Ранняя взрослость по эриксону. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Эрик Эриксон был последователем.Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества. В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятых стиле воспитания. Е.Эриксон наблюдал за двумя племенами в индейских резервациях племени Сиу, занималось охотой на бизонов, и Юрок, что занималось рыбалкой и сбором желудей. В племени Сиу детей не пеленали туго, долго кормили грудным молоком, не следили за аккуратностью и вообще не ограничивали свободу их действий. Дети, ориентируясь на привычный для племени идеал сильного и отважного охотника, приобретали черты инициативности, решительности, смелости, щедрости в отношении соплеменников и жесткости в отношении к врагам, В племени Юрок, наоборот, детей рано отлучали от грудного молока, туго пеленали, рано приучали к аккуратности, были сдержанными в общении с ними. Дети вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми и склонными к накоплению.

По мнению Е.Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от "биологического начала". Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий. На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования - идентичности личности. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. п) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянной".

До юношеского возраста, когда идентичность формируется окончательно, ребенок проходит через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и тому подобное.

Важным моментом периодизации Е.Эриксоном является наличие кризисов - "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самой себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, регресс. Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и прочее. Когда выбор сделан и положительная качество закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами (табл.3.1).

Таблица 3.1

Стадии Развития

Область 1 Полярные качества личности социальных отношений

Результат прогрессивного развития

младенца

Мать или лицо, ее замещающее

Доверие к миру - недоверие к миру

жизненная

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность-стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья, сестры

Инициатива

пассивность,

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность - неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Подростковый возраст и юность (12-20)

Группы ровесников

Идентичность личности - непризнание

Самоопределение, преданность, верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья, любимые

Близость - изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Производительность - застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, близкие

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

Первая стадия развития (орально - сенсорная)

На первой стадии развития (орально-сенсорной), которая соответствует периоду младенца, возникает доверие или недоверие к миру. За прогрессивного развития личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапруженості внутренних органов, нормальной работе кишечника. Любовь матери и нежность определяют "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В этот период ребенок "впитывает" в себя образ матери и это является первой стадией формирования идентичности личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная)

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему детству. В этот период резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Возрастает чувство самостоятельности, но оно неповинне разрушить ее доверие к миру. Родители помогают ей сохранить, ограничивая желание ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует, что "глаза мира" следят за ней с осуждением и пытается заставить мир не смотрит на нее или же хочет стать невидимой. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние оси мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, грязные руки и тому подобное. Если взрослые ставят слишком жесткие требования, у ребенка возникает страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Третья стадия (локомоторно-генитальная)

Третья стадия (локомоторно-генитальная) совпадает с дошкольным возрастом. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых в быту, на производстве, в других сферах жизнедеятельности, быстро учится всему, приобретая новые права и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. В случае агрессивного поведения инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Закладываются новые внутренние инстанции-совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этой стадии происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения, характерную для мужчины или женщины.

Четвертая стадия (латентная)

Четвертая стадия (латентная) соответствует младшему школьному возрасту - передпубертатному периода. Она связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Усвоение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности. Если же незначительные достижения, она переживает свою неумілість, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя посредственностью. Вместо чувства компетентности возникает чувство неполноценности.

В этот период появляется также профессиональная идентификация, чувство собственного связи с представителями определенных профессий.

Пятая стадия развития

Пятая стадия развития личности относится к подросткового и юношеского возраста. Это период глубокого кризиса. Детство заканчивается и формируется идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку ребенок по мере взросления включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Задача самоопределения, выбора жизненного пути решается в юношеском возрасте благодаря целостной идентичности личности, доверия к миру, самостоятельности, инициативности и компетентности.

В случае неудачной попытки осознать себя и свое место в мире возникает диффузность идентичности. Она проявляется в желании как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, в устойчивом состоянии тревоги, услышанные изоляции и опустошенности, а также во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т. п), в пренебрежении к отечественному и переоценке иностранного и др.

Шестая стадия развития

Ранняя зрелость (шестая стадия) связана с возникновением проблемы близости (интимности). В этот период проявляется истинная сексуальность. Близкие отношения с друзьями или любимыми требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к близким отношениям неповинне заглушуватися страхом потерять свое "Я".

