Организация книжного уголка в разных возрастных группах доу. Основные требования к оборудованию уголка книги в группе детского сада

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы воспитателя, чтение любимых произведений, рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с книгой, в каждой возрастной группе должен быть оборудован центр книги - место для совместного с воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной деятельности детей.

Роль и значение, основные задачи функционирования книжного уголка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, включать средства обучения, материалы, инвентарь, инструменты, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. Регулярные занятия в уголках группы способствуют формированию и развитию умений детей во всех видах образовательной деятельности: познавательной, художественно-эстетической, игровой, двигательной, речевой, трудовой.

Предметно-пространственная среда в ДОУ способствуют развитию навыков и умений детей

Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении - книжный уголок.

В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни - книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию - так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников - приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям - уделяется внимание речевой деятельности ребёнка.

Общение с книгой обогащает фантазию детей и их игровую деятельность новыми сюжетами

Цель организации книжного уголка в детском саду - создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу.

Знакомство с книгами в дошкольном возрасте способствует активному развитию образного мышления, восприятия звучащего слова, речевых навыков

Задачи книжного уголка

Общими для всего процесса обучения в ДОУ задачами библиотечного уголка являются:

1. Образовательные задачи

  • создание положительной мотивации к обучению чтению;
  • знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
  • знакомство с классиками детской литературы;
  • обучение поиску знаний в художественных текстах.

2. Развивающие задачи

  • формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
  • развитие эмоционального отклика на содержание книг;
  • развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
  • формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
  • развитие памяти и фантазии;
  • стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.

3. Воспитательные задачи

  • привитие любви к литературе;
  • воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
  • нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.

В книжном уголке дети знакомятся с миром литературы

Воспитатель подбирает книги и составляется план занятий в книжном уголке с учётом возрастных особенностей детей. Обозначим основные задачи наполнения и работы литературного центра для каждой группы детского сада.

1. Первая и вторая младшие группы (1,5–3 и 3–4 года)

  • знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации;
  • рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов;
  • изучение книг про животных;
  • развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др.;
  • формирование навыка обращения с книгой.

Младшим дошкольникам интересны сказки и стихотворения о животных, им нравится изучать книжки-игрушки, книжки-малышки и др

2. Средняя группа (4–5 лет)

  • обучение способам починить книгу;
  • формирование умения детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовал художник;
  • формирование умения пересказывать сюжет посредством проведения дидактических игр.

В книжном уголке для воспитанников 4–5 лет появляются наборы дидактических игр по мотивам произведений

3. Старшая и подготовительные группы (5–6 и 6–7 лет)

  • развитие познавательных интересов через изучение книг об окружающем мире, животных и растениях, космосе, динозаврах и т. д.;
  • формирование гражданских черт личности посредством включения в библиотечный уголок книг о значении родины в жизни человека, о важных событиях в истории страны;
  • знакомство с различными видами печатной продукции: газеты, журналы, брошюры;
  • рассматривание иллюстрированных энциклопедий: дети учатся понимать не сюжетные картинки, а графические изображения процессов, систем, моделей;
  • изучение тематических выставок в книжном уголке, посвящённых творчеству какого-либо писателя, празднику или памятному событию.

Книжный уголок для старших дошкольников содержит художественные книги, энциклопедии, журналы, дидактические и настольные игры

Оформление книжного уголка в детском саду своими руками

Основное в формировании развивающей зоны литературной направленности - выбор книг в соответствии с возрастом воспитанников.

Для младших групп создаётся подборка русских народных сказок, сборников малых жанров УНТ (загадок, потешек, закличек, поговорок), стихотворений А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой и других детских писателей. Отдаётся предпочтение изданиям с плотными страницами и твёрдыми обложками. По возможности делается подборка книжек для малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.). Младшим дошкольникам хочется как можно скорее изучить то, с чем уже занимается кто-то из одногруппников, для таких ситуаций в книжном уголке имеется по нескольку экземпляров книг.

