Упражнения на сохранение равновесия у детей. Методика обучения детей дошкольного возраста упражнениям в равновесии. Подвижные игры для детей на развитие равновесия

Юлия Пусева
Комплекс упражнений для развития ходьбы и равновесия (средняя группа)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОДЬБЫ И РАВНОВЕСИЯ .

Средняя группа .

Оборудование : использованы спортивные атрибуты, изготовленные родителями воспитанников из бросового материала.

1. Ходьба на носочках , на пяточках, обычная ходьба «Вот какие мы большие» . Оборудование : дорожка «Цветные пяточки» .

2. Ходьба с остановкой на сигнал «Стой!»

Оборудование : дорожка «Цветные пяточки» .

3. Ходьба по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

4. Ходьба с перешагиванием предметов.

Оборудование : мягкое бревно.

5. Прокатывание мяча по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

6. Перебрасывание мяча над препятствием.

Оборудование : ворота (натянутая веревка) .

7. Игра «Баскетбол» .

Оборудование : баскетбольное кольцо, мяч.

8. Перешагивание, перепрыгивание через бревно.

Оборудование : мягкое бревно.

9. Прыжки вокруг обруча.

Оборудование : обручи.

10. Прыжки по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

11. Прыжки между предметами.

Оборудование : большие кубики, кегли, большие цилиндры.

12. Бег по извилистой дорожке.

Оборудование : извилистая дорожка.

13. Бег имитационный (как мышки, котики, лошадки) .

Оборудование : извилистая дорожка, большие кубики, кегли.

14. Подползание под ворота.

Оборудование : натянутая веревка.

16. Игра «Если нравится тебе, то делай так»

Оборудование : цветные флажки.

упражнение равновесие старший дошкольный

У детей старшей группы детского сада огромное значение следует уделять процессу развития движений и формированию такого качества как самостоятельность.

В связи с этим необходимо количественно и качественно усложнять упражнения для развития равновесия.

Помимо, таких упражнений как, традиционное передвижение по скамейкам и дорожкам должно часто использоваться технически интересное движение врассыпную. К такому виду движения можно отнести одновременно кружение, ходьбу, бег и остановку по сигналу на 2 и на 1 ноге, в т. ч. с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в т. ч. с закрытыми глазами.

Совершенствование равновесия возможно не только за счет гимнастических упражнений.

Большую роль в развитии равновесия играют спортивные упражнения (езда на велосипеде, катание на лыжах и санях).

Очень важным моментом является процесс грамотной организации ребенка, тем более в заданиях, которые характеризуются длительным действием. Передвижение ребенка по дорожкам и скамейкам должно быть поточное.

Дети старшего дошкольного возраста имеют способность к усвоению более рациональных способов дыхания при выполнении различных движений.

Таким образом, когда дети поднимают руки вверх, в стороны, отводят назад осуществляется вдох, а когда опускают их вниз, сводят вперед осуществляется выдох.

При выпрямлении и прогибании туловища назад совершается вдох, при наклонах вперед, в стороны - выдох. Когда дети поднимают ноги вперед, в стороны совершается выдох.

При поднимании ног вперед, в сторону, приседании, сгибании ног к груди, сидя или лежа, совершается выдох, при выпрямлении из приседания, отведении ног назад либо опускании происходит вдох.

Если совершать упражнения, где сложно определение наиболее удобных моментов вдоха и выдоха, то необходимо дышать произвольно, равномерно, стараться не задерживать дыхания.

Иногда задержка дыхания нужна при подтягивании на руках, в плотной группировке лежа на спине, во время бега на скорость и др.

Во время выполнения основных движений надо дышать равномерно, стараясь не задерживать дыхание. То же относится и к упражнениям в равновесии, если они выполняются в передвижении.

Некоторые же упражнения в равновесии, которые сопровождаются натуживанием, вызывают кратковременную задержку дыхания.

В подвижных играх дыхание активизируется. Характер его зависит как от содержания игры, так и от выполняемой ребенком роли и степени его эмоционального возбуждения. Интенсивно дыхание и при выполнении спортивных упражнений.

Во время ходьбы на лыжах, катания на санках, коньках, велосипеде следует стремиться к достижению его глубины и равномерности.

При освоении плавания дети овладевают разными способами дыхания, которые соответствуют разным видам упражнений в воде.

Методика проведения занятий в старшей группе строится с учетом требований по усвоению движений, а также необходимости последовательного совершенствования функциональных данных детского организма и повышения его общей работоспособности.

