Был ли булгаков наркозависимость. Михаил булгаков гениальный писатель с тяжелым заболеванием или наркоман. Любовь и водка

Что, товарищ Булгаков умер?

Да, умер.

И на другом конце провода положили трубку.

Сейчас одного из самых известных писателей XX века знает каждый школьник. А тогда, в 1940 году, он считался едва ли не персоной нон грата. Многие произведения признавали чуть ли не антисоветскими. А читали их, тихонько лёжа под одеялом с фонариком или свечкой, зажжённой у изголовья, - главное, чтобы не заметили.

Булгаков стал, пожалуй, самым мистическим писателем в российской истории со времён Николая Гоголя. Его жизнь до сих пор окутана легендами, тайнами и мифами. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Любил котов

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"/kinopoisk.ru

Считается, что писатель любил котов. Такое мнение, конечно, появилось из-за знаменитого персонажа свиты Воланда - кота Бегемота, в уста которого Булгаков вложил одни из самых ярких фраз книги.

По словам второй супруги писателя Любови Белозёрской, его прототипом стал серый котёнок Флюшка, которого кто-то украл. Впрочем, в квартире жили и другие кошки, писатель иногда даже писал от их имени записки супруге. При этом он никогда не брал кошек на руки, так как, по словам второй супруги, брезговал. Если могло случиться так, что кошка запрыгнет на стол, Булгаков непременно подкладывал бумажку.

Куда теплее у него были отношения со щенком по кличке Бутон. Вот с ним он мог играться и обниматься. А на стол Бутона пускали, не подкладывая бумажки.

Сжёг один из своих романов в припадке

Да, Михаил Афанасьевич действительно сжёг как минимум одну из своих рукописей. Это был черновик "Мастера и Маргариты". Только припадки - пример Гоголя и второго тома "Мёртвых душ" - здесь совершенно ни при чём. Дело в том, что незадолго до этого комитет по делам искусств запретил пьесу "Кабала святош". После, весной 1930 года, Булгаков сжёг первую рукопись, а затем написал письмо цензорам: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе".

После этого он сообщал, что сжёг и второй вариант романа. А мы все знакомы только с третьим. Название "Мастер и Маргарита", кстати, носил только он.

Церковь резко критикует "Мастера и Маргариту"

Один из самых распространённых мифов связан с тем, что церковь не приемлет "дьявольский роман". На самом деле позиция РПЦ по данному поводу несколько иная. Её ещё в 2011 году раскрыл в своём интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Польза романа в том, что он впервые в послереволюционное время, когда уже в стране не было никакой свободы, реально сказал о господстве тёмной силы в жизни тогдашнего советского общества. Именно поэтому, думаю, его роман стал бессмертным, - отметил тогда патриарх.

Предстоятель РПЦ подчеркнул, что "ужасное падение тогдашнего советского человека, его нравственности, его отношения к добру и злу" можно было выразить только в форме "метафизической притчи".

Прообразом для профессора Преображенского был сам Булгаков

Кадр из фильма "Собачье сердце"/kinopoisk.ru

Такой миф сложился из-за того, что писатель окончил медицинский факультет Киевского университета, был врачом в селе Никольском Сычёвского уезда. Кроме того, "Записки юного врача" Булгаков создал частично на основе собственного опыта - в них он описывает свою работу врачом в селе под Смоленском.

На самом же деле прообразом Преображенского стал его дядя - известный гинеколог Николай Покровский. Даже квартира булгаковского родственника в деталях совпадает с тем описанием, которое встречается в "Собачьем сердце".

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи "Собачьего сердца" и дневник. Позже после неоднократных просьб вернуть отобранное повесть и дневник будут возвращены.

Все самые известные произведения были написаны под наркотиками

Миф о Булгакове-наркомане, пожалуй, один из самых распространённых. Якобы он написал как минимум "Записки юного врача", "Собачье сердце" и "Мастера и Маргариту" под воздействием морфия.

