Атласная гладь как вышивать. Смотреть что такое "Вышивка гладью" в других словарях. Гладь с настилом


Вообще, история вышивки гладью берет свое начало в глубине веков. Как только первобытный человек стал делать себе одежду, появились и первые элементы вышивания. Изначально в качестве материала выступали жилы и шерсть животных, затем люди начали применять льняные, шелковые, шерстяные нити, жемчуг и бисер для оформления, различные монеты, ракушки и прочее. Одно можно сказать точно: всегда вышивание было тесно связано с природой и занятиями человека. У каждой нации есть свои особенности и тонкости вышивки.

Подождите, откуда это взялось?

Желание украсить одежду и создать новые оригинальные вещи пришло к человеку в очень давние времена. Вышивка происходит с Востока. Именно в Азии это искусство было разработано гораздо раньше, чем в Греции. Одним из самых интересных методов является художественный атлас.

На первый взгляд может показаться, что вышивание сатиновой строчкой затруднено, потому что такое ремесло подразумевает какое-то умение. Но через короткое время это занятие становится увлекательным хобби. Каждый имеет свои особенности. Название этого типа вышивки было получено благодаря тому, что он выполнен на тонкой белой ткани с белой резьбой. Первый шов «перед иглой» мы шьем контуры, затем вышивальную вышивку с берега до берега, мы ставим швы перпендикулярно. Нитки должны быть уложены как можно короче, чтобы создать гладкую поверхность; Художественный цветной атласный шов. Этот метод вышивки предполагает использование цветных нитей и шелка. Нить применяется вертикально с равными интервалами; Градуированный оттенок. Шелк или шелк используются для вышивания. Швы, вышитые только одной нитью, тем более тонкой нитью лучше. Концы стежков не касаются, а швы перекрываются. Первый ряд выполнен из атласа, а следующий зашит так, что начало нового стежка находится между основанием стежков выше. Штрихи короткие. Таким образом, гладкий и глянцевый рисунок можно получить спереди, а левая сторона покрыта тонкими швами; Вышитая вышивка - начинается с небольшого стежка с верхней части рисунка. Они оставляют швы попеременно слева и справа под основанием предыдущего стежка.

  • Белый сшитый атлас.
  • Начинается посередине с прямым стежком.
Чтобы научиться создавать сложные и сложные шаблоны для вышивки сатином, сначала вам нужно освоить простейшую технику стежка.


Иголки вначале были из камня и кости, а уже потом им на смену пришли иглы из бронзы и стали. Естественно, прогресс позволил усовершенствовать сам процесс вышивки, появились новые техники. В качестве отдельного вида рукоделия вышивание зародилось на Востоке. Наиболее древние шедевры, дошедшие до наших дней, были изготовлены в Древнем Китае, примерно в 6-5 веках до нашей эры. Они сделаны золотыми и серебряными нитями, а кроме того, волосом, на шелке. В те годы аккуратная китайская вышивка оказала немалое влияние на развитие вышивания в Стране Восходящего Солнца, Японии.


Итак, история создания вышивки гладью ясна. Но что же было дальше? А дальше искусство вышивания активно развивалось и распространялось все шире. В Иране и Древней Индии традиционными были изображения животных и жанровые сцены, а также растительные орнаменты. Затем вышивка появилась и в Византии, а кроме того, в странах античной Европы. Греки уверены, что вышивку изобрел не кто иной, как богиня Афина Паллада. Есть интересная легенда об Арахне, являющейся дочерью красильщика. Якобы именно она научилась у богини искусству вышивки и была уверена, что сможет одолеть ее на состязании. Так и произошло, что очень разозлило богиню, поэтому она решила превратить соперницу в паука.


В произведении Гомера «Одиссея» упоминается вышитый плащ Улисса, оформленный золотым шитьем. Помимо этого, поэт говорит о роскошных вышивках, которые Парис привез в Трою из Сидона и Тира. В третьей песне «Илиады» рассказывается о Елене, выполняющей на белом полотне сюжет сражения греков с троянцами. Важным этапом развития вышивки были походы Александра Македонского в Азию. Суть в том, что греки немало позаимствовали в данном направлении у персов. Привлекли их и великолепные индийские полотна. Когда Александр Македонский одержал победу над Дарием, он взял с собой его шатер, расшитый шикарным узором. Затем он заказал себе плащ у рукодельниц с Кипра.