В уголке средней группы представлены книги с обычной листовой бумагой. Дети знакомятся с рассказами о животных и птицах (В. Бианки), юмористическими произведениями малых форм (Н. Носов). Не угасает интерес к народным сказкам и начинается ознакомление со сказками авторскими (К. Ушинского, А. Толстого, М. Горького). Для младших и средних дошкольников в книжном уголке имеются тематические альбомы с картинками-объектами и сюжетными изображениями ближайшего окружения: «Мебель», «Посуда», «Цветы», «Профессии», «Транспорт», «Российская армия» и др.

Старшие дошкольники знакомятся с былинами («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»), литературными сказками зарубежный и русских писателей (в т. ч. А. Пушкина). Библиотечный уголок для детей 5–7 лет содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников: о природе, о детях, юмористические, энциклопедического характера, о войне, о путешествиях.

Книжный уголок в помещении группы представляет собой тихую зону с полками/стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей. Уголок должен быть уютным и привлекательным для маленьких читателей. Приветствуется оформление уголка картинками с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок, Незнайка, Кот Учёный. Воспитатель может придумать хозяина уголка - персонажа-игрушку, который следит за книгами и всегда рад ребятам (Карлсон, Чипполино, Василиса Премудрая).

Для уголка-библиотеки выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию воспитатель привлекает родителей и воспитанников (присутствие «детской руки» в оформлении всегда приятно ребятам, позволяет внести посильный вклад в обустройство группы). Замечательное украшение - рисунки и пластилиновые/глиняные поделки на тему литературных сюжетов.

Воспитателю совместно с родителями и воспитанниками под сила ярко и оригинально оформить книжный уголок

Требования к оформлению уголка

  1. Рациональная организация. Книжный уголок располагается в светлом месте группы (желательно наличие окон слева и справа). Предусматривается возможность искусственного освещения (электрические бра или настольная лампа). Книжный уголок находится в отдалении от игрового, физкультурного и музыкального центров - здесь тихо, есть возможность уединения с книгой.
  2. Педагогическая целесообразность. В книжном уголке каждый ребёнок может проявить самостоятельность и личную заинтересованность.
  3. Эстетичность. Уголок оформляется в немного отличном стиле от основного помещения группы. В качестве украшения могут выступать предметы народно-прикладного искусства по мотивам сказок, репродукции картин на литературные сюжеты.
  4. Соответствие возрасту. Подбор книг, тематики и форм работы в рамках литературного уголка осуществляется педагогом с учётом возрастных особенностей подопечных.
  5. Удобство. Книги, игровые наборы, альбомы с картинками и иллюстрациями хранятся в книжном уголке с условием открытого доступа всем воспитанникам.
  6. Безопасность. Не рекомендуется использование в уголке книжных шкафов со стеклянными дверцами, с осторожностью - навесных полок. С детьми проговариваются правила обращения с электрическими приборами (если есть в уголке настольная или настенная лампы, установлен проигрыватель для прослушивания аудиозаписей стихотворений и сказок), ножницами и клеем во время ремонта книг.

Воспитатель должен организовать безопасные условия в уголке (электророзетка и приборы находятся вне доступа воспитанников)

Как назвать книжный уголок

В придумывании названия книжного уголка могут участвовать воспитанники. Если уголок выполнен в какой-либо оригинальной тематике или форме, то название должно соответствовать стилю оформления. Подсказкой к именованию выступают персонажи - хозяева уголка.

Примеры названий:

  • классические: «Библиотека», «Читательский уголок», «Уголок сказок», «Книжный уголок»;

    Название уголка может быть классическим и настраивать воспитанников на серьёзное отношение к чтению

  • оригинальные: «Книжная радуга», «Дом книги», «Книжный городок», «Сказка, приди!», «Книголандия», «Книжный теремок», «Литературная вселенная», «Магия книг», «Сказочное путешествие», «Там на неведомых дорожках», «От чистого истока», «Книжный калейдоскоп»;

    Оригинальное название уголка вызывает у детей положительные эмоции и дополнительный интерес

  • с использованием литературных мотивов и персонажей: «Лукоморье», «Библиотека Василисы Премудрой», «Уголок Кота учёного», «В гостях у мудрой совы», «Муми-тролли приглашают», «Встреча с Незнайкой»;

