Виды декоративно прикладного искусства и их особенности. Несколько слов о цвете в орнаментальной композиции. Существуют четыре вида орнаментов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Тем не менее в этой категории была бы работа Оуэна Джонса с книгой Одна тысяча и одна начальная буква, среди прочих. Во второй категории будут те, кто стремился представить новые стили украшений для современного использования. Позже Кристофер Дрессер начинает учебу в области дизайна.

В третьей категории антологии украшений прошлого будут представлены как средство вдохновения для декораторов и дизайнеров современного мира. Наша цель в этой работе - именно задуматься о столкновении между модернизацией и традицией, которые характеризовали контекст времени, используя в качестве направляющей нити наличие мавританских орнаментов.

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

Для анализа работ, построенных из мавританских зданий, интересно выделить общие характеристики построенных им конструкций. Мавританское искусство процветает в Западном Средиземноморье, включая северную Африку, Сицилию и Иберийский полуостров. Его развитие означало, прежде всего, процесс слияния, в котором элементы иберо-римского, вестготского, сирийского, византийского и арабского элементов сливаются, чтобы сформировать новый автономный стиль, который, с другой стороны, послужил стимулом для других художественных творений.

С ослаблением Римской империи арабы начали проникать через Пиренейский полуостров через торговлю; Затем христиане, евреи и мусульмане продолжали жить бок о бок. Слово мавританское происходит от греческого Мауроса, что означает темноту. Этот термин использовался для обозначения аборигенной неггродской популяции Западной Африки. Сегодня этот термин применяется без разбора для жителей северной Африки, в частности, среди аборигенов и арабских иммигрантов.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

В архитектуре резиденции характеризуются толстыми, белыми, ровными стенами, простой внешний вид, использование арки, плитки и внутри внутри темные комнаты. Элементы классической древности, такие как акантус и листья винограда, встречаются наряду с геометрическими узорами и арабесками. Мы можем определить арабеску как абстрактный рисунок, чьи переплетенные линии образуют сюжет, способный развиваться в любом направлении. Мотив бесконечно повторяется, заставляя пространство расширяться, гарантируя его увековечение, как лабиринт.

Деревянные рамы находятся в окнах, дверях и балконах; используются различные типы арки: от подковообразной арки до заостренных и многолопастных арк; внутреннее украшение детализировано и плодотворно. Что касается стен, они часто покрыты горизонтальными полосами и панелями, которые обеспечивают ось для декоративного состава. Широкое разнообразие форм сочетается с плотным и повторяющимся рисунком мелких элементов, покрывающих поверхности; модели переплетенных звезд используются для покрытия больших площадей.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Формы, полученные от римлян, Востока и вестготов, можно четко различить до позднего века. Позднее они освобождаются от моделей растений и постепенно объединяются с геометрическими формами. В этом контексте особый смысл связан с арабесками. Чарльз Бодлер считает арабского как самого спиритуалиста рисунков, полагая, что это идеал всех рисунков. Для Генри Матисса арабеска переводит по знаку множество вещей, делая из всех предложений одно предложение. Стефан Малларми говорит в «полном арабеском», характеризующемся «головокружительными скачками», полным «старых аккордов», становящихся музыкой.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

В качестве спирали, в эзотерическом значении арабески как спиральной формы классической листвы, он был символом виноградной лозы, и это наряду с вином представляло собой дионисийский или мистический эбрий и, следовательно, вечное блаженство. Мавританские орнаменты: традиция и модернизация в архитектуре Рио.

В Бразилии дома обеспечивали постоянство мавританского наследия в отношении методов строительства и способа жизни, пересаженных португальскими поселенцами в колонию. Узость улиц ограничивала орнамент фасадов, придавая им элементы, безошибочные от них, постоянно под угрозой колес экипажей и вагонов.

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Построенные из необработанного камня или пилона из камня, в домах были толстые стены, облицованные раствором извести и суглинка, которые заставляли их казаться побеленными или цветными плитками. Другим элементом мавританского орнамента было искусство обрезания, которое состояло из инкрустации осколков стекла и черепицы, гальки и ракушек в ступке, все еще мягкой.

Как обычная характеристика португальских домов, они представили себе большую простоту линий. Как правило, растения были четырехугольными, занимая всю площадь земли, домами для жилья, традиционными каменными порталами и магазинами или складскими помещениями на темном полу; на верхнем этаже находилась резиденция владельца, с передними областями, нишами в центральной части и гостиной в задней части. Этот факт, который в определенной точке зрения связан с природой материалов, позволяя построить твердую конструкцию высотой, также имеет отношения со старым португальским строительством, в котором мужчины спали на том месте, где животные оставались ночью, для большей безопасности.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

С установкой португальского суда в Рио в том же году в стране произойдут несколько преобразований. Однако из-за нехватки ресурсов не все могли устанавливать окна в окнах, а преобразования происходили постепенно. Выполнено несколько работ; конструкции подходят к неоклассической поэтике. Мягкие цветные чернила заменяют плитки и известь; пилястры используются для обозначения основных линий композиции, а также лестниц, фронтов, колоннад, бляшек, мраморных, антикварных и мифологических мотивов древности, вписанных на проволоку и т.д. в дополнение к цементу и кирпичам, марсельская плитка заменяет плитки или фаянс, штукатурку и стекло, сантехнику и фурнитуру, импортируются многие изделия из кованого железа или чугуна, которые используются как структурные, функциональные или структурные элементы. как в общественных работах, так и в гражданских сооружениях.

