Символ единения или империализма? Влияние культуры на Александра

Город Владимир. Македонский, как символ христианства на барельефах Дмитриевского собора города «Владеющего Миром». Давид как Спаситель.
Есть в центре старого Владимира один удивительно красивый православный храм, старый с красивыми и своеобразными барельефами. Он сразу бросается в глаза своей необычностью. И всё вроде про него известно, написано-переиздано (хотя тут я не совсем прав- после очередной реставрации нет-нет, да раскроется новая фреска. Автор.), до мелочей исследованы все загадочные барельефы, всё вроде-как объяснено, выдано по несколько трактовок. Но ощущение того, что раскрыты все загадки- НЕТ! Хотя чувствуется, что авторы и археологи максимально приблизились к разгадке, но не могут переступить какой барьер. И убедили себя, что всё разгадано и исследовано. В этом смысле интересно исследование рельефов храма и с точки зрения «новой хронологии».
Это- Дмитриевский собор.
Официально считается, что Дмитриевский собор (конец 12 века) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю- Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1837-1839 годах провели "реставрацию" собора, чтобы придать собору "первобытный вид". В результате считается, что собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. И только более поздние реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус сплошь покрыт резьбой, покрывающей и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол. На нем установлен широкий крест из золоченой меди с полумесяцем в основании, на самом верху креста голубь. Может этот крест и древнее самого купола (Точнее: тот крест, что хранится, как реликвия внутри Собора). Считается, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений из-за того, что первоначально был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. Расположение рельефов горизонтальными рядами, как считается, подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания. Вообще говоря, в 19 веке было отреставрировано более 400 барельефов, где-то полностью, где-то вставками в сюжетную картинку, поэтому при рассмотрении рельефов собора имеет смысл не вглядываться особо в отдельные части композиции или части барельефа, которые вполне могут оказаться новоделом. Стоит рассматривать общую сюжетную линию, которая была сохранена, и которую полностью уничтожить в 19 веке уже не было никакой возможности. (Например: «Бой Геракла со зверем». Геракл сохранился в основном древний, а чудовище, кроме хвоста,- новодел. Но сюжетная линия осталась древняя: именно Геракл(или Давид) сражается именно со зверем на барельефе христианского Храма. Некоторые полностью сделанные новоделы-рельефы- копии старых, восстановленные для симметрии. И это тоже не влияет на сюжетную линию). Также нам интересна традиция в изображениях святых и их окружения, видимо-раннехристианская, которая представлена в России часто в немногочисленных сохранившихся реально старых памятниках. И которая очень похожа на привнесённую часто извне, но хорошо сохранившуюся традицию, отраженную в большом количестве буддийских памятников в Юго-Восточной Азии.
Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов; среди них очень мало изображений церковного характера (видимо в современном понимании). (Может я и субъективен, но структура барельефов напоминает изображения на барельефах храмов Юго-Восточной Азии, в том числе и в Ангкоре). Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: "Всякое дыхание да хвалит Господа!" (Акцентирую особое внимание: в любимой русскими Псалтыри «дохристианский» царь Давид по меньшей мере три раза называет себя Иисусом, и это можно увидеть в старых неканонических или старообрядческих русских Новых Заветах. Качественное исследование Псалтыри проведено в книге «Царь Славян», где представлена хорошая доказательная база того, что Псалтырь на 99% написана Спасителем). Официально считается, что в образе Давида- псалмопевца, пастыря, царя, пророка- «предвосхищен» образ Христа! (Или: псалтырский царь Давид- это и есть Спаситель. Автор.). Весь мир тварей (звери, птицы, деревья и травы) внимает царю Давиду у подножия престола (Эти изображения, вполне вероятно, на самом деле: какая то старая традиция и вполне христианская. Автор.). Иллюстрацией к строкам Давидова псалма являются все персонажи рельефов собора. (Есть мнение, что рельефы Дмитровского сбора восходят к народной мифологии, указывая на связь изображений с «Голубиной книгой» (или Глубинной, то есть- Премудрой!) с царем Давилом-Давыдом Евсеевичем, добрым заклинателем природных сил и вдохновенным певцом. Но возможно это- одно из искаженных изображений царя Давида.
Мы видим правителей, героев и царей: «Полёт Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла (во многом похожего на Иисуса-Давида из Псалтыря)» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси (Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: Владимир: Боголюбове: XII век. М., 1969), считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а Соломон (Соломон-Саломон по новой хронологии- это Александр Македонский. Или Сулейман Великолепный.), пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм. Реликвии Дмитриевского собора- икона («доска гробная») Св.Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, – вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Выставлен и грандиозный четырёхметровый крест с орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 г. новоделом.
Дмитриевский Собор. Купол.
В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых - русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы - льва с "процветшим" хвостом, гусей со сплетенными шеями. (Это тоже видимо некоторая забытая древняя традиция: животные с переплетенными шеями встречаются на рельефах в Египте и Месопотамии). Приведу ниже несколько достаточно известных примеров.
Птицы с перевитыми шеями на Дмитриевском соборе.
Месопотамия. Печать из Урука.
Древний Египет. Палетка Нармера.
Итак, на южном фасаде храма выделяется крупная композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет нам, сегодняшним кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен. Два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят.
Вознесение Александра Македонского на небо
От внутренних украшений собора мало что сохранилось. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. Во время реставрации собора в XIX веке, под толстым слоем штукатурки под хорами у западной стены открыты следы древней стенописи: изображение Божией Матери, сидящей на троне с двумя по сторонам ее ангелами, рядом праотцы Авраам, Исаак и Иаков. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века- сцены из "Страшного суда". В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами- сцены рая: трубящие ангелы, апостол Пётр, ведущий в рай святых жён, благоразумный разбойник, Богородица с праотцами.
Ангелы. Фрагмент фрески «Страшный суд» Дмитриевского собора
Прежде, чем перейти к дальнейшему описанию фасадов Дмитриевского собора упомянем ещё Золотые ворота- редчайший памятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском.
Золотые ворота Владимира.
Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами. Валы, примыкавшие с боков к массиву ворот, были рассыпаны в XVIII в. для устройства объездов; по углам ворот появились круглые ложноготические башни с пристройками между ними, свод ворот и церковь над ним тогда же были переложены. Заметим, что нам известны ещё и «Золотые ворота» Царьграда и Киева, но вот насколько «восстановленные» «Золотые ворота» современного Киева соответствуют своему названию, всё ещё идут нешуточные споры.
Небольшое отступление.
Считается, что скифы сами себя вели от Зевса. А по Геродоту: древние греки считали скифов потомками Геракла. (Взято из книг: Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. «Народы нашей страны в "Истории" Геродота»; Кандыба В.М., Золин П.М. «Реальная история России. История и идеология русского народа»). Это вполне укладывается в рамки новой хронологии, по которой Зевс и Геракл- это отражения «Царя Славян» Иисуса. Скифы- прямые предки славян или сами же славяне под другим именем, что доказало в том числе и недавнее исследование генетики русских и казанских татар, доказывающее их прямое родство от скифов.(http://kp.ru/daily/24065/305831/)
Вернемся к фасадам Дмитриевского собора. Трижды повторенный в центральных закомарах рельеф сидящего на троне царя Давида имеет разное окружение на каждом фасаде.
Рассмотрим два рельефа с изображением победы героя надо львом.
На первом рельефе собора представлен человек, сидящий на льве и разрывающий зверю пасть (как Самсон льву). Но в раннехристианском времени, героя, разрывающего пасть льву, изображали и как Давида, таких изображений было несколько, и они были подписаны, как «David». (Часть таких изображений приведены в работе: Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире.) Поэтому и предполагают, что на Дмитриевском соборе изображена победа Давида надо львом, тем более- рельеф находится рядом от центрального образа царя Давида.
Давид-Самсон вверху справа.