В Древнем Израиле искусство вышивки было развито не меньше, чем в вышеописанных странах. Красивой вышивкой оформляли одежды священников, а также многие предметы церковного обихода. Евреи, аналогично ассирийцам, взяли основы вышивания в Египте, где данное искусство было распространено очень широко. Такой вывод можно сделать, взглянув на сохранившиеся оформленные вышивкой одежды мумий и портреты фараонов. Материалом первых вышивок была шерсть.


Позднее в Египте стали применять такие материалы, как лен и пенька. Из них производились более тонкие и изысканные ткани, нежели из шерсти. Вышивка золотом была изобретена фригийцами, а после в Риме узнали об этом от пергамского правителя Аттала. Кстати, по этой причине первые вышивки золотом именовались атталинскими. Тарквиний Первый стал первым римлянином, который выходил в шикарной одежде с золотым шитьем. Безусловно, на этом история вышивки гладью не заканчивается, а только начинается. Любовь к роскошному оформлению быстро получила распространение в Риме и Греции. К слову говоря, правители пытались даже запретить чересчур богатое украшение одежды, но толку не было. Потом в Китае стали изготавливать шелк. Из этой страны он незадолго до Рождества Христова проник в Персию, Индию, Египет и в страны Востока. Западные страны узнали об этом нежном материале позднее. К примеру, римляне познакомились с шелком лишь при Юлии Цезаре. В те времена данный материал стоил достаточно дорого и встречался редко, так как китайцы не вывозили шелкопрядов из страны. Стоит добавить, что при византийских правителях искусство вышивать шелком достигло высочайшего уровня. Гладью оформляли все, начиная от одежды и заканчивая аксессуарами. В Эрмитаже находится материал с вышивкой, датированной третьим веком нашей эры. В Баварии имеется византийская вышивка, обнаруженная на могиле епископа Бамбергского Гумберта, который умер в 1062 году. На ней можно увидеть императора Константина верхом на белой лошади, а ему поклоняются две девушки, держащие шлем войны и венок из лавра. Одна из женщин служит символом Запада, а вторая - Востока.

История вышивки гладью: продолжение

Византийская вышивка оказала большое влияние на распространение данного искусства в странах Запада во времена средних веков. С 13 века в Англии стала популярной вышивка золотом, шелковыми и серебряными нитями. Стоит добавить, что именно в Англии были выполнены известные на весь мир вышивки. Допустим, игуменья монастыря Святого Этельреда в 7 веке подарила епископу Кутбера роскошную вышивку, а у Альфреда Великого имелось знамя, на котором принцессы Дании выполнили ворона. Главнейшими элементами вышивки в те времена были растительные узоры. В музее в Байе находится огромная и искусно сделанная работа Матильды, супруги Вильгельма Завоевателя, изображающая сцены завоевания Англии герцогом Нормандии. В 16 веке искусство вышивки стало популярным во Франции за счет того, что эта страна тесно связана с Грецией. Однако первыми темами для вышивания были лишь сюжеты из Святого Писания. Из Франции и Англии вышивка распространялась и в прочие страны Запада. К примеру, супруга правителя Венгрии святого Стефана, Гизелла, рядом со своим дворцом открыла мастерские для вышивки и ткачества. В этом месте был изобретен так называемый венгерский шов. Особенность его в вышивке фона зигзагами.


Торговые отношения городов Италии с азиатскими народами повлекли за собой моду в Европе на роскошные украшения, которые были характерны для восточной культуры. Особенно популярны были в те годы миланские, лукские, генуэзские и венецианские вышивки.


