итоге потом продают. Я смотрю на стопку своих Каркассонов , и мне хочется еще чего-нибудь прикупить для коллекции, хотя прекрасно понимаю, что все самостоятельные наборы довольно специфичны и не лучше самой главной «синей» базы. Но все равно хочется.

Это реально та игра, которую я всегда раскладываю с удовольствием.

Love Letter Premium

Эта игра уже была когда-то у меня в топе. Убрал ее оттуда только по той причине, что наигрался в нее по самое не хочу. Игра перестала приносить сюрпризы, т.к. в ней небольшое количество персонажей. Когда за один вечер играешь по 20 раундов, то реиграбельность такой игры стремительно начинает падать. Это клево, это весело, но мне захотелось чего-то большего.

Вроде не так давно на БГА появилось расширенное издание игры. По крайней мере я только летом там ее заметил. В игру добавили кучу новых персонажей, которые не заменяют собой базовых, а играются вместе с ними. В итоге колода карт стала заметно толще. Мне было интересно познакомиться с новыми возможностями игры. Заочно предполагал, что новые свойства карт будут улучшенными свойствами старых, но я ошибался. Новые персы имеют клевые уникальные свойства, которые сделали игру еще интереснее. Приходится больше думать, т.к. в игре увеличилось количество двоек, троек и других цифр. Теперь не так просто убить кого-то стражницей, т.к. угадывать стало сложнее. Кажется, что игра стала немного длиннее и хардкорнее, но на самом деле это не так, т.к. в расширенном издании появились карты, которые гарантируют победу даже при проигрыше. Т.е. в некотором плане раунды стали длиннее, но победных жетонов стали раздавать больше.

Порадовало, что новые карты по-другому взаимодействуют со старыми. Появилось много новых уловок и тактик. Игра Love Letter стала снова радовать своим минимализмом и изяществом. До сих пор иногда поигрываю на БГА в нее и жду, когда ХВ напечатает новое Тайное послание . Для меня это издание настоящий маст хэв. Понятное дело, что через какое-то количество партий и это издание надоест, но пока оно меня очень радует. Однозначно в топ!

Pixel Tactics

ПТ мне сразу пришлись по вкусу. Обе части, изданные ГаГой, меня порадовали, за что я им сразу поставил высокие оценки. Правда, до топа они все-таки не дотягивали.

Изменение произошло, когда ко мне в гости пришел приятель и попросил разложить ПТ, так как слышал, что это прикольная карточная игра да и я вроде игру хвалил. Я выбрал ПТ2, которые мне нравится больше ПТ1. Разница между мной и приятелем заключалась в том, что я карточки более-менее знал, а он видел их впервые. Довольно быстро я сумел его прижать к стенке. У приятеля был всего один ход, чтобы избежать поражения. Он грустно смотрел на свои карты и анализировал ситуацию на поле, и в итоге решил потратить действие на набор карт. Он каждую вытянутую карту читал долго и очень внимательно. И в итоге обнаружил что-то очень класное, что его пасло от неминуемой гибели и поставило мою победу под вопросом. Через раунд уже я висел на волоске от гибели. Я также набрал карту, которая мне здорово помогла. В итоге мы несколько раз перетягивали победу на свою сторону, что меня изрядно веселило. Мне та партия очень понравилась, приятель сказал, что если бы лучше знал карты, то и он бы получил больше удовольствия от игры. После того вечера мне очень хотелось рассказать в блоге о том, как ПТ поднялись еще выше в моих глазах. Но так и не написал ничего=)

ПТ мне очень нравятся как умная тактическая игра. Все карты разные, в зависимости от расположения на поле меняются их возможности. Приходится много думать, как лучше использовать карты и какие действия отыгрывать. А если объединить две части вместе, то вообще получается адская смесь. Не скажу, что играю в ПТ часто, но всегда делаю это с большим удовольствием. Главное, чтобы соперник был опытный, а не новичок в настольных играх.

Правда, уверен, что ПТ в топе надолго не задержится. На данный момент игра очень нравится, но запросто может появится что-то более крутое и массивное, что мне понравится гораздо больше.

Агрикола

Мне правда очень стыдно за то, как я раньше ругал эту игру. И вроде было за что. Мне так сильно хотелось сыграть в нее лет 5 назад, т.к. долгое время Агрикола была в моем вишлисте. А потом сыграл два раза (один раз зашел в минуса, а второй раз набрал очень маленький плюсик) и сильно расстроился. Я не ожидал, что игра окажется такой кризисной. Играл с опытными игроками, которые меня предупреждали о кормежке, но еды на поле все время не было, а как по-другому ее набрать, я не знал. В общем, первый опыт оказался препаршивым, поэтому Агриколе я поставил низкую оценку и постоянно ее потом ругал.

Ужасно унылая сельхоз тема, кризисность, действий много, а очков мало, долгий игровой процесс — вот что такое для меня была Агрикола . Я не понимал ни одного восторженного отзыва, но не спорил с фанатами игры, т.к. понимал, что это не проблема игры, а моя проблема. Просто это не моя игра.