Второй рельеф: «герой побеждает льва с помощью булавы». Напрашивается известный сюжет: победа Геракла над немейским львом. Но есть аналогичный подвиг Давида: Давид, когда лев нападал на стадо, гнался за ним и отнимал овец, а если зверь бросался на него, то Давид «брал за космы и поражал его и умертвлял его» (I Цар. 17:34, 35). В раннехристианских памятниках и в миниатюрах греческих аристократических Псалтирей средневизантийского времени победа Давида надо львом передается в двух вариантах: изображениями Давида перед хищником или позади него. Интересно и толкование св. Августина (197 проповедь) «Давид, который душит льва и медведя, имеющих силу в когтях или в своей пасти, является образом Христа, нисходящего в ад, чтобы освободить пленников и оградить свою церковь от могущества диавола».
Есть еще два рельефа, которые признаются изображением царя Давида. Один из них, сидящий на троне царь, левой рукой, прижимающий к себе прямоугольный музыкальный инструмент с натянутыми по вертикали струнами, а правой он благословляет, как Спаситель, вздыбленного перед ним зверя.
Если сравнить его с другим рельефом, изображающим Давида на церкви Покрова на Нерли, то можно предположить, что на Дмитриевском соборе- тоже Давид. Фигура, поза, музыкальный инструмент и облачение в рельефе Дмитриевского собора буквально повторяют изображение на церкви Покрова на Нерли, где сохранилась надпись СТЪ ДВДЪ (Давид).
Царь Давид на южном фасаде церкви Покрова на Нерли.
Давид с лютней. Дмитриевский собор.
Давид.

Еще раз этот же образ повторен в Дмитриевском соборе, где царь изображен восседающим на львином троне (как Соломон). При последней реставрации собора в 1998-1999 гг. открылась надпись АГ ДДД. Но и в искусстве Средних веков троны в виде львов стали широко распространенными атрибутами власти, в частности в Византии. Иногда на тронах с подлокотниками в виде голов львов изображены Христос, Богоматерь, евангелист Лука и сам царь Давид.
Г.К. Вагнер, пишет, что иконография заглавного рельефа церкви Покрова на Нерли, и аналогичных образов Дмитриевского собора, не имеет аналогий в западноевропейском искусстве. Образ Давида-музыканта, окруженного зверями, принадлежит к одному из самых ранних и распространенных в средневековом искусстве. Особенностью рельефов владимирских соборов является благословляющий жест царя Давида и поза, аналогичная образам «Спаса на троне». Окружающие Давида львы и голуби могут быть связаны с идеей царства. Они же согласно средневековой символике могут быть поняты и как символы Бога. Соответственно Давид предстает как царь неба и земли и, следовательно снова, как прообраз (или сам!) Христа. В греческих аристократических(просто раннехристианских) Псалтирях XI в. известны тронные образы царя Давида, благословляющего правой рукой, с раскрытой книгой в левой. Также в барельефах церкви Покрова на Нерли и на Дмитриевском соборе на изображениях царя Давида четко видна лента, опоясывающая его и перекрещенная на груди. Например, Г.К. Вагнер видел в ленте напоминание об императорском лоре. Существуют два основных мнения: лента на рельефах церкви Покрова и Дмитриевского собора связана либо с императорскими и литургическими одеяниями, либо лента в точности повторяет ленту дьяконского ораря, которым дьякон опоясывается перед причастием. Такое же препоясание известно в изображениях одежд Христа в композициях «Богоматерь с младенцем» (Лидов А.М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской.).

Декорация центральной закомары западного фасада собора.
Давид.
Давид изображен здесь в окружении ангелов и святых со свитками, к его изголовью слетают орлы. Справа от Давида на соборе изображен шествующий к царю ангел. Обернувшись к следующему за ним святому со свитком, ангел протягивает ему большой круглый предмет, похожий на круглый хлебец.
Ангел с хлебом, на котором- крест и святой со свитком.
Такой же хлеб держит в руках Христос в одном из вариантов композиции «Причащение апостолов». Эта композиция известна во многих в монументальных росписях и мозаиках. На хлебе Иисуса- крест. На рельефе Дмитриевского собора в центре хлеба тоже вырезан четырехконечный равноконечный крест. К Давиду здесь слетают символы царственности – орлы, к нему шествуют барсы и львы, а это, как утверждает ряд историков,- геральдические звери владимирских князей домонгольского времени.
То есть, в барельефах Дмитриевского собора, скорее всего, мы видим изображение не царя Давида или Геракла с Самсоном, а Спасителя! Лучше сказать: барельефы собора дополнительно подтверждают ранее высказанное в «Царе славян» утверждение того, что царь Давид Псалтыри- это и есть Иисус. И поэтому изображения на фасадах собора- полностью христианские, просто сделанные в ранней христианской традиции. Которая потом стала забываться.
Таким образом, мы видим, что новая хронология часто более полно отражает значения многих образов Дмитриевского собора, снимает многие исторические противоречия и, может быть, даже показывает дополнительную, в ином ракурсе- неочевидную, взаимосвязь между ранним христианством и буддизмом в частности.
Княжеский дворец в Боголюбове.
На фасадах почти не сохранилось барельефов. Но при раскопках в земле обнаруживались остатки барельефов, что позволяет предположить, что древний дворец был выполнен в том же раннехристианском стиле, что и Дмитриевский собор, и церковь Покрова на Нерли. Вот интересная ещё находка! Предполагают, что дворцовую площадь украшало еще одно архитектурное сооружение, от которой сохранилась так называемая четырехликая капитель- массивный известняковый блок правильной формы с четырьмя резными ликами в христианских нимбах. Девические прически украшены лилиями (или одной из форм раннехристианского креста!)– символами чистоты и непорочности Богоматери. Возможно, это было частью массивного столба в духе античности. Известно, что традиция установки памятных триумфальных колонн получила развитие в сооружении христианских священных столпов в Константинополе и перед соборами Западной Европы. И кому как, а мне это напоминает, в том числе, не столько разбитые лица «скифских баб», как это могло показаться на первый взгляд, а скорее многоликие изображения Будды где-нибудь в Юго-Восточной Азии.

Четырехликая капитель в Боголюбове.

Приложение 1. Голубиная книга.
Стих о Книге «Голубиной-Глубинной» является произведением славянской духовной литературы. Существует более 20 вариантов. Считается, что «Голубиная книга» состоит из христианских и дохристианских мифов и восходит к ряду апокрифов: «Беседа трех святителей», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской», «Иерусалимская беседа». Образ книги, запечатанной семью печатями, один из главных в Апокалипсисе. Считается, что «Голубиная книга» написана из будущего, так как снятие печатей и бой «кривды с правдой» происходят уже на Страшном Суде. (см. также высказывание святого Августина про Давида и льва). А «голбец» (в отсюда может и голубец)– вход в иной мир. Такое же название имеет и деревянное сооружение над могильным холмом. Голубиная вполне возможно еще и потусторонняя книга- поэтому-то ее и нельзя прочесть.
Апокалипсис, глава 5: Лев «от корня Давида», который оказывается Агнцем-Христом, может прочесть КНИГУ и снять ее семь печатей («достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени»), для чего вступает в сражение со зверем (Сатаной). Вспомним про индийского бога-громовника Индра, который бьется со змеем Вритрой (бог засухи), перегородившем реки. И про египетскую пару: Гор – Сет.