Во времена Возрождения многие направления искусства достигали своего пика. И вышивка гладью не является исключением из правил. Интересно, что многие знаменитые живописцы выполняли эскизы к вышивкам, в том числе и Рафаэль. Испания в данном случае во многом подражала Италии, и постепенно мастерство специалистов этой страны достигло высочайшего уровня. Во многих музеях разных стран хранятся работы, подтверждающие этот факт. К примеру, в музее Клюни во Франции находится вышитая картина, на которой изображены Адам и Ева. Также знаменит церковный аналой с роскошным вышитым изображением, его Карл Пятый вручил монастырю Святого Юста. Именно там монарх провел свои последние годы. Стоит добавить, что почти везде вышивали по суконной либо шелковой основе, а нити использовались из шелка, шерсти, золота и серебра. Исключение - лишь Саксония, где выполняли вышивку по белому полотну белой нитью. На сегодняшний день данная техника вышивки гладью получила распространение в разных уголках мирах. Многие известные дамы Запада владели искусством вышивания. Допустим, Екатерина Медичи и ее дочери со своими кузинами увлекались вышивкой в свободное время. Мария Стюарт и госпожа де Ментенон также отдавали предпочтение именно вышивке, а не другим хобби. Госпожа де Ментенон стала основательницей школы для женщин, где был отдельный урок - вышивание. Мария Антуанетта тоже немало времени проводила за вышивкой, как правило, она вышивала мелким швом по канве.


Первые рисунки для вышивания рукодельницы передавали из рук в руки и самостоятельно их копировали, что влекло за собой многие проблемы. Когда появилось книгопечатание, узоры стали издавать в виде книг. Впервые подобный сборник выпустил Петр Квинти в Кельне в 1527 году. Для того чтобы создавать новые узоры и черпать мотивы вышивок, мастера нередко обращались к природе, дабы перенять у нее яркие краски и причудливые формы растений. Как раз с данной целью Жан Робэн соорудил особый сад, где он разводил различные редкие растения из многих стран мира. Данная идея быстро обрела популярность, и вот Генрих Четвертый приобрел его цветочный сад, вследствие чего он стал именоваться «королевским садом» и был открыт в свободном доступе для граждан.


Медленно, но верно история вышивки гладью набирала обороты. В таких странах Запада, как Франция, Германия, Швеция, Норвегия, Англия и Дания, вышивка применялась для оформления национальной одежды и предметов быта. Обычно вышивали техникой белой глади и сквозной глади с растительными и геометрическими узорами. В странах Скандинавии, помимо этого, выполняли вышивки цветной шерстью и золотыми нитями. В России история создания вышивки гладью уходит корнями в глубокое прошлое. Тут вышивкой оформляли одежду, бытовые предметы, сбрую коней, обувь и так далее. Например, в Пазырских курганах на Алтае были обнаружены тканые ковры, оформленные вышивкой и кожаными аппликациями. Также на них были нашиты кусочки войлока, бусины, бисер. Данные предметы быта относят к 3-1 векам до нашей эры. В европейской части России во время проведении раскопок курганов тоже попадались фрагменты скифской и сарматской одежды, декорированной вышивкой золочеными и серебреными нитями, нитями из шелка и шерсти. В древние времена на Руси вышивать умели все женщины, так как вышивка являлась традиционным мастерством. Уже в возрасте семи-восьми лет девочки принимались готовить себе приданое. А к шестнадцати годам у девушки должен быть целый арсенал оформленной вышивкой одежды и предметов быта. Притом данных предметов ей должно было хватить на долгие годы в браке. Помимо этого, требовалось изготовить и декорировать вышивкой полотенца, которые невеста дарила на свадьбе новоявленным родственникам и гостям торжества. Перед свадьбой проводилась выставка произведенных изделий, дабы любой человек мог сделать вывод о том, на что способна девушка как рукодельница. Одежду на Руси производили изо льна, притом сам процесс занимал много времени. Изначально пряли нити изо льна, иначе кудель, потом ткали холст. Ткань могла быть как толстой, так и тонкой, все зависело от толщины кудели. Потом холсты отбеливали зимой в солнечную погоду. Из шерсти овец производили пряжу и ткали из нее шерстяные полотна. Помимо этого, из шерсти производили валяную ткань и валяные предметы. Всю одежду, начиная от обуви и заканчивая аксессуарами, оформляли вышивкой, лентами, бусинами и так далее. Предметы быта, такие, как полотенца, шторы и скатерти, тоже украшали вышивкой. Орнамент для нее придумывали сами, например, очень популярны были растительные узоры, животные, изображения человека.


