Аппликация дикие животные старшая. Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные». Аппликация «Забавный лось. Продуктивная деятельность детей под музыкальное

Всем детям нравится такой тип рукоделия, как аппликация. Животные пользуются большим спросом в любой технике. Бумажные объемные модели применяют в играх, плоское изображение повышает у ребенка уверенность в собственных силах, а тканевые макеты не только украшают одежду, но и используются как дидактический материал.

Классический тип аппликации

Сначала дети знакомятся с бумажной аппликацией. Она бывает плоской, а также объемной. Маленькие дети к картону наклеивают детали животного. Например, шаблон для раскрасок распечатываете, разрезаете детали, переводите на цветную бумагу. Животных можно конструировать при помощи геометрических фигур, что развивает у детей воображение.

Необычно смотрится Животные из бумажных шариков, полосок, вызывают бурный интерес у детей. Например, чтобы сделать слона, на картоне намечаете овальное туловище. Приклеиваете полоски-ноги. Берете бумагу больше туловища на два сантиметра, отрезаете с широким хвостом.

Мнете, хвостик скручиваете, туловище расправляете, приклеиваете. Так же мнете, приклеиваете круглые уши, голову с хоботом. Поверх декорируете травкой (надрезанный тонкими полосками отрезок зеленой бумаги). Если делаете образ с шариками или полосками, то просто заклеиваете шаблон разноцветными элементами.

Аппликация из листьев: животные

Листья являются благодатным материалом для поделок. Собираете по лету, осени разнообразный природный материал (семена, листья, колосья, желуди, семечки, цветы), сушите (как гербарий или в песке), замачиваете в глицерине. Листья первым способом получаются очень ломкими, а глицерин придает мягкость, гибкость, но изменяет цвет.

Любая (животные, пейзаж, люди, рыбы, птицы) развивает воображение, мышление, логику. Ребенок узнает больше о растительном мире, свойствах природного материала, способах взаимодействия с ним.

Вот несколько вариантов изготовления грызунов. Для мышки понадобятся листья березы, клевера, карагача, семена укропа или льна, травинки. Приклеиваете березовый лист хвостиком вниз (это будет туловище). Маленький лист карагача без хвостика располагаете на туловище. Приклеиваете клеверные ушки, а потом голову из карагача. Семена используете при формировании глаз, носа, а трава пригодится для усов. Получается мышь в анфас.

Если лист головы расположить перпендикулярно туловищу, то мышка будет в профиль. Соответственно приклеиваете лапки, хвост, ушки, глаз, нос. При необходимости форму листа корректируете ножницами.

Тканевая аппликация: животные

Тканевые аппликации чаще используются как декор одежды, покрывал, сумок, резинок. Принцип работы как с бумажной поделкой:

  • распечатываете шаблон раскраски (например, пса);
  • разрезаете детали;
  • все детали переводите на ткань;
  • обметайте края туловища;
  • мылом наметьте расположение головы, кости;
  • пришейте обметочным швом кость к туловищу;
  • далее пришейте глаза, брови, нос;
  • затем обметайте края головы, кости;
  • соедините все детали.

Получилась объемная аппликация. Домашние животные, собранные на покрывале, пледе, ковре, не только украшают детскую комнату, но и позволяют расширять знания о животном мире. При этом процесс можно упростить.

Выбираете самые элементарные шаблоны, переводите на одну ткань целиком. Затем к лоскуту пришиваете животное, а потом тем же обметочным швом выделяете линии, части морды, меняя цвета ниток. Далее эти квадраты с аппликацией сшиваете с основной тканью. Обратите внимание, что цвет материи может не совпадать с окраской реального животного.

Нестандартная аппликация

Пробуйте с ребенком делать разные техники. Например, слона из фетра в геометрическом стиле (круглая голова, овальные глаза, прямоугольный хвост и хобот, квадратные двуцветные уши, ромбовидные ноги, трапециевидное двуцветное туловище).

Или образ утенка нарисуйте на картоне. Глаз, клюв, лапы приклейте из семян, а голову с туловищем покройте пшеном. Также можно сделать белых медведей из теста, зайцев из манной крупы, ежиков из гречки или семечек подсолнуха. Даже малышей привлекает «крупяная» аппликация "Животные".

Как из лоскутков?

Разложите все лоскутки, по цветовой гамме определитесь с образом животного. Сделайте лекало из бумаги и ткани, соедините детали на картоне, приклейте нижние слои, потом верхние детали. Оформите фон, рамку.

Для этой техники можно использовать специальную импортную ткань, которая не крошится и приклеивается к материалу горячим утюгом. Стоит она дорого, поэтому тренироваться можно на простом хлопке.

Вязаная аппликация

Для рукодельниц привлекательна вязаная аппликация. Животные получаются яркими, необычными, разноцветными. Образ можно связать крючком и спицами. Самый быстрый вариант - это цельный шаблон перевести на вязаное полотно, обшить его обметочным швом, срезать лишнее.

Качественный вариант - найти схему животного и связать. Но крючком можно связать по лекалу. К примеру, вывязываете туловище, ошейник, ухо, хвост, пятно, нос собаки. Сшиваете детали, вышиваете глаз, рот, обвязываете края.

Или вот вариант поэтапного вязания мышонка. Свяжите круг для туловища. Места соединения головы и хвоста заколите булавками. Последний край обвяжите столбиком без накида, параллельно связав хвост, дойдя до головы. Теперь на отмеченных петлях вяжете круг, сокращая количество петель к мордочке. Вывязываете круглое ухо из двух цветов, пришиваете к голове. Вышиваете глаз, нос. Таким образом, довязывая круг в тех или иных местах, можно получить сову, цыпленка, воробышка, улитку, черепаху, мордашки животных и т. д.

Выводы

Любая аппликация на тему "Животные" украсит интерьер дома, одежду, подушки, покрывала, развивающие книжки и пособия. Просто учитывайте возраст, интерес и способности ребенка, а также заранее заготовьте нужный материал.

Тема: Царство диких животных

Цель: - Закрепить знания детей о диких животных

Продолжать знакомить детей с приемами аппликации- выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки».

Образовательные задачи:

Расширять знания детей о диких животных

Закрепить умение детей работать с шаблонами, обводить по контуру.

Совершенствовать умение работать с ножницами.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать образное, слуховое, зрительное восприятие, мышление, внимание и речь.

Развивать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение планировать свою деятельность, аккуратность в выполнении работы, усидчивость.

Прививать доброжелательное отношение к окружающей природе.

Воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Рассмотрение альбома «Дикие животные»,беседа о диких животных, чтение художественной литературы.