В старшей группе происходит углубленное разучивание многих двигательных действий.

Важно повторять упражнения из программного содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и результативности движений, углубления представлений детей о них. Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе следует выделить наиболее существенные параметры движений.

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно лишь на 1-2 деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а затем в изменяющихся условиях.

Постановка конкретных двигательных задач (полностью выпрямить ногу, отталкиваясь перед препятствием, которое надо преодолеть), использование ориентиров, индивидуальное выполнение задания с последующим его анализом и другие приемы способствуют успешному овладению движениями.

Дошкольников следует приучать справедливо оценивать действия свои и других детей, необходимо поощрять их стремление к взаимопомощи, воспитывать у них дружелюбие.

Надо добиваться заинтересованного, осмысленного отношения детей к упражнениям, оно является одним из источников активности детей во время занятий.

Существуют две группы упражнений для развития равновесия у ребенка: пассивные и активные.

К первой группе упражнений для развития равновесия у ребенка относятся те, которые выполняют в основном родители, ребенок является пассивным участником.

Тем не менее, упражнения этой группы очень важны, к активным нужно переходить только тогда, когда ребенок научится выполнять первые без страха. Время для этих упражнений невелико - от 10 секунд до минуты и периодичность 1-2 раза в день.

В данную группу включают упражнения, в ходе которых выполняются перемещения ребенка влево-вправо, вверх-вниз.

К активным упражнениям относят прыжки, хождение спиной вперед, кружение на месте, раскачивание, качание на качелях.

Все эти упражнения, которые проделывает ребенок с помощью родителей или воспитателя, при регулярном выполнении помогут ребенку развить и совершенствовать чувство равновесия.

Страница 6 из 15

Равновесие

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, на-черченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке.

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшен-ной площади опоры (между двумя параллельными шнура-ми или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнени-ям: ходьбе по бревну или доске, один край которой при-поднят на высоту 15—20 см.

Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего до-школьного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время вы-полнения упражнений или подбадривал его. Вначале до-школьникам" предлагают сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

Для детей старшего дошкольного возраста упражне-ния в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуть-ся кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребенок шел переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти упражне-ния желательно проводить с мешочком или медицинболом массой 300—500 г на голове, чтобы ребенок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные поло-жения рук в некоторой степени усложняют упражнение, утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

Упражнения для детей 3 лет

1. Пройти или пробежать между двумя параллельны-ми лентами (расстояние между ними 25 см), не насту-пая на них.

2. Пройти по прямо положенному на полу шнуру, длина до 5 м.

3. Встать на доску (шириной 20—25 см), которая лежит на полу (земле), пройти по ней до конца.

4. Ходьба с переступанием через «ручеек» (шириной 15—20 см) из двух ленточек или скакалок и через пред-меты (палочки, кубики, мячи), лежащие на полу (земле).

5. Ходьба, переступая через палку или веревочку, под-нятые от пола на высоту 10—15 см.

6. Встать на доску, один конец которой приподнят на высоту 25 см (куб или скамейку), пройти по ней до кон-ца, повернуться кругом и сойти с нее.

7. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и сойти вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Пройти или пробежать между двумя начерченны-ми на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

3. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15—20 см.

4. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

5. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

7. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, пе-реступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Упражнения для детей 5 лет

1. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на од-ну ногу и т. д.).

3. Ходьба с переступанием через палку или веревоч-ку, поднятые на высоту 20—25 см от пола.

4. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями (расстояние между ними 15 см), не наступая на них.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середи-ны, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

7. Встать на бревно (скамейку) боком, руки на по-ясе, пройти приставным шагом до его конца, повернуться на 90° и спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), руки в стороны, под каждый шаг левой ноги хлопок в ладони перед грудью, правой — руки в стороны. На конце бревна спрыгнуть.

9. Встать на бревно (скамейку), руки на поясе про-йти приставным шагом до конца его и соскочить.

10. Встать на бревно (скамейку) с большим мячом в руках. Под шаг левой ноги поднять мяч вверх, правой — опустить вниз. На конце бревна сойти с него.

11. Встать боком на доску, один конец которой под-нят на высоту 35 см (куб, скамейка), пройти до конца ее, повернуться кругом и сбежать вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1. Приседания на носках, руки на поясе.

2. Отведение прямой ноги вперед, в сторону, назад, руки на поясе.

3. Быстро ходить и бегать по доске, которая лежит на полу.