    Уголок, хозяином которого является любимый книжный персонаж, располагает воспитанников

  • смешные: «Читать - не перечитать», «Затейники и фантазёры», «Друзья души моей», «Книга и я - вот гармония!», «Книгомания», «Портал в сказку», «Литературный Эверест»;

    Совместное придумывание забавного названия для уголка вызывает положительные эмоции и развивает фантазию, детям будет хотеться заглядывать в этот уголок снова и снова

Названия могут быть даны и полкам/секциям в книжном уголке. Например, «Умные полочки», «Энциклопедический раздел», «Тут живёт сказка», «Книжкина больница».

Отличная идея - дать имена полочкам, так ребятам будет проще ориентироваться в уголке-библиотеке

Средства оформления книжного уголка

Наличие стенда позволяет размещать наглядные материалы по теме занятия в книжном уголке: портреты писателей, иллюстрации к художественным текстам. Здесь замещаются примеры тем литературных досугов, информация для родителей (списки книг для домашнего чтения), фотографии воспитанников, рисунки.

Стенды

На стенде уголка размещается информация для детей и их родителей На стенде размещаются рисунки воспитанников, посвящённой книжной теме На стенде размещаются материалы для знакомства с творчеством писателя На стенде размещаются материалы в соответствии с темами занятий по календарному планированию

Воспитатель совместно с воспитанниками готовит в художественной мастерской плакаты для оформления книжного уголка. Для работы придумываются забавные лозунги, выбираются мотивы и персонажи для изображения.

Плакаты

Изображение книжного персонажа служит отличным украшением уголка Для оформления книжного уголка выбирается лозунг К временной выставке в книжном уголке может быть нарисован плакат, например, ко Дню матери

Полки и ячейки в книжном уголке оформляются табличками и надписями.

Надписи и таблички

Фразы о значения чтения привлекают внимание детей в книжном уголке Надписи помогают ориентироваться в книжной базе уголка Обсуждение цитат о чтении служит темой познавательных бесед в книжном уголке На стенде выставки, приуроченной к празднику, могут быть размещены весёлые надписи для создания хорошего настроения у ребят

Придать уголку привлекательный вид помогают картинки и эмблемы, которые ребятам так нравится рассматривать.

Картинки и эмблемы

Уголок «В гостях у сказки» оформлен картинками героев-животных Книжный уголок украшен изображением литературных героев Эмблема книжного уголка должна быть оригинальной, замечательно, если она будет выдержана в едином стиле с эмблемами всех зон активности в группе

Эскизы оформления книжного уголка

Вариант оформления книжного уголка: стеллажи с книгами и наборами игр, рабочая зоны с источников искусственного освещения, стенд Уголок для размещения материальной базы предполагает дополнительное обустройство места для чтения (столов, стульев) Уголок безопасен, доступен, осталось сделать его привлекательным, оформив картинками и игрушками

Примеры оформления книжных уголков

Предлагаем ознакомиться с вариантами создания книжных уголков для разных возрастных групп.

Уголок книги в подготовительной группе

Уголок «Книжная радуга детства»

Книжные уголки для каждой возрастной группы

https://youtube.com/watch?v=aszOHhkBAVU Video can’t be loaded: Книжный уголок ясли-сада №82 г.Могилева (https://youtube.com/watch?v=aszOHhkBAVU)

Уголки книги для детей разных возрастных групп

Работа в книжном уголке детского сада

Функционирование книжного уголка направлено на приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольники не умеют читать, но любят слушать и обсуждать. В книжном центре проводятся занятия, сочетающие различные виды детской деятельности: изучение наглядного материала, беседа, дидактические игры, просмотр презентации или видеоролика, прослушивание аудиосказки. Длительность занятия зависит от возраста воспитанников: в младших группах - 15 минут, в средней - 20, в старшей - 25, в подготовительной - 30.