Это период создания семьи, что сопровождается любовью. Последняя понимается Е.Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смыслах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, преобладание поверхностных контактов приводит к изоляции, чувство одиночества.

Седьмая стадия развития личности

Седьмая стадия развития личности - зрелость или средний возраст - чрезвычайно длительная. Ведущим становится отношение человека к продуктам своего труда и к своим детям, забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, произведения искусства и тому подобное.

Желание сделать вклад в жизнь будущих поколений является естественным и оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Зрелый человек имеет потребность быть необходимым другим.

Если производительность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе, личная жизнь обесценивается.

Последняя стадия

Последней стадией является поздняя зрелость, которая выступает интегративной: возникают плоды всех семи предшествующих стадий. Человек понимает пройденный ею жизненный путь и приобретает целостности личности. Только теперь появляется мудрость. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя и страх смерти исчезает.

Некоторые люди не чувствуют целостности собственного "Я", недовольны прожитым жизнью, считают его цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жизнь заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

Эрик Эриксон - последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени - сильного и отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит рад следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17-20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования - идентичности личности . Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным".

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент - кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений - доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

Таблица 1.4

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития

Область социальных отношений

Полярные качества личности

Результат прогрессивного развития

1. Младенчество (0-1)

Мать или замещающее ее лицо

Доверие к миру - недоверие к миру

Энергия и жизненная радость

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность - стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья и сестры

Инициатива - пассивность, вина

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность - неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Отрочество и юность (12-20)

Группы сверстников

Идентичность личности - непризнание

Самоопределение, преданность и верность

6. Ранняя зрелость (20-25)

Друзья,любимые

Близость - изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Продуктивность - застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после 65)

Человечество, ближние

Целостность личности - отчаяние

Мудрость

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру . При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений . Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины , страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности . В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности . Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во

взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузноеть идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении "стать ничем" (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости , на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только Б сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э.Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость , или средний возраст , - седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, иоявляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость , становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.

На первой стадии — младенчество (0 — 1—1,5 года) — решается задача формирования базового доверия к окружающему миру («Могу ли я доверять миру?»). Признаки доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Решающую роль в формировании у ребенка базового доверия к миру Э. Эриксон отводил матери; важным критерием доверия младенца к миру он считал способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения. Из антитезы развития на первой стадии — основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности — при поддержке, последовательности поведения близких родных, при удовлетворении основных потребностей младенца происходит рождение первого базового качества — надежды. Если ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, происходит депривация потребностей ребенка и как следствие — недоверие к миру.

Вторая стадия — ранний возраст (1,5—4 года). На этой стадии ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии и независимости («Могу ли я управлять своим поведением?»). Негативный вариант развития — следствие либо гиперопеки, либо отсутствия поддержки и доверия, когда взрослые проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, — приводит к развитию у детей неуверенности в себе, сомнению в своих действиях, стыдливости. Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями: оно будет положительным, если родители и близкие взрослые проявляют разумную дозволенность, поддерживают стремление ребенка к автономии, не торопят его. Из противостояния автономности и стыда (сомнения) рождается новое качество — воля.

Третья стадия — детство (4 — 6 лет). На этой стадии решается альтернатива между инициативой и чувством вины («Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»). При поощрении взрослыми исследовательской активности ребенка, направленной на окружающий мир, его фантазирования и пытливости он научается обращаться с людьми и вещами конструктивным образом и обретает чувство инициативы. Если взрослые ограничивают возможные действия ребенка, строго критикуют или наказывают его, то он привыкает чувствовать себя виноватым за многие свои поступки. Интегральным качеством этой стадии Э. Эриксон называет целенаправленность.

Четвертая стадия — школьный возраст (6—11 лет). Основной вопрос этой стадии: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» На этой стадии происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; противоположная тенденция — осознание собственной неумелости и бесполезности. В школьном возрасте учебные навыки для детей превращаются как бы в особый самостоятельный мир, со своими собственными целями и ограничениями, достижениями и разочарованиями. Систематическое обучение и воспитание, поощрение взрослыми учебного и трудового творчества школьников, их наклонностей к рукоделию, конструированию и т. п. развивают у них предприимчивость, настойчивость, инициативу. Если при обучении в школе ребенок не получает удовольствия от работы, не испытывает гордости за то, что хотя бы что-то одно он сделает своими руками действительно хорошо, если его усердие не поощряется, то это может привести к формированию чувства неполноценности. Основное позитивное приобретение этой ступени — умелость, компетентность.