Булгаков действительно попробовал кокаин в 1913 году, когда учился на врача. Этот факт не отрицала и его первая жена Татьяна Лаппа. Кроме того, около года он действительно сидел на морфии. Зависимость началась после того, как летом 1917 года к молодому доктору Михаилу, который работал в селе Никольском Сычёвского уезда, привезли больного дифтерией младенца. Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсосал дифтерийные плёнки. А после, чтобы обезопасить себя, ввёл себе противодифтерийную вакцину. Когда она подействовала, начался зуд и страшные боли, облегчить которые Булгаков пробовал с помощью инъекции морфина.

В течение 1917 года он пытался отвыкнуть от наркотика, в 1918 году переехал в Киев. Позже Лаппа вспоминала, как разводила его порции наркотика водой, постепенно увеличивая процент последней. Считается, что Булгаков в 1921 году, во время переезда в Москву, уже не был наркоманом. Незадолго до смерти он вновь принимал морфий и даже после инъекций диктовал последний вариант "Мастера и Маргариты". Однако вещество ему было прописано исключительно в медицинских целях и дозах.

Попытка самоубийства

В мемориальной квартире (музее) Михаила Булгакова на улице Большая Садовая, дом 10, в Москве. Фото: © РИА Новости/Михаил Фомичев

В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин цитирует третью супругу писателя и говорит, что якобы тот собирался стреляться в 1929 году, когда его практически объявили вне закона.

После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря, - пишет Лакшин.

Однако позже уже российские СМИ растиражировали версию о том, что писатель даже пытался совершить самоубийство, однако это не получилось сделать. Ещё раз повторяем: таких свидетельств нет.

Сталин 20 раз был на спектакле "Дни Турбиных"

Существует мнение, что советский вождь якобы множество раз был на "Днях Турбиных". Дело в том, что в 1929 году эту пьесу сняли с репертуара за "буржуазное настроение". Однако её возобновили спустя три года по личному распоряжению Сталина.

Что касается собственно пьесы "Дни Турбиных", то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление благоприятное для большевиков, - писал вождь.

Учителя литературы в школе заставляют детей анализировать и понимать стихи алкоголиков, покончивших жизнь самоубийством. (с)
Выглядело полушуткой. Оказалось, зря.

Стало мне интересно, кто они, эти русские писатели и поэты, и кто их пороки.

Страшно, что их проходят в школе - в подростковом возрасте, когда так хочется подрожать кумиру.
Грустно оттого, что создается впечатление об алкоголизме, наркотиках, самоубийствах как о неизменных спутниках творчества, своего рода платы за него.

Про Есенина , конечно все знают, что он алкоголик. Его стихи проходят в школе.
Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесившись. Ее проходят в школе
У Булгакова есть цикл повестей "Записки юного врача", основанный на событиях его жизни. Совершенно потрясающие произведения, без иронии. Я их перечитывала не один раз. Среди них "Морфий". небольшие выдержки оттуда. Про Булгакова как раз и приходят мысли о "плате" за творчество.
Да, Булгаков наркоман. Его тоже проходят в школе.

Я вот призадумалась. Правильно ли анализировать произведения писателей и поэтов, без учета факта, что они были психически нездоровы? Иногда об этом сообщают, мельком, чаще умалчивают.
А ведь это влияет на их творчество . Иногда это и есть причина их творчества в том виде, в каком мы его знаем.

С одной стороны, странно сказать школьникам: "Это X, алкоголик, великий русский писатель, самоубийца"
С другой стороны, зачем вообще детям слышать в школе сочетания о достойных писателях и алкоголизме, наркотиках, самоубийствах и прочих пороках? Мы же пытаемся научить их тому, что это плохо, зло, никогда не пробуй. А тут - писатель, поэт, с экранов телевизоров - актер, певец и т.п. Слава и популярность. Какая-то двойная мораль.

