Олимпийские игры в древней греции виды спорта. Древние олимпийские игры. Олимпийские игры в Древней Греции

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

О том, что родина Олимпиад - древняя Эллада, слышали все, но мало кто знает, как на самом деле проходили спортивные соревнования в греческой Олимпии. В первой части материала, посвященного истории Олимпийских игр, мы рассказали об их зарождении и правилах соревнований. Теперь остановимся на отдельных видах античной олимпийской программы.

Атлеты бежали в шлеме, поножах и со щитом

Первоначально в программе был только один вид состязаний - бег на один стадий, 192 метра. В Олимпии великолепно сохранился стадион (само это слово происходит от меры длины), где это происходило. Атлеты бежали обнаженными, впрочем, как и на всех соревнованиях. Одежда не должна была скрывать красоту человеческого тела, иначе эстетическая составляющая терялась. Бежали по двенадцать человек на выбывание, то есть победителю приходилось за день участвовать в нескольких забегах.

Чуть позже стали проводиться соревнования в диаулосе - двойном беге. На том же стадионе атлеты пробегали стадий, разворачивались вокруг столба и бежали назад. Таким образом дистанция увеличивалась вдвое. Третьим видом программы стал пентатлон - пятиборье. К четырем легкоатлетическим видам - бег, прыжки в длину, метание копья и диска, добавилась борьба. Этот вид спорта был самым любимым и зрелищным. Греки считали, что он наиболее гармонично развивает атлетов.

Многоборцы соревновались в парах, последовательно проходя все виды. Кто побеждал в трех - соответственно соревновался со следующим соперником, проигравший отправлялся на трибуны.

Если с бегом, метаниями и борьбой все более или менее понятно, то прыжки проходили совсем не так, как сейчас. Спортсмены прыгали с места, держа в руках специальные гири. Кстати, пара таких выставлена в музее в Олимпии: чем-то похожи на чугунный утюг, только каменные. Прыгун раскачивал гири вперед и назад, а потом бросал их и этим как бы усиливал толчок. Помогало или нет - мы не знаем, но традиции не нарушались. В наши дни делались попытки реконструировать эту прыжковую технику, но толком ничего не получилось.

Существенно позже к легкоатлетической программе добавился еще один, последний вид - бег гоплитов. Можно сказать, первый прикладной военизированный вид соревнований. Атлеты бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом, то есть в защитном вооружении воина-гоплита. Наступательное вооружение - копья и мечи - нельзя было использовать по правилам Олимпиад. Позднее прикладной характер стал символическим, а из доспехов оставили только большой круглый щит.

Не тыкать в глаза, не хватать за гениталии и не кусаться

Программа единоборств включала три вида: классическая борьба, кулачный бой и панкратион. Борьба была наименее кровожадным видом состязаний. Атлеты боролись на песке, стараясь положить соперника на лопатки. Видимо, была также отдельная борьба в партере. Этот вид был любим и почитаем, в том или ином виде им занимались практически все греки.

Другое дело - кулачный бой. Запрещалось бить соперника ногами, захватывать и ставить подножки, запрещались удары в пах и тычки пальцами в глаза. Все остальное было разрешено. Если соперники не выявляли победителя, то судьи указывали им бить друг друга по очереди без сопротивления. Кто первым падал, тот и проиграл. Понятно, почему поединки зачастую заканчивались гибелью или увечьями одного из бойцов.

Судя по всему, техника у боксеров была довольно приличная. Во всяком случае, защитой не пренебрегали. Высшим шиком считалось одолеть противника, не пропустив ни одного удара. В целом как и сейчас: бокс ведь в первую очередь - искусство защиты.

Панкратион был синтетическим видом, объединявшим приемы борьбы и кулачного боя. «Пан» значит общий, «кратос» - сила, что-то вроде «всей силой».

Как точно подметил Филострат, идеальный боец в панкратионе борется лучше, чем боксер, и боксирует лучше, чем борец. Судьи тщательно следили, чтобы противники не тыкали друг другу в глаза, не хватали за гениталии и не кусались. Нарушителя считали проигравшим и с позором изгоняли. А вот, скажем, ломать пальцы или бить соперника головой разрешалось.