Показ детям теневого театра для ознакомления с силуэтами животных.

Создание композиции «осенний лес».

Материалы: Композиция «Осенний лес», цветные шерстяные нитки, ножницы, клей, клеевые кисточки, простые карандаши, шаблоны зверей, салфетки.

Группа оформлена в осенний лес.

1. Организационный момент

Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

В: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

В: Ребята я вам предлагаю отправиться в царство диких животных. Если мы хотим отправиться в царство, значит нам нужен транспорт, не простой, а волшебный. Давайте поедем на сказочном транспорте, пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят в царство диких животных.

Д: 1.2.3- стульчик мой лети! (дети закрывают глаза и имитируют движение руки в стороны, приземляются в лесу)

В: Вот мы и попали в царство диких животных. Полюбуйтесь красотой осенних деревьев, листья разноцветные. Действительно попали в царство диких животных.

1). Следы увидели. В: ребята давайте пойдемте по следам. Как вы думаете это чьи следы могут быть?

Д: Медведя. (Звуковой файл- рычание медведя)

В: Что это за звук? Кто издает этот звук?

Д: это рычит медведь.

Воспитатель выставляет картину медведя и дети рассказывают про медведя.

Что вы знаете о медведе? (Один ребенок рассказывает и вывешивает на магн доску).

2) Опять следы увидели. В: А это чьи следы?

Д: Это следы лисы. (Звуковой файл- крик лисы)

В: Кто издает этот звук?

Д: Это звук издает лиса.

Воспитатель выставляет картину лисы и дети раасказывают о лисе и вывешивают на магн доску).

3) Увидели следы зайца. В: это чьи следы?

Д: Это следы зайца потому что …

Воспитатель выставляет картину зайца и дети рассказывают о зайце и на доску.

4) а вот это чьи следы?

Д: это следы волка. (Вой волка- дети отгадывают чей)

Врспитатель выставляет картину волка и дети рассказывают о нем и вывешив на доску)

5). Пойдемте это чьи следы?

Д: это сдеды белки. (Звук белки- В: Кто издает этот звук?

Д: этот звук издает белка.(Дети рассказывают о белке и на доску вывешивают)

В: Ребята каких животных мы встретили?

Д: медведя, волка, лису, зайца, белку- диких животных.

В: Ребята скоро наступит какое время года?

Д: Зима.

В: да, зима. Я вам предлагаю одеть диких животных в теплые шубы, чтобы они не мерзли зимой.

Д: Давайте оденем.

В: Занимаем места. Прежде чем приступить к работе приготовим ручки.

Пальчиковая гимнастика:

Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальцы рук)

Дружат малые зайчата (касание мизинцев обеих рук)

Дружат рыжие лисицы (безымянные пальцы касаются)

Дружат белочки сестрицы (средние пальцы)

Дружат серые волчата (указательные пальцы)

Дружат даже медвежата (большие пальцы)

Вот как разыгрались, по лесу разбежались. (руки опустить и потрясти кистями).

В: Теперь приступаем к работе. Вот у меня на столе цветные нитки и шаблоны диких животных, сами выберите какого животного ты хотел одеть. Долума ты выбрала какой цвет ниток и почему?

Д: Я выбрала оранжевый цвет ниток потому что у лисы шуба оранжевого цвета…

Осенняя мелодия дети делают.

В середине занятия проводится игра- разминка «На водопой»

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу)

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой –косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах)

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

В: Доделайте работы.

В: Кто одел животного в шубу, заселяем его в лес.(заранее приготовленная панорама осеннего леса)

В: Куда бы ты хотел заселять своего животного?

В: Посмотрите какая красивая картина леса получилась

Тенгри как ты думаешь у тебя получилась работа?

Т: да, получилось.

В: О чем говорили в течении всего занятия?

Что вам понравилось? Молодцы все работали хорошо.

Дети старшего дошкольного возраста - это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним изобразительной деятельностью. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции. Далее подробно рассмотрим, как правильно подготовить занятие по работе с аппликацией диких и домашних животных в подготовительной группе.

Технические особенности, цели и задачи занятий по аппликации

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Виды аппликаций и технические приёмы работы

Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Для воспитанников подготовительной группы нет тематических или технических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть литературные или сказочные сюжеты, персонажи мира флоры и фауны, праздничные открытки, пейзажи, тематические композиции в рамках образовательных проектов и т. д.

Виды аппликаций по теме «Домашние и дикие животные»:

  • Предметная - моноизображение какого-либо образа животного, например, зайчика, ёжика, мишки и т. д.
  • Сюжетная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей (деревенский двор, зоопарк, лесные животные и т. д.). Выполняется аппликация на основе свободного замысла детей, в процессе работы можно использовать коллективный метод подгруппы в составе четырёх-пяти детей, когда каждый ребёнок вырезает свои элементы, затем всё компонуется в единый сюжет. Важно научить детей соблюдать правильную последовательность прикрепления деталей, сначала фигуры второго плана (дерево, облака, звёзды, цветы), а затем первого (силуэты животных).

Фотогалерея: примеры коллективных сюжетных аппликаций

«Животные нашего леса» в насыпной технике с элементами рисования «Обитатели Северного полюса» в силуэтной технике «Танцующие лошадки» - новогодняя композиция «Деревенский пейзаж» «Белые медведи и северное сияние» в силуэтной технике с использованием салфеток «Животные жарких стран» (каждый ребёнок разрисовывает карандашами и в силуэтной технике вырезает отдельную фигурку) «Осенние хлопоты» «Животные нашей планеты» - иллюстрация образовательного проекта «Африка» «Животные жарких стран»

Детские работы в художественном жанре аппликации в подготовительной группе детского сада основываются на технике конструирования на плоскости, при этом используются округлые, косоугольные, прямоугольные способы вырезания или нетрадиционные способы творческого исполнения. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета. Все нижеописанные навыки по силам освоить детям 6–7 лет при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей. Кроме того, в методических пособиях по изобразительному творчеству для детей 6–7 лет (Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа) указывается на необходимость активного использования ранее освоенных технических приёмов обрывания, а также прямоугольного вырезания геометрических фигур.

Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить воспитанникам подготовительной группы:

  • вырезать округлые силуэты;
  • вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
  • развить и закрепить приём симметричного или парного вырезания по трафарету и без него (знакомятся с этим навыком в старшей группе);
  • освоить навыки прямоугольного и косого вырезания;
  • самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение деталей при размещении их на плоскости;
  • развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус.