Большинство взрослых способны понять, что у медали есть две стороны, и отделить семена от плевел. Потому что система жизненных ценностей уже сформирована. Но в ранней юности этому еще только учатся и именно в подростковом возрасте пробуют алкоголь, сигареты, наркотики, начинают задумываться о ценности жизни и значении смерти. Хочется проверить всё на личном опыте.
Зачем в этом возрасте позитивные примеры пороков?
Или если ребенок не открыл томик Есенина в 16 лет, то в 25 он его уже не оценит?
И также верно, что если убрать всех, кто дружил с пороками - то слишком много убирать придется.
Может тогда правильно изучать произведения вне контекста биографии его автора? Без " "="что хотел сказать алкоголик/наркоман и т.п.", а как-то только с точки зрения личных впечатлений детей о произведении?

У меня нет ответов на эти вопросы.
Единственное, в чем я уверена - в том возрасте, когда проходят эти произведения, ввиду отсутствия жизненного багажа и опыта, дети еще не способны понимать настоящую связь жизни автора с его творчеством. Иногда осознать и полное отсутствие этой связи по причине психических отклонений в момент написания произведения.
Отстраненно отнестись к порокам писателей. В этом возрасте жизнь еще в процессе разделения на черное и белое, хорошее и плохое.
В школе я не понимала "Мастера и Маргариту" Булгакова. Оно мне казалось странным. Помню, когда я увлеклась Булгаковым от нечего читать и узнала про его зависимость (это было гораздо позже школы), мое отношение к его произведениям не изменилось. Скорее этот факт дополнил в моей голове пазл о "Мастере и Маргарите", объяснив его странность, и пазл о Записках врача, когда я поняла, каким образом он так правдоподобно всё описывает.
Возможно сам факт того, что Булгаков был врачом и стремился приносить пользу людям, сильно смазал негатив от наркотиков.
Когда я узнала про Есенина - я поняла, почему у меня к нему отторжение: все эти картинки в его стихах - они были итак неприятны, и оказались не вымыслом, а реальностью, которая мне неприятна вдвойне. Кое-как закончив в школе, я к нему никогда не возвращалась.

САМОУБИЙЦЫ. Список огромен. Вот некоторые фамилии на слуху

Есенин, Сергей Александрович (1895—1925) — русский поэт. Перерезав себе вены, повесился.
Купала, Янка (1882—1942) — белорусский поэт. По официальной версии покончил с собой в гостинице «Москва». [его фамилия в этом списке удивила, я не знала об этом]
Лондон, Джек(1876—1916) — американский писатель, принял сверх дозу снотворного. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930) — русский поэт. Застрелился.
Радищев , Александр Николаевич (1749—1802) — автор «Путешествие из Петербурга в Москву» и других произведений. Сначала принял яд, а потом еще и пытался зарезаться бритвой. Умер после долгих мучений.
Сенека Луций Аней (сын) (4 г. до н.э.- 65 после н.э.) — римский поэт, философ. Вскрыл себе вены в ванной, предварительно выпив яду. Вокруг сидели друзья и записывали его последние откровения.
Соболь Андрей Михайлович (1888—1926) — советский писатель, отец поэта Марка Соболя, застрелился среди бела дня, сидя на скамейке в московском сквере.
Стахура , Эдвард (1937—1979) — польский поэт, повесился в собственном доме, до этого бросался под поезд, который отрезал ему руку.
Табидзе , Галактион Васильевич (1891—1959) — великий грузинский поэт. Выбросился из окна лечебницы.
Успенский , Николай Васильевич (1837—1888) — русский писатель. Зарезал себя в переулке.
Фадеев , Александр Александрович (1901—1956) — русский советский писатель. Застрелился на даче, не выдержав разоблачений культа личности и погрязнув в алкоголизме.
Цветаева , Марина Ивановна (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчица. Повесилась.
и др.