Кстати, греки придумали это соревнование в честь Геракла - в ознаменование его победы над Немейским львом. Шкура заколдованной животины была неуязвима для любого оружия, посему герою пришлось вступить с ним в рукопашную схватку и задушить.

Изображение: Globallookpress.com

Конные бега и соревнования трубачей

Самым неоднозначным видом были конные бега, впервые разыгранные на 25-й Олимпиаде. Специально для них построили арену - ипподром (вообще-то правильнее - гипподром), который, к сожалению, не сохранился. Неоднозначность состоит в том, что победителем считался не возница квадриги, а ее хозяин, который мог вообще не присутствовать на соревнованиях. Таким образом олимпиониками становились даже женщины, не говоря уже о македонском царе Филиппе II (отце знаменитого Александра), римском императоре Нероне и прочих уважаемых персонах, которые могли позволить себе дорогостоящие конюшни. Понятно, что в демократическом полисном мире таких супербогатеев не было, но позднее все свелось к банальной ярмарке тщеславия, далекой от олимпийских принципов.

Помимо гонок на квадригах проводились соревнования на колесницах с парой лошадей и просто скачки верхом. Дистанция была одинаковой - 12 кругов ипподрома. К сожалению, точно измерить ее мы не имеем возможности, зато знаем, что этот вид соревнований сохранился дольше всех и был любимым развлечением византийской публики (как преемника греческой традиции) вплоть до самой гибели империи в XV веке.

Последним видом олимпийской программы были соревнования трубачей и герольдов. Это не совсем точный перевод, но европеизированный термин уже прижился. Речь о музыкантах и поэтах. Состязания появились довольно поздно, в IV веке до н.э., уже на закате классической Греции. Точного представления о программе у нас нет, но в целом соревнования музыкантов и поэтов логично вписываются в идеологию игр. Скорее всего, это была некая трансформация культурных мероприятий, в которые было внесено какое-то соревновательное начало. Возможно, как дань уважения богу Аполлону, покровителю муз. Здесь уместно вспомнить, что на Олимпиаде 1912 года по инициативе барона де Кубертена эту традицию возродили, но потом была мировая война, перерыв в играх и постепенно об этой красивой идее забыли. А жаль.

Изображение: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com

Олимпийские игры древности были не просто спортивным состязанием. Это был символ Эллады, объединяющее начало, основа цивилизации. Они позволяли вечно враждовавшим между собой эллинам чувствовать себя единым народом, гордиться своими традициями и своими атлетами. Спортивная составляющая была вторичной по отношению к религиозной, нравственной, этической идее. Победа любой ценой никогда не была в почете - наоборот, красивые жесты по отношению к соперникам ценились выше достижений. К сожалению, не все олимпийские заповеди эллинов сохранились до наших дней.