Способы изготовления аппликаций, которые можно применять в подготовительной группе по теме «Домашние и дикие животные»:

  • Обрывная техника - приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (пушистая шёрстка, облака на небе, трава, кроны деревьев, льдины и айсберги).
  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру меховой шубки зверька. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
  • Геометрическое выполнение аппликации - основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал, цилиндр, треугольник) различного размера, вырезанные детьми, из которых выкладываются фигурки животных.
  • Симметричная аппликация - заготовку, подготовленную воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета, образа (цветочек, листочек, облачко, контур животного без мелкой детализации) ребёнок складывает пополам, затем, придерживая сгиб сложенного листа, вырезает по контуру.
  • Многослойная техника - при создании образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (оформление мордочки мишки).
  • Ленточная аппликация - такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (листочки, глазки, цветочки, ягодки, силуэты животных). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
  • Силуэтная техника исполнения - доступна детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок кошечки или белочки) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
  • Аппликация из ткани - особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами
  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки ребёнка. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в чудный осенний лес. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в кроны деревьев или иголки ёжика, тогда такая аппликация станет необычной композицией.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика) - такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал. Во время занятий по аппликации со старшими дошкольниками можно комбинировать сухие листья разных деревьев (клён, осина, берёза, рябина и т. д.). Аппликации в жанре флористики выглядят оригинально, а из детских работ можно составить картинную галерею, которая станет достойным украшением интерьера детского сада.

Фотогалерея: примеры работ в жанре флористики

«Ёжик» «Ёжик в лесу» «Зайчик» «Лисички» «Белочка» «Котёнок» «Волк» «Лиса»

Схема и примерный конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе

Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5–10 минут. Занятия по аппликации рекомендуется проводить один раз в две недели.

Схема проведения занятия:


Ориентировочные вопросы для беседы по теме «Лесные животные»:

  • Кто такие дикие животные?
  • Почему их так называют?
  • Как их можно назвать по-другому?
  • Почему их можно назвать по-другому - звери?
  • Какова среда их обитания (где они живут)?
  • Какие дикие животные живут у нас?
  • Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
  • Какие характерные, отличительные особенности диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки) по строению тела, цвету шерсти, размеру друг от друга?
  • Чем они питаются?
  • Кого из них мы можем назвать хищниками?
  • По каким признакам можно определить, что это хищник?
  • Как устроены их жилища?
  • Зачем им нужны такие жилища?
  • Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка)?
  • Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?
  • Зачем им нужны клыки, острые когти, тёплая шерсть, быстрые лапы?
  • Как мы можем узнать, глядя на снег, что здесь пробегали дикие животные?
  • Как схематично можно изобразить признаки диких животных (всех вместе и каждого по отдельности) по отдельности?
  • В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной основе, дальнейшее совершенствование умений работать с ножницами (акцент на развитие техники силуэтного вырезания), клеем и цветной бумагой.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных эмоционально-художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
  • Расширение кругозора воспитанников, воспитание нравственных качеств благодаря включению в сценарий занятия дополнительной развивающей беседы.

Конспект творческого занятия по коллективной аппликации на тему “Овечки на прогулке».

Цель: совершенствование технических навыков силуэтного вырезания, размещения и закрепления отдельных элементов композиции на фоне, освоение приёмов создания нетрадиционной аппликации с использованием ватных шариков и сухих листьев.

Задачи.

Развивающие :

  • Познакомить с отличительными признаками внешнего вида, образа жизни и питания овец.
  • С помощью увлекательного рассказа, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить образы деревенского пейзажа в форме аппликации, используя нетрадиционные материалы (вата и сухие листья).

Образовательные:

  • Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления коллективной аппликацией.
  • Совершенствовать навыки силуэтного способа вырезания фигурки животного по готовому шаблону.
  • Развивать навыки согласованной работы в команде, такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно оперировать ножницами и контролировать действия рук.
  • Позволить каждому ребёнку проявить творческую фантазию в выборе элементов украшений, способствовать развитию художественных способностей, нестандартного мышления, самостоятельности с опорой на свободный выбор.

Воспитательные:

  • Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
  • Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать, ценить красоту и неповторимость окружающего мира.

Материал: ватман, контурные шаблоны барашек и овечек, простой карандаш, краски, ватные шарики, тёмные салфетки, сухие листья, ножницы, клей, кисточки.

Сценарий занятия.

Подготовка: нарисовать во время занятия по рисованию красками на ватмане небо и траву (пастбище).

1. Организационный этап: чтение стихотворений и загадок, просмотр иллюстраций.

Ребята, как зовут маму, папу и деток в семье овец? (Баран, овечка, ягнята).

Где они живут? Чем и как питаются?

Пальчиковая гимнастика.

2. Практическая часть. Воспитатель объясняет детям, что на занятии им нужно будет создать в виде аппликации целое пастбище для выпаса овец.

У вас на столах лежат шаблоны барашков (для мальчиков) и овечек (для девочек). Вам нужно разрисовать носики и ножки животных цветными карандашами, затем вырезать их по контуру, оформить фигурки ватными шариками и приклеить на ватман, на котором предварительно красками изобразить поле, а с помощью сухих листьев и травы кустики и деревья. Каждый работает над отдельным силуэтом.

3. Самостоятельная работа детей.

Инструкция:

  1. Дети разрисовывают барашков и овечек.
  2. Вырезать силуэты животных.
  3. Скатать шарики из ваты и приклеить на силуэты барашков и овечек.
  4. Приклеить на фон-пастбище готовые фигурки животных.
  5. Размельчить сухие листья.
  6. Из тёмных салфеток скатать жгутики, которые станут стволами деревьев.
  7. Приклеить скрученные жгутики и кусочки сухих листьев (крона деревьев), добавить облака из ваты и траву.

4. Подведение итогов.

Давайте подсчитаем, сколько баранов и овечек вы приклеили. Какой красивый деревенский пейзаж у вас получился. Вы большие молодцы!

Схемы и описание порядка выполнения аппликаций диких и домашних животных в подготовительной группе

Серия аппликация по теме «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (дупло, берлога, нора из сухих листьев) и т. д. Практическое занятие можно предварить не только беседой, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента развивающего фильма или мультфильма, чтением стихотворений, загадок, художественной литературы.

Аппликации по теме «Лесные животные»

«Зайчик в белой шубке» - аппликация из природного материала

Материал: рисовые зёрна, фасоль, семечки, сухие листья и цветы, инструменты и оборудование.

Инструкция:

  1. Распечатать шаблон изображения зайца.
  2. Смазать клеем силуэт зайчика и заполнить его рисом, аккуратно смахнуть остатки зёрен.
  3. Ухо, глазки, коготки оформить с помощью семечек, носик сделать из красной фасоли, фон декорировать сухими листьями и цветами.