АЛКОГОЛИКИ

Шолохов Михаил Александрович. Выросший среди донских казаков, он с ранних лет пил, как воду, местное вино, водку и самогон. К концу жизни увлечение алкоголем стало сказываться на здоровьеШолохова. Он пил по-тихому вплоть до своего восьмидесятилетия и умер от рака горла.
По Эдгар Аллан. Его не раз отвозили в больницу с приступом белой горячки, в котором он ругался с привидениями и неистово отбивался от них. Однажды его пьяным нашли в канаве, привезли в больницу, где он и скончался.
Уильям Фолкнер . Безумный пьяница. Родился и вырос в семье алкашей. К 18 годам будущий писатель пил, как заправский алкоголик. Его алкоголизм длился на протяжении 30 лет практически не прерываясь. Но именно в этот период он написал многие свои лучшие произведения.
Ремарк Эрих Мария. Писатель стал знаменитым после одного-единственного произведения «На Западном фронте без перемен» (1930). Ему, как человеку прошедшему две мировых войны, алкоголь стал анестезией. Сам же он, после прекращения запоев винил себя за пусто потраченное время.
Хемингуэй Эрнест. Лауреат Нобелевской премии 1954 года по литературе, полученной за известнейшую повесть «Старик и море», журналист. Один из самых известнейших алкоголиков. В последний год перед смертью он лежал в больнице с диагнозом депрессия, умственное расстройство и...цирроз печени. В июне 1961 года он приставил к голове охотничье ружье и покончил с собой, сидя на своем ранчо.
Есенин Сергей. О пристрастии Сергея Есенина к алкоголю известно пожалуй всем. Но быть может именно благодаря этой пагубной привычке Есенину удавалось с такой поразительной точностью изложить в своих стихах мотивы русской действительности и загадочной русской души и грусти.
Лондон Джек. Он работал по 17 часов в сутки, и за 15 лет писательства сочинил на 40 томов. При этом страдал депрессией и алкоголизмом. В ночь на 22 ноября 1916 года Джек Лондон покончил с собой. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Стейнбек Джон. В 1947 году он приехал в Советский Союз, чтобы написать серию репортажей. Утомившись от официоза, Стейнбек решил посмотреть настоящую жизнь русских. Он вышел из московского отеля один и догулялся до того, что напился в компании алкашей (!) и заснул на скамейке.
Стайрон Уильям. Пил 40 лет подряд. В возрасте 60 лет Стайрон заработал непереносимость алкоголя. Один глоток - и у него начинались тошнота и кошмары. Стайрон перестал пить, однако без привычных вливаний ему было еще хуже. Он впал в депрессию и попал в психиатрическую больницу. Оклемался и написал - по следам своего пребывания в дурдоме - книгу "Зримая тьма". Прожил после этого Стайрон еще 15 лет, умер в возрасте 86 лет. Не пил. Страдал ли от вынужденной трезвости, мы не знаем.
Твардовский Александр Трифонович
Берггольц Ольга Федоровна
Олеша Юрий Карлович
Успенский Николай
Блок Александр Александрович
Фадеев Александр Александрович

и многие другие писатели

К сожалению, их очень много. Многие и умирали от алкоголизма опустившимися людьми или совершали на его фоне самоубийства.
Более подробно о влиянии порока на их жизнь и творчество.

На страницах рукописи романа «Мастер и Маргарита» ученые обнаружили следы морфия. По их мнению, это доказывает то, что Михаил Булгаков в последние годы вернулся к употреблению тяжелых наркотиков. Что нашли ученые, чем болел Мастер и почему эта находка важна - разбиралась «Лента.ру».

Считалось, что Михаил Булгаков завязал со смертельно опасной привычкой - употреблением морфия - в 1918 году. Однако химический анализ рукописи романа «Мастера и Маргариты», над которым писатель работал с 1936 по 1940 годы, показал, что он так и не сумел отказаться от наркотиков. К такому выводу пришла группа ученых из Израиля и Италии, по итогам своих исследований опубликовавшая статью в журнале Journal of Proteomics.