Античные Олимпийские игры — рассвет современного спорта. История спорта насчитывает не одно тысячелетие. Различные спортивные состязания, такие, как стрельба из лука, кулачный бой, скачки в седле, борьба на поясах, метание копья, проходили уже в ранних государствах в IV-III тысячелетия до н. э. В Древней Индии зародились популярные и по сей день поло, шахматы, хоккей на траве. В Персии создавались школы, в которых дети обучались верховой езде и метанию дротиков.
В Египте тысячелетия назад были широко распространены более 400 видов физических упражнений и игр, в том числе устраивались соревнования по бегу, прыжкам, поднятиям тяжестей, фехтованию.
В Древней Греции, которая стала родиной Олимпийских игр , физическая культура и спорт достигли наивысшего развития. Для древних эллинов спорт был неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием, являлся основой для гармоничного развития личности. «Не умеет ни читать,ни плавать», - так говорили в Древней Греции о некультурном человеке. Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начиналось с самого детства. В гимназиях и палестрах они не только обучались грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревновательность - главный принцип общественной жизни Древней Греции. Для греков целью такого состязательного воспитания было благо государственного общества. Каждый афинянин должен был настолько развить соревнованием свое «Я», чтобы он мог приносить обществу наибольшую пользу и наименьший вред.
Именно в Древней Греции возникли и получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда было много - Немейские, Пифийские, Истмийские, но самыми популярными были Олимпийские игры , которые превратились в явление общекультурного масштаба. Они стали квинтэссенцией и практическим воплощением единства тела, воли и разума. Следующие по значимости - Пифийские игры. Они проводились в Дельфах и были посвящены Аполлону, покровителю Дельфов. Третьими по популярности играми были Истмийские, проходившие на Истмийском перешейке близ Коринфа и посвященные Посейдону. Замыкали «престижную четверку» Немейские игры в честь Зевса на северо-востоке Пелопоннеса. Олимпийские и Пифийские игры разворачивались раз в четыре года, как современные зимние и летние Олимпиады, а Истмийские и Немейские игры - раз в два года. Наградами победителям становились венки из ветвей и листьев различных растений-символов, поскольку в Элладе венки считались особенно почетной наградой: на Олимпийских играх - из листьев оливкового дерева, на Пифийских - из лавра, на Истмийских - из сосны, а на Немейских - из…сельдерея.
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в городе Олимпия (долина реки Алфей, область Элида), в северо-западной части Пелопоннеса. Олимпию нередко путают с Олимпом, горой, где жили боги Древней Греции. Но вблизи Олимпа Античные Олимпийские игры , несмотря на очевидное созвучие, никогда не проводились. Сведения о происхождении Игр утеряны, но сохранилось несколько мифов и легенд, описывающих это событие. По одной из легенд, придумал и организовал первые Игры знаменитый Геракл, сын Зевса, - тот самый, который совершил свои 12 легендарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры . Считается, что Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега - 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадией». Считается, что отсюда возникло слово стадион. Некоторые источники утверждают, что греческая стадия - это длина стадиона в Олимпии, 192,27 м. Физическое определение этой единицы длины замысловато: стадия равняется расстоянию, которое человек проходит спокойным шагом за время от появления первого луча солнца при его восходе до момента, когда диск солнца целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.Первые в истории спорта Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Участвовать в Играх считалось честью и требовало большой ответственности.
Во время Античных Олимпийских игр проводились не только спортивные состязания. Поэты читали стихи, музыканты исполняли свои лучшие произведения, ораторы соревновались в красноречии. Такие титаны мысли, как Пифагор, Платон, Аристотель, Геродот, считали за честь посетить эти знаковые события, происходящие раз в четыре года.
Античные Олимпийские игры включали в себя следующие соревнования:
бег (бег на стадию - 192 м, двойной бег - две стадии, долгий бег - семь стадий, бег в полном вооружении (бег гоплитов) - бег на две стадии в шлеме, поножах и со щитом);

Единоборства:

— кулачный бой. Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в кулачном бою запрещались захват соперника, подножки и удары ногами. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным;

— панкратион - рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Античные Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия;

— борьба. Правилами запрещались удары, но толчки разрешались;

Пентатлон - пятиборье, включавшее бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Все виды проводились в один день в определенном порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков, атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника три вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара. Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места;
скачки (гонки колесниц, скачки на лошадях). Это единственный вид соревнований, в котором могли участвовать женщины, потому что чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями.