4. Ходьба с переступанием через палки или веревоч-ку, поднятые на высоту 25—30 см.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), лежащему на полу, прямо, по кругу и зигзагом с мешочком на голо-ве (массой 500 г).

6. Встать на бревно (скамейку), держать в руках палку или мяч перед грудью, пройти приставным шагом до конца и соскочить.

7. Встать на бревно (скамейку), руки за голову, шаг левой ногой — поднять их вверх, правой — за голову. На конце бревна спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти до середины его, присесть на корточки и медленно повернуться кру-гом; подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до конца его, переступая через кубики (3—4), которые расставлены на расстоянии 30—40 см, на конце бревна спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку) боком, руки в сто-роны или на пояс, пройти приставным шагом до конца его, повернуться кругом и сойти вниз.

11. Быстро пройти по доске, один конец которой под-нят на высоту 35 см (куб или скамейка), повернуться кругом и сбежать вниз.

Упражнения для детей 7 лет

1. Отведение прямой ноги назад, руки за голову, про-гнуться в пояснице, приставить ногу.

2. Повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе, руки на поясе.

3. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), который лежит на полу, по кругу и зигзагом, с предметом (мяч, палка) в руках. Шаг правой — поднять предмет вверх; левой — опустить вниз.

4. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу, по прямой, спиной вперед, руки в стороны.

5. Встать на бревно (скамейку), руки на пояс, пройти по нему до конца, высоко поднимая бедро, и спрыгнуть.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти до его середи-ны, переступить через веревочку, натянутую на высоте 15—20 см над бревном, и на конце спрыгнуть.

7. Встать на бревно (скамейку), пройти до его середи-ны, опуститься на одно колено, вторую ногу отвести назад (упор стоя на одном колене), подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), положить на голову мешочек (массой 500 г), руки в стороны. Пройти до конца его и сойти.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до середины, пролезть в обруч, который держит вертикально другой ребенок или взрослый. Пройти до конца бревна и спрыг-нуть.

Школа ловкости и равновесия

Предлагаемый материал заинтересует родителей, педагогов, детей, которые могут уже сами прочесть данный текст. Он содержит упражнения на развитие равновесия и вызовит интерес к их исполнению и закрепит здоровье. Игры и упражнения написаны в простой доходчивой форме, в стихах. Их легко запомнить детям, играющим самостоятельно во дворе, на переменке в школе и т. д. Эти упражнения актуальны, они поддерживают в ребенке тягу к спорту, развивают ловкость, выносливость, терпение, ориентировку в пространстве.
Упражнения могут повторяться в самых разнообразных условиях (в воде, на снегу, на траве, на песке). Это еще больше придает интересу в исполнении этих упражнениях, что будет способствовать закреплению навыков равновесия.
Практический материал
Ходьба с поворотом головы

Ты по линии иди,
Руки на поясе держи.
Головой своей крути,
А с линии не сходи.

Неваляшка
На пол скорее ты садись
Под коленями держись.
Спину выпрями немного,
Подними свои ты ноги.
На бок, на спину вались
Как неваляшка поклонись.
Левый бок и правый бок
На спине виден потолок.
Можешь даже покачаться,
Только не надо ударяться.
Равновесие держи,
Хочешь – сиди или лежи!

Ноша
Набивной мяч на голову ставь,
Руки в стороны расправь.
Головою не кивай,
Равновесие сохраняй.
Можешь присесть или шагать,
Но мяч нельзя никак терять!

Качели
Нужно цилиндр, трубку взять,
Доску широкую отыскать.
Ноги на доску с краю ставь,
Руки в стороны расправь.
Равновесие сохраняй,
Себе руками помогай.
Эй, кто рядом? Посмотри
Я стою на раз, два, три.
И похлопайте в ладошки
Видно я циркач хороший.

Цапля
На одной ноге постой,
Другую за пятку держи рукой.
В колене ты ее согни
И не отпускай ее смотри.
Хочешь побыть аистом, цаплей?
Постоять, не упасть ни капли?
Ногу держи, прыгай на месте
И считай до ста иль до двести.

Ходунки
Маленькие пеньки возьми
К ним шнурочки привяжи.
Шнуры в руки ты возьми
И покрепче потяни.
Равновесие сохраняй
На пенечках ты шагай.

Воротца
Ноги расставь-ка широко
Упрись руками в них легко
Колени в стороны разведи,
А спину ты смотри, не гни.
Пониже присядь – малы воротца,
Приподнимись – ворота большие
Для игры с мячом – вот какие!