Было проанализировано десять из 127 случайным образом отобранных страниц оригинальной рукописи. В исследовании использовались материалы из Пашкова дома (РГБ) и частных коллекций. Все эти фрагменты рукописи ушли с молотка на аукционе «В Никитском» в 2014 году.

Молекулы органических веществ удалось извлечь из листов рукописи с помощью микрогранул, а затем изучить их посредством газожидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. В результате обнаружены следы морфина, а также продукта его распада в ходе обмена веществ в организме у человека - 6-моноацетилморфина (C 19 H 21 NO 4). Содержание морфина на квадратный сантиметр каждого из листов рукописи варьировалось от 2 до 100 нанограммов. Высказано две гипотезы: наркотик попал туда либо из слюны и с пальцев писателя (если он употреблял наркотик орально), либо с потом, выделявшимся через кожу рук.

То, что следы морфина сохранились спустя 75 лет после смерти писателя, по мнению ученых, может объясняться тем, что в бумаге отсутствовали отбеливающие агенты типа хлора. Меньше всего наркотика и продуктов его распада на первых страницах рукописи, а также в частях, посвященных Понтию Пилату и Иешуа Га-Ноцри. На странице с наибольшим количеством морфина (100 нанограммов) - план повествования, который писатель не раз переделывал. 50 нанограммов обнаружено на страницах восьмой главы - «Поединок между профессором и поэтом».

Ученые настаивают на том, что морфин принимал сам автор, а не сотрудники НКВД, конфисковавшие рукопись после смерти Булгакова. Чекисты принимали бы не морфин, а чистые наркотики вроде героина и кокаина. Исследователи также изучили старые образцы морфия, полученные из госпиталей, обслуживавших высшее руководство КПСС и КГБ, а также из ампул, найденных в старых московских аптеках. Однако из-за плохого качества сохранившихся образцов провести качественный анализ и сравнить их со следами в рукописи не удалось.

Также в рукописи обнаружены три белка, являющиеся маркерами нефротического синдрома - поражения почек, характеризующегося выраженной протеинурией (содержанием белков в моче), массивными отеками, повышенной свертываемостью крови и сбоями в работе белково-липидного обмена. Это тоже трактуется как свидетельство того, что и следы морфия оставлены Булгаковым, который умер из-за заболевания, связанного с почками.

Изучение рукописи выдвинуло новые вопросы. Например, предстоит выяснить, возобновил ли Булгаков употребление наркотиков в 1936 году или же сделал это раньше.

В молодости Михаил Булгаков не проявлял склонности к наркотикам: лишь в 1913 году, учась на врача, он попробовал кокаин. Все решил случай - летом 1917 года к молодому врачу, практиковавшему в селе Никольское Сычевского уезда, привезли больного дифтерией младенца. Пытаясь спасти ребенка, Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсасывал дифтеритные пленки. А потом, чтобы обезопаситься, ввел себе противодифтерийную вакцину. Когда она подействовала, начался зуд и страшные боли, облегчить которые Булгаков попытался с помощью инъекции морфина.

НАУКА И ТЕХНИКА
00:02, 23 ноября 2015
Морфин, негодяи!
Булгакова уличили в приеме наркотиков при работе над «Мастером и Маргаритой»

На страницах рукописи романа «Мастер и Маргарита» ученые обнаружили следы морфия. По их мнению, это доказывает то, что Михаил Булгаков в последние годы вернулся к употреблению тяжелых наркотиков. Что нашли ученые, чем болел Мастер и почему эта находка важна - разбиралась «Лента.ру».

Считалось, что Михаил Булгаков завязал со смертельно опасной привычкой - употреблением морфия - в 1918 году. Однако химический анализ рукописи романа «Мастера и Маргариты», над которым писатель работал с 1936 по 1940 годы, показал, что он так и не сумел отказаться от наркотиков. К такому выводу пришла группа ученых из Израиля и Италии, по итогам своих исследований опубликовавшая статью в журнале Journal of Proteomics.