Соревнования трубачей и герольдов были введены программу Игр с целью показать, что в здоровом теле и дух здоровый, способный воспринимать прекрасное. Все греки умели плавать, и возможно потому, что это являлось умением обыденным (таким же, как грамотность), плавание в программу Игр не входило. В соревнованиях могли принять участие только чистокровные греки (эллины), остальные же, считавшиеся варварами, могли только наблюдать. Это может показаться удивительным, но древние игры больше походят не на первые Олимпиады, возобновленные в конце XIX века, а на Олимпийские игры нашего времени. В них рано проявилась профессионализация. Судите сами: когда атлеты прибывали в Олимпию, они должны были поклясться, что до этого тренировались в течение года. А затем им давался еще один месяц тренировок - для окончательной подготовки к соревнованиям. Быть таким профессионалом выходило довольно дорого. Спортсмены во время подготовки к играм
включали в свой рацион большое количество мяса, которое стоило недешево и было роскошью (в основном греки питались рыбой, овощами и зерновыми).
Уже в Древней Греции появились люди, которые спонсировали и перекупали атлетов. Засвидетельствованы случаи подкупа соперников.
Любопытно, что ни футбола, ни хоккея на траве, ни тем более волейбола с баскетболом у древних греков не было - вообще никаких командных видов спорта. Командный дух у эллинов совершенно не был развит. Случались тяжелые травмы и гибель спортсменов на соревнованиях, особенно в таких видах спорта, как езда на колесницах (повороты на трассе были очень крутыми), панкратион и кулачный бой. Победитель в соревнованиях определялся только один. Никаких вторых, третьих и каких бы то ни было утешительных мест не присуждалось. Победителю, который именовался олимпиоником, доставались слава и почет. Олимпионик мог за свой счет или на чьи-нибудь деньги установить себе в Олимпии памятник. А в его родном полисе памятник устанавливали за счет города. Обычно выдающиеся олимпионики имели пожизненное право занимать почетные должности, бесплатно питаться и т. д. Если во время войны враги захватывали их в плен, то не казнили, чтобы не навлечь на себя гнев богов. В Спарте им предоставлялось право во время битв сражаться рядом с царем. Особенно престижно было стать периодоником - атлетом, победившим во всех четырех крупных турнирах - Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх. Когда периодоник возвращался домой, в его полисе разбирали часть городской стены: если такой человек в городе, то и стены не нужны.
Считается, что за всю историю игр древности периодониками удалось стать
атлетам, некоторым - по нескольку раз.
И все же, несмотря на то, что на Античных Олимпийских играх участники могли получить тяжелые увечья или даже погибнуть, а в случае проигрыша подвергнуться унизительной процедуре клеймения позором, Олимпиады античности были вполне гуманными. Для сравнения: нравы древних римлян были гораздо более жестокими - они любили гладиаторские бои и травлю зверей.
Античные Олимпийские игры длились от одного до пяти дней и были значительным событием в жизни греческих полисов. Одна часть из этих дней была посвящена состязаниям, другая религиозным обрядам и пирам в честь победителей. Игры объединяли в себе спорт, религию и торговлю, собирая по 40-60 тыс. человек - колоссальная цифра для тех времен! Люди общались, спорили, поэты читали свои стихи. На время Олимпиады часто находившиеся в состоянии войны греческие полисы заключали перемирие, правда, и нарушали его тоже нередко. Кстати (и это роднит соревнования древности и современности), зрителям запрещалось проносить на стадион вино. На стене спортивного сооружения в Дельфах до сих сохранилась надпись о штрафе в 10 драхм за пронос вина. Для начала V века до н. э. - сумма крупная.
Олимпийские игры существенно потеряли свое значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества, и в 394 н. э. они были запрещены императором Феодосием I. Впервые они собрали спортсменов и зрителей в восьмом веке до нашей эры - в 776 году и просуществовали почти 1200 лет. Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Если внимательно присмотреться, то заметим, что все скульптуры показывают тела людей - и не просто любые тела, а красивые. В тот период истории был распространен культ красивых форм для строений и культ красивых тел. «В здоровом теле здоровый дух», - так можно описать одну из идей и причин появления таких красивых скульптур.
Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое: человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых игры с элементами спортивных соревнований были как бы деталью, дополнением к празднику. Из спорта исчез элемент состязаний: спорт стал приятным досугом, забавой, удовольствием. До конца XVIII века спорт рассматривался, главным образом, как времяпровождение, развлечение.

Высказала мнение, что по по единичной картине нельзя судить о распространенности игры, о том, играют в нее подготовленные атлетки или танцовщицы ("нетипичный сюжет, редко встречающийся").
Что женщины в Риме не занимались, вероятно, спортом ("почему практически нет изображений женщин,занимающихся спортом (хотя мужских - тысячи, от мозаик до статуй) почему все современники описывают добродетельных матрон и никто никогда не упоминает о том, что они периодически занимались спортом ?). И, самое сильное утверждение, что отличия между нами и древними римлянами так велики, что интуиция нам не поможет, лучше на нее не полагаться. ("... то есть вы занимаетесь историей, полагаясь не на факты, а на интуицию?))) ничтоже сумняшеся полагая, что две тысячи лет - срок небольшой, да и культурные, эстетические, религиозные и прочие различия между нами, русскоговорящими в 21 веке и древними римлянами так ничтожны, что одного наития достаточно, чтобы делать выводы?)