Занятие заключается в прослушивании текста, обсуждения, рассматривания иллюстраций, игр и др

Примерно раз в месяц рекомендуется проводить тематические досуги в книжном уголке. Это мероприятия, посвящённые какой-либо теме или писателю («Стихотворения о животных», «Сказки Пушкина», «Зимние мотивы», «Стихи о маме»). Часто досуги в книжном уголке синтезируют несколько образовательных областей (интегрированные мероприятия): литературно-музыкальные вечера, театрализованные сказки, квесты на тему книг («Поможем Буратино», «Остров сокровищ»). Досуг сочетает познавательный элемент с развлечением, в младшей и средней группах длится 25–30 минут, в старшей и подготовительной - 45–50.

Досуг в книжном уголке может быть посвящён стихотворениям об осени русских поэтов, например

Воспитанников 5–7 лет привлекают к проектной деятельности в книжном уголке. Дети выбирают книги по теме, отмечают понравившиеся иллюстрации и эпизоды. Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы находит воплощение в виде итоговой творческой работы - плаката, панно из пластилина или солёного теста, рисунков, книжек-самоделок.

Заключительный этап проекта, посвящённому восприятию сказки братьев Гримм, - показ спектакля

Основные виды деятельности в книжном уголке

  • Прослушивание литературных произведений;
  • познавательные и эвристические беседы;
  • изучение наглядного материала: выставок, иллюстраций, портретов, обложек;
  • игровая деятельность: дидактические игры, игры-драматизации;
  • трудовая деятельность: посильная помощь в уборке книжного уголка (протирание от пыли книжных полок и печатных изданий), ремонт книг и журналов;
  • самостоятельное изучение печатных изданий.

Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности, воспитатель создаёт мотивацию к изучению книг, развитию интереса

Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке

Задания
  • Придумать рассказ по картинке;
  • составить пересказ по мнемотаблице;
  • составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.
Игровые упражнения
  • Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
  • «Угадай сказку по трём словам»;
  • придумывание рифмующихся слов;
  • поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
  • передать при помощи интонации настроение персонажа;
  • мимикой показать эмоции героев.
Двигательные упражнения
  • «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
  • «Строим теремок»;
  • «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
  • двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
  • пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
  • логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
Дидактические игры
  • Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
  • на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
  • литературное лото, домино;
  • «Раздай героям их волшебные предметы»;
  • «Найди пару», «Чья это тень?».
Игры-драматизации
  • Театрализованные пальчиковые игры для младших дошкольников;
  • инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
  • Игры-имитации образов литературных персонажей;
  • игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
  • дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
  • ролевые диалоги;
  • инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
  • импровизации.

Анализ оформления и работы книжного уголка

Воспитатель осуществляет анализ оформления и функционирования книжного уголка с целью определения моментов, требующих корректировки или усовершенствования. Анализ проводится по следующим критериям:

  1. Грамотность расположения уголка: относительно других зон детской активности, окон, дверей.
  2. Удобство мебели: шкафов и полок для хранения книг, столов и парт, стульев и кресел.
  3. Наполнение уголка: соответствие печатных изданий возрасту воспитанников, разнообразие книг по темам и жанрам, разделение книг по содержанию, наличие игрового материала, альбомов для рассматривания.
  4. Эстетичность оформления: что украшает уголок, какие выставки устраивались и были ли они интересны детям.
  5. Посещаемость воспитанниками: как часто дети занимаются в уголке, к каким полкам и предметам был проявлен наибольший интерес.
  6. Формы работы уголка: какие образовательные формы проводились, в какой деятельности воспитанники были активны, что вызвало повышенную эмоциональную отдачу.

Книжный уголок как тема по самообразованию воспитателя

Самообразование воспитателя осуществляется по двум направлениям - теоретическому и практическому.

Теоретическая часть самообразования на тему «Книжный уголок» начинается с изучения методической литературы по развитию читательского интереса у дошкольников, знакомства с литературными произведениями, традиционно включаемыми в программу детского чтения и являющимися новинками детской литературы. Воспитатель составляет список книг, желательных для включения в библиотечный уголок детского сада, работает над составлением плана занятий и списка тематических выставок в течение учебного года.