Пятая стадия — отрочество (11—20 лет) — ставит перед индивидом задачу первого целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного Я («диффузия идентичности», «спутанная идентичность»). Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знал и знает о себе, о своих социальных ролях, в нечто целое и спроецировать это представление на будущее («Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»). В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития: подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности, полно выраженную в верности.

Шестая стадия — молодость (21—25 лет) — знаменует переход к решению собственно взрослых задач на базе сформировавшейся идентичности. Основные из них — поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы («Могу ли полностью отдать себя другому человеку?»). Уверенный в своей идентичности молодой человек проявляет психологическую интимность, душевную теплоту, понимание, доверие в общении с другим человеком, обнаруживает ее в дружбе, в эротических связях или в совместной деятельности. Юноша, не уверенный в своей идентичности, избегает межличностной интимности, его отношения с другими становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции. Его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Основное приобретение этой стадии — любовь.

Седьмая стадия — зрелость (25 — 50—60 лет). Этот этап жизни человека связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем, медленным регрессом в процессе обыденной жизни («Что я могу предложить будущим поколениям?»). На этой стадии проявляется новый параметр развития личности, полюсы которого составляют способность человека интересоваться судьбами других людей, задумываться над жизнью грядущих поколений и самопоглощенность, сосредоточенность на себе, озабоченность своим здоровьем, забота о собственном комфорте. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны своих детей — они подтверждают субъективное ощущение своей нужности другим. Продуктивность и продолжение рода как главные положительные характеристики личности на этой стадии развития реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Забота — главное качество, которое вырабатывается на этой стадии. Если же появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, то это приводит к косности, застою и к личностному опустошению.

Восьмая стадия жизненного пути — старость (свыше 60 лет) — характеризуется достижением новой формы идентичности. Человек должен ответить себе на вопрос: «Доволен ли я прожитой жизнью?» Здесь человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие ощущения осмысленности жизни и целостности своей личности, либо оказывается обречен на ощущение безнадежности, восприятия прожитой жизни как череды упущенных возможностей и досадных промахов. Отсутствие или потеря личностной интеграции приводит к полной безысходности: судьба не принимается как завершение жизни, а смерть — как ее последняя граница. На этой стадии развития возникает мудрость со многими оттенками значений — от зрелости ума до сосредоточенности знаний, — тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Э. Эриксон: стадии психосоциального развития

Сегодня даже человек, крайне далекий от психологии, знает, что очень многое в личности взрослого человека определено его детством. Детство как ключевой период развития психологи «открыли» сравнительно недавно – планомерные исследования детской психологии начались на рубеже XIX и XX веков. Конечно, огромная заслуга здесь принадлежит психоанализу, начиная с работ его основателя З. Фрейда, но и все прочие направления и школы психологии уделяли (и уделяют) очень большое внимание первым годам жизни человека.

В результате сформировалась даже такая крайняя точка зрения, согласно которой всё, что свойственно человеку в зрелые годы, следует объяснять исключительно особенностями его детского развития: не только в обществе профессионалов-психологов, но и в повседневных бытовых разговорах мы то и дело слышим о «детских комплексах», «детских травмах», «родительском программировании» и т. д.

С одной стороны, могущество детского опыта действительно неоспоримо. С другой – может сложиться ошибочное впечатление, что по завершении детства развитие человека вообще останавливается, и всю дальнейшую жизнь он только обречен пожинать плоды, посеянные в первые несколько лет его существования.

Разумеется, это не так. Продолжая интенсивно и скрупулезно исследовать особенности детского развития и нисколько не умаляя его значения для психологии личности, психологи давно уже пришли к выводу, что человек является развивающейся системой на всем протяжении жизни, до последнего ее дня.