Нет особых сомнений, что лучше бы знать больше, но:
1. Часто фактов маловато. И для Древней Греции их меньше, чем для Рима. Что же, не верить единичным артефактам?

2. Насчет занятий женщин спортом в античности. Трудно поверить, что в обществе, где физическая культура мужского тела была на высоте, женщины спортом не занимались. По крайней мере, для Греции сразу вспоминается пример Спарты, где женщины проходили солидную спортивную подготовку, нужную им для удерживания в повиновении илотов во время походов мужчин-спартанцев. А другие факты участия древнегреческих женщин в физической активности, требующей подготовки, собрал, к примеру, Бретт Миллс
Mills, Brett D. Women of Ancient Greece: Participating in Sport?
Насчет Рима - вспомним хотя б о женщинах-гладиаторах . Вот уж вид, требующий незаурядных физических качеств и подготовки. Это не некие добродетельные матроны, конечно. Спортом могли б заниматься и незнатные римлянки, и это уменьшало их шанс попасть на мозаики.

3. Я в основном опираюсь не на интуицию, но, скорей, на то наблюдение, что существуют определенные связи между уровнем технологиии, обществом, социумом, в том числе и спортом. Вижу в греках и римлянах серьезную рациональную основу, проявляющуюся в их технике, философии, организации общества. Рациональный подход освобождает от предрассудков. И я считаю, что античная женщина уже была достаточно эмансипированной и для спорта.

Попробуем еще раз поговорить об античном спорте в такой области, где артефакты почти всегда единичны.
Это виды спорта, которые были несистемными, не были включены в программу Олимпиад, но они существовали в обществе.

Круг видов спорта и соревнований в Древней Греции был всегда шире программы Олимпийских игр.

Достаточно вспомниить, что сами игры развивались от единственного состязания в беге на стадий (192,27 м) до программы, требовавшей 5 дней (6-4 вв. до н.э.) - за счет расширения программы, добавления многих видов спорта и их разновидностей.

Так, на 14-ых Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу был включен диаулос - бег на 2 стадия, а 4 года спустя - долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев; на 18-ых (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска; на 23-их (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой, на 25-ых играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами); на 33- их Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион - единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы». Были введены разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион. Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OLIMPISKIE_IGRI_DREVNE_GRETSII.html

Итак, постоянно существовал круг физических занятий и упражнений, который пополнял программу игр и бытовал параллельно им. Существовали соревнования, которые так и не попали в программу Олимпийских игр, но были популярны в каких-то кругах и местах. Сведения о таких соревнованиях разрознены и случайны, но встречаются.
Перечислим некоторые.

Соревновани по поднятию тяжестей.
На вазах встречаются изображения этого вида спорта. Или тренировок с тяжестями.

Поднятие тяжестей - рисунок на вазе 5 в. до н.э. IMAGE: The Art Archive/Corbis

Поднятие тяжестей - ваза около 450 г. до н.э. Фото Hulton Archive/Getty Images.

В такие камни иногда вставляли деревянную рукоять. Как в изображенный ниже камень

На этом камне весом в 316 фунтов (143,4 кг) вырезана надпись "Бибон сын Фола, поднял меня над головой одной рукой" Archaeological Museum of Olympia . По виду надписи ее идентифицировали началом 6 века до н.э. Эксперты рассуждали о возможности поднять такой камень, и была предложена идея, что камень был поднят на плечо двумя руками и над головой одной. Если это факт, то Бибон был силач, тренированный на уровне лучших современных атлетов.

На острове Тера нашли еще один камень, весом 480 кг, с надписью: "Эвмаст, сын Критобола,оторвал меня от земли". Шутка ли это? Шутили ли так греки? Или удивительный, но реальный факт?
Есть еще несколько античных камней, которые использовали для метания, по 40-60 кг весом.

Прыжки в воду с вышки.

Прыгун с вышки . около.480 до н.э. Потолочная фреска в греческой гробнице в Паестуме, Италия. Высота 102 см. Museo Archeologico Nazionale, Paestum

Хоть доказательство развитости этого вида спорта и единично, но отказаться от наличия и такого вида трудно, поскольку греки были отличные пловцы, это известно.