«Белочка с орешками» - объёмная аппликация в виде открытки (автор Гулевицкая Иллона Викторовна)

Эта работа предназначена для творческого этапа комплексных занятий по теме «Сказки А.С. Пушкина».

Материалы: полуватман для основы, цветная бумага и картон, шаблоны белочки и кленового листочка, краски, фломастеры, стразы, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом шаблон белочки на листе коричневого картона и вырезать силуэт.
  2. По шаблону вырезать силуэт хвостика из коричневой бумаги, сделать надрезы по контуру, концы закрутить с помощью ножниц.
  3. Приклеить кружочки для глаза, нижнюю часть хвостика к фигурке белочки.
  4. На полуватмане нарисовать по шаблону очертания большого кленового листа (25х25 см) и круга, диаметр которого равен среднему блюдцу, вырезать силуэты.
  5. Разрисовать кленовый листочек в осенних колористических оттенках, приклеить круг, который затем обвести коричневым фломастером.
  6. Из бумаги золотистого цвета вырезать овалы для орешков, используя ленточную технику.
  7. В круг поместить белочку вместе с орешками.
  8. В завершение прикрепить несколько страз.

«Лесные звери празднуют Новый год» - силуэтно-симметричная аппликация

Воспитатель предлагает детям сложить пополам прямоугольник цветной бумаги, предварительно обсудив, какой цвет будет наиболее подходящим для мишки, лисы, волка, зайчика, ёжика затем обвести половинку контура шаблона и врезать в силуэтной технике.

«Мишкин сон» - интерьерная аппликация на пластиковой тарелке с элементами рисования (автор Кузьмина Мила Владимировна)

Материалы: пластиковая тарелка чёрного цвета, коричневый картон, шаблоны изображения мишки, дерева, совы, ватные диски, акриловая краска, цветной гель с блёстками, инструменты и оборудование.

Техника: силуэтное вырезание.

Инструкция:

  1. Вырезать силуэт дерева и приклеить к тарелке.
  2. Обвести шаблон головы и лапок мишки на коричневом картоне и вырезать.
  3. Нарисовать закрытые глазки спящего мишки, вырезать овал для мордочки и приклеить.
  4. Приклеить лапки к мордочке.
  5. Вырезать из белой бумаги силуэт берлоги, приклеить голову мишки.
  6. Прикрепить мишку в берлоге под дерево.
  7. Обвести шаблон совы и вырезать.
  8. Нарисовать глаза, клювик сове, украсить её силуэт серебристым гелем.
  9. Разделить ватные диски на кусочки (снег) и приклеить к композиции. Золотистым гелем нарисовать луну и звёзды. Зелёным гелем дорисовать ёлочку.

«Встречи в зимнем лесу» - коллективная работа по созданию декораций для драматизации сказки

  1. Нарисовать зимний лес (фон) на ватмане.
  2. Дети выбирают силуэты животных, дают им словесное описание, описывают их образ жизни, повадки.
  3. Ребята обводят силуэты животных на цветной бумаге, затем вырезают их.
  4. Получившиеся фигурки животных приклеивают к фону, декорации готовы.

«Ёжик Кузя» - аппликация из бросового материала (автор Морозова Юлия Владимировна)

Материал: шаблон ёжика, цветная бумага, цветной картон для основы, стружка от карандаша, шерстяная нить красного и чёрного цветов, пайетки, чёрный фломастер, простой карандаш, оборудование и инструменты.

Техника: силуэтное вырезание.

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом контуры шаблон на бумаге коричневого цвета и вырезать силуэт ёжика, затем приклеить на основу.
  2. Нанести клей на силуэт ёжика и приклеить стружки (колючки). Вырезать из белой и чёрной бумаги силуэты глаз и зрачков и приклеить.
  3. Чёрным фломастером прорисовать внутренние контуры силуэта, из мелко нарезанной чёрной нити оформить носик.
  4. Аналогично нарезать красную нить для яблока. Густо промазать клеем силуэт яблока и приклеить нарезанную красную нить.
  5. Листочек оформить с помощью пайеток или мелко нарезанной зелёной нити.

Аппликации по теме «Домашние животные»

«Кошечка» - аппликация из ниток

Материалы: бумага с распечатанным шаблоном или обведённым карандашом силуэтом кошки, нитки, оборудование и инструменты.


«Мой любимый щенок» - аппликация из цветной бумаги и салфеток

Материал: цветная бумага, салфетки, инструменты, оборудование.

  1. Вырезать траву по нарисованному шаблону.
  2. В симметричной технике вырезать силуэты цветов, в ленточной технике подготовить серединки.
  3. Склеить силуэты цветов, приклеить серединку.
  4. На синий картон приклеить траву и цветы.
  5. Обвести простым карандашом шаблон собачки и вырезать по контуру.
  6. Разрезать белые и оранжевые салфетки на полоски, затем на квадратики, которые скатать в шарики. Нанести на силуэт собачки клей и аккуратно приклеить шарики из салфеток (грудку, мордочку, кончики лап и хвостика белыми, остальное пространство оранжевыми).
  7. Приклеить собачку к основе, мордочку дорисовать красками, глазки вырезать из цветной бумаги приклеить.

«Пудель» - аппликация из ватных шариков

Материал: картон для основы, шаблон пуделя, вата, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Вырезать силуэт собачки и ухо.
  2. Из небольших кусочков ваты скатать горошинки.
  3. Постепенно смазать клеем силуэт головы и груди и приклеить ватные шарики.
  4. Аналогично оформить часть спинки, кончик хвостика и лапки.
  5. Отдельно заполнить шариками ухо. Приклеить ухо, затем весь силуэт на картон, аппликация готова.

«Далматинцы» из бумажных тарелок по мотивам повести Д. Смит «101 далматинец»

  1. Вырезать по шаблону голову, лапки и хвостик.
  2. Вырезать чёрные пятнышки и ухо, затем приклеить.
  3. К обратной стороне тарелки приклеить лапки и хвостик, а к лицевой - мордочку, вот такие симпатяги получились.

«Барашки» в ладошковой технике

Дети обводят силуэты своих ладошек, рисуют цветочки, вырезают, приклеивают к зелёному картону, смазывают фигурки животных клеем и приклеивают на поверхность силуэтов вату.

«Бурёнка» аппликация в силуэтной и обрывной техниках

Материалы: распечатанные шаблоны головы и туловища коровы, цветная бумага, краски, оборудование и инструменты.