Было проанализировано десять из 127 случайным образом отобранных страниц оригинальной рукописи. В исследовании использовались материалы из Пашкова дома (РГБ) и частных коллекций. Все эти фрагменты рукописи ушли с молотка на аукционе «В Никитском» в 2014 году.

Молекулы органических веществ удалось извлечь из листов рукописи с помощью микрогранул, а затем изучить их посредством газожидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. В результате обнаружены следы морфина, а также продукта его распада в ходе обмена веществ в организме у человека - 6-моноацетилморфина (C19H21NO4). Содержание морфина на квадратный сантиметр каждого из листов рукописи варьировалось от 2 до 100 нанограммов. Высказано две гипотезы: наркотик попал туда либо из слюны и с пальцев писателя (если он употреблял наркотик орально), либо с потом, выделявшимся через кожу рук.

То, что следы морфина сохранились спустя 75 лет после смерти писателя, по мнению ученых, может объясняться тем, что в бумаге отсутствовали отбеливающие агенты типа хлора. Меньше всего наркотика и продуктов его распада на первых страницах рукописи, а также в частях, посвященных Понтию Пилату и Иешуа Га-Ноцри. На странице с наибольшим количеством морфина (100 нанограммов) - план повествования, который писатель не раз переделывал. 50 нанограммов обнаружено на страницах восьмой главы - «Поединок между профессором и поэтом».

Ученые настаивают на том, что морфин принимал сам автор, а не сотрудники НКВД, конфисковавшие рукопись после смерти Булгакова. Чекисты принимали бы не морфин, а чистые наркотики вроде героина и кокаина. Исследователи также изучили старые образцы морфия, полученные из госпиталей, обслуживавших высшее руководство КПСС и КГБ, а также из ампул, найденных в старых московских аптеках. Однако из-за плохого качества сохранившихся образцов провести качественный анализ и сравнить их со следами в рукописи не удалось.

Также в рукописи обнаружены три белка, являющиеся маркерами нефротического синдрома - поражения почек, характеризующегося выраженной протеинурией (содержанием белков в моче), массивными отеками, повышенной свертываемостью крови и сбоями в работе белково-липидного обмена. Это тоже трактуется как свидетельство того, что и следы морфия оставлены Булгаковым, который умер из-за заболевания, связанного с почками.

Изучение рукописи выдвинуло новые вопросы. Например, предстоит выяснить, возобновил ли Булгаков употребление наркотиков в 1936 году или же сделал это раньше.

В молодости Михаил Булгаков не проявлял склонности к наркотикам: лишь в 1913 году, учась на врача, он попробовал кокаин. Все решил случай - летом 1917 года к молодому врачу, практиковавшему в селе Никольское Сычевского уезда, привезли больного дифтерией младенца. Пытаясь спасти ребенка, Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсасывал дифтеритные пленки. А потом, чтобы обезопаситься, ввел себе противодифтерийную вакцину. Когда она подействовала, начался зуд и страшные боли, облегчить которые Булгаков попытался с помощью инъекции морфина.

Спустя несколько дней боли прошли, а смертельно опасная привычка осталась. Усугубляло состояние писателя пребывание в сельской глуши - он просил свою жену Татьяну делать инъекции просто из скуки. А в зависимость Булгаков не верил, утверждая, что врач не может стать наркоманом благодаря своим знаниям. Но спустя нескольких месяцев начались ломки и приступы безумия, когда писатель гонялся с револьвером за женой, требуя принести морфия.

Потом Булгаков пытался курить папиросы с опиумом и уменьшать дозы. Избавиться от зависимости он смог за счет того, что жена втайне разбавляла каждую дозу морфия дистиллированной водой, постепенно увеличивая ее соотношение к наркотику. Булгаков избавился от пагубной привычки. Как выяснилось, не навсегда.

Похожие публикации