Деревянная птица счастья. Архангельская щепная птица и мои открытия. Как сделан этот оберег для дома от зла

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.
Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.
Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.
Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест - библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья.
Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.
Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.
Туристский портал Архангельской области /

губернии. Одно из первоначальных её названий - «Поморский голубок».

В 1960-х годах искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возродителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области.

Sasha Krotov , CC BY-SA 3.0

В деревне открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Традиция

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси.


, CC BY-SA 3.0

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

«Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по северу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так:

«Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди неё свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок».

В рассказе М. Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора:

«А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в „чистой“ комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубёночек - «вроде как бы Святой дух»».

Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа. В связи с этим современное превращение сакрального символа поморов в обычный сувенир не совсем корректно, так как разрушает исконную суть и духовное назначение артефакта. Образ голубя - это глубокий символ надежды, а не просто украшение или деревянная игрушка, как пытаются представить некоторые исследователи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу:

«Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий голубок» - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа.

Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.


Андрей Полежаев , CC BY-SA 3.0

Изготовление

Изготавливается щепная птичка из двух цельных брусочков, щепки без применения клея и крепежных элементов. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики могут быть вырезаны фигурно.

На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого - продольные разрезы для хвоста.

В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяют их так, что они образуют крест.

Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. Получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитками.

Изготавливается птица обычно из древесины карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Древесина должна хорошо расщепляться и не ломаться на изгибах. Поначалу изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок.

Считается, что раньше голубков не раскрашивали. Сейчас популярны раскрашенные птички. По желанию их можно раскрасить самостоятельно.

Если посмотреть на готовую птичку сверху, то можно заметить, что она напоминает «крест в круге», что всегда читалось сильным знаком и оберегом. По разным версиям это - знак мира, Солнца, вечности, солнечный знак, солнечное колесо.

Фотогалерея



Полезная информация

Птица счастья
Поморский голубок

Где купить

Интернет-магазин «Русские ремесла » - здесь вы купите настоящую птицу счастья, и не только!

Изделия народных мастеров

Птичка счастья-глухарка Мартына Филипповича Фатьянова была изготовлена с великим тщанием и излучала добро. Он осторожно дул на её деревянные перья, и птица поворачивалась по кругу, словно осматривала свои владения.

В золотистую фактуру сосновой дранки прекрасно вписывались красные и черные штрихи. Такое сочетание красок придавало вещи особый, «мезенский» колорит.

В руках другого народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приёмами резьбы, превратился в настоящую скульптуру - массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове. Работы А. Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.

Популярность

За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Современные традиции

В наше время щепную птицу любят и чаще всего используют как сувенир. Время от времени появляются всякие легенды, связанные с ней.

Например рассказывают, что птичку подвешивали в доме с наступлением нового года, а через год сжигали. Считалось, что птица вбирает в себя всякий негатив, охраняя владельцев дома.

Но этой легенде нет официальных подтверждений.

Теперь принято птицу счастья дарить на рождение ребёнка, подвешивать над кроваткой или на новоселье, чтобы подвесить как оберег при входе в новый дом.

Её привозят как сувенир-символ России иностранные туристы.

В давние времена обережные вещи окружали людей повсюду. Их наносили на кухонную утварь, вышивали на одежде, делали в виде украшений и предметов интерьера. Для того чтобы приманить в свой дом счастье и гармонию, в нем «селили» оберег - Птицу Счастья. Согласно приданиям такая вещица наделена энергией Солнца, способной выжечь своим жаром весь негатив, болезни и неприятности, поселяющиеся рядом с людьми.

Птица Счастья имеет очень интересную историю. Как гласит легенда, в семье одного бедного селянина заболел ребенок. Врачи не могли ему помочь и только разводили руками, уповая на Бога. С каждым днем малышу становилось все хуже и хуже и отец решил его немного отвлечь. Он спросил у сына, чтобы могло поднять ему настроение. Ребенок ответил, что мечтает только об одном - видеть целый день солнце. Но в то время была зима, дни стали хмурыми и темными, а солнечны лучи лишь изредка радовали своим светом. Отец боялся, что его дитя не доживет до весны и думал, что же может для него сделать.

Размышляя, селянин обратил внимание на щепки от дров, и к нему пришла одна идея. Всю ночь он работал и к рассвету из кучки деревяшек сделал прекрасную птицу. Она была настолько легкой и ажурной, что ее крылья развевались даже от легкого ветерка. Отец решил повесить ее над печью, чтобы теплый воздух создавал иллюзию полета.

Утром, когда мальчик проснулся, он увидел птицу, которая напоминала ему солнце. После этого его здоровье начало улучшаться и вскоре полностью поправился. Птица Счастья с тех пор еще долго висела в доме селянина, оберегая его семью от болезней и бед.

С тех пор птиц, изготовленных подобным образом, называют оберегами и ассоциируют с дневным светилом. Существуют также и другие свойства оберега:

  • защищает от болезней, особенно для маленьких детей;
  • предотвращает воровство в доме;
  • защищает от несчастных случаев, например, от пожара или затопления;
  • сохраняет жилище от прихода незваных гостей;
  • сглаживает семейные конфликты.