Из сборника А.В. Оксенова.
Восходила туча сильна, грозная, Выпадала книга Голубиная,
И не малая, не великая: Долины книга сороку сажень,
Поперечины двадсяти сажень. Ко той книге ко божественной
Соходилися, соезжалися Сорок царей со царевичем,
Сорок князей со князевичем, Сорок попов, сорок дьяконов,
Много народу, людей мелкиих, Християн православныих,
Никто ко книге не приступится, Никто ко Божьей не пришатнётся.
Приходил ко книге премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич:
До Божьей до книги он доступается, Перед ним книга разгибается,
Все божественное писание ему объявляется. Еще приходил ко книге Володимир-князь,
Вододимир-князь Володимирович: "Ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
Скажи, сударь, проповедуй нам, Кто сию книгу написывал,
Голубину кто напечатывал?" Им ответ держал премудрый царь,
Премудрый царь Давыд Евсеевич: "Писал сию книгу сам Исус Христос,
Исус Христос, Царь Небесный; Читал сию книгу сам Исай-пророк,
Читал он книгу ровно три года, Прочитал из книги ровно три листа".
"Ой ты, гой еси, наш премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич!
Прочти, сударь, книгу Божию, Объяви, сударь, дела Божие,
Про наше житие, про свято-русское, Про наше житие свету вольного:
От чего у нас начался белый вольный свет От чего у нас солнце красное?
От чего у нас млад-светел месяц? От чего у нас звезды частые?
От чего у нас ночи темные? От чего у нас зори утренни?
От чего у нас ветры буйные? От чего у нас дробен дождик?
От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы?
От чего у нас мир-народ? От чего у нас кости крепкие?
От чего телеса наши? От чего кровь-руда наша?
От чего у нас в земле цари пошли? От чего зачались князья-бояры?
От чего крестьяны православные?"
"Ой ты, гой еси, Володимир-князь, Володимир-князь Володимирович!
Не могу я прочесть книгу Божию. Уж мне честь книгу-не прочесть Божью:
Эта книга не малая, Эта книга великая; На руках держать - не сдержать будет,
На налой положить Божий - не уложится. Умом нам сей книги не сосметити
И очам на книгу не обозрити: Великая книга Голубиная!
Я по старой по своей по памяти Расскажу вам, как по грамоте:
У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
Млад-светел месяц от грудей его, Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа, Дробен дождик от слез Христа,
Самого Христа, Царя Небесного.
У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир-народ от Адамия, Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли, Кровь-руда наша от черна моря.
От того у нас в земле цари пошли: От святой главы от Адамовой;
От того зачались князья-бояры: От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные: От свята колена от Адамова".
Возговорит Володимир-князь, Володимир-князь Володимирович:
"Премудрый царь Давыд Евсеевич! Скажи ты нам, проповедай;
Который царь над царями царь? Кая земля всем землям мати?
Кая глава всем главам мати? Который город городам отец?
Кая церковь всем церквам мати? Кая река всем рекам мати?
Кая гора всем горам мати? Который камень всем камням мати?
Кое древо всем древам мати? Кая трава всем травам мати?
Которое море всем морям мати? Кая рыба всем рыбам мати?
Кая птица всем птицам мати? Который зверь всем зверям отец?"
Возговорит премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич:
"У нас Белый царь - над царями царь.Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную, Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую, За дом Пречистыя Богородицы, -
Потому Белый царь над царями царь.
Святая Русь-земля всем землям мати: На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому, Самому Христу, Царю Небесному, -
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.
А глава главам мати - глава Адамова, Потому что когда иудеи Христа
Распинали на лобном месте, То крест поставили на святой главе
Адамовой. Иерусалим-город городам отец.
Почему тот город городам отец? Потому Иерусалим городам отец:
Во тем во граде во Иерусалиме Тут у нас среда земле.
Собор-церковь всем церквам мати. Почему же собор-церковь всем церквам мати?
Стоит собор-церковь посреди града Иерусалима, Во той во церкви соборней
Стоит престол божественный; На том на престоле па божественном
Стоит гробница белокаменная; Во той гробнице белокаменной
Почивают ризы самого Христа, Самого Христа, Царя Небесного, -
Потому собор-церква церквам мати.
Ильмень-озеро озерам мати: Не тот Ильмень, который над Новым градом,
Не тот Ильмень, который во Цареграде, А тот Ильмень, который в Турецкой земле
Над начальным градом Иерусалимом.
Почему ж Ильмень-озеро озерам мати? Выпадала с его матушка Иордань-река.
Иордань-река всем рекам мати. Почему Иордань-река всем рекам мати?
Окрестился в ней сам Исус Христос Со силою со небесною,
Со ангелами со хранителями,Со двунадесятьми апостольми,
Со Иоанном, светом, со Крестителем, - Потому Иордань-река всем рекам мати.
Фавор-гора всем горам мати. Почему Фавор-гора горам мати?
Преобразился на ней сам Исус Христос, Исус Христос, Царь Небесный, свет,
С Петром, со Иоанном, со Иаковом, С двунадесятью апостолами,
Показал славу ученикам своим, - Потому Фавор-гора горам мати.
Белый латырь-камень всем камням мати. На белом латыре на камени
Беседовал да опочив держал Сам Исус Христос, Царь Небесный,
С двунадесяти со апостолам, С двунадесяти со учителям;
Утвердил он веру на камени, Распущал он книгу Голубиную
По всей земле, по вселенный, - Потому латырь-камень всем камням мати.
Кипарис-древо всем древам мати. Почему то древо всем древам мати?
На тем древе на кипарисе Объявился нам животворящий крест.
На тем на кресте на животворящем Распят был сам Исус Христос,
Исус Христос, Царь Небесный, свет,- Потому кипарис всем древам мати.
Плакун-трава всем травам мати. Почему плакун всем травам мати?
Когда иудеи Христа.распяли, Святую кровь его пролили,
Мать Пречистая Богородица По Исусу Христу сильно плакала,
По своем сыну по возлюбленном, Ронила слезы пречистые
На матушку на сыру землю; От тех от слез от пречистыих
Зарождалася плакун-трава, - Потому плакун-трава травам мати.
Океан-море всем морям мати. Почему океан всем морям мати?
Посреди моря океанского Выходила церковь соборная,
Соборная, богомольная, Святого Климента, попа римского;
На церкви главы мраморные, На главах кресты золотые.
Из той из церкви из соборной, Из соборной, из богомольной,
Выходила Царица Небесная; Из океана-моря она омывалася,
На собор-церковь она Богу молилася, - От того океан всем морям мати.
Кит-рыба всем рыбам мати. Почему же кит-рыба всем рыбам мати?
На трех рыбах земля основана. Стоит кит-рыба - не сворохнется;
Когда ж кит-рыба поворотится, Тогда мать-земля восколыбнется,
Тогда белый свет наш докончится, - Потому кит-рыба всем рыбам мати.
Основана земля Святыим Духом, А содержана Словом Божиим.
Стратим-птица всем птицам мати. Почему она всем птицам мати?
Живет стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море.
По Божьему все повелению Стратим-птица вострепенется,
Океан-море восколыхнется; Топит она корабли гостиные
Со товарами драгоценными,- Потому стратим-птица всем птицам мати.
У нас индрик-зверь всем зверям отец. Почему индрик-зверь всем зверям отец?
Ходит он по подземелью, Прочищает ручьи и проточины:
Куда зверь пройдет,- Тута ключ кипит;
Куда зверь тот поворотится, - Все звери зверю поклонятся.
Живет он во святой горе, Пьет и ест во святой горе;
Куды хочет, идет по подземелью, Как солнышко по поднебесью, -
Потому же у нас индрик-зверь всем зверям отец Возговорил Володимир-князь:
"Ой ты, гой еси, премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич!
Мне ночесь, сударь, мало спалось, Мне во сне много виделось:
Кабы с той страны со восточной, Кабы с другой страны со полуденной,
Кабы два зверя собиралися, Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались-билися, Один одного зверь одолеть хочет".
Возговорил премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич:
"Это не два зверя собиралися, Не два лютые собегалися,
Это Кривда с Правдой соходилися, Промежду собой бились-дрались,
Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила.
Правда пошла на небеса К самому Христу, Царю Небесному;
А Кривда пошла у нас вся по всей земле, По всей земле по свет-русской,
По всему народу христианскому. От Кривды земля восколебалася,
От того народ весь возмущается; От Кривды, стал народ неправильный,
Неправильный стал, злопамятный: Они друг друга обмануть хотят,
Друг друга поесть хотят. Кто не будет Кривдой жить,
Тот причаянный ко Господу, Та душа и наследует Себе Царство Небесное".
Часть информации взято из открытых источников с соответствующих страничек Википедии. Этот же рассказ приведен с фото и иллюстрациями на сайте:
http://new.chronologia.org/volume12/makedonsky.php