Дети вырезают силуэты шаблонов, обрывают кусочки зелёной бумаги для травы и самостоятельно составляют фигурки коровок, при этом у каждого получается индивидуальный образ Бурёнки. Облака и пятнышки дорисовывают красками.

Фотогалерея: накладная аппликация «Бурёнка»

«Бурёнка» 1 «Бурёнка» 2 «Бурёнка» 3 «Бурёнка» 4 «Бурёнка» 5

«Лошадь» в нетрадиционной технике из яичной скорлупы

Материалы: распечатанный шаблон лошади, чистая и сухая яичная скорлупа, гуашь, бумага. Оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Нанести густой слой клея на силуэт лошади, приклеить скорлупу, прижимая к изображению.
  2. Разукрасить гуашью аппликацию как обычный рисунок.
  3. Покрыть картину лаком.

«Лошадка» в технике квиллинг методом торцевания

Материалы: рисунок лошади по шаблону, разноцветные салфетки, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Нарисовать лошадь на белом листе бумаги, обведя простым карандашом готовый шаблон.
  2. Нарезать салфетки квадратиками, приклеить к силуэту методом торцевания, постепенно смазывая клеем бумагу.
  3. Заполнить всё изображение, чередуя цвета.

Аппликации по теме «Животные южных и северных континентов планеты»

«Слон» - аппликация из салфеток

Слоны - самые большие животные, символы мудрости и счастья.

Материалы: шаблон слона, белая бумага и зелёная салфетка, цветная бумага, оборудование и инструменты.

Инструкция: обвести силуэт слона и вырезать, смять, затем разровнять и приклеить к основе, из салфеток сделать траву и листья пальмы.

«Крокодил» - аппликация из зелёной чечевицы

Инструкция: обвести простым карандашом шаблон крокодила, промазать клеем и аккуратно приклеить зёрна чечевицы, песок оформить зёрнами риса.

«Верблюд среди барханов» - силуэтная аппликация с элементами рисования нитками

Материалы: несколько нитей длиною 30 см, краски, шаблоны верблюда и пальмы, белая и цветная бумага, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Пропитать нити краской, положить на лист бумаги, накрыть сверху ещё одним, затем выдернуть нити, придерживая листы ладонью.
  2. Аналогично повторить с использованием другого цвета. Получится вот такой фон.
  3. Вырезать силуэт верблюда и пальмы по готовому шаблону.
  4. Приклеить на основу.

«Жираф» из плетёного коврика

Инструкция:

Литвинова Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект НОД в средней группе
Тема: "Колючки для ежат" обрывная аппликация (с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС)
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в средней логопедической группе

Образовательная область:

«Колючки для ежат»

(обрывная аппликация.)

с использованием ИКТ (презентация по теме)

Подготовила

педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

МБДОУ – детский сад №196

компенсирующего вида города Саратова

Литвинова Ирина Николаевна

Конспект НОД.

Возрастная группа: средняя.

Тема в соответствии с комплексно – тематическим планированием:

«Дикие животные весной».

Конспект НОД по теме: «Колючки для ежат» (Обрывная аппликация.)

с использованием ИКТ(презентация по теме)

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности

детей. Закреплять, уточнять и расширять представления детей о диких животных.

Продолжать развивать умения при выполнении обрывной аппликации.

Задачи:

«Познавательного развития»:

Закреплять представления о диких животных, особенностях их внешнего вида;

Развивать зрительное внимание, мышление;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности;

Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к природе (животным),

желание помочь им.

«Социально-коммуникативного развития»:

Развивать навыки общения;

Формировать начальные умения рефлексии своей деятельности;

Воспитывать аккуратность в работе.

«Речевое развития»:

Расширять словарный запас по теме «Дикие животные весной»;

Вводить в активный словарь детей слова: название диких животных и их

детенышей, «кормить», «помогать», «туловище», аппликация, обрывание;

Учить употреблять существительные в именительном и родительном падежах

единственного числа.

«Художественно-эстетического развития»:

Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности, позиции

ребенка в продуктивной деятельности;

Развивать умения отгадывать загадки.

Поощрять желание самостоятельно выполнять работу;

Формировать умение передавать характерные особенности внешнего вида ежа,

используя нетрадиционную технику - обрывная мозаика для изображения

колючей «шубки» ежа: отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера,

наклеивать их на картон внутри контура белой стороной вниз.

Стимулировать продуктивную деятельность детей посредством музыки.

«Физического развития»:

Развивать у детей координацию, умение согласовывать речь с движениями;

Формировать потребность в двигательной активности;

Развивать мелкую моторику.

Форма организации : подгруппа – 6 - 8 человек.

Виды деятельности детей: изобразительная, коммуникативная, игровая,

познавательная, двигательная, восприятие музыки, художественной литературы и

фольклора.

Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Продолжительность НОД: 15-20 минут.

Словарная работа: активизировать словарь по теме «Дикие животные»: названия

детенышей животных «У кого кто?» - лисенок, волчонок, бельчонок, ежонок,

барсучонок, медвежонок, лосенок, зайчонок, обрывная аппликация.

Предшествующая работа:

- Беседы на темы: «Лес – дом для животных», «Дикие животные»;

Дидактические игры: «Какой, какая, какие?», «Чей, чья, чье?», «Что кому?»,

«Четвертый лишний», «Собери и назови»;

Чтение рассказа Е.Чарушина «Волчишко», сказки И.Акимушкина «Жил-был ежик»;

Загадки о диких животных.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация «Жизнь ежей», игрушка

Ёжик би-ба-бо, мяч, образец, на цветном картоне контуры ежат на каждого ребенка,

бумага черная, клей-карандаш, салфетки, магнитофон, музыкальное сопровождение.

Ход НОД.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Вводная часть

Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто у кого?».

Вставайте на коврик в кружок.

Д/и «У кого кто?»

У Лисы…..

У Волка….

У Белки…

У Барсука…

У Медведя…

У Зайца…

Как одним словом можно назвать этих животных?

Где они живут?

Правильно в лесу

Дети играют в игру с мячом

Ответы детей

Ответы детей

2.Основная часть.

Сюрпризный момент

Ребята, я вам хочу открыть одну тайну. К нам сегодня придет

гость из леса. Хотите узнать кто?

Для этого вам нужно отгадать загадку. Слушайте

Дети заинтересованно

внимательно!

Загадывание загадки.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Правильно, ежик!

Стук в дверь.

Ой, наверное это он!

Ежик :

Здравствуйте, ребята!

Я пришел к вам в гости из леса, посмотреть, как вы тут

живете, что делаете в садике.