Многие изображения имели магический смысл, по этой причине некоторые вышитые предметы являлись оберегами, защищающими жилище, людей и домашний скот от бед и неприятностей. Допустим, кресты служили защитой от злых сил, деревья являлись символами долголетия и взаимосвязи всего живого, цветы символизировали красоту и девственность, а красные цветы - любовь на земле. В свою очередь, звезды служили символами небесного огня и обязательно вышивались с прямыми лучами либо с лучами в виде треугольника. Круги - символ материнства и плодородной земли, а кроме того, женского начала. Квадраты служили изображением земледельцев и плодородных полей, спирали обозначали мудрость и знания. Наконец, волны символизировали воду и начало жизни, а треугольники - людей. Важно было не только то, что изображено, но и цвет рисунка. В процессе вышивки каждая рукодельница соблюдала ряд правил и обычаев.


Принято было считать, что вышивка оберегает человека от заболеваний и злых сил. Потому ею оформляли переднюю и заднюю части рубахи и сарафана, воротник, борта, горловину, плечи, нижнюю часть рукавов. Например, вышивка по нижней части рукавов и на плечах, считалось, делала руки более сильными и ловкими. С годами смысл вышивки как оберега потерялся, однако традиция оформления одежды орнаментами осталась.


В деревнях и селах обычно вышивкой занимались в зимнее время, когда заканчивались полевые работы. Женщины вышивали при свете лучины, потому, как правило, вышивка выполнялась белыми нитками по белой основе. Наиболее старые вышивки были сделаны методом «по выдергу», это означало, что из ткани выдергивали нитки и в результате получался материал другой фактуры. Его впоследствии и наполняли вышивкой. В те годы не существовало изданий, а специальных школ было недостаточно, потому рукодельницы передавали знания из уст в уста. Всем известно, что тогда все населенные пункты были удалены друг от друга и почти не вступали в контакт. По этой причине в каждом селе или деревне вышивка обладала своими характерными чертами. Лишь с годами заимствовался опыт соседних населенных пунктов, какие-то узоры, техники и так далее. А в целом, изготавливались вышивки с местными особенностями. И по сей день это проявляется. Например, узоры мастеров из Воронежа отличаются от узоров из Пскова. Имеется немало направлений вышивки гладью и техник. Это и владимирский верхошов, и калужская цветная перевить, и нижегородский гипюр, и многое другое. Цвета ниток для вышивки были очень похожими. Причина в том, что в те годы применялись исключительно натуральные красители, а количество их было сильно ограничено. Кстати, по этой же причине узоры южных мастеров отличаются большим богатством цветовой гаммы, нежели узоры жителей северных районов.


Одним из старейших швов, применяемых на Руси, является счетная гладь. Уже позднее была изобретена цветная перевить, гипюр, белая и цветная гладь, и прочие техники.


На особой ткани, которая была редко соткана, выполнялся счетный шов. Для этого на материал клали пряжу одного цвета по количеству ее ниток и наполняли определенные участки геометрическими орнаментами. Вследствие этого выходили ритмичные узоры. Такая вышивка именуется счетной гладью. Помимо этого, ткань оформляли орнаментами из геометрических фигур швом «вперед иголку». Данная техника именовалась набором, либо «бранным шитьем», одно из направлений этой техники — орловский спис. Добавим, что техника вышивки крестом и полукрестом существовала еще в древние времена, а вот история происхождения вышивки гладью берет свое начало намного позднее. На плотной небеленой ткани красными нитками с малым количеством зеленой, желтой и синей пряжи выполняли фигуры зверей, птиц, рыб, людей, растительные узоры. Данная техника именуется верхошовной по той причине, что гладь выполняется исключительно по лицевой стороне, а с изнаночной остаются лишь небольшие стежки. Имеется у нее и иное наименование - владимирская гладь, по месту возникновения этой техники.