Непременным требованием самообразования педагога является знакомство с опытом коллег: посещение и осмотр книжных уголков в других группах, детских садах. В помощь воспитателю будут педагогические интернет-порталы, где публикуются примеры оформления книжных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей, описывается внедрение ИКТ в работе книжных центров, применение инновационных методов и педагогических находок.

Воспитатель подготавливает паспорт книжного уголка, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации литературного центра в группе, задачи и формы функционирования, описываются упражнения и игры.

Практическая деятельность заключается в совместной деятельности воспитателя и детей в книжном уголке и стимулировании самостоятельных занятий воспитанников. Проводятся открытые занятия и мастер-классы для воспитателей ДОУ (в т. ч. младших специалистов) и родителей. Воплощённые в практике идеи по оформлению книжного уголка фиксируются педагогом в виде статей для онлайн и печатных изданий по дошкольному образованию, приветствуется включение фотографий и видеозаписей.

Методическим опытом работы в книжном уголке воспитатель делится на педагогических советах, конференциях, открытых семинарах и вебинарах. Уголок может быть выдвинут на участие в конкурсе педагогического мастерства.

В рамках самообразования проводится анализ проделанной работы, указываются пробелы в теоретической базе, эффективные практические методы, обозначаются пути корректировки в функционировании книжного уголка, внедрение новых форм деятельности.

Перспективный план по ознакомлению детей с литературой в книжном уголке

Составлять перспективный план работы в книжном уголке рекомендуется в виде составления понедельного различных форм занятости. Для каждого пункта планирования определяется цель, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям и интересам воспитанников. В плане раскрывается содержание литературного с учётом частоты обновления для конкретной возрастной группы детей, указываются примерные направления совместной и самостоятельной деятельности детей.

Шаблон понедельного планирования:

  • Чтение художественных произведений: авторы и названия произведения, цель ознакомления;
  • занятие: тема, цель;
  • выставка: тема, цель;
  • индивидуальная работа: содержание (заучивание стихотворений, дидактические игры, упражнения), цель;
  • коллективная работа: содержание (изодеятельность, театрализованные игры, проектная деятельность);
  • досуговая деятельность (проводится раз в месяц): тема и содержание (праздник, творческий вечер, развлекательный марафон и др.), цель.

Перспективный план может содержать отдельный пункт по работе с родителями в рамках функционирования книжного уголка: проведение консультаций, совместных досугов и проектов.

Оформление уголка в качестве обязательного элемента предметно-пространственной среды группы осуществляется в рамках образовательного заказа - воспитания всесторонне развитой личности. Приобщение к миру литературы, совершенствование способности воспринимать образы художественных текстов закладывают базу для роста культурного роста ребёнка. Маленький читатель учится относиться к книге как источнику знаний и чувственного опыта человечества, видеть добро и красоту в простых вещах и поступках людей.

Поделитесь с друзьями!

Книжный уголок в ДОУ

«Уголок книги» - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть - «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников
Цель «Уголка книги» - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
«Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Нужно продумать правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.
«Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
«Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.
Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
В группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона)
Книг выставляется, как правило, немного 4-5, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавляется коллекция скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
На полки книжного уголка выставляются разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там может храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.),
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений - удовлетворение этих многообразных интересов.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
Сказки народные и авторские;
стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
книги, которые дети приносят из дома;
тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
В подготовительной к школе группе добавляются книги на школьную тематику.
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок можно поместить буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека.
Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Длится выставка не более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться.
Также педагоги могут проводить выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей.
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Ласточка» р.п.Приютово

Муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Основные требования к оформлению книжных уголков.

Подготовила: Туйдина А.И.

Старший воспитатель

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание - великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество - главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников - И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

Его устройством и назначением,

Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

1. брать книги только чистыми руками,

2. перелистывать осторожно,

3. не рвать, не мять, не использовать для игр.

4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

Иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим

образом учесть разные вкусы и интересы детей?

2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

- Каким образом происходит замена книг?

- Как долго стоит каждая книга на витрине?

- Нужны ли тематические выставки книг?

Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать

при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе,

начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием - выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой - Буратино его друзья - Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги - Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители - папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка - на французском, Дюймовочка - на датском, Карлсон - на шведском, Старик Хотабыч - на русском, три поросенка - на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

1. 1.Читается отрывок.

