У меня нет своего мнения. У меня нет собственного мнения. Признаки зависимого от чужого мнения человека

Здравствуйте!помогите разобраться в себе. Я ранимый человек, очень мнительна, боюсь критики, осуждения других людей, мне очень важно мнение других. Возможно у меня углубленный комплекс неуверенности в себе, который проявляется самоутверждением за счет других. У меня практически нет своего мнения.
Если я в общении с человеком, он мне становится неинтересен, теряю интерес к нему, ведь так нельзя! Когда я училась в колледже, общалась много с кем, а сейчас у меня маленький круг общения.
Постоянно обижаюсь на молодого человека, мол, он мне мало уделяет времени. Хоть я его прекрасно понимаю, что у него в последнее время много работы. Да и вообще он учится на психолога, хочет, чтоб я с ним разговаривала, а я не могу ему полностью раскрыться.
Не контролирую себя, когда на меня кричат, могу расплакаться или накричать в ответ.
Собралась поступать в Вуз, выбрала профессию психолога, подскажите, подойдет ли мне эта профессия? или я сама должна решить, что для меня лучше?
Последнее время я работаю над собой, начала заниматься танцами, которыми раньше мечтала заниматься.

Эти недостатки не всегда вылазят, иногда могу дать себе объяснения. пожалуйста, помогите справиться с комплексами!

Ирина, Россия, Санкт-Петербург, 20 лет

Ответ психолога:

Здравствуйте, Ирина.

То, что Вы описываете, это проблемы в понимании, установлении границ собственного Я (у меня практически нет своего мнения - Вы "расплылись", Вас нет), а также с Я-концепцией как со слабосложившейся, неструктурированной. Никто не рождается с готовыми границами, ребенок их усваивает благодаря общению и дисциплине. Чтобы дети поняли, кто они такие и за что отвечают, родители должны установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы помочь детям осознать собственные границы. При наличии ясно различимых границ у ребенка развиваются такие качества как - четкое ощущение того, кто он такой, представление о том, за что он отвечает, способность самому делать выбор, понимание того, что если сделан правильный выбор, то все сложится хорошо, а если неправильный, то ему придется страдать, возможность познать истинную любовь - любовь, основанную на свободе. Вам стоит пройти терапию у психолога, затем уже принимать решение о выборе профессии, по крайней мере что касается профессии психолога.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

В детстве мне часто запрещали высказывать свое мнение, говорили: «Когда спросят - тогда и ответишь». Я усвоила, что ничего не умею, и сейчас часто отвечаю: «Я не знаю» или «Решай сама». Я не могу дать совет другим, но главное - и сама не знаю, что хочу. Я привыкла, что мне предлагают несколько вариантов, подчеркивая, какой из них правильный. Родители считали, так будет лучше для меня. Я всегда ждала от окружающих подсказки, и по этой же причине предпочитала списывать в школе - сосед ведь знает лучше. Сейчас родители продолжают спрашивать, чего хочу, к чему стремлюсь. Но я не знаю ответов, а подсмотреть негде.

Юлия, 19 лет

Юлия, так происходит часто: сначала родители навязывают ребенку собственное мнение, а затем удивляются, почему он не может проявить самостоятельность, сталкиваясь с принятием важных решений.

Сейчас вы продолжаете следовать модели поведения, усвоенной в детстве, но в ваших силах отказаться от нее. Это непросто и требует времени. Опасность в том, что привыкший полагаться на мнение родителей ребенок, вырастая, перекладывает ответственность на партнера. Выбирая этот сценарий, вы можете так и не узнать, что хочется именно вам.

Вам всего 19, и вы вовремя заметили свою склонность полагаться на мнение окружающих. Сейчас важно выбрать профессию. Даже если раньше все решения принимали родители, наверняка вы замечали, что какие-то занятия нравились вам больше других. Научитесь слышать собственные желания и используйте их в качестве ориентира.