Знаки и символы правят миром
Конфуций


Животные в жизни древних людей занимали большое место. Это не только пища, одежда и помощь в труде мирном и ратном. Животные в верованиях прошлого связывали мир людей и мир богов. В религиозных представлениях эту связь обеспечивали как сами животные, так и язык символов.
Из уклада славян.
Известно, с каким мистическим благоговением относились славяне к коню. Даже слово его обозначающее взято из начального понятия славянского мировоззрения КОН. С конем связан обряд гадания белым конем в религиозном Центре острова Рюген. Конские черепа как обереги помещали над крышей дома, отчего верхняя деталь крыши получила название конёк . Не одно тысячелетие трудятся народные умельцы, создавая традиционные обереги и сувениры с образом коня. Имеет характерное название и скоростное развлечение коньки . В прошлом коньки украшались конскими головками.
В христианских летописях помянут конский череп в эпизоде со смертью Вещего Олега. Это результат борьбы христианства с языческими оберегами и авторитетом волхвов. О том известный поэтический образ Пушкина. А, в каком славянском доме у мальчишек не было игрушечного коня-качалки или коня на колесах. О той поре в сказках рассказывают говорящие кони. Всё это показывает, насколько глубок старинный уклад, сохранившийся и после принятия христианства.
О лошадях в Библии.
Особое отношение к этому животному отмечено и в библейских источниках, что позволило коню как мистическому персонажу доскакать до наших дней через территории языческих религий.
Характерные штрихи.
Лошадь в библейских странах менее употребляется для работ, нежели вол или осел. (Исх. 14:9,23; Есф. 6:8; срав. Еккл. 10:7).
Египет с древних времен был известен своими лошадьми (Быт. 47:17; 50:9; Пес. П. 1:8).
Евреям было воспрещено покупать лошадей Египта и вообще иметь лошадей в большом количестве. (Втор. 17:16).
Лошадей врагов евреи должны были делать неспособными к работам и езде (И. Нав. 11:6; 2 Цар. 8:44; обличительная проповедь Ис. 31:1 и дал.).
Лошади посвящались Солнцу (4 Цар. 23:11).
Источник: Словарь библейских имен, 2014. http://bible_names.academic.ru/1301/Лошадь
Сколько библейских правил в отношении лошадей. А ведь это регламентировалось религией и происходило в течение немалого времени.
Мистическая связь животного мира с миром богов отмечена не только у славян и древних евреев, но и на Балканах в их дохристианской истории.
Начнем раскладывать факты по полочкам.
«Аполлон Григорьевич Кузьмин, описывая Южную Балтику и ободритов [обдоритов, прим. А.Ш.], несколько раз поминает историческую легенду:
«Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа».
Далее с этой легендой мы ещё не раз встретимся. Кто такой Антюрий, и какая идея им руководила?
Упомянутый Антюрий - это легендарный предок обдоритских князей, соратник самого Александра Македонского. Прибыв на Балтику - Антюрий поселился на её южном берегу. Спутники Антюрия, как гласит легенда, стали основателями обдоритских балтийских родов! Символика быка и грифа имела широкое распространение в Европе. Данное обстоятельство находит подтверждение у археологов и в сохранившихся за рубежом хрониках. Легенда основана на реальных событиях. Однако повествования о коне Александра требуют уточнения.

От оберегов к геральдике.
Европейская геральдика это продолжение обережной символики. С распространением христианства древние обереги получили вторую жизнь в виде гербов. Языческая символика, смешиваясь с символикой христианства, переселялась с украшений идолов и щитов воинов на доспехи рыцарей и щиты геральдические. Шел процесс взаимного влияния культур. Это страницы истории Запада.
Необходимо отметить, что папство не препятствовало такому процессу. Почему?
Римская Церковь для поднятия своего авторитета в конце XI века организовала первый крестовый поход с участием рыцарства. Безликость доспехов требовала знаков различия. Требовались знаки и для указания владельца собственности и принадлежности городов.
Так складывалась геральдика со своим изобразительным языком и условными знаками. Для гербовой символики использовались изображения уже существовавших оберегов, языческих богов, и конечно символы христианства.
У военных есть ритуал - отдание чести. Он родился в рыцарской среде как жест, которым рыцарь указывал на свой герб. Военная символика дополнилась государственной, потому что и государь и государство как собственники также нуждались в знаке обозначения этой собственности (государевой, государственной принадлежности).
В течение многих веков элита Запада, включая королей, была безграмотна, и для подписания документов использовались печати, заменившие рукописные «крестики». На Руси до крещения грамотность была распространена, но мода на печати просочилась через церковную переписку и международные контакты. Висячие и плоские печати демонстрировали знаки принадлежности грамот, и степень уважения того, кому грамота адресована.
Знаковая символика распространилась от знаков собственности тамга, ювелирных перстней с печатями, и монет с изображением правителей. Позднее к изображениям добавились и соответствующие надписи.
Слово геральдика heraldus обычно выводят от глашатая герольда, сообщавшего о смысле герба. Значение слова принято объяснять не с привычной латыни, а с немецкого языка Erbe - наследство . В восточнославянские страны (Беларусь, Украина, Россия) слово, скорее всего, пришло из польского языка (herb).
Но исток понятия более ранний. Достаточно прочесть слово оберег в обратную сторону. Такое прочтение и превращает слово ОБЕРЕГ в слово ГЕРБ с полугласными ерами, потерявшими голос: ГЕРЬБЪ, где Ь как Ер = Е, а Ъ = О. Перевод слова оберег с русского на русский через латынь (heraldus ) смысла не имеет, зато раскрывает одну загадку. Мы видим, как древнее понятие превращается через латынь из оберега и герба в травяной хербарий. Особенности письма западной и восточных культур в известных понятиях и фамилиях чередуют буквы «Г» и «Х». Только один пример. Фамилия и имя известного у нас немецкого поэта Генрих Гейне в Германии пишется и произносится как Heine Heinrich (Хайне Хайнрих). У всех руководителей Третьего Рейха фамилии начинались с « h », а не как подавалось у нас с «Г». Тоже наблюдается и в топонимике. Государственные границы определили и соответствующую лингвистику.
Хербарий и Гербарий.
Если приглядеться к чередованию букв «Г» и «Х», то возникают любопытные параллели.
Гербарий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений. Первые гербарии появились в Европе в Италии и связано это с началом использования бумаги, на листах которой по определенным правилам раскладываются и крепятся высушенные растения.
Согласно справочникам гербарий (herbárium) в более широком смысле, — это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений. Может это и натяжка, но возникает очень уж близкая ассоциация зданий гербариев с древними святилищами с идолами богов и предков как коллекции чего-то «засушенного». Попытка этимологии помогает связать слово herbárium из XVI века со старинным словом герб и древнерусским словом оберег . Для термина ботаников использовано старинное понятие. Такой вывод сделала и народная этимология. «У нас был начальник по фамилии Герб. Он набирал в управление своих родтвенников. Сотрудники эту команду называли гербарием».
На Западе обладатели герба это люди высшего света, которые имели соответствующие приставки к именам, связанные с гербом и имевшие смысл господин . Правда у немцев это слово начинается не с Г, а с Х. В России для благозвучая предпочитали вариант мое сердце , майн херц (Меншиков - мин херц). Кстати и сердце тоже имеет символическое изображение.
Символика Александра Македонского.
Многие древние императоры и завоеватели выбирали для меток на личных доспехах и оружии различные изображения. Например, символом Александра Македонского был морской конь. Чем объяснить такой выбор?
Ответ на вопрос содержит обширную информацию, основанную на древних легендах.
Тот же символ присутствовал на монете с изображением богини Афины чеканенной в Сиракузах (344 - 336 гг. до н.э.).
Царь Александр особо почитал Афину дочь Зевса как богиню организованной войны, потому и повторил на собственном шлеме изображение морского конька со шлема богини. На известных изображениях Афину часто изображали вместе с богиней победы Никой. Авторитет победительницы и привлек внимание нашего героя. Это было обычной практикой своего времени заключать договоры (Заветы) с богами, начиная с XVIII века до н.э. Не исключение и поздние времена. Г реческая героическая литература полна иллюстраций договорных отношений между конкретным человеком и его божеством-покровителем. Такими парами являлись Одиссей и Афина, Анхис и Афродита… Традиция повторена и в христианстве в виде небесного покровителя чьё имя получал христианин при крещении. Наш Александр живя до рождества Христова выбрал покровительницу по своим склонностям. А чем ответила Афина?
Боги честолюбивы. В обмен за благосклонность за защиту и помощь от человека по Завету требовалась преданность выбранному божеству, а ещё восхваление и возвеличивание небесного покровителя словами и пожертвованиями, т.е. все то, что позднее повторится в более поздних религиях. Отсюда и повторение символики своего кумира.
Чем заниматься всесильным богам? Они развлекали себя состязаниями. В одном из таких состязаний согласно легенде Афина победила старшего брата Зевса самого Посейдона, что вероятно и отмечает морской конек на её шлеме. Какая тут связь? Очень тесная. Символами Посейдона служат бык и конь.
Замкнулся очередной круг легендарной символики. Антюрий, отправляясь в плавание, по легенде прикрепил к кораблю голову коня с бычьим именем Буцефал. Сделал он это осознанно. И бык и конь символы мощи Посейдона. Отправляясь в плавание этому богу надо демонстрировать почтение.
Если обратиться к символу быка и остатку от имени Буцефал, по-гречески Буцефалос, мы получаем откровенную и не замутненную трактовку клички коня - Бык и фаллос.
Другая неожиданность. Если известное Βουχέφαλος транскрибировать буквами славянской Азбуки, получим Букефал. Перед нами уже славянская традиция. Буки - защита, оберегами, она же вторая буква русской Азбуки. Тут мы видим древний контакт культур славян и балканских народов. Контакт с передачей символов и знаков письменности.
Теперь рассмотрим вторую часть клички жеребца. Φαλος - не как анатомический орган, а как символ. Символ чего? Не плодородия или похоти, а силы и власти. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины высокого ранга изображались с более длинными фаллосами. Не лишним будет напомнить, что ранг Александра как императора был самым высоким, соответственным рангом наделялся и его конь.
В Православии известно имя Фал, что означает побег, а еще он же башня для защиты.
Известны культы, связанные с почитанием фаллоса. О том же говорит и Ветхий Завет (Быт.24:2-4,62-63) . Речь о клятве Богу держа руку на половых органах как на самом святом месте.
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом…» .
Современные словари и переводчики стесняются говорить истину. А причина проста: церковнославянский язык и старославянский не тождественны. Традиции у народов разные, что и пришлось учитывать при создании для славян служебного церковного языка. Часть слов в русских текстах Библии оставлена без перевода.
Согласно древнему обычаю христианин во время клятвы руку должен не у сердца держать. От этой традиции родилась и традиция современная, клясться в суде, держа руку на сакральных предметах - Библии, Уголовном кодексе и т.п. Также и послать к мистеру Иксу по началу служило напоминанием о данной клятве. Это вовсе не шутки, а серьезная древняя традиция.
Отсюда и смысл присутствия мистера Икса как символа власти в составе царского имени Александр, и не одной буквой, а целым буквенным именем. Такой культ известен и в древней Греции. Неудивительно, что с ним мог быть знаком и Александр, наделяя своего коня явно неслучайным именем. Именем, которое ради скромности сменили на Голову быка.