2. 2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня - лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Закончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков - скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность .

Памятка для воспитателей

«УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

В книжном уголке должны быть 3 - 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями.

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки - четвертушки, книжки - малышки
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.)
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)
  • Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)
  • Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.

Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д .).

Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Основной принцип организации книжного уголка - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

Эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.

Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Что должно быть в книжном уголке средней группы?

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

  • Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)
  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым);
  • Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;
  • Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);
  • Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.
  • Материал для ремонта книг

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.

Памятка для воспитателей

«УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.

Основной принцип организации книжного уголка - удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение

Эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов

Удобство и целесообразность

Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей

Что должно быть в книжном уголке?

  • учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
  • в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка , знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • книги, отражающие тематику недели;
  • 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок
  • художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
  • юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
  • энциклопедии, подборки научно-популярных журналов
  • интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки
  • книги - самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми
  • тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.
  • тематические выставки («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.); цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
  • речевые игры
  • наборы предметных и сюжетных картинок

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка

Правила поведения в уголке книги

Младший дошкольный возраст

Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.

Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.

Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

Особое предпочтение книжкам - картинкам.

Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.

Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др.

Воспитатель учит:

Внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;

Побуждать пересказывать отдельные эпизоды;

Обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)

Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством

В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:

Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.

Приучает рассматривать книги и картинки только там.

Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

Брать книги только чистыми руками;

Перелистывать осторожно, не рвать,

не портить, не использовать для игр;

После просмотра ставить на место.

В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.

Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам:

Труд людей

Родная природа

Игры детей

Предметные картинки и др. по программе

В младшей и средней группах - 2-3

иллюстрации.

Темы, используемые в течение месяца: 1-2 - мир явлений, общественная жизнь, 1 тема - природа (тема постоянная, однако, материалы постоянно обновляются)

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Наполнения уголка

Педагогическая работа с детьми

Работа с детьми

В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.

Иллюстрации

к различным тематикам:

Труд людей

Родная природа

Игры детей

Предметные картинки

Иллюстрации к прочитанным произведениям

И др. книги по программе.

Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.

Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального

комфорта.

«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Педагогическая целесообразность.

Учет возрастных особенностей детей.

Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:

2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания

специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)

Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)

Детские журналы

В подготовительной группе

выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.

Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.

Библиотека

В подготовительной группе

оформляется небольшая библиотека

(желательно книжки- малышки)

Знакомим с библиотекой.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций.

Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.

Составление картотеки

Тематические выставки

Тематика

Педагогическая работа с детьми

Требования к организации выставки

Цель выставки - углубить литературные интересы детей, сделать дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно значимую тему.

Основная тематика:

1. Важные события, даты:
- День флага

День города

День защитника Отечества

Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.)

День космонавтики

День победы

Народные праздники «Масленица» и др.

2. Социокультурные связи:

Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.

Дни детской книги (в каникулярный период).

1. Беседы с детьми, занятия;

2. Подбор различных материалов: .книг,

Иллюстраций художников, открыток,

Значков,

Скульптуры малой формы, фотографий,

Детских рисунков

И др. экспонаты.

3.Оформление вместе с детьми.

Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.

4. Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).

5.Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

6. Формирование культуры поведения (этикет).

7. Посещение выставок в других группах.

Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.

Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).

Средняя группа - 3-4 раза в год.

Старший дошкольный возраст 5-6 и более.

Тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей: .предстоящий праздник;

Юбилей писателя, художника -

иллюстратора;

Предстоящий утренник.

Особо тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния. .Выставка не должна быть длительной

по времени. Продолжительность

интерес будет снижаться.

ГБДОУ детский сад №82 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей

«Основные требования к оформлению книжных уголков.

Подготовила: Н.А.Николаенко

Старший воспитатель

г.Санкт -Петербург

2013г.

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

– Его устройством и назначением,

– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим

образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг?

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать

при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе,

начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
  1. 1.Читается отрывок.
  2. 2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Закончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность .


Похожие публикации