Не бойтесь делать ошибки. Иногда невозможно оценить, подходит ли вам выбранное направление, пока не попробуете. Отслеживайте ситуации, в которых ждете подсказки, и заставляйте себя осознанно принимать решение даже в незначительных ситуациях: чай или кофе, с сахаром или без. Скоро вы заметите, что решать самой серьезные вопросы стало легче.

Задайте вопрос эксперту online

Оценка - это вслух или невербально выраженное отношение одного человека к другому в виде похвалы, критики, совета, ругательства и пр. В момент получения неприятной оценки изменяется эмоциональное состояние, организм испытывает дискомфорт, меняется темп и глубина дыхания, возникает напряжение различных групп мышц, реагируют зрачки и т. д. А комфорт человек обычно испытывает тогда, когда у него есть ощущение управления: все под контролем и идет по плану.

Люди стремятся «держать лицо», когда слышат, видят или чувствуют чужую оценку своей внешности, работы или поведения. Почти каждый испытывал, а многие постоянно испытывают зависимость от чужих оценок.

Опасаясь и избегая негативных оценок, человек стремится угадать, подстроить свое поведение для того, чтобы по его мнению, получать только положительные оценки. Очень сильно расстраиваются, всего только лишь предполагая, что кто-то вообще может о них думать нехорошо.

И когда понимают, что в целом повлиять на мысли других людей они не могут, то учатся ставить для себя уже более адекватные цели. Тогда они хотят научиться спокойно реагировать, то есть быть более независимыми от чужого мнения, оценок и ожиданий. Так как известно, что для всех невозможно быть хорошим, поэтому тратить силы на это бессмысленно.

Если вы хотите перестать быть зависимым от чужого мнения, тратить свое время и силы в ожидании оценки со стороны. А получив ее, переживать, то воспользуйтесь описанным способом. Это 3D – модель, которая задействует мысли, эмоции, поведение.

С помощью нее, шаг за шагом, Вы сможете получить новый опыт и научиться думать и вести себя более полезным образом. Со временем Вы перестанете быть зависимым от чужого мнения. Вам все меньше придется делать что-то специально, так как все будет происходить автоматически.

Прежде всего следует обдумать и принять следующие идеи. Идея 1. Для сохранения эмоционального комфорта, эмоции полезно планировать. Когда планируешь эмоции, то отслеживаешь незапланированные эмоции.

Идея 2. Реакции нужно планировать. Когда планируешь реакции, то можешь отслеживать незапланированные реакции.

Идея 3. Оценки бывают важные и неважные.

Идея 4. Я человек, который сам выбирает, как реагировать на оценки окружающих.

Идея 5. Раз я планирую эмоции, то это возможно.

Идея 6. Если замечаю незапланированную эмоцию или реакцию, то потому что я их планирую.

Идея 7. Как только ощущаю незапланированную эмоцию, то использую мой способ и возвращаю себе эмоциональный комфорт.

Идея 8. Главная: Так как переживания, связанные с чужими оценками мне не помогают жить, значит они бессмысленны!

1-й способ научиться быть не зависимым от чужого мнения «Категории» Подготовительная работа:
  • Разделяем всех людей по степени значимости их мнения для нас на категории. (Например: 1. Очень значима их оценка. 2. Средняя значимость. 3. Низкая значимость. 4. Почти все равно.)
  • Планируем мысль, эмоцию и реакцию, которую будем давать, получая оценку людей из каждой категории.
Например:

Мысль – «это он о себе, наверно, рассуждает», «чужой негатив не беру, пусть оставит себе», «собака лает, ветер уносит», «это дождь стучит по стеклу», «что бы по этому поводу сказал доктор?», «ку-ка-ре-ку» и т. п.;

Эмоция: спокойствие, интерес, безразличие или любая другая, подходящая для Вас в этом случае.

Реакция: «О! Я поразмыслю об этом..потом», «интересная мысль/идея..», «а сколько сейчас времени?», «я рада/мне приятно, что ты проявляешь заботу обо мне», «ты тонкий и проницательный человек», «мне тоже нравится твое платье», глубокомысленно посмотреть, как будто знаете что-то неведомое и промолчать.