Это усложняет картину, но и дает нам гораздо большую свободу: мы знаем, что как бы сильно ни влиял на нас детский опыт, на любом этапе нашей жизни мы можем выбирать тот или иной путь. Взрослый человек – не застывшая структура; у каждого из нас есть более или менее постоянные качества, привычный стиль поведения, но мы постоянно меняемся, пусть и не всегда отдавая себе в этом отчет. Если же многое в нашей судьбе нас не устраивает, в нашей власти перейти к осознанным изменениям: процесс роста и развития может быть болезненным, но мы можем самостоятельно направлять течение своей жизни, вносить поправки в свой жизненный сценарий.

Один из крупнейших психологов ХХ столетия Эрик Эриксон разработал сложную и подробную концепцию психологического развития человека на протяжении всей жизни. Будучи поначалу последователем Фрейда и приверженцем психоанализа, Эриксон пошел дальше, преодолев именно ту центрированность на первых годах жизни, о которой мы только что упоминали. Он «продлил» период активного развития человека далеко за пределы детства – распространил его на всю человеческую жизнь. Его описание последовательных стадий развития и сегодня пользуется большой популярностью в психологии. Давайте познакомимся с этой концепцией.

Э. Эриксон показал, что человек в своем развитии проходит восемь этапов, в которых драматически концентрируются его личный опыт и проблема выбора. Эти эпизоды Эриксон определял как психосоциальные кризисы (Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996). На каждой стадии развития имеется свой специфический конфликт. Успешное прохождение стадии заканчивается приобретением определенного личностного свойства. Отсутствие же этого свойства осложняет прохождение следующего этапа.

1. Стадия базового доверия – недоверия

Возраст: от 0 до 2 лет.

Только что родившийся ребенок не имеет никаких представлений ни о самом себе, ни о мире, в котором он очутился. Более того, у него нет границы между «Я» и «все остальное»: он ощущает себя и мир как единую Вселенную. До тех пор пока он существовал в утробе матери, все его потребности удовлетворялись раньше, чем он успевал ощутить и уж тем более осознать их: он не ел, не дышал, не опорожнял мочевой пузырь и кишечник – все это происходило само собой, кислород и питательные вещества поставлялись в его организм, ненужные удалялись, температура всегда поддерживалась одинаково комфортной и т. д.

После рождения ситуация меняется: теперь между появлением потребности и ее удовлетворением может пройти какое-то время. Возникает дискомфорт, баланс между удовлетворенностью и недовольством нарушается. Но в это же время в единый и размытый прежде мир входят фигуры взрослых, которые о ребенке заботятся. Поначалу в его восприятии это лишь некие примитивные, неясные образы, но довольно быстро младенец устанавливает связь между появлением этих фигур и устранением собственного дискомфорта. Он начинает обращаться к взрослым, плачем сообщая им о своих потребностях в пище, тепле, безопасности. Обнаружив, что большая часть его потребностей удовлетворяется своевременно, ребенок получает фундаментальный ресурс, на основе которого происходит его развитие: чувство доверия.

Это доверие позволяет ребенку осознать обмен, в процессе которого познаются чувства «Я» и «другой». Психологи называют это взаимопониманием. Удовольствие от первого опыта общения – «я позвал на помощь, мне помогли» – вызывает у младенца первую улыбку, которую психологи называют социальной: не рефлекторная гримаска, внешне напоминающая улыбку, а настоящая улыбка, обращенная к другому человеку – к матери. Мать улыбается в ответ, за что ребенок вознаграждает ее еще более радостной и осознанной улыбкой. Сущность взаимопонимания заключается в том, что каждому требуется признание другого. Так в биографии ребенка появляется первая страница, повествующая о взаимоотношениях.

Быстрое и адекватное удовлетворение потребностей младенца приводит к тому, что у него формируется ощущение надежности окружающего мира. События текут предсказуемо, удовлетворяя витальные потребности – первый и второй уровни пирамиды Маслоу: физиологические потребности, нужда в безопасности и защите. Этот положительный опыт закладывает фундамент здоровой личности – Эриксон назвал его базисным доверием к миру.