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ворота и бары расположены по улице; железа - также внешняя и внутренняя лестница, маркизы, опорные лучи и многие элементы, используемые в орнаменте. Затем ученики находят большую область работы по орнаментации общественных и частных зданий. Все, что могло бы способствовать сохранению стигматов колониального и сеньориального бразильца, стало негативным признаком, в том числе португальско-мавританской конструктивной традицией, закрепленной португальскими мастерами.

Мораиш Жардим, Марселино Рамос да Силва и Франсиско Перейра Пассос. Призыв монарха, чтобы сформулировать общий план перепланировки перед лицом возрождения желтой лихорадки, они утверждают. Старая модель работы, построенная на лобовой и боковой границах узкой и глубокой лозы, уступает домам с боковым и фронтальным зазором, с окнами, открывающимися сбоку и включением садов спереди. Главный вход больше не размещается на оси фасада, обращенный к улице, но он перемещается в сторону, преобразуя декоративную обработку; гостиная и столовая переходят со спины к передней.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Санитарное законодательство контролирует условия аэрации и применения оборудования, связанного с услугами в области воды, света, газа и сточных вод; патио и коридоры, окружающие дом, гарантируют их свет и воздух. Строительство морских свиней должно нейтрализовать влажность почвы и обеспечить хорошую вентиляцию; Это также относится к возвышению правых рук. Элементы, которые сделали жилую архитектуру эпохи непроницаемой для сна, подверглись нападению, способствуя сгущению миазмы, к которым лекарство относилось к распространению инфекционных заболеваний.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Врачи устанавливают стандарты для строительства гигиенических домов, таких как облицовка комнат на завтрак, кухня и ванные комнаты, а также сантехника для эмали и железа. Наконец, с Республикой приоритетом отдается забота об эффективности, благополучии и имидже столицы. В рамках комплекса работ по реконструкции города, в том числе санитарии и основных видов деятельности в области здравоохранения, было запланировано строительство крупного объекта, в котором централизованы исследования и борьбы с эпидемическими заболеваниями.

Любопытно, что мавритан был выбран в качестве преобладающего стиля для центральной основы Фонда Освальдо Крус - любопытный факт, если мы считаем, что медицина сыграла важную роль в очищении мусульманских влияний колониальной архитектуры. На строительстве Мавританского павильона все еще можно найти несколько материалов. Причины, побудившие Освальдо Крус выбрать мавританский стиль орнаментации для серотерапевтических установок, неизвестны; есть только гипотезы. Некоторые признают в арабесках этого дворца близость между геометрическими принципами, которые обеспечивают бесконечное повторение мавританского орнамента с закономерностями микро и макроскопической вселенной, с которыми столкнулись ученые.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

В своем орнаменте павильон обращается к дворцу Альгамбра, Гранада, наиболее представительному зданию мавританской гражданской архитектуры, построенной на холме последними мусульманскими князьями Испании, Насриди. Он также имеет сходство с обсерваторией Монтсурис во Франции, которую Освальдо Круз посещал в тот период, когда он закончил свою специализацию по микробиологии. Поместье было возведено на одном из холмов региона, его фасад с видом на море высотой около 50 метров. Он следует логике функционирования института, сочетающего характеристики фабрики биологического продукта с характеристиками большой лаборатории медицинских экспериментов, касающейся материалов, которые слишком опасны для борьбы с городской агломерацией.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

Здание видно из тех, кто приезжает с моря, и его местоположение ориентировано на тщательные исследования, так как рукописи, оставленные архитектором, свидетельствуют о потеплении павильона и представляют мнение о влиянии ветров, которое должно быть прокатилась по их длине.

Следы усадьбы напоминают следы английских дворцов эпохи Елизаветы с использованием башен, валоризации главного входа, широкой лестницы и больших галерей, соединяющих боковые комнаты. Мавританский орнамент царит на фасадах, стенах, полах и внутренней облицовке.

В английских дворцах длинные галереи закрыты, чтобы избежать суровых зим. В исламской гражданской архитектуре дворцы снабжены внутренним двором, а изнутри вы увидите памятник: у внешнего нет украшений. Местность была проложена марсельской керамикой под медной плитой, самой сложной системой для гидроизоляции крыш. Структура двух башен - металлик из стали, немецкого происхождения, с восьмиугольным планом и высотой почти в десять метров.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.


Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.


Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.


Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.



Орнамент как часть народного декоративно - прикладного искусства.

В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.
Орнамент – это, прежде всего, украшение, это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются.
Особенности орнамента состоят в следующем.
1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами.
2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.
Орнаменты многообразны. Их различают, прежде всего, по содержанию мотивов: геометрические; природные; образованные из предметов, созданных человеком; образованные из символов и эмблем.
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение, и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII-XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV-XVII вв.
Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах декоративно-прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно.
Вывод: декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Похожие публикации