Там же, во Владимирской области, в поселке Мстера рукодельницы выполняли еще один вид глади - мстерская белая гладь. Такая вышивка делается на тонком материале тонкими нитями белого цвета. На сегодняшний день аналогичным образом вышивают и на цветном материале, важно лишь, чтобы нитки были в тон. Эта техника вышивания включает в себя несколько направлений, в числе которых двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь, краевая гладь, прорези и проколы, накладные сетки небольшой толщины, простые швы, узлы, россыпь и стяги (одна из наиболее трудных техник). Вообще, все вышивки, существовавшие на Руси, делятся на две категории: среднерусские и северные.


К последней категории относятся вышивки Новгорода, Архангельска, Пскова, Вологды, Иванова, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Владимира и соответствующих областей. Среднерусские вышивки - это работы мастеров Калуги, Рязани, Тулы, Орла, Смоленска, Тамбова, Пензы, Воронежа и соответствующих областей. Нередко в вышивке применяли набор и шовроспись. В ряде регионов выполняли вышивку крестом одного цвета — красным по белому материалу. Узоры в основном использовались растительные. Сложные изображения вышивались контурно и в одном оттенке. Работы мастеров среднерусской полосы значительно отличались от северных. Причина в том, что рукодельницы обычно выполняли геометрические орнаменты с фигурой гребенчатого ромба и двумя выступами на углах. Собственно работа состояла из разных цветов, а фон нередко применяли в роли орнамента. В числе самых популярных техник можно отметить цветную перевить, счетную гладь, набор, «козлик», роспись, «косичку», мережки.


Особое место в истории вышивки гладью занимает золотое шитье. Оно появилось на Руси тогда, когда было принято христианство. Княгиня Анна-Янка, сестра Владимира Мономаха, основала при Андреевском монастыре в Киеве школу вышивания, одну из первых. В данном заведении юных девушек учили вышивать шелковыми, золотыми и серебряными нитками. Рукодельницы творили роскошные растительные узоры на одежде, оформленные жемчугом и драгоценными камнями. Со временем домашнее рукоделие перешло в разряд ремесла: вышитыми изделиями стали торговать на ярмарках.


В 18 веке возникли мастерские, где можно было произвести заказ вышивки, а для большого количества опытных рукодельниц вышивка стала основной работой. Помимо этого, создавались школы по обучению вышивке. В различных регионах страны возникли центры вышивального искусства, притом у каждого имелись собственные характерные черты. С годами вышивание поделилось на два направления, а именно народное и прикладное искусство. Прикладное искусство было свойственно дворянам. Стоит добавить, что европеизация дворянской жизни оказала значительное влияние на это направление рукоделия, вследствие этого получили развитие иные техники вышивки: синелью, серебром, теневой гладью, бисером.


Все дворяне оформляли свою одежду золотыми и серебряными нитями, бисером, стеклярусом, драгоценностями, белой гладью. Помимо этого, вышивка применялась для оформления помещений. Ею украшались ковры, обивка мебели, шторы, картины, постельное белье. Оформляли вышивкой и небольшие предметы интерьера, а также женские аксессуары, например, сумочки, платки, кошельки и прочее. На тот момент вышивка была распространена не только среди крестьян, ею занимались абсолютно все. Любую девушку в пансионатах, институтах, сиротских домах привлекали к вышивке и обучали шитью. Рукоделие во все времена было обязательным уроком во всех образовательных заведениях. Для многих небогатых девушек вышивка становилась работой.

История вышивки гладью: особенности техник в республиках бывшего СССР

Стоит сказать, что во всех республиках бывшего СССР вышивание было широко распространено. Вышивка оформляла национальные костюмы. К примеру, на Украине традиции вышивки берегут и сегодня, как и в России. Во всех районах имеются свои местные характерные черты и особенности. Но для всех украинских техник типичен строгий растительный орнамент белым по белому либо красным по белому. Вышивкой оформляли одежду (в том числе, рукава, воротник, переднюю часть, подол), платки, скатерти, шторы, полотенца. Нередко использовались техники свободной и счетной глади, а также вышивка крестом и полукрестом, белой и цветной мережкой, низи.