Важно подчеркнуть, что для успешного прохождения этой стадии важно не мгновенное удовлетворение любой потребности ребенка, а, скорее, само качество отношений матери с ребенком. Само по себе переживание дискомфорта естественно и неизбежно, даже необходимо для развития. Как писал Эриксон, почти не существует фрустраций, которые растущий ребенок не может вынести, но для здорового роста на этой стадии родители должны «передать ребенку глубокое, почти органическое убеждение, будто в том, что они делают, есть определенное значение».

базисное доверие против базисного недоверия.

Основное приобретение: доверие к миру – «Мир надежен, я могу в нем жить».

2. Стадия автономии – стыда и сомнений

Возраст: от 2 до 4 лет.

Это так называемая «фаза упрямства». Весь этот период проходит под девизом «Я сам!» Но по мере того, как ребенок осваивает все новые умения и навыки, в нем поселяются и первые сомнения: а прав ли я? Хорошо ли я делаю? Именно в этом возрасте у ребенка впервые возникает чувство стыда. К двум годам он обретает способность сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию, и это – его первый опыт «владения собой». Ребенок впервые предъявляет к себе, к своему поведению некие требования. И испытывает законную гордость, обнаруживая, что действительно может управлять собой, может что-то делать самостоятельно.

Когда родители стыдят ребенка за какие-то неудачи, упрекают его за то, что он не сумел что-то сделать правильно, предъявляют чрезмерно жесткие требования к «правильности» его поведения, чувство стыда становится слишком сильным.

«Внешний контроль на этой стадии должен быть твердо убеждающим ребенка в собственных силах и возможностях. Малыш должен почувствовать, что базисному доверию к жизни… ничто не угрожает со стороны такого резкого поворота на его жизненном пути: внезапного страстного желания иметь выбор. <…> Твердость внешней поддержки должна защищать ребенка против потенциальной анархии его еще необученного чувства различения, его неспособности удерживать и отпускать с разбором. Когда окружение поощряет малыша “стоять на своих ногах”, оно должно оберегать его от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и преждевременного сомнения».

Стыд – эмоция сложная и недостаточно изученная, но можно предполагать, как это делал Э. Эриксон, что в основе ее лежит не что иное как обращенный на себя гнев. Чувство стыда заставляет ребенка испытывать ощущение собственной ничтожности и в то же время гнев: изначально это гнев по отношению к тем, кто стыдил его, но поскольку ребенок слаб, а взрослые сильны и авторитетны, этот гнев обращается внутрь, а не выплескивается наружу.

Основной конфликт этой стадии: автономия (самостоятельность) против стыда и сомнения.

Основное приобретение: чувство самоконтроля, то есть свобода распоряжаться собой без утраты самоуважения. Из этого чувства вырастает прочное чувство доброжелательности, готовности к действию, гордости своими достижениями.

3. Стадия инициативы – вины

Возраст: от 4 до 6 лет.

Это период самоутверждения. Дети в этом возрасте чрезвычайно деятельны, они постоянно чем-то заняты. Игра – не просто игра, но создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок с удовольствием осваивает новые виды деятельности и очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному контакту со взрослыми он убеждается, что на многое способен и может достигать поставленных перед собой целей.

«Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление “атаковать” задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости».

Наслаждение ребенка своими новыми двигательными и умственными возможностями на этой стадии очень велико, и в этом кроются свои опасности. Поведение ребенка может быть временами агрессивным, особенно по отношению к потенциальным соперникам (например, младшим братьям и сестрам, которые вмешиваются в активные занятия старшего и нарушают его планы); помимо созидательности, ребенок в этот период выплескивает и инстинкт разрушения, поскольку в своих фантазиях ощущает себя всемогущим.

Жесткое пресечение чрезмерной активности ребенка на этой стадии чревато развитием у него чувства вины за собственную инициативность. При постоянном подавлении она постепенно угасает, сменяется подавленностью и покорностью. Людей, которых в пятилетнем возрасте жестко сдерживали в их начинаниях и устремлениях, мы можем узнать по тому, что при столкновении с любой задачей у них «опускаются руки».

Они не ленивы, но попросту боятся проявить инициативу, поскольку заранее уверены, что ничего не смогут сделать хорошо. Люди, которые в пять лет слишком часто слышали слова вроде «ты ничего не умеешь!», «ты все делаешь неправильно!», «ты занимаешься какой-то ерундой!» – чувствуют себя глубоко виноватыми в собственной несостоятельности даже в том случае, если на самом деле действуют очень успешно.

Но и безграничное попустительство имеет неблагоприятные последствия. Необходимо совместное (и взрослыми, и самим ребенком) регулирование деятельности.

«Там, где ребенок, сейчас столь охочий до строгого управления собой, может постепенно развивать чувство моральной ответственности, там, где он может получить некоторое представление об институтах, функциях и ролях, которые будут благоприятствовать его ответственному участию, – он будет добиваться приятных достижений во владении орудиями и оружием, в умелом обращении со значимыми игрушками и в уходе за младшими детьми».

Основной конфликт этой стадии: инициативность против чувства вины.

Основное приобретение: инициативность, уверенность в своих силах в сочетании с усвоением моральных норм, представлений о том, что можно, а чего нельзя делать.

4. Стадия активности – недостаточности

Возраст: девочки – от 6 до 10 лет, мальчики – от 6 до 12.

Ребенок отправляется в школу и впервые по-настоящему входит в общественную жизнь. На протяжении этой стадии ребенок начинает сознательно работать «на результат», учится видеть и оценивать плоды своих трудов, начинает получать удовлетворение от завершенного дела, развивает вкус к работе, учится завоевывать признание, не «захватывая» его силой, но занимаясь полезным и нужным делом.

Дети в этом возрасте искренне стремятся достичь как можно большего, получить успешные результаты и, конечно, очень нуждаются в поддержке и поощрении взрослых – теперь уже не только родителей, но и учителей.

«У ребенка развиваются усердие, трудолюбие, – то есть он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Эго ребенка включает в свои границы его рабочие инструменты и навыки: принцип работы приучает его получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию».

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Неудачи в деятельности могут привести к тому, что ребенок в своем развитии отодвигается на более «безопасные», ранние стадии, испытывая отчаяние от своей неумелости и неспособности справиться с делом.

«Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребенка к жизни школьной, или когда школьная жизнь не подтверждает надежды ранних стадий».

Есть и еще одна опасность – чрезмерное сосредоточение на труде, обучении, работе: это ситуация, когда родители ограничивают мир ребенка – младшего школьника кругом его обязанностей, требуя от него постоянного усердия и успехов в учебе, пренебрегая другими сферами его личности. Это часто происходит с родителями, которые сами сконцентрированы исключительно на достижении внешнего, социального успеха:

«…фундаментальная опасность – ограничение человеком самого себя и сужение своих горизонтов до границ поля своего труда… Если он признает работу своей единственной обязанностью, а профессию и должность – единственным критерием ценности человека, то может легко превратиться в конформиста и нерассуждающего раба техники и ее хозяев».

Основной конфликт этой стадии: трудолюбие против чувства неполноценности.

Основное приобретение: усердие, трудолюбие, способность доводить начатое дело до успешного завершения.

5. Стадия идентификации – смещения ролей

Возраст: девушки – от 10 до 21 года, юноши – от 12 до 23 лет.

Это очень бурная, напряженная стадия развития, в течение которой мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек, окончательно осознают свою половую принадлежность и учатся вести себя в соответствии со своим полом. «Правила игры» подростки усваивают, как правило, путем подражания взрослым, которые пользуются у них авторитетом. В этом возрасте очень часто отмечается увлеченность, даже влюбленность в человека, который является моделью для подражания. Благодаря этой увлеченности происходит познание себя через другого человека (так что фактически, это влюбленность в себя в зеркале другого):

«В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему так много в юношеской любви разговоров».

Если в процессе этого усвоения ролей возникают какие-то помехи, если подростки не находят для себя адекватных ориентиров, получается путаница: юноша не знает, как вести себя «по-мужски», и может пытаться компенсировать это незнание подчеркнуто вызывающим поведением. У девушек может сложиться какое-то искаженное представление о женственности, что в будущем может привести к проблемам, связанным с материнством. Одна из основных трудностей этой стадии развития – установление профессиональной идентичности, то есть ответ на вопрос «Кем я хочу и могу быть».

Основной конфликт этой стадии: идентичность против смешения ролей.

Основное приобретение: формирование идентичности, то есть интегрированного представления о самом себе как