Тренировка:

Тренируемся «давать» запланированную мысль , эмоцию и реакцию для людей по категориям. Для этого представляем каждого по очереди человека из списка, когда он дает Вам оценку и себя, думающего, переживающего запланированную мысль, эмоцию и реакцию. Эмоцию важно “прочувствовать” и даже ощутить в теле. С каждым человеком представить-прожить ситуацию не менее 3-х раз. А с особенно «сложными клиентами» не менее 5-ти раз.

2-й способ научиться быть не зависимым от чужого мнения «Ярлыки» Подготовительная работа:
  • Каждому знакомому человеку дается какое-то имя (ярлык) по бросающимся в глаза особенностям внешности или характера. Если с ходу это сделать не удается, то можно представить где-то в пространстве небольшой образ этого человека. Если образ статичен, то заставить его двигаться. В движении ярче становятся заметны те самые отличительные особенности образа-человека. Лучше сделать ярлык смешным, так как это сразу определяет и планирует эмоцию и реакцию на его оценку (вспомните фильм о Гарри Потере, где он представил учителя, которого боялся в смешном и нелепом образе). Ярлык может иметь не только словесное выражение (Красная черепаха в шляпе), но символичное, например, какой-то визуальный цветной или черно-белый образ - картинку.
Тренировка:

В будущем, при получении оценки надо воспринимать сказанное этим человеком только в связи с ярлыком говорящего. Для этого можно про себя проговаривать: «Ярлык сказал - оценка». Например: «Тупой коротышка сказал мне – дурак». Чтобы закрепить такую последовательность, необходимо так же, как и в Способе 1, потратить время на виртуальное проигрывание - проживание предполагаемых ситуаций.

В случае, если человек умудрился выдать оценку еще до того, как ему был присвоен ярлык, он называется общим именем для всех незнакомых людей, например: «Пень с горы».

Два способа в одном Эти два способа обучения быть не зависимым от чужого мнения можно совместить: распределите людей по категориям и объедините под общими «ярлыками» тех из них, кто кажется Вам похожими в чем-то. Или переформулируйте категории, например, с «очень важна оценка» на «Добрые самаритяне», «Элочки – людоедки». Тогда можно говорить себе: «Поступила оценка из категории «Добрые самаритяне»». Запланированная мысль, эмоция у меня на это такая-то и реакция такая-то.

Если хочется заморочиться и проявить больше креатива, чтобы не зависеть от чужого мнения – можно разнообразить способы темами оценки: внешность, ум, образ жизни, критика, советы. Здесь, как говорится: Вам и карты в руки! :-)

Многим вещам , в том числе и умению брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни, отстаивать свою точку зрения в спорах, не опасаясь уверенных в себя людей, ребенок учится в семье. К сожалению, сами того не желая, родители и самые близкие члены семьи часто способствуют тому, что ребенок вырастает робким и стеснительным человеком, чувствующим себя слабее и глупее других. Они чрезмерно волнуются за ребенка, желают уберечь его от опасностей и приучить к порядку, совсем не стесняясь в своих высказываниях.

В семьях, где родители не привыкли считаться с мнением ребенка и не давали ему возможности высказаться со словами: "Ты еще маленький, чтобы участвовать во время разговора взрослых", отсутствует понимание и поддержка между родителями и детьми. Между тем, чтобы ребенок вырос уверенным в себя человеком, надо с маленьких лет научить его отстаивать свое мнение и свои права, показать ему пример, как надо бороться за исполнение своих желаний в нашем иногда жестоком мире. Родить и вырастить физически здорового ребенка удается многим родителям, но при этом лишь некоторые могут гордиться тем, что они сумели воспитать настойчивого и целеустремленного человека уверенного в своих силах, который умеет выражать вслух свое мнение, правильно реагирует на критику и не позволяет другим манипулировать собой.