Клубок
Новое задание тебе, дружок.
Обхвати колени и свернись в клубок.
На спине вверх – вниз качай,
Только рук не отпускай.

Непомогайка
На спину ты сейчас ложись,
Новым заданием займись.
Нужно без рук сесть, встать,
Локтями себе не помогать.
Кто это сделал, не устал
Получает сразу балл.

Каток
Цилиндр, полено ты возьми,
На него теперь ступи.
Ногами тихонько перебирай
Под собой каток катай.
Если это получается,
Значит, каток передвигается.

Волчок
За спинку стула ты возьмись
И на пятке покружись.
Равновесие сохраняй,
Стул пока не отодвигай.
Если это легко удается, повернись
Стулом пользоваться не придется.

Стойка
Набивной мяч возьми
На нем стой, а не иди.
Колени немного ты согни,
Руки в стороны разведи.
На месте тихонько повернись,
Только спокойно, не свались.
Получается? Ура!
Делай стойку, детвора!

Кувырок
На корточки скорей садись,
За ноги свои ухватись.
Голову скорей пригни,
Вперед катись-ка раз, два, три!
Получилось? Молодец!
Кувырок сделал храбрец!

Ванька – встанька
На спину ложись опять,
Ноги нужно поджимать.
Прыжком вскочи, на ногах удержись.
Равновесие сохрани, не упади!
Это сложно, без сомненья,
Но это интересное упражнение.

Жучок
На спине лежи опять,
Ноги нужно поднимать.
Их в колене согни,
Руки в локтях приподними.
На спине теперь кружись,
Разогнись – ногами упрись.
Вертись быстро и слегка,
Ты похож теперь на жука.
Ориентир ты сохраняй,
Направления меняй.

Весы
Кубики ты в ряд поставь
Не близко друг от друга.
И по ним пройдись, давай
Без помощи друг друга.
Руки в стороны расправь
Словно ты весы.
С кубиков не сходи,
Равновесие держи!

Канатоходец
Жгут, веревку ты возьми,
В несколько раз ее сложи.
Сложи вдвое или косичкой,
Как тебе удобно, привычно.
По полу ее растяни
И по длине теперь иди.
Можешь ходить на пятках, на носочках,
Канатоходец выйдет из тебя точно!

Замок
Руки в замок ты сомкни,
Ими колени обхвати,
Ноги продень вперед, назад,
Не отпускай рук обхват.
Кто сквозь замок так сделать смог?
И не разъединил замок,
И не освободил ног?

Крючок
Одну руку за голову заведи,
Другую – за спиной подними.
Кто так быстро сделать смог –
Соединяет руку пальцами в крючок.
Руки можешь ты менять
И крючками – пальцами держать.
Спину для удобства прогни
Чтоб не разошлись пальцы – крючки.

Обруч
Руки соедини в замок,
Чтобы открыть никто не смог.
И согни их в локте слегка,
Чтоб похоже на обруч было наверняка.
Обруч – руки поднимай
И за спину заводи.
Пальцев ты не разжимай,
А потом назад руки веди.

Мостик
А спине ты полежи
Руки – ноги под себя согни.
Спину вверх поднимай –
Голову вниз опускай.
На руки – ноги упирайся,
Только сильно не шатайся.
Ты спортсмен, вот отличился,
У тебя мостик получился!


Упражнения

на развитие равновесия

у детей

дошкольного возраста

Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ребенка в период дошкольного детства.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а больше всего игровой.

Важность развития равновесия в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.

Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение своего тела.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий. Все это оказывает влияние на всестороннее развитие и совершенствование способностей ребенка.

В дошкольном учреждении для развития равновесия у детей используют упражнения динамического характера . Упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке ).

Кроме упражнений динамического характера используются упражнения статического характера - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)

Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.

а) для статического равновесия:

    уменьшение площади опоры;

    удлинение времени сохранения позы;

    увеличение высоты опорной поверхности;

    введение неустойчивой опоры;

    исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

    введение сопутствующих движений.

б) для динамического равновесия:

    упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь: качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры);

    упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода).

Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка).

Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота увеличивается от 10 до 40 см.

Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15-20 см.

В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие, стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.

При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук усложняют упражнение и утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

4. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.

5. Ходьба по шнуру (длина 8-10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Ходьба по шнуру (длина 8-10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

7. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15-20 см.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

11. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

12. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:

ПОЙМАЙ КОМАРА.

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры: Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

КАНАТОХОДЕЦ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

Похожие публикации