1–8. Видение четырех животных. 9–14. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. 15–28. Объяснение видения небожителем.

. В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и про­роческие виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.

Подобно сновидению Навуходоносора (2 гл.), видение 7 гл. раскрывает мысль о преемственной смене четырех земных монархий и о водворении после божественного суда над ними вечного Царства Божия. Единые по основной мысли, они различаются прежде всего со стороны воплощающих ее образов. Во главе второй эти последние заимствованы из области предметов неодушевленных материальных, в главе седьмой – из области живых существ. Подобное различие в образах служит выражением двух неодинаковых точек зрения на Царство Божие и земное. Для язычника Навуходоносора могущество мира было блестящим металлом, а Царство Божие – ничего не стоящим камнем: земные царства представлялись ему несравнимо превосходящими Царство Божие. Даниилу, наоборот, ясно превосходство этого последнего над первыми, и потому оно представлено под образом своей главы – Сына человеческого, земные – под образом различных зверей: человек выше животного. Кроме того, видение 7 гл. отличается большей полнотой, содержательностью, – говорит, хотя и прикровенно, о судьбах Царства Божия, связанных с появлением антихриста.

. Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

. и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

Сообразно с словами 23 ст. данной главы (): «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств» , каждый из четырех виденных пророком зверей является символом известного царства. Представление их под образом животных соответствует как библейской ветхозаветной символике, в которой предводители войск, князья, верховные правители народов изображаются под видом животных (; ), так и внебиблейской. В Зендавесте, напр., дух хранитель персидского царства представляется под образом барана с заостренными рогами. Звери выходят из моря, – царства возникают из недр языческого мира.

. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

Как голова между членами и золото между металлами (), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское (; ; ; Иер.48и т. п.; ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце.

. И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!»

Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость («встань, ешь мяса много!» ) этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток (). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников.

. Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском () она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании :)). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями» , «над всею землею» () обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

. После сего видел я в ночных виде­ниях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он по­жирает и сокрушает, остатки же по­пирает ногами; он отличен был от всех пре­жних зверей, и десять рогов было у него.

По словам небесного собеседника пророка Даниила, четвертый зверь означает царство, отличное от всех предшествующих (). Его особенности заключаются в страшной всесокрушающей силе, символизируемой громадными железными клыками, и в выдающейся жадности к разрушению, истреблению: "он (зверь) пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами» . Таким всесокрушавшим, пожиравшим всю землю () и уничтожавшим стоявшие на пути к обладанию миром препятствия царством было царство римское. Эту черту отмечают уже древние историки. Так, Иродион замечает, «что нет страны под небесным сводом, на которую римляне не распространили бы своей власти». Дионисий Галикарнасский, сравнивая римскую империю с предыдущими, говорит: «царство халдейское, персидское и греческое – самые славные из всех бывших до нашего времени, но Рим распространяет свое господство на все страны и моря, какие только доступны человеку. Своим необъятным владычеством он обнимает весь Восток и весь Запад». Десять рогов на голове зверя – десять царей ().

. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из пре­жних рогов с корнем исторгнуты были перед­ ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

Подобно десяти первым рогам, новый рог, выросший на голове четвертого зверя, также означает царя, только резко отличающегося от первых. И действительно, если данные ему человеческие глаза и высокомерно говорящие уста указывают на человеческое существо особенной хитрости, – выдающееся знание (ср. ), гордость, то объяснения небожителя свидетельствуют, что эти свойства проникнуты характером исключительной боговраждебности. Одиннадцатый рог употребит свою силу на борьбу со святыми Вышнего, которых будет поражать в течение времени, времен и полувремени, пытаясь отменить у них праздничные времена и закон, а свое высокомерие проявит в гордых словах против Всевышнего ().

. Видел я, наконец, что по­ставлены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая вóлна; пре­стол Его – как пламя огня, колеса Его – пыла­ю­щий огонь.

. Огнен­ная река выходила и про­ходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Жизнь и деятельность одиннадцатого рога заканчивается судом над ним. Величественный вид Судии – Господа, вид Старца, свидетельствует о внушаемом Им благоговении; о совершеннейшей чистоте и святости Его существа говорит облекающая Его белая одежда и чистые, как волна, волосы (). Его святая ревность символизируется огненным видом престола, а ее простирающееся на все живущее действие – истекающею из-под престола рекою. Окруженный бесчисленными сонмами Ангелов, призванных к участию в суде, Судия воссел на престоле, и «книги раскрылись» , – обнаружились и подверглись обсуждению дела подсудимых, не скрытые от всеведения Божия.

. Видел я тогда, что за изрече­ние высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах мо­их, и тело его сокрушено и пред­ано на сожже­ние огню.

. И у про­чих зверей отнята власть их, и про­долже­ние жизни дано им только на время и на срок.

Результатом суда было полное уничтожение боговраждебной силы, воплотившейся в четвертом звере, – он был убит, и его тело отдано на сожжение огню (ср. ). Лишились власти и три первых зверя. Они погибли ранее, каждый в свое определенное Богом время.