Игры с мячом.
Таких было множество, и существовали командные игры. Можно среди этих игр найти подобия с регби, футболом, волейболом, ручным мячом, даже бейсболом и хоккем на траве. Удивительно, что ни одна их них не попала в программу античных Олимпиад. Олимпиады принципиально были связаны с индивидуальными видами спорта.

Нечто вроде футбола. National Museum of Archeology in Athens

Нечто подобное волейболу, если судить по способу удара по мячу.

Римская фреска 1 в. с "волейболистами".

Атлет с мячом на мозаике из Остии, еще один "волейболист". Интересно, что античный мяч сшит из шетигранников (кожа?), как современные его собратья.

Танец с мячом? Прообраз элемента художественной гимнастики?


Игра вроде ручного мяча или, по другому мнению, крикета. Это - игра ephedrismos, но правила ее неизвестны. Metropolitan Museum of Art

Нечто вроде бейсбола? Рисунок на черепке фазы из Коринфа. Хотя аналогия может быть и ошибочной.

Греческая игра типа регби - прообраз римского Harpastum. Но римское слово -калька греческого.
National Museum of Archeology in Athens

Акробатика.

У греков была хорошо развита акробатика - хождения на ходулях, по канату, упражнения на канате.
Это не вполне спорт, скорей, вид представления, но акробатика непосредственно граничит со спортом, для женщин - с художественной гимнастикой.


Женщины-акробатки.

Разные виды акробатики на канате

Изображения канатоходца.


Жонглирование.


Краткий обзор несистемных видов спорта позволяет, как мне кажется, найти нечто общее. А именно то, что они находятся на границе с олимпийскими видами и общими задачами физической подготовки в Древней Греции - готовностью не только к войне (где пригодится все), но и к миру, к созданию полнойенной личности.
Можно предположить, что новые виды спорта появлялись в тренировках атлетов и распространялись в быт. То есть системные и несистемные виды спорта составлют в целом физическую культуру. И пренебрегать свидетельствами о несистемных видах спорта нельзя.

Сравним этот период активной институционализации спорта в Древней Греции (6-5 вв до нэ.) с распространением занятий спорто в 19 веке и начале 20 века.
Именно тогда были продуманы правила соревнований, созданы новые виды спорта, и к спорту причастились женщины.
По такому системному признаку можно судить, что единичные артефакты подтвержают сходство античности и Новейшей истории - в отношении социума и его культуры.

Содержание статьи о древних олимпийских играх в Греции:

  1. Начало Олимпийских игр
  2. Участники Олимпийских игр в древней Греции
  3. Рассвет Олимпийских игр
  4. Закат Олимпийских игр
  • Традиция проведения Олимпийских игр на сегодняшний момент возрождена. Первые Олимпийские игры нашего времени прошли в XIX веке, и на текущий момент они считаются самыми престижными мировыми спортивными состязаниями.

Начало Олимпийских игр

Первые Олимпийские игры в древней Греции

Самые первые Олимпийские игры в древней Греции были проведены в 776 году до н.э. Все последующие игры проходили один раз в четыре года. С этого момента началось ведение записей о победителях игр и был установлен порядок их проведения. Олимпиада начиналась каждый високосный год, в месяц церемонии, соответствующий современному промежутку времени с конца июня до середины июля.

История сохранила большое количество версий, в которых обосновывается зарождение традиции проведения этих спортивных состязаний. Большинство этих версий имеет вид легенд, так или иначе связанных с богами и героями Древней Эллады . Например, первое место в списке занимает легенда, по которой царь Элиды по имени Ифит отправился в Дельфы, где получил сообщение от жрицы Аполлона . Народ Элиды к этому времени был изнурен постоянным вооруженным соперничеством греческих полисов , а потому боги повелели устроить спортивные состязания и атлетические празднества.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались в палестре и гимнастики . Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты - участники игр, либо город, от которого они выступали.