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем ежику, что мы делаем в садике.

Дети: (ответы детей)

Играем, гуляем, рисуем, лепим и т.д…

Я вам ребятки, хочу тоже рассказать и показать, как живут

ежи в природе. Хотите посмотреть?

Дети и воспитатель:

Конечно, с удовольствием посмотрим!

Показ презентации: «Жизнь ежей».

Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании,

повадках.

Ребята, понравился вам рассказ о ежах.

Чем покрыто тела ежа?

Чем он питается?

Ой, посмотрите, наш Ежик загрустил. Что случилось?

- Ёж - Мне понравилось у вас в садике, все дружат и

вместе играют. А у меня столько друзей нет.

- Воспитатель . Ребята, а давайте мы сделаем нашему

ежику друзей-ежат?

Но сначала немножко разомнемся. Выходите на коврик.

Физ. минутка.

«Ежик»

Ёжик топал по тропинке,

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка

В огороде чьём-то ловко

Ответы детей

Дети здороваются

Ответы детей

Дети рассаживаются на

стульчики перед доской

Ответы детей

Ответы детей

(Ходьба на коврике).

Зайка раздобыл морковку.

- А теперь подойдите к столу и выберите себе картон

любого цвета и садитесь на свои места за столы.

У вас на цветном картоне нарисован контур ёжика.

А иголки мы будем делать из цветной бумаги.

Как вы думаете, какого цвета бумага нам для этого

понадобиться?

Посмотрите на образец. Вот таких друзей мы будем делать

Ребята, у нас на столах нет ножниц, как же нам сделать

Правильно, мы будем отрывать маленькие кусочки, и

наклеивать их. Удобнее нарвать сразу много кусочков бумаги.

Потом намазать клеем-карандашом половинку туловища

ежика. Наклеить кусочки бумаги нужно близко друг к другу,

чтобы получилась обрывная мазаика. Затем опять намазать

оставшееся место клеем-карандашом и закончить наклеивать

«иголки».

Продуктивная деятельность детей под музыкальное

сопровождение

(Воспитатель напоминает об аккуратной работе с клеем.)

(Во время работы детей воспитатель осуществляет

индивидуальную помощь.)

(Прыжки с продвижением

Ответы детей.

Ответы детей.

Самостоятельная работа

детей под музыкальное

сопровождение.

3.Заключительная часть. (Рефлексия.)

Анализ детских работ.

Даем положительную оценку.

- Ёжик, посмотри, какие красивые ежата получились.

Ежик благодарит детей за помощь, просит разрешения

еще немного погостить у ребят.

Что мы сегодня делали? Вам понравилось играть?

Молодцы! Всем спасибо!

Ребята! Ежик дарит вам фломастеры и раскраски диких

животных. Давайте скажем ему спасибо!

Бумаготворчество занимается большое место в сетке занятий в дошкольном образовательном учреждении. С ясельной группы воспитанники учатся работать с ножницами, клеем, кисточкой, узнают, как из простых деталей можно составить узор или картинку. Ребят старшего возраста на занятиях в подготовительной группе следует обучить созданию трёхмерных аппликаций, привлекать к освоению навыков и начал геометрии, в частности, при конструировании диких и домашних животных.

Особенности занятия аппликацией в подготовительной группе детского сада

К возрасту 6–7 лет ребёнок хорошо обращается с ножницами, с лёгкостью вырезает по контуру простые фигуры. Он может соединять пунктир или точки непрерывной линией, нарисовать несложные элементы для использования в аппликации. В соответствии с умением воспитанников этого возраста программные требования усложняются. Педагогу необходимо направить фантазию ребят на создание сюжетных аппликаций. Процесс наклеивания подготовленных деталей ребёнок должен сопровождать словесными комментариями. Включается игровой момент: не только учимся создавать поделку, но и параллельно сочиняем историю.

Виды

Воспитанники подготовительной группы должны владеть следующими техниками аппликации:

  • Создание по образцу. Ребёнок может обвести предложенные педагогом шаблоны, вырезать и составить подобную увиденному картинку. Воспитанникам предлагается несколько образцов на заданную тему и даётся возможность сочетать техники создания и композиционный элементы.
  • Силуэтная аппликация. Предполагает те же действия, что и в предыдущем пункте, но шаблон сложнее, работа получается более трудоёмкой и кропотливой. Для возраста 6–7 лет данный вид аппликации интересен в том случае, когда в творческом процессе присутствует сюжетно-ролевой фактор.
  • Создание симметричной фигуры или ряда симметричных фигур. Это действия со складыванием листа бумаги и вырезания половины изображения. Для старших дошкольников задание в этой технике должны быть максимально сложными: контур для вырезания должен иметь нюансы, внутри изображения необходимо сделать проколы или прорези.
  • Обрывная аппликация. Используется при работе в смешанной технике. Например, в виде обрывной аппликации создается имитация птичьих перьев или меха пушных зверей.
  • Накладная аппликация. Также используется в смешанной технике: для изображения рыбьей чешуи, змеиной кожи, оперения птиц.
  • Модульная аппликация. Это работа с элементами одной формы, но разнообразных размеров и цветов. Детали можно сгибать и приклеивать одну из половин к основе (тогда вторая половина выйдет за пределы плоскости, получится трёехмерное изображение). Детали-модули можно накладывать друг на друга в процессе склеивания.
  • Коллаж. Создаётся не просто изображение какого-либо объекта, в процессе творчества ребёнок вплотную подходит к миру искусства. Коллаж подразумевает работу с различными материалами, формами и имеет тщательно продуманную композицию, цветовое решения и зачастую сюжетную составляющую.

Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов на тему «Домашние и дикие животные»

Создание прямой аппликации по образцу с применением различных материалов Модульная аппликация: для создания изображения использовались элементы в форме круга Силуэтная аппликация, сочетающая элементы простого конструирования и сюжетного замысла В основе аппликации лежит симметричное вырезание объектов изображения. Задание в подготовительной группе предполагает вырезание сложных картинок, с мелкими деталями и прорезями Аппликация-коллаж предполагает использование разнообразных материалов (пуговицы, кружево, природный материал, бусины, кусочки ткани) Многослойная аппликация: детали наклеены друг на друга таким образов, что получается объёмное изображение

Используемые материалы

Для создания аппликаций нет ограничения в используемых материалах. Мелкая моторика в этом возрасте настолько развита, что воспитанники умело обращаются даже с сыпучими материалами из мелких частиц (манная крупа, опилки, цветной песок).