. Видел я в ночных виде­ниях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

. И Ему дана власть, слава и цар­с­т­во­, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владыче­с­т­во Его – владыче­с­т­во вечное, которое не пре­йдет, и цар­с­т­во Его не раз­рушит­ся.

Созерцаемый пророком суд над четвертым зверем завершился открытием вселенского, вечного и славного Царства святых Всевышнего (), возглавляемого Сыном Человеческим. В видении Он выступает в качестве отдельной от общества святых Вышнего личности. Последнее открылось ранее Его явления: одиннадцатый рог ведет войну со святыми, превозмогает их, пока не приходит Ветхий днями, производит суд, после которого является на облаках Сын Человеческий (; ).

Боговраждебная деятельность одиннадцатого рога, ее продолжительность и его судьба очерчена в видении Даниила не только сходно, но вполне тожественно с деятельностью последнего и величайшего врага христианской Церкви – антихриста. И этому последнему даны уста, говорящие гордо и богохульно, дано право вести войну со святыми. "И отверз он уста свои , говорится в Апокалипсисе, для хулы на Бога, ... и дано было ему вести войну со святыми и побе ждать их" (), но, подобно рогу, он брошен «в озеро огненное, горящее серою» (). За гибелью 11-го рога следует открытие вселенского Царства святых. Это дает основание разуметь под одиннадцатым рогом четвертого зверя-антихриста. За его последует открытие царства славы с подчинением Сыну Человеческому народов, племен и языков (). Равным образом и в Новом Завете говорится, что на всемирном суде и с открытием царства Слова преклонится пред Христом всяко колено ().

Александр Македонский Фор Поль

Символ единения или империализма?

Итак, на протяжении последних 200 лет историки создают различные образы Александра, которые социологи единодушно развенчивают. Опираясь на все более жесткую критику литературных источников и тех редких надписей, которыми мы располагаем, на то немногое, что нам удается разгадать относительно цивилизаций Среднего Востока в IV веке до н. э., сравнивая Александра с другими завоевателями, они по сути рассматривают жизнь Александра не как собрание анекдотов, а, скорее, как выражение и отражение существования многочисленных более или менее структурированных обществ. Они делают из Александра символ, знак потаенного и живого присутствия, особенно когда речь идет о том, чтобы объяснить его поведение на протяжении шести последних лет его жизни, - короче говоря, политику, которую Александр проводил в Азии после ухода со сцены Дария в июле 330 года. Уже древние разделились в ответах, которые они давали на сформулированную ими же дилемму: был ли Александр злым гением, домогавшимся мирового господства, или мудрым предтечей космополитизма?

Исследователи отталкиваются от некоторых данных, уже представленных нами в главе, посвященной фактам: после июля 330 года роль, которую играют в экспедиции греки, сходит на нет, царь сводит счеты со старыми товарищами, с друзьями и даже с пажами, сохранившими верность македонскому духу, между тем как на всех ступенях гражданской и военной иерархии их места занимают выходцы с Востока. Во время свадьбы в Сузах в марте 324 года, а затем - большого пира в знак примирения между македонскими и персидскими грандами в Описе, в 30 километрах от современного Багдада, в сентябре 324-го, Александр «просил у богов, чтобы между македонянами и персами воцарилось единомыслие и общность полномочий» (Арриан, VII, 11, 9). Скрупулезно исполняя требования македонских религиозных обычаев и уважительно относясь к чужеземным культам, он специальным указом, который должен быть оглашен у всех греков, повелевает, чтобы его рассматривали в одно и то же время как царя Александра, сына бога Зевса-Амона, верховного главнокомандующего Греческого союза и царя всей Азии. За несколько недель до смерти он занят подготовкой похода, перед которым поставлена цель покорить Аравийский полуостров и сокрушить Карфагенскую империю. Можно ли на основании этих данных считать Александра символом политики ассимиляции, аннексий, империализма или чего-то другого? Иоганн-Густав Дройзен, ученик Гегеля и великий поклонник его теорий о смысле истории, дал взамен героизированного или обожествленного образа царя, столь же дорогого античной иконографии и мифологии, как и романтизированным повествованиям Средних веков и классической живописи, другой образ - основателя новой эры, эры слияния консервативного Востока и Запада, создателя смешанной цивилизации, которая просуществует до падения Константинополя в 1453 году. Труд юного немецкого романтика, опубликованный в 1833 году с обширным критическим аппаратом, а затем вышедший в пересмотренном виде в 1877-м как часть его неоконченной «Истории эллинизма», противопоставляет концепции чуда концепцию разума, обладающего знанием и способного к рассуждению: «Тот, кто благодаря своему разуму способен предвидеть, по природе властвует и господствует» (Аристотель «Политика», I, 2, 1252а, 31–32). Так, в Германии, захваченной после Бисмарка идеей пангерманизма, а после Ницше становившейся все более расистской, создалось представление о герое, по преимуществу объединителе общеэллинского дела, поборнике арийских сил - потому, что он установил равенство македонян и персов, двух арийских народов, имеющих один и тот же дух и общее происхождение. Такова крайняя позиция, на которую встал между двух мировых войн Гельмут Берве, автор, наряду с прочим, обобщающего труда, озаглавленного «Das Alexanderreich auf prosopographischer Grundlage» («Империя Александра на основе просопографических данных»), который вышел в Мюнхене в 1926 году. В это же время английский ученый Уильям Тарн («Alexander the Great and the Unity of Mankind» - «Александр Великий и единство человечества». Proceedings of the British Academy, 1933, pp. 123–126) сделал из Александра сторонника всеобщего согласия и примирения, своего рода предтечу Лиги Наций и ООН.

После войн в посвященной ему литературе обозначилась новая тенденция, которая делает из Александра трезвого главу государства, символ некоей политической определенности. Он вовсе не собирается ни сплавлять разные культуры, ни эллинизировать варваров, но намерен править, используя методы и административный персонал покоренных народов. Такова позиция Конрада Крафта в его работе «Der rationale Alexander» («„Рациональный“ Александр», Frankfurter Althistorische Studien 5, 1971), который подчеркивает, как при этом якобы братании Александр противопоставлял две аристократии, подчас разжигая между ними соперничество. Но сменяя людей, он сохранял структуры. После мая 334 года, победив персов при Гранике, Александр назначил сатрапом Фригии Геллеспонтской македонянина, но «повелел местным жителям вносить те же подати, которые они платили Дарию» (Арриан, 1, 17, 1). Проблемы, с которыми сталкивались явившиеся с Запада администраторы в Вавилонии и Согдиане, аналогичны тем, которые приходилось разрешать туземным правительствам: проблемы внесения платежей, орошения, защиты оседлых жителей от набегов кочевников, смягчения соперничества кланов и племен. Нигде за пределами греческих городов Александру в голову не приходило заменять древние авторитеты формами демократии или представительства «равных» на манер Афин или Спарты. Его присутствие гарантировало преемственность, при нем не наступило резкого отхода от традиций. Но об усвоении чуждых культур не могло быть и речи. Даже если Александр и бредил идеей мирового господства, он никогда не верил в равенство всех, ни на деле, ни в теории.

Теперь можно лишь улыбаться, читая, к примеру, у Дройзена относительно церемоний, устроенных в Сузах в 324 году: «С этих пор между победителями и побежденными не было совершенно никакой разницы». Появившаяся за последнее время целая новая школа исследователей, представленная во Франции Пьером Брианом, Полем Бернаром, Полем Гуковски, а также советскими археологами и историками Б. Гафуровым, Д. Цибукидисом, Б. Литвинским, И. Пичикяном, подчеркивает оригинальность окраинных цивилизаций, их влияние на Александра и его окружение, отвержение кочевниками ограничений, наложенных на них торговыми городами, усвоение греками азиатских методов эксплуатации и господства.