Рассвет Олимпийских игр

Существует достоверный исторический факт, что во время проведения Олимпийских игр прекращались какие-либо военные действия. Эта традиция называлась экехерия, согласно которой воюющие стороны были обязаны сложить оружие. Также запрещалось производить судебные дела, откладывалось на потом исполнение казней. Нарушителей правила экехерии наказывали штрафом.

Виды Олимпийских игр в древней Греции

Первостепенным, и по всей видимости самым популярным видом спорта, включенным в программу античных Олимпийских игр, был бег. Сохранились сведения даже о том, что древний царь по имени Эндимион устроил состязание по бегу среди своих сыновей, а в качестве награды победитель получил царство.
Существовало несколько видов состязаний по бегу. В первую очередь это был аналог современного спринта, бег на короткую дистанцию - фактически с одного конца стадиона до другого. Дистанция составляла 192 метра и называлась «олимпийская стадия». Атлеты выступали в этих соревнованиях абсолютно обнаженными. Бег на дистанцию был самым первым и единственным состязанием за историю Олимпийских игр и, оставался таковым до тринадцатой Олимпиады. Начиная с четырнадцатой, к соревнованиям добавился так называемый «двойной бег». Атлеты должны были пробежать от одного конца стадиона до другого, затем пробежать вокруг столба и вернуться на место старта. В программу пятнадцатых Олимпийских игр к вышеуказанным состязаниям по бегу добавился долгий бег. Изначально он включал в себя семь стадий, но в последующие годы длина дистанций менялась. Бегуны пробегали стадию, пробегали вокруг столба, возвращались на старт, и разворачивались обратно вокруг другого столба.

В 520 году до нашей эры, во время 65-й Олимпиады появился еще один вид соревнований по бегу - «бег гоплитов». Атлеты пробегали две дистанции в полном вооружении - на них был шлем, поножи и щит. В более поздних Олимпиадах среди вооружения оставили только щит.
Также среди видов Олимпийских игр в древней Греции были и единоборства. Следует отметить, что гибель атлета во время боев не была чем-то особенным, и даже мертвого бойца могли назначить победителем.
Начиная с 18-й Олимпиады в программу игр была включена борьба. Было запрещено наносить удары, сражаться можно было только с помощью толчков. Были две основные позиции - стоя, и на земле. В греческом языке существовало множество названий различных приемов.

Спустя пять Олимпиад среди единоборств появились кулачные бои. Нельзя было пинать противника, делать захваты и подножки. Руки обматывали специальными ремешками, благодаря чему этот вид состязаний был одним из самых опасных. Источники, сохранившиеся до наших дней, красочно описывают повреждения, нанесенные такими ударами. Особое уважение заслуживал тот боец, который победил, не получив ни одного удара со стороны противника. Если борцы уставали, им давали перерыв на отдых. Если победителя было никак не выявить, то назначалось определенно число ударов, которые противники наносили друг другу по очереди, при этом нельзя было защищаться. Проигравшим считался тот, кто добровольно сдавался, подняв руку.
В 648 году до нашей эры, во время 33-й Олимпиады появился так называемый «панкратион». Этот вид единоборств включал в себя удары ногами и руками. Разрешалось использовать удушающие приемы, но нельзя было выдавливать глаза и кусаться. Сначала это было соревнование только для взрослых мужчин, а затем, начиная со 145-й Олимпиады, панкратион был введен и для юношей.

Позднее в программу игр добавили пятиборье. В древней Греции этот спорт получил название "пентатлон". Из названия можно догадаться, что состоял этот вид спортивных состязаний из пяти различных видов спорта - начинались они с прыжка в длину, затем были бег на одну дистанцию, метание диска, а также метание копья. Пятым видом спорта была борьба. На сегодняшний день не сохранилось точных сведений о том, каким образом определялся победитель. Считается, что все участники разбивались по парам и состязались между собой. В итоге оставалась одна, последняя пара. Отличался особой техникой прыжок в длину. Атлеты совершали прыжок прямо с места, не разбегаясь, а чтобы увеличить дальность прыжка, использовались гантели.
Среди олимпийских состязаний имели место и конные бега. Примечательно, что в них участвовать женщины, так как в качестве победителя объявляли не наездников, а владельцев животных и колесниц. За годы существования Олимпийский игр, конные бега видоизменялись. Сначала это были гонки на квадригах, затем, начиная с 33-й Олимпиады, к ним добавились скачки на лошадях. На 93-й появились гонки на колесницах, в которые запрягались две лошади. Состязания подразделялись на две категории - в одной состязались молодые жеребцы, а в другой взрослые кони.

Как проходили Олимпийские игры в древней Греции

Дату начала мероприятия назначала специально созданная для этого комиссия, о чем потом специальные люди, именуемые спондофорами, оповещали жителей других греческих государств. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр, на протяжении этого времени они должны были тренироваться под руководством опытных тренеров.
За ходом соревнований наблюдали судьи - элладоники. Помимо судейской функции в обязанности элладоников входила организация всего олимпийского праздника.

Каждый атлет перед тем, как выступить перед народом, должен был доказать судьям, что в течении десяти месяцев до начала игр, он усиленно готовился к состязаниям. Клятву приносили около статуи Зевса.
Первоначально продолжительность Олимпийских игр составляла 5 дней, но позже она достигала и месяца. Первый и последний день игр посвящался религиозным ритуалам и церемониям.
О последовательности проведения определенного вида состязаний публика узнавала с помощью специальной вывески. Желающие принять в нем участие должны были определить свой порядок с помощью жребия.

Победители Олимпийских игр в древней Греции

Победителей Олимпийских игр в древней Греции называли олимпиониками. Они становились известными во всей Греции, их с почетом встречали на родине, так как атлеты представляли на играх не только самого себя, но и город-государство, откуда он прибывал. В случае трехкратной победы на играх, в Олимпии в честь такого атлета устанавливался бюст. Наградой победителя служил оливковый венок, а также он вставал на пьедестал, функцию которого выполнял бронзовый треножник и брал в руки пальмовые ветви. Также в качестве награды выдавали небольшую денежную премию, но самые настоящие блага он получал уже по возвращению домой. На родине он получал множество различных привилегий.
Одним из самых знаменитых олимпиоников считается Милон из Кротона. Свою самую первую победу в борьбе он одержал в 540 году до нашей эры, во время 60-й Олимпиады. Позднее, между 532 и 516 годами, он победил пять раз, и только в возрасте 40 лет проиграл более молодому атлету, не получив статус олимпионика в седьмой раз.



Борец по имени Сострат, родом из Сикиона одержал победу в панкратионе три раза. Его секрет был в том, что он ломал пальцы противникам, за что и получил прозвище Пальчик.
Известны случаи, когда победителями становились погибшие участники. Например, Арихион из Филагеи был задушен в ходе поединка, но его противник заявил о своем поражении, так как не смог стерпеть боль от перелома пальца ноги. Под аплодисменты зрителей труп Арихиона был награжден оливковым венком победителя.
Артемидор, прибывший из Тралл, знаменит тем, что должен был участвовать в состязаниях юношеской группы, но не стерпел оскорбления взрослого борца-панкратиониста. После чего Артемидор перешел во взрослую группу и стал чемпионом.

Среди знаменитых бегунов можно отметить родосского спортсмена Леонида. Он на протяжении четырех Олимпиад становился лидером в различных беговых состязаниях.
Шестикратным чемпионом Олимпийских игр стал Астил из Кротона. Он знаменит еще и тем, что, на первых соревнованиях он представлял Кротон, а на следующих двух другой город - Сиракузы. В отместку жители Кротона сделали из его жилища тюремное помещение и разрушили памятную статую.
В истории Олимпийских игр были целые династии победителей. Например, у Посейдора дед по имени Диагор и его дяди тоже становились чемпионами - олимпиониками.

Кроме того, многим известным в наше время мыслителям древности их умственная деятельность не мешала быть участниками различных спортивных соревнований. Например, знаменитый Пифагор был не только силен в математике, но в свое время больше известен как чемпионом по боксу, то есть кулачному бою, а мыслитель Платон - ломал устои не только в философии, но и на арене, становясь чемпионом в панкратионе.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.



Кто запретил Олимпийские игры в древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.
Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными. Лишь спустя столетия, в 1896 году происходит возрождение традиции проведения спортивных Олимпийских игр.

Похожие публикации