Что заставило меня изменить мнение? В 2013 году я поиграл в Stone Age и с той поры считаю эту игру образцовой в плане размещения рабочих. Мне было очень интересно, какие есть еще знаковые игры с этой механикой. Купленный по совету Tzolk’in вызвал у меня приступы щенячего восторга. Эту игру вы тоже можете наблюдать в моем топе. На БГГ можно посмотреть рейтинги игр не только по годам, но и по механикам/классификациям. Размещение рабочих стало моей любимой механикой, поэтому я полез на БГГ глянуть, что еще есть крутого из этой оперы. И знаете что? Мне сразу первой в списке выпала Агрикола . Я очень удивился, что Агрикола является игрой номер 1 в списке игр на размещение рабочих. Она же… никакая.

Но потом ХВ мне предложило эту игру на обзор. Я был в очень сложном положении. Я не беру игры, которые мне заочно не нравятся. Не вижу смысла писать «плохие» обзоры, не вижу смысла вообще связываться с играми, которые мне не нравятся. Правда, с Агриколой я познакомился в то время, когда в еврогеймы не играл вообще. За несколько лет все изменилось, поэтому я решил рискнуть и дать шанс игре. Хотя сам понимал, что если игра не попрет, то вряд ли ХВ скажет — да, Саша, пиши конечно гневный обзор, только жестче ругай, не стесняйся в выражениях.

Рискнул и не прогадал. Когда сам разобрался с правилами (а не играл по пересказу правил друзей), когда пересмотрел все карточки, когда попробовал понять принцип игры никуда не торопясь, Агрикола вдруг расцвела всеми красками.

Мне очень нравится, что в Агриколе с каждым ходом увеличивается количество мест, на которые можно ставить миплов. Т.е. вкусных мест становится все больше и тебе приходится думать над тем, как развить свою семью, как выполнять больше действий, чем мог в начале партии. Кризисность есть, но когда знаешь, как эффективно кормить родичей, то играть становится значительно проще. В этой игре очень важно видеть, какую клетку нужно быстрее занять, пока это не сделал кто-то другой. Грубо говоря, нужно видеть разницу выгоды между 3 палками и 1 свиньей. Если не видишь — проигрываешь.

В Агриколу не хочется играть часто, но удовольствие она мне уже, наконец-то, приносит=)

Как видите, топ поменялся всего на 6 позиций. И в основном по причине того, что в старые игры играешь все меньше, т.к. постоянно появляется что-то новое. У меня не получается найти одну игру и сказать — вот он номер один, в который я буду играть каждую неделю и выкладывать по нему отчеты. Но как мне кажется, 6 игр из моего топа точно останутся там навсегда, потому что они ну очень уж крутые=)

Из того, что могло попасть в топ, но по каким-то причинам не дотянуло:

  • Орлеан . Пока о топах говорить рано, т.к. база не полностью удовлетворяет мои потребности. Но я возлагаю большие надежды на второе дополнение, которое многие настольщики хвалят. Если оно действительно исправляет недочеты базы, то Орлеан запросто может попасть в топ;
  • Чужая планета . Когда играл перед написанием обзора, очень хорошо проводил время за этой настолкой. Интересно посмотреть, что дает дополнение, которое уже пообещали издать на русском языке. Если с ним играть будет еще веселее, то у игры будут все шансы попасть в топ;
  • Остров Скай . Замечательная игра, но в нее нужно поиграть больше, чтобы делать однозначные выводы. Пока что очень нравится;
  • Стальная арена . Это отличный проект российского автора. В последнее время не могу найти под СА игроков, поэтому ощущаю недоигроз. С нетерпением жду дополнения!
  • La Granja . Сыграл пока 2 раза, поэтому выводы делать рано. Пока игра кажется очень прикольной, с множеством путей развития (все как мне нравится). Не уверен, что топ, но вдруг третий глаз откроется на пятой партии=)
  • Бастион . Игра интересная, но все жду дополнений, которые обещал Пегасов. Мне кажется, эту игру ой как надо развивать. Добавить давно обещанную нежить, ввести в игру новые карточки. Если допов не будет, Бастион останется просто очень хорошей игрой;
  • Forbidden Stars . Лавка игр в последнее время любит говорить, что игры нет. А у меня она есть=) И я в нее иногда играю, но хочу играть больше. Игрушка хардкорная, нужны хорошие игроки, которые нечасто приходят ко мне в гости (или я к ним). Поэтому решил не ставить в топ игру, в которую играю нечасто. Пускай подрастет немного вместе с моим опытом.

Честно говоря, в этом году я переиграл во много классных игр. Даже не знаю, о чем мне писать в годовом отчете в конце декабря, потому что прочти все было очень хорошее. Даже десятком позиций не получится ограничиться=)

Вообще, хорошо, что топ меняется. Это значит, что я не топчусь на месте и встречаю что-то новое и интересное.

Похожие публикации