Мало того, что в последние походы Александру не удалось сблизить умы, языки и нравы, создать ту всеобщую эгалитарную монархию, которая грезилась историкам после Дройзена; вернувшись из Индии, Александр смог собственными глазами убедиться, что стоило ему отлучиться на два года, как повсюду буйным цветом разрослись неповиновение и раздоры. Так что и во время свадеб, устроенных в Сузах, и в ходе реорганизации кавалерии и фаланги, и на пире в Описе в 324 году иерархическое устройство было, как и прежде, основой основ. Македоняне были здесь первыми, за ними следовала персидская знать, а им были подчинены представители прочих народов. Если в новую армию намеревались принять 30 тысяч азиатов, то обучать их и командовать ими следовало гейтарам - товарищам царя, а также македонским фалангистам, и положение азиатов должно было неизменно оставаться подчиненным. Впрочем, необходимость слияния объясняется отказом Антипатра прислать из Македонии новые войска на смену демобилизованным ветеранам. Согласно Плутарху («Об удаче или доблести…», I, 6, 329Ь), Аристотель советовал царю обращаться с греками как вождь (??????), а с варварами - как абсолютный господин, и этот совет подкрепляется подложным письмом Аристотеля, от которого сохранился лишь арабский перевод (§ 13, 6–9), и возмущением ученого Эратосфена (у Страбона, I, 4, 9), который высказал резкое несогласие с советом, который подавали Александру: с греками следовало обращаться как с друзьями, а с варварами - как с врагами. Так что никогда не были они ни собратьями, ни равными.

Со строго марксистской точки зрения Александр, это порождение класса македонской знати, сформированный соответствующими воспитанием и образованием, - символ эксплуатации слабых сильными. Он заменил империализм иранской знати империализмом своих товарищей по оружию. Овладев средствами производства и властью, македоняне упрочили типично азиатские методы эксплуатации, когда земля и вода принадлежат царю, а он позволяет пользоваться ими знатным родам, духовенству, мелким свободным крестьянам, что реализуется через целую иерархическую систему платежей. Во время похода Александра, который зачастую сопровождался грабежами и резней, особенно в наиболее богатых провинциях на северо-востоке империи, военный успех прямо зависел от западной экономики и техники, далеко превосходивших то, чем располагал Восток. История, литература, искусство, культы были поставлены на службу двух новых правящих классов - македонских вельмож и барышников, обогатившихся на торговле драгоценными металлами и предметами роскоши. Александр как личность выглядит довольно бледно перед лицом социальных групп, которые его сформировали и побуждали действовать (и в историческом смысле его деятельность определяли), а в конце концов погубили.

В своем капитальном труде, опубликованном по-русски («Александр Македонский и Восток». М: Наука, 1980), Бободжан Гафуров и Димитриос Цибукидис (Д. Туслянос) версии тропической малярии предпочитают версию физического устранения царя, что было «логическим завершением усилий его противников, которые пытались корректировать его деятельность в направлении защиты греко-македонских интересов»: простой конфликт экономического порядка в рамках борьбы каст, чтобы не сказать - классов. Ни капли воображения, никакого равенства, ни намека на слияние рас в этой жизни и смерти богатого авантюриста. «Осуществление на практике идеи „доброго согласия“ также оказалось нереальным» как до, так и после ухода Александра со сцены. Упрощая, скажем, что он умер из-за того, что был не понят собственной кастой и одинок в собственной группе. Однако это значит, что мы возвращаемся к точке зрения тех, кто делал из Александра воплощение или символ юной македонской кавалерии: приведенный ею к власти, он, скажем мы, умер, как и она, от изнурения, и его труп на протяжении восьми дней валялся всеми покинутый.

9. А если бы не было американского империализма? Я выбрал вид взаимоотношений с цензурой, который отнюдь не могу рекомендовать будущим поколениям, если, не дай бог, они снова окажутся под всевидящим оком Большого Брата. Я выбрал сложную позиционную войну, где не раз

9. А если бы не было американского империализма? Я выбрал вид взаимоотношений с цензурой, который отнюдь не могу рекомендовать будущим поколениям, если, не дай Бог, они снова окажутся под всевидящим оком Большого Брата Я выбрал сложную позиционную войну, где не раз

Символ «эры» Андропова Каждый исторический отрезок пути движения в будущее имеет свои символы.Люди любят изучать историю по времени правления царей, императоров, президентов, вождей. Советская «дистанция» мечена знаками семи коммунистических «вождей». В каком-то

Символ христианства Правда есть не только выше, но и на земле. Еще лучше то, что здесь с ней встретилась милость. «Эхо Москвы» сообщило, что в Литве подняли шум из-за «плохого содержания рыбы». Да, правы мы были с Томасом Венцловой в январе 1991-го: Литва – сердце мира. Если

Глава VI СИМВОЛ Вот еще одна, уже шестая по счету попытка объяснить феномен Александра. После хронологии, психологии, агиографии, морали и, наконец, фольклора дадим слово социологии, которая стремится к взгляду столь же научному, сколь критическому. Объектом ее

Символ эллинизма Начиная уже с Демокрита, лет за сто пятьдесят до рождения Александра, греки придерживались следующей теории зрения: из глаза исходит своего рода стрела, пламя или луч света, ударяющийся об объект, который после этого, быстро и отчетливо, представляется

2. Миф, музыка, символ У нас в доме не процветало никакого религиозного культа; был один культ, незримо разлитый в воздухе; и был жрец этого культа, отец; недаром его называли: жрец науки; недаром его посещали иные «научные жрецы»; университет назывался храмом науки; кафедра

Федерализм - основа общенационального единения Федерализм - это путь к общенациональному компромиссу, а следовательно - к единению. Федерализм, по сути дела, выражает тот факт, что не может быть единых решений, распространяемых на всю территорию страны в силу того, что

Идеолог империализма По возвращении из Европы Рузвельт ищет известности то в скандале, то в исторических опусах, то в проявлениях непомерной воинственности. Вначале он обличает лицемерие издателя популярного журнала «Нейшн» Э. Год-кина, затем поносит гражданские

Че и «первое поражение империализма» (битва в заливе Кочинос) Кастро и его придворные историки объявили вторжение в залив Кочинос «первым поражением империализма». Оно должно было стать венцом военной деятельности Че, кульминацией его (пусть и не бог весть какой)

СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ Деревенский дом Пушкина вскоре после смерти поэта дал приют его вдове и детям-сиротам. Но он был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было невесело, и его все покинули.И вот в дом въехали другие жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась

3. Союз свержения империализма Жизнь в училище «Хвасоньисук» не соответствовала велению времени. Отсталость эта навела мена на такое размышление: устаревшими способами дело не сдвинешь. Вооружение мизерным количеством оружия, переправа мелких вооруженных групп через

4. Теория империализма По отношению к историческому процессу в его последней стадии основоположное значение сохраняет ленинская теория империализма, наиболее полно изложенная им в очерке «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). Сочинение это характеризует

III. СИМВОЛ ВЕРЫ В 1926 году Вячеслав решил сделаться католиком. Это решение его созрело после долгих размышлений о проблеме разделения церквей, проблеме, занимавшей его еще со времени его бесед с Владимиром Соловьевым. Вячеслав относился с крайней бережливостью к нашей с

Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана. Он вошел в историю как завоеватель, не проигравший ни одной битвы. Такому успеху способствовали тактический талант правителя и выбор стратегии: войско Македонского всегда действовало быстро и внезапно, при этом обходясь малыми жертвами. Самым известным до сегодняшних дней принципом Александра считается девиз: «Разделяй и властвуй».

Детство и юность

Александр родился в македонской столице Пелла. Он происходил из доблестной династии Аргеадов, которая, по легендам, ведет свое начало от знаменитого героя . Отцом Александра был македонский царь Филипп II. Мать – Олимпиада, дочь эпирского царя. Ее родословная не менее знатная – по преданию, основоположником рода Пирридов был сам . Осознание принадлежности к двум великим династиями повлияло на становление определенных личностных качеств юноши.

Википедия

У Александра из-за многоженства отца было несколько единокровных сестер и братьев, но родным считался только старший Филипп, который был признан слабоумным. Мальчик рос в неоднозначной обстановке: он восхищался доблестью отца, ведущего бесконечные войны с греческими полисами, но при этом испытывал личную к нему неприязнь, так как находился под влиянием матери, которая настраивала сына против своего мужа.