Чтобы ребенок сумел отстаивать свое мнение, надо оттачивать искусство общения с ним с самого раннего . А оно включает, ясное осознание того, что ваш малыш имеет свои запросы и свое мнение. От того, насколько эти запросы и мнения уважаемы и значимы в семьи и зависит то, насколько велики шансы ребенка стать успешным человеком в будущем. Также немалое значение имеет то, каким образом вы указываете на ошибки ребенка. Например, малыш решил помочь маме мыть пол, но вытирать насухо поверхность при этом он еще не умеет.

Мама может отреагировать на это по-разному. Может сказать: "Отдай тряпку лучше мне, тоже мне помощник!" или сама выжать тряпку и дать ее малышу со словами: " Если вот так сильно выжать тряпку, то после мытья пол не будет мокрым и скользким". Вторая фраза не содержит уничижительной критики и позволяет ребенку самому исправить ситуацию, а после первой ребенок поймет только одно - что он ни на что не годен. Ребенок и сам понимает, что надо бы лучше вытереть пол, но пока не знает, как это можно сделать. Задача родителей - поддержать желание ребенка и указать правильный путь поведения.

Для воспитания ребенка успешным человеком очень важно с ранних лет установить доверительное с ним отношение. Это значит, родители должны не только советовать и указывать ребенку, но и подробно объяснять ему, отвечая на его вопросы и подталкивать его к выбору правильного решения. Вот несколько правил общения с ребенком, которые способствуют развитию у ребенка уверенности в себе. Как известно, именно эта черта характера и позволяет ребенку активно общаться со сверстниками, дружить с ними и отстаивать свое мнение.

1. Внимательно слушайте ребенка , не отвлекаясь и не перебивая его. Часто родители не придают значения детской болтовни, пропуская рассказ ребенка "мимо ушей" и отвлеченно думая о своих проблемах. Это и приводит к тому, что ребенок со временем замыкается в себе и становится неразговорчивым. Постарайтесь всегда показать ребенку, что вы его внимательно слушаете и понимаете. Для этого жестами и словами демонстрируйте ему, что его рассказ вам очень интересен. Например, внимательно смотрите ему в глаза и, покачивая головой, говорите "да" или спрашивайте "и что же дальше?".


Если ребенок во время рассказа никак не выражает свои чувства, помогите ему словами: "Если бы я там была, я бы обрадовалась этому" или " Я бы испугалась в таком случае". Выслушав рассказ до конца обязательно комментируйте его, чтобы доказать ребенку, что все его слова были вами выслушаны и поняты вами. Для этого коротко перескажите главное событие из рассказа ребенка и скажите: "Мне понравился твой рассказ, он заслуживает уважения".

2. Научитесь чувствовать своего ребенка на "языке тела". Общаясь с взрослыми, дети часто стараются все "преувеличивать", успешно скрывая свои настоящие . Например, огорчение, досаду и обиду. Научитесь понять своего ребенка "на языке тела". Грусть в глазах, дрожащий подбородок, неестественная улыбка помогут вам понять, насколько ваш ребенок искренен. Не надо при этом просить ребенка рассказать вам всю правду, просто скажите ему: "Я вижу, когда ты об этом рассказываешь тебе совсем невесело, наверное, что-то тебя при этом огорчило".

3. Поддерживайте и поощряйте ребенка . Во время общения с ребенком улыбкой, кивком головы, взглядом и прикосновениями к руке поддерживайте ребенка. Но громко смеяться над его рассказом, похлопывать его по голове или спине при этом не нужно. Эти жесты могут расцениваться как пренебрежение. Отвечая на вопросы ребенка, выбирайте правильный тон. Нельзя при этом шутить над его словами или "шепелявить", подразнивая его. Это все ребенок воспримет как негативную оценку своих действий и дальше не будет вам ничего рассказывать. При разговоре с ребенком используйте одобрительные фразы для поддержания разговора, такие как: "Вот, здорово!", "Надо же, а как ты об этом догадался!", "Да ну, неужели!" и т.д.

Только почувствовав уважение и поддержку со стороны родителей, ребенок обретет собственное мнение в семьи и научится отстаивать его при общении со сверстниками.

Похожие публикации