Все чаще должны использоваться необычные материалы, чтобы у ребят не потерялся интерес к этому виду творчества. Особенно занимательным становится процесс, когда в качестве деталей аппликации выступают бытовые материалы - такие привычные в повседневности, но неожиданные в качестве составляющей предмета искусства. Это то, что чаще всего считается мусором: обёртки, фантики, фольга, металлические или пластиковые крышки и т. д. А также пищевые материалы: крупы, макаронные изделия различных форм, кофейные зёрна, сушёный барбарис, гвоздика, коричные палочки, даже попкорн, крекеры, сушки.

Фотогалерея: примеры использования бросового и пищевых материалов для создания поделок

Аппликация из зёрен и круп Для имитации иголок ежа были использованы семечки Использование макаронных изделий в качестве материала для аппликации Использование конфетных обёрток в качестве материала для создания имитации рыбной чешуи Использование попкорна для создания аппликации Аппликация из пластиковых бутылочных крышек

Бумаготворчество

А как же бумаготворчество? Разумеется, в подготовительной группе также возможно создание аппликаций из бумаги. Но педагогу обязательно стоит помнить, что ребята в течение нескольких лет оттачивали навыки работы с ножницами и клеем, создавали картинки и первые сюжеты именно с этим материалом. Однако, бумажный материал - это не только картон и набор цветной бумаги! Воспитанники 6–7 лет охотно продолжают работу с хорошо знакомым материалом.
При подготовке занятия по созданию бумажной аппликации воспитатель должен следовать нескольким рекомендациям:

  1. Бумажные материалы разнообразны. Для создания применима газетная и журнальная бумага, обойная бумага, обёрточная и упаковочная бумага, салфетки однотонные и с тематическим принтом, калька, миллиметровка, пергамент, открытки, различные карточки, использованные билеты и проч.
  2. Применение других техник бумаготворчества при создании деталей для аппликации. Поговорим о них подробнее.

Плетение - один из древнейших видов творчества. Из бумажных полосок воспитанники могут сплести простую косичку, соединять между собой полоски разных цветов. Плетут также из бумажных трубочек, в таком случае процесс требует большего времени (необходимо заранее заготовить трубочки). По плетению должно быть проведено несколько отдельных занятий. Освоив технику простого (атласного плетения), воспитанники смогут создавать элементы для использования в аппликации.

Фотогалерея: использование плетёных деталий при создании аппликации

В основе делаются прорези, через которые протягиваются полоски бумаги Пример использования плетения для создания образа животного Пример использования плетения для создания образа животного Примеры использования плетения для создания образа животного Примеры использования плетения для создания образа животного Гнездо выполнено в технике простого плетения

Оригами - вид японского искусства, техника складывания бумажных фигурок. Постижение основ оригами в детском возрасте отлично развивает мелкую моторику и готовит руку к письму. Ребёнок знакомится с началами геометрии, употребляет термины «точка», «линия», «угол», «прямой угол» и др. Однако, освоение работы в технике оригами требует основательного погружения, это надо учесть при составлении календарно-тематического планирования на год: для создания фигурок-оригами необходимо выделить несколько занятий.
После того, как воспитанниками отработаны способы изготовления фигур животных на занятиях по оригами, можно провести занятие по созданию коллектиных работ по аппликации.

Фотогалерея: схемы и шаблоны простых фигур животных в технике оригами и примеры их использования

Схема оригами Схема оригами Схема оригами Схема оригами Схемы оригами Схема оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами Аппликация с элементами оригами

Квиллинг - скручивание при помощи специального инструмента или простого карандаша бумажных полосок. Из спиралек создаются круглые или овальные элементы, из которых создаётся изображение путём наклеивания деталей на основу. Бумажные полоски для квиллинга можно нарезать самостоятельно, а можно закупить готовые наборы различных цветов и ширины. По квиллингу рекомендуется провести 1–2 отдельных занятия, итогом которых могут быть небольшие открытки-аппликации. Занятие по созданию коллективной аппликации предполагает, что каждому воспитаннику будет определено к созданию условленное количество деталей из бумажных спиралей, затем совместно ребята наклеят кручёные элементы на основу.

Фотогалерея: детали квиллинга, доступные для создания поделок примеры работ с ними

Основной элемент квиллинга Инструкция
Элемент квиллинга Инструкция Аппликация с элементами квиллинга Аппликация с элементами квиллинга Аппликация с элементами квиллинга

Пейп-арт - техника создания элементов из бумажных салфеток при помощи намачивания и дальнейшего скручивания. Скручивают между ладонями. Из полосок салфетки получаются жгутики, из них можно свернуть различные фигуры (листики, круги, спирали и т. д.), из квадратов - шарики. Эта техника подразумевает наклеивание элементов из салфеток на поверхность для дальнейшего декорирования (шкатулки, деревянные рамки, вазочки и т. д.). Аппликацию с такими жгутиками и шариками следует выполнять на основе из плотного картона. Детали необходимо красить, бумажная основа может деформироваться при этом.

Фотогалерея: создание элементов и картинок из бумажных шариков

Процесс создания элементов Заготовленный материал для создания изображения Аппликация из жгутиков, скрученных из полосок салфетки Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки

Аппликация «Домашние и дикие животные»

С темой «Домашние и дикие животные» воспитанники знакомились на занятиях по окружаюшему миру в младшей и средней группах. Они знают классификацию животных, в какой степени те или иные зависят от условий окружающей среды, как приспосабливаются к существованию. Им известны места обитания диких животных, некоторые особенности поведения, кто из животных травояден, кто хищник. Не меньше они могут рассказать о домашних животных: и тех, кто живёт на ферме, и о питомцах в городских квартирах.
Наиболее удачно проходит повторение и закрепление, когда календарно-тематическое планирование на год составлено таким образом, что возвращение к теме животных происходит сначала на занятии по познавательно-речевому развитию. Воспитанники совместно с педагогом систематизируют полученные ранее знания, развивают навыки устной речи, закладывается установка на внимательное отношение к окружающему миру, в том числе животным, на здоровый образ жизни с максимальной в современном мире гармонии с природой. А позже в планировании по этой же теме ставится творческое занятие: рисование, лепка, создание панно или аппликации.

Если выбрана индивидуальная форма работы, то воспитанникам можно предложить сделать несколько животных на одной основе или выполнить несколько поделок за занятие, если будет использована простая техника аппликации. Предпочтительнее для ребят этого возраста использование групповой формы. Воспитатель делит детей на группы по несколько человек, а далее воспитанники самостоятельно распределяют необходимые для создания аппликации действия.