Обучение Александр в раннем возрасте проходил не дома, а по установленной традиции – у родственников. Он учился в Миезе, а педагогами были Леонид, настаивавший на спартанском образе жизни, и актер Лисимах, который обучал юного наследника престола риторике и этике.

С 13 лет его стал воспитывать великий мыслитель , который был хорошо знаком с его отцом. Философ, понимая, что является наставником будущего правителя, делал упор на изучение политики, этики и философии. Кроме этого, стараясь дать подопечному классическое образование, педагог обучал царевича медицине, литературе и поэтике.


Ancient Pages

Александр с ранних лет проявлял такие качества, как честолюбие, упрямство и целеустремленность. С другой стороны, он был равнодушен к физическим наслаждениям, ограничивал себя в еде и долго не проявлял интереса к противоположному полу.

Уже в детстве будущий стратег обладал незаурядным интеллектом и смекалкой. Встретив в отсутствие отца делегацию персидских послов, он не задал им ни одного несерьезного вопроса. Мальчика интересовали такие вещи, как качество дорог, особенности городского быта и культуры иностранного государства. В 10-летнем возрасте подросток сумел оседлать непокорного коня Буцефала, который стал впоследствии его верным другом во всех походах. Александр заметил, что жеребца пугает его собственная тень, поэтому избегал разворачиваться на коне против солнца.


Александр Македонский и Диоген. Художник Жан-Батист Реньо / Beaux-Arts de Paris

Впервые отец доверил сыну управление Македонией, когда тому было 16 лет. Сам Филипп отправился завоевывать Византий, а в это время на родине поднялось восстание, зачинщиком которого оказались фракийские племена. Юный царевич с помощью оставшихся в столице полков подавил бунт, а на месте фракийского поселения основал город Александрополь в свою честь. Через 2 года он снова выступил как успешный полководец, командуя левым крылом македонского войска в битве при Херонее. В 336 году до н. э. царь Филипп был убит, и Александра провозглашают царем Македонии.

Правление и великие походы

Придя к власти, Александр уничтожает врагов отца, которые были виновны в его смерти, и отменяет налоги. Затем в течение 2 лет он подавляет варварские фракийские племена на севере страны и восстанавливает власть Македонии в Греции.


Александр Македонский вступает в Вавилон. Художник Шарль Лебрен / Лувр

После этого Александр объединяет всю Элладу и совершает великий поход на Персию, о котором всю жизнь мечтал Филипп. Сражения с персами в полной мере продемонстрировали удивительный военный талант Александра Македонского. После битвы у реки Граник в 334 году до н. э. под властью македонцев оказывается практически вся Малая Азия. А сам Александр сыскал славу величайшего полководца и завоевателя.

Подчинив себе практически без боя Сирию, Финикию, Палестину, Карию и другие страны Ближнего Востока, Александр отправился в Египет, где его встретили словно новое божество. В Египте царь основывает еще один город в свою честь – Александрию.


Семейство Дария перед Александром Македонским. Художник Франсуа Фонтебаско / Википедия

Вернувшись в Персию, Александр завоевал Сузу, Персеполь и Вавилон. Последний город стал столицей объединенной державы. В 329 году наследный царь Персии Дарий был убит его же приближенными, и Александр снова показывает себя как умный тактик и стратег. Он объявляет, что в падении Персидской империи виноваты убийцы царя, а вовсе не завоеватели, и называет себя мстителем за честь Дария.

Александр становится царем Азии и в течение 2 лет захватывает Согдеан и Бактрию, то есть современные Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Занимая новые территории, Александр закладывал города в свою честь. Например, Александрию Эсхата и Александрию в Арахосии, которые сохранились до наших времен под названиями Худжанд и Кандагар.


Александр перерубает гордиев узел. Художник Жан-Симон Бертелеми / Beaux-Arts de Paris

В 326 году до н.э. Александр Великий предпринял поход на Индию. Он сумел захватить несколько племен и покорить территорию нынешнего Пакистана. Но, перейдя реку Инд, истощенная армия забастовала и отказалась двигаться дальше. Александр был вынужден развернуть войска назад после триумфального 10-летнего продвижения вглубь азиатской части евразийского материка.

Особенностью Александра Македонского как правителя было то, что он принимал традиции и верования захваченных территорий, не пытался насаждать свою культуру и даже иногда оставлял наместниками прежних царей и правителей. Такая политика предотвращала всплеск восстаний покоренных территорий, но с каждым годом все больше вызывала недовольство среди соотечественников. Такую же тактику впоследствии станут применять древнеримские императоры.

Личная жизнь

В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. Гарем Александра Македонского исчислялся 360 наложницами, из которых выделяют Кампаспу, она была его любовницей на протяжении 2 лет, начиная с 336 года, и старше Александра на 7 лет Барсину, что стала матерью его незаконнорожденного сына Геракла. Кроме того, известны его отношения с королевой амазонок Фалестрис и индийской царевной Клеофис.

Супруги у Александра было три. Первой стала бактрийская княжна Роксана, которую царь взял в жены, когда невесте было только 14 лет. По преданию, девушка была пленницей, царь не смог устоять перед ее красотой и влюбился с первого взгляда. Они поженились в 327 году до н. э.. Она родила единственного официально признанного ребенка великого полководца – сына Александра, который появился на свет через месяц после смерти отца.


Александр Македонский и Роксана. Художник Пьетро Антонио Ротари / Эрмитаж

Через 3 года царь женился одновременно на двух персидских царевнах – дочери царя Дария Статире и дочери царя Артаксеркса III Парисатиде. Оба дополнительных брака считаются совершенными исключительно из политических соображений. Правда, это не помешало первой жене Роксане воспылать ревностью и убить Статиру на этой почве сразу после смерти мужа.

Александр Македонский имел передовые взгляды для своего времени на отношения с женщинами, которых уважал и считал практически равными мужчинам, хотя даже его учитель Аристотель настаивал на второстепенной роли женщин.

Смерть

Зимой 323 года до н. э. Александр начинает планировать новые походы против арабских племен Аравийского полуострова и завоевание Карфагена. В планах у царя – подчинение всего Средиземноморья. После короткого отдыха он начинает строительство нового порта в Персидском заливе и обновление флотилии.

Меньше чем за неделю до начала предприятия великий полководец тяжело заболевает, предположительно, малярией. Сомнение исследователей вызывает то, что инфекционное заболевание никак не проявляет себя среди ближайшего круга общения правителя. Выдвигались гипотезы о раке крови, который принял скоротечный характер, о воспалении легких, брюшном тифе и печеночной недостаточности. Помимо этого, существуют версии и об отравлении Александра.


Памятник Александру Македонскому в Салониках, Греция / Nikolai Karaneschev, Википедия

Несколько месяцев правитель не мог подняться с постели своего дома в Вавилоне. С начала июня отказывает речь и его настигает жесточайшая лихорадка, которая длилась 10 дней. 10 июня 323 года до н.э. великий царь и полководец Александр Македонский скончался. На момент смерти ему было 32 года, он не дожил месяц до своего 33-летия.

Вскоре после кончины Александра Великого начался распад державы. Завоеванная территория была поделена между полководцами войска правителя. Ни один из наследников царя – Александр и Геракл – не вступил в борьбу за трон, так как оба были убиты еще детьми, что означало прекращение династии Аргеадов. Тем не менее распространение греческой культуры по большей части государств Малой и Средней Азии дало толчок к зарождению на этих территориях эллинизма.

Память

Влияние Александра Македонского на развитие культуры, политики и экономики древнего мира трудно переоценить. Уже в античности он был признан величайшим завоевателем всех времен и народов. В средневековье его биография послужила источником сюжета «Роман об Александре», который был дополнен множеством вымышленных фактов. В дальнейшем образ полководца вдохновлял драматургов и на создание портретов, скульптур и художественных произведений. В городе Салоники была установлена статуя великого завоевателя на коне.


В мировом кинематографе личность Александра Великого не раз становилась источником вдохновения для сценаристов и режиссеров. Известны голливудские фильмы «Александр Великий» 1956 года и «Александр» 2004-го с в главной роли.

Фильмы

  • 1956 – «Александр Великий»
  • 2004 – «Александр»
Похожие публикации