Особенно нужен оберег мужу или жене, которые чувствуют, что кто-то делает приворот на их вторую половину. Для того чтобы он заработал, над ним проводят определенные действия, активизируя его защитные качества.

Особенности внешнего вида и материалы изготовления

Амулет Птица Счастья пришел к нам от древних славян. Так называемая «кукла» в виде птицы с распущенным хвостом и крыльями подвешивалась посреди комнаты или над самоваром. Когда вода закипала, пар заставлял птицу кружиться.Данный оберег до сих пор используется в современных домах. Он очень красивый и прекрасно дополнит любой интерьер.

При изготовлении Птиц Счастья традиционно используют дерево тех пород, которые могут расщепляться вдоль волокон под действием клина. Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Ее можно легко расколоть на тонкие пластинки и она хорошо гнется.


Расщепляется дерево особым способом, превращаясь в крылья и хвост, которые закрепляется натуральными нитками. Обычно оберег не покрывают лаком или краской, сохраняя его натуральность. К тому же со временем он приобретет красивый бронзовый оттенок. Но, если хочется придать изделию более интересный вид, птичку можно раскрасить в яркие цвета, декорировать лентами или бусинами.

Работать с деревом сможет не каждый. Для этого нужно обладать определенными навыками столяра. Поэтому древесный материал для Птицы Счастья можно заменить на джутовый шпагат. Из веревки по определенной технологии плетется кукла, при этом сохраняются все элементы: туловище, голова с клювом, распущенные крылья и хвост.

Кому подходит оберег Птица Счастья

Оберег очень популярен среди людей. Его можно использовать всем, кто желает защитить свой дом от дурного. Деревянную птичку можно купить в любом сувенирном магазине, а чтобы она обрела магический смысл, ее определенным образом активируют. Она защищает детей, помогает сохранять уют, с ней в доме не будет грусти и печалей.


Славянские верования рассказывают о том, что Птица Счастья нужна беременным женщинам. Ее вешают над кроватью будущей матери. Таким образом, она оберегает ее и еще не родившегося малыша, а впоследствии поможет родам пройти без осложнений.

Правила и принципы использования

Нужно хорошо подумать, где повесить оберег Птицу Счастья, чтобы он охватывал весь дом. Наши предки размещали птичку в красном углу хаты, как образ души. Также ее вешали над столом, чтобы она кружилась над кипящим самоваром. Особым местом для оберега считалась детская кроватка. Для малыша оберег выступал в качестве защитника от злых сил и в то же время являлся игрушкой. Если повесить его над кроватью взрослого человека, то он будет разгонять во тьме злых духов. Самое лучшее место для талисмана - около входной двери. От каждого проходящего под ним, птица будет забирать в себя весь негатив.

Раз в году Птицу Счастья нужно протирать от пыли. Обереги могут поглощать в себя многие энергетические посылы. Они забирают недуги, неприятности, травмы и возьмут столько негатива, сколько смогут.

Если оберег упал или сломался сам по себе, это значит, что он взял на себя что-то нехорошее, предназначавшееся для жителей дома. Стоит прочитать несколько защитных заговоров, каждый угол дома окропить святой водой и сходить в церковь.По дороге нужно молчать и не отвечать на вопросы. О том, что случилась никто не должен знать. Испорченную птицу нельзя дальше использовать. Разломанные детали нужно завернуть в платок, на рассвете отнести к водоему, сжечь, а пепел развеять по ветру. Можно купить новый оберег, заговорить и повесить на место старого.

Активация оберега

Если Птицу Счастья не активировать, она останется просто красивой декоративной вещью, и не будет играть роль защитника. Славянские колдуны освящали оберег огнем. Подобный способ подойдет и сейчас. Для этого нужно купить 10 церковных свечей и ладан. Ритуал проводят в солнечный день. Лучше всего делать это летом, но подойдет и другой сезон при условии, что за окном не пасмурно.

  1. Со всем необходимым выходят в поле или в парк.
  2. Свечи втыкаются в землю и поджигаются.
  3. Воскуривают ладан и молятся своему святому.

Когда Солнце будет в зените, птицу поднимают к небу и проговаривают: «Росло дерево в лесу темном, в бору сыром. Росло, к небу тянулось, роняя на землю веточки. Детям твоим не расти и не цвести, моим болезням и горестям от меня уйти. Огнем сжигаю, беду прогоняю. Все лишнее в огонь, беда иди вон. Господь, помилуй и спаси меня, рабу Божью (имя). Аминь». После этих слов у птицы просят помощи и поддержки в любых начинаниях.

Этот текст произносили еще древние славяне, поэтому в его силе можно не сомневаться. Птица, освещенная и заряженная Солнцем, получает мощный приток энергии, которая потом распространяется на человека и его жилище.

«Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

На территории Кирилло-Белозерского монастыря продаётся очень много сувениров. К примеру, вдоль стен в направлении Вологодской башни тянутся ряды лоточников. Но обсуждать продаваемые на лотках коммерческие поделки а-ля-рюс-хохлома-береста - несерьёзно. В Архимандричьих палатах есть небольшой магазин сувениров. В нём мы увидели шахматы и шкатулки - вологодского производства.
Шахматы всех размеров, из разных пород деревьев (кленовые, липовые и др.) и с очень интересными резными фигурками. Особенно понравились шахматные фигуры в виде пушкинских 33 богатырей и медведей. От 700р. до 5т.р. и выше. Шкатулки тоже очень симпатичные, с красивым орнаментом из мелкой-мелкой соломки. Здесь большой выбор.
А я искала птицу счастья. Деревянную. Вологодскую. С распахнутыми крыльями. Искала по всей Вологде, но нашла здесь в Кириллове. Улетели из Вологды все птицы счастья, приземлились в Кириллове.

Причём, как водится, увидела совершенно случайно. На выходе из монастыря, направляясь к стоянке, увидела лоток просто весь заставленный деревянными птичками.

А рядом сидит мастер и выстругивает очередную.

Подошли, разговорились, познакомились. Я выбрала самую большую и красивую, хотя мне ещё понравилась и другая - с длинной вытянутой шеей, её мастер называл лебёдушкой.

Такие птицы широко распространены именно здесь на Севере: в Вологодской, а ещё Архангельской области. Их делают из сосновой (или любой другой деревянной) дранки-щепы. Называют голубями или петушками. Их подвешивают на нитке под потолок, и там они тихо и плавно раскачивается, как будто парят или плавают.

Иногда их немного раскрашивают золотом, красным или голубым. Но почему именно птицы? Да потому, что Петушок - это древний славянский символ Солнца, а Голубь - это всегда Дух, Душа.

Такая птичка , совершающая круговые вращательные движения под действием восходящих потоков воздуха исстари считается на Руси воплощённым принципом свастики или солнечного коловрата .

«…По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Говорят, что по тому, как к человеку повернётся птица - хвостом или головой, можно определить плохой он или хороший …»

«…Деревянная птичка-оберег — источник позитивной энергии.
«…Говорят, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась - только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам...»


Н.Салистая, «Птица Счастья»

«…Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.
Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.
Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.
Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность
…»

Посмотрите это прекрасное теплое мини-видео , если вас заинтресовала тема.
Посмотрите как работает Мастер, как движутся его руки, как он рассказывает о своём Пути…

Вообще тема Птицы в русском фольклоре неисчерпаема…

Иллюстрации к русским сказкам Niroot Puttapipat

Жар-птицы

Пока муж разворачивался и выезжал со стоянки, я успела забежать в магазин «Сувениры», который находится на дороге к монастырю, за белыми зданиями местной администрации. Это резная избушка. Оказалось, что сувениры здесь сильно отличаются от всех увиденных и очень интересные. Здесь продаются изделия из керамики местной художницы Нины Мишинцевой из деревни Куракино (kurakino.com ). а ещё плетеные длинные пояса с орнаментами, вязаные вручную круглые коврики , а ещё местные печатные плоские разноцветные прянички в виде зайцев, домов и кораблей, которые можно хранить до года.

В этом магазинчике я купила коврики (~200р., которые заметила ещё в невероятно уютной крохотной надвратной церквушке в Ферапонтово), пряники и буклет художницы. Мы хотели заехать в эту деревню по дороге в Петрозаводск, но у нас не получилось (об этом я расскажу чуть ниже). Ещё очень запомнились в этом магазинчике керамические козы. Да-да, Козы с Козлятушками. Там целая серия этих забавнейших фигурок в разных сюжетах. У Коз в ушах вставлены бубенчики. Фигурки похожи на дулёвские. Очень симпатичные, особенно для тех, кто, например, собирает. Я смотрела там и на длинные тканые дорожки-половики , но выглядели они хуже икейных, а стоили ~2.т.р..:)

* Фото Птицы счастья на главном коллаже взято из замечательного интернет-магазина

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок служит дольше.

Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной — электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном. Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, только не через сердцевину, то из-под топора будут выходить баклуши с тангентальными поверхностями скола. На любом куске дерева радиальный и тангентальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои видны в виде параллельных полос, а на втором — в виде характерных дугообразных линий.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают заготовители бондарных клепок.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.

Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темно окрашенные лучины с одной светло окрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников они малопригодны. К тому же яблоня и груша довольно плохо раскалываются в заданном направлении.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно сплачивать корнями. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из распаренной лучины.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Для декоративных «панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые Очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на ваготовке до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам. Прорезные узоры, которые можно составить из лучин, имеют множество вариантов.

Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучинки, дает возможность придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого шаблона должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны соедините врезными рейками. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура. При этом условии «можно согнуть сразу все лучины, входящие в абажур. Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в кипятке в течение 5—10 минут. Приспособление вместе с заправленными в него влажными лучинами поместите где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток. После полного высыхания лучины сохранят сообщенный им изгиб. Остается только переплести их расщепленными корнями.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Щепная жар-птица.
Последовательность ее изготовления.

Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево... неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к выполнению более сложного задания по предварительно разработанному эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные многофигурные композиции.

Похожие публикации