Подготовка педагога к занятию

Чтобы занятие получилось интересным и полезным, необходимо заранее продумать, в каком ключе будет оно проходить и какие цели и задачи желаемы для достижения. В первую очередь, необходимо подобрать мотивирующий материал для подведения ребят к теме и дальнейшего погружения в творческий процесс.
Варианты начального этапа занятия :

  • Беседа с воспитанниками, ответы на вопросы, истории из собственного опыта. Развиваются речевые навыки, мыслительные процессы, тренируется память.
  • Сказка. Возможно, педагог предложит воспитанникам вспомнить сказки о диких животных, попробовать сжато пересказать одну-две. Для развития навыка аудирования воспитатель рассказывает небольшую сказку о животных. Пример сказки о домашних животных: «В деревне» :
    Жили-были два друга Петя и Рома. Петя жил в городе, а Рома жил в деревне. И решил Петя к Роме в гости в деревню съездить.
    Когда Петя приехал, решил Рома ему хозяйство показать. Пошли они на полянку и увидели там корову.
    -Кто это? -удивился Петя.
    -Это корова. Она дает вкусное и полезное молоко. А из молока делают и сметану, и творог и даже вкусное мороженое. А еще у коровы очень вкусное мясо.
    Пошли мальчики дальше и увидели лошадку.
    -А это кто?- опять спрашивает Петя.
    -Это лошадка. Она помогает перевозить тяжелые грузы и дает вкусное молоко, которое называется кумыс.
    Немного пройдя, мальчики увидели овечек, которые щипали траву.
    -А это овечки, -объяснил Рома.- у них очень теплая шерсть, из которой вяжут варежки и носочки.
    Пришли мальчики во двор и увидели курочек.
    -А это что за птички?- спрашивает Петя.
    -Это курочки. Они сносят яички. А еще куриный суп самый вкусный и полезный суп на свете.
    Посмотрел Петя по сторонам и увидел собачку.
    -А это я знаю. Это собачка. Она дом охраняет.
    -Правильно, -сказал Рома.
    И мальчики пошли домой. Мама Ромы накормила Петю вкусным куриным супом и напоила теплым молоком.
    Пете в деревне очень понравилось.
    (
  • Чтение стихотворений о животных. Рекомендуется использование музыкального сопровождения для выполнения задачи развития эстетического вкуса и чувства прекрасного (воспроизведение аудиозаписей в фоновом режиме или использование проектора для просмотра презентации с аудиосопровождением).
  • Использования наглядного материала. Плакаты «На ферме», «В лесу», «В зоопарке», книги о животных с иллюстрациями, просмотр слайдов или карточек.

Фотогалерея: примеры наглядных мотивирующих материалов

Конспект занятия

В конспекте должны быть отражены этапы проведения занятия с указанием примерного времени на каждый, используемые материалы и инструменты, какие цели и задачи ставились и были ли они достигнуты, обязателен анализ по факту проделанной работы (что удалось, а что нет).

План конспекта:

  1. Цели и задачи
  2. Инструменты и материалы
  3. Поэтапный ход работы: оргмомент 3–4 минуты, обсуждение темы и порядка выполнения действий 5 минут, заготовка элементов 14–15 минут, наклеивание деталей на основу 4–5 минут, демонстрация работ, подведение итогов 3–4 минуты
  4. Рефлексия

Пример конспекта: аппликация из ватных дисков

  1. Цель: изготовление аппликации на заданную тему. Задачи: совершенствование мелкой моторики, развитие фантазии и эстетического вкуса, воспитание дисциплинированности и аккуратности.
  2. Инструменты: ножницы, клей с аппликатором, кисточки и краски, фломастеры. Материалы: картонная или фетровая основа, ватные диски.
  3. Организационный момент: воспитатель приветствует ребят, сообщает о цели занятия, называет инструменты и материалы.
    Обсуждение: воспитанникам предлагается для просмотра презентация на тему «Домашние и дикие животные» с последующими ответами на вопросы. Целью беседы является повторение классификации животных. Далее, озвучивает задание для прикладной деятельности: «Выбрать одного или нескольких животных и самостоятельно создать его изображение в технике аппликация из предложенных материалов».
    Заготовка воспитанниками элементов (покраска дисков в нужный цвет, нарезание дисков на более мелкие элементы, складывание дисков для создания объёмного изображения).
    Наклеивание деталей на основу.
    Демонстрация работ. Подведение итогов: воспитатель благодарит ребят за проявленный к теме интерес и проделанную работу, отдельно хвалит наиболее удачные поделки.
  4. Рефлексия: какие трудности возникли в ходе занятия, что в конспекте нуждается в доработке, были ли достигнуты поставленные цели и задачи.

Схемы и порядок выполнения аппликаций

«Кошка»

– обвести на картонной основе шаблон с изображением кошки;

– нарисовать на основе глаза, рот, усы, уши и лапы животного;

– нанести кисточкой клей на основу, приклеить крупу в соответствии с замыслом (нужного цвета и формы).

«Пудель»

– обвести шаблон с изображением пуделя, вырезать по контуру (бумага белого цвета);

– приклеить вырезанный элемент на основу, в соответствии с замыслом приклеить ватные шарики на изображение собаки;

– дорисовать фломастерами необходимые детали (мордочку, когти).

«Телёнок»

– обвести и вырезать из фетра разных цветов по шаблону элементы;

– наклеить на основу детали путём наложения.

«Щенок»

– нарисовать и вырезать круги разного диаметра из бумаги всевозможных цветов в соответствии с замыслом;

– приклеить модули на основу, сгибая по замыслу.

«В лесу»

– раскрасить основу для заготовки;

– приклеить детали из природного материала.

«Мишки на полюсе»

– приклеить на цветную основу элементы для создания фото (мятая бумага, вата);

– нарисовать и вырезать по контуру изображение медведей;

– приклеить на фоновое изображение новые детали;

– дорисовать фломастерами задуманное.

– наклеить на основу листья в соответствии с замыслом (техника наложения и конструирования).

«Овечка»

– создать элементы в технике квиллинг (выполняется группой);

– наклеить элементы на основу.

«Рыбки в аквариуме»

Видео: как сделать кота из пряжи

В подготовительной группе детского сада по-прежнему важно заниматься созданием аппликаций. Этот вид бумаготворчества играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. Дошкольники старшего возраста работают со всевозможными материалами, используют различные техники. Необходимо чаще проводить занятия по аппликации в групповой форме: так ребята учатся взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, общаться на одном уровне. Не прерывая творческий, процесс воспитанники развивают речевые умения и фантазируют. Сюжетная аппликация имеет игровую форму, но служит выполнения нескольких педагогических задач - обучающей, развивающей, эстетической.

Похожие публикации