В Белоруссии популярна мережка, шитье по сборкам, вырезывание. Для данной страны типичны насыщенные яркие орнаменты, вышитые красным по белому.


В вышивках стран Прибалтики часты растительные и геометрические мотивы, сделанные в различных техниках. В том числе, популярна строчка, полукрест, свободная и счетная гладь, мережка, тамбурный шов, «козлик» и строчевой шов.


Вышивки стран Кавказа отличаются богатством и роскошью. В Грузии популярностью пользуется вышивка золотыми, шерстяными и шелковыми нитями. Так оформляли рубашки, верхнюю одежду, пояса, накидки, шали, ковры и так далее. Рукодельницы пользовались множеством разнообразных швов в растительном либо геометрическом узорах: стежка, полукрест, узелки, гладь, стебельчатый и тамбурный швы, аппликация. В Армении мастера предпочитают геометрические либо цветочные орнаменты, из техник распространена вышивка по свободному контуру и по счету ниток. В своих творениях они применяют гладь, плетеночный шов, мережка и прочие декоративные швы. Наконец, в Азербайджане в роли основы используется красное сукно, черный бархат, сатин или атласная ткань. Мотивы вышивки в основном растительные, применяется шелк. Из техник популярны следующие: тамбур, белая, счетная и цветная свободная гладь, шитье золотом. Вышивкой оформляют предметы быта, одежду и многое другое.


История вышивок Средней Азии длится несколько веков. Она начинается с 3-6 веков нашей эры. Типичной чертой данных вышивок является круг. Он символизирует солнце, внутри которого выполняют лепестки цветов, листья и бобы. Среднеазиатские народы не вышивают людей и зверей, причина в том, что это запрещает ислам. В Таджикистане петельным и тамбурным швом, а также гладью и крестом оформляют шторы, чайные мешочки, зеркала, картины, тюбетейки, поясные платки для мужчин. В Узбекистане в вышивке применяют гладь вприкреп, шов «цепочка», вышивают золотом, техникой полукрест и крест, используется аппликация, вышивка бисером. В Туркменистане обычно используют технику гладь вприкреп, шов цепочка и стебельчатый.


В Казахстане и Киргизии популярна вышивка по войлоку, коже, суконному, шелковому и бархатному полотну гладью и тамбуром. Рукодельницы нередко изображают фигуры зверей и человека, а вот цветочные орнаменты можно встретить достаточно редко. В 19 веке во Франции была создана первая вышивальная машина. К несчастью, никто сейчас не знает, кто ее изобрел. Да и техника работы никому неизвестна. В 1825 году, четыре года спустя, изобретатель из Франции Бартелеми Тимонье де Амплепи придумал другое устройство для вышивания, но оно было не очень удобным в использовании. А вот изобретенная в 1854 году Машинка Гейльмана произвела настоящую революцию в вышивании. С тех пор она немного изменилась, но общая суть и принцип работы остались такими же. Однако множество рукодельниц и по сей день вышивают вручную, ведь так можно реализовать свои таланты и продемонстрировать способности.


Современные мастерицы занимаются изучением традиций и опыта рукодельниц древности и на базе этого выполняют новые творения. Сегодня уже практически не используются сложные техники, а вышивки отвечают требованиям последних лет. Сейчас вышивка применяется для оформления одежды женщин и детей, предметов быта, полотенец и аксессуаров.


Конечно же, история вышивки гладью на этом не заканчивается. Возможно, будут придуманы новые техники и методы вышивания.

Виды глади

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру (см. рис. ниже).

Гладь в прикреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок - в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект.

Последовательность выполнения теневой глади.

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра цветка, если листик - в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.

На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).

Прорезная гладь

Прорезная гладь - это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично.

Похожие публикации