Узоры цветов в народных костюмах. О славянских вышиваных оберегах. Символика в орнаменте

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах.

Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Женщины носили праздничные кожаные шляпы и перья птиц, с различными украшениями или кожаными диадемами, украшенными декоративными узорами. Женщины также приобрели большое значение в моде и знали, что аксессуары создали образ. Незаменимой частью праздничного костюма были браслеты, ожерелья и даже пронзительные подвески, которые были сделаны из камня, кости, дерева, усы морского льва, корней и перьев.

Ознакомьтесь с другими статьями «Русского вестника». «Русская газета» отделила факты от мифа из российского кабинета, ватника. Стеганные короткие льняные куртки, усиленные хлопком для лучшего нагрева и пропитанные уксусом, были частью униформы византийской пехоты с века. Старый ватник, или телогрека, как известно, принадлежал к категории легкобронированных предметов одежды.

Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

Очевидно, что византийский ватник едва ли защищал кого-либо от вражеских стрел, но мог спасти свою жизнь в случае сильного удара лезвием ножа или топора. Современная мягкая куртка появилась, кажется, во время русско-японской войны. Подразделения российской армии, размещенные в Маньчжурии, заметили те удобные теплые куртки из хлопка, которые использовали местные жители, и решили купить большую партию местных торговцев. После демобилизации китайские куртки разбросаны по всей Российской империи, тем самым заложив основу для появления этой настоящей «культовой» пьесы.

Сначала возник геометрический орнамент,это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

Впоследствии ватники будут использоваться как в Первой мировой войне, так и в Гражданской войне. Телогрейка - куртка с прямым разрезом, с четырьмя четырьмя кнопками, которая на четырех сшитых домах на другом лоскуте, который проходит над ними. Заслонки прямые, без складок, с боковыми карманами, Спина прямая, цельная или сшитая посередине, талия затягивается застежкой. с металлической застежкой. Задняя обивка равна задней части закрылков. Мягкий воротник встает и закрывается одной кнопкой, которая прикрепляется в петле, сшитой до ее левого конца. на нижнем конце с небольшим отверстием и ручками с одной кнопкой, которая входит в петлю, зашитую до конца верхней половины ручки.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Власти видели в этом мягком куртке идеальную одежду для работы и войны. И это стало униформой строителей Бело-Балтийского канала. «Стандартная» телегрейка была гибридом «сибирки», очень популярной у торговцев, и так называемого «волан», пальто куртки. Так описал эту одежду писатель Гиликовский.

Толстяки в их смешных воланцах дорогой ткани, с поясами, сшитыми шелком, бесстрашный взгляд с гордостью на проходящей публике. Воланцы возникли в те давние забытые времена, когда сердитый лорд подорвал и ударил спиной своего слуги-кучера В то время волан, тупо выровненный хлопком, спас водителя от ран.

А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Интересно, что воланцы стали «единообразными» из разных типов бродяг и хулиганов. Мягкая куртка смягчила удары в боях, могла спасти удар и, кроме того, не блокировала движения, что было важно для уличных читеров. Например, в культовом фильме «Чапаев» герои-герои Анки и Пети все время демонстрируют себя в своих ватниках. Но ватники появляются в других блокбастерах того времени. Тем не менее, только вторая война пришла, чтобы превратить мягкую куртку в настоящий кусок культа, превратив ее в экипировку победителей.

Именно с телогрейкой советская земля возникла из-за разрушения послевоенного периода - в то время как рождались новые города и создавалась Советская империя. Ватник можно найти как в гардеробе университетского профессора, так и в деревенском пасторе. После войны ватники долгое время оставались модными, но чаще всего они находились в лагерях. Внутренние и внешние карманы позволяли заключенным хранить самые ценные вещи вместе, и в то же время куртка служила подушкой и одеялом. Одежда заключенных «с номером» стала отличительным маркером заключенных или ссыльных.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

На фотографиях того времени мы можем найти Солженицына, Чаламова и Бродского с телогрейками. Сегодня практически никто не использует ватников. Возможно, это связано с негативным контекстом конца года. В то время люди из Волги и Казани приезжали в Москву в ватники. Они боялись людей, и все старались избегать их. На их спинах они написали имена банд, к которым они принадлежали. Мальчики из казанских банд отправились в Москву, чтобы «заработать деньги». Ватник был идеальной одеждой для «ссор», так как он не удерживал движения и смягчал удары.

Но на открытии Софийской Олимпиады российская делегация вошла на стадион со стилизованной версией телогрейков. В коллективном бессознательном ватник всегда играл объединяющую роль, став талисманом и архетипом власти. Дилара Ларина попыталась похудеть, чтобы поддерживать отношения со своим парнем. Она получила то, что хотела: она пошла навстречу своему бывшему носовому костюму и поразила его. Но, несмотря на усилия, отношения закончились. Тогда Ларина поняла, что она должна быть верна своему телу.

Дерево жизни

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Вот как он начал свою карьеру с моделью плюс размер. Уничтожение стереотипов моды. По данным Национального центра исследований здорового питания, избыточный вес наблюдается почти у 59% российских женщин. Стандарты красоты оставляют миллионы россиян с комплексами по отношению к их телам. Одной из причин является предложение продукта: Вы приходите в магазин, и все коллекции с лишним размером спрятаны в углах. Дизайнеры используют манекены в негабаритной одежде, чтобы способствовать свободе, а не нормальности более насыщенного силуэта: ваше тело является самой важной ценностью, и вы можете вкладывать в него все, что хотите, - сетует Ларина.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

Трудно изменить идеалы, навязанные обществом. Катилана Горских, модель размера Санкт-Петербурга плюс, заявила, что лучший способ уничтожить стереотипы - показать пример и показать, что возможно иметь нестандартный орган и жить полноценной жизнью. Ларина объясняет, что для модели с увеличенным размером основной характер - это не пышные формы, а прекрасное и необычное лицо и внутренняя сила. «Красивая, ухоженная женщина привлекает внимание мужчин, мне нравится мой вес, потому что это мое». Что может быть дороже и любимо, чем ваше собственное тело, в которое может летать душа?

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

На данный момент мир высокой моды неохотно получает модели с дополнительными размерами, а те, которые, несмотря ни на что, попадают в подиумы и известные журналы. «Мы являемся чем-то экстравагантным для индустрии моды, никогда не альтернативным», - говорит Ларина.

Однако за рубежом спрос на модели с дополнительными размерами растет с каждым годом. Горских говорит, что он постоянно получает предложения о работе за границей. Но и требования для моделей с дополнительными размерами в Европе совершенно разные, более строгие, чем в России. Чувство в том, что в Европе дизайнеры не выходят на улицу и не видят настоящих женщин с 50 манекенами! Мы хотим быть похожими на потенциальных потребителей продуктов, которые мы продвигаем, - сказала Ларина, критикуя европейские стандарты.

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Концепция «плюс» также была успешной в Латинской Америке. Главная задача этих молодых женщин - добиться равных прав красоты для всех. Уверенность в себе и отсутствие комплексов позволяют им нарушать стереотипные концепции женской красоты. В России потребность в самоактуализации была усугублена экономическими изменениями. Поток товаров из Турции и Юго-Восточной Азии, которые не были ни высшего качества, ни самого элегантного внешнего вида, затопили страну. Для модниц, возможность одеваться так, как они хотели, а не то, что могли.

Неряшливый конский хвост, большая, веселая футболка и отбеленные джинсы были самой сдержанной версией образа молодой девушки. Кислотные футболки были очень популярны, нижние края которых были разрезаны на вертикальные полосы длиной около 10-15 см, каждый из которых был украшен крошечными цветными пластиковыми зажимами.

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб — царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Кстати, джинсы «вайонки» были так названы не только из-за окраски, но и потому, что при отсутствии возможности покупать готовые брюки гениальный русский народ «варил» обычные голубые джинсы дома. Альтернативой джинсам были эластичные леггинсы невообразимых ярких цветов: от монохроматического бирюзового, розового и неонового зеленого до рисунка леопарда и «радуги». Так как они использовались в многочисленных сочетаниях: с свитером или блейзером, под мини-юбкой или только с коротким верхом, независимо от цвета лица и степени спортивного мастерства.

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса,который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами,включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Старшие девочки были в восторге от откровенных образов «Интердевочки». Стиль улицы больше всего напоминал ночной клуб. Мини-юбки носили красные колготки, цветные блейзеры с наплечными подушками и сапоги с короткими рукавами, украшенные мехом. Все предметы имели насыщенные цвета и обилие отпечатков, декоративных элементов и стразов и сопровождались кожей: от косуха до браслетов.

Старшие дамы были одеты более элегантно. Но даже они не могли устоять, например, в турецких джинсах со стразами и вышивкой. Но это был прочный и интенсивный цветной синтетический материал, который нравились русским женщинам больше всего. В магазинах вы слышали возбужденные комментарии, такие как Мне нравятся синтетические ткани. Они хороши, чтобы носить и хорошо выглядеть.

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

«Счастливые плоды»: гранат,мандарин,апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты,юности,нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.

Вообще говоря, они дали больше работы. Еще один интересный момент на постсоветской уличной моде характеризовался тенденцией к справедливым сокращениям. Многие женщины, уставшие от запретов, смело сочетаются, например, с блузками из эластичных тканей со светлыми джинсами. Этот гардероб был очень дорог всем. В наши дни многие дедушки и бабушки и дедушки с удовольствием носят джинсы, но это была прерогатива молодых людей до достижения возраста. Старшее поколение носило, в основном, классические платья, юбки и брюки.

Мальчикам, как и девушкам, также нравились выцветшие джинсы, футболки и широкоплечие кожаные куртки. Они носили спортивные комплекты и самостоятельные предметы спортивной формы. Кожаная куртка или пальто из овчины завершили внешний вид. Первоначально Сарафан носили мужчины и женщины. В начале 18 века вместо этого он стал женским платьем.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Это символ русской моды. Платье, которое на протяжении веков и с бесконечными вариациями доходило до сегодняшнего дня. Сарафан - российский чемпион мира. Историки имеют разные взгляды на истоки сарафана. Его в основном носили как длинное платье и украшали косы, вышивку и другие формы украшения. Украшения были символом социального статуса женщины и ее финансовых возможностей. Например, по-прежнему остаются сарафаны, хранящиеся женами купцов и изготовленные из дорогих импортных тканей, таких как шелк, атлас, парча, украшенные мехом, украшенные золотыми пуговицами и вышитые золотыми и серебряными проводами.

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола - люди, звери, а также пчелы; под корнями - змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц. Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих - от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.


Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, - ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям . Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта,искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V-IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика - солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

Коловрат или Солнцеворот - один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» - солнце и произошло название символа.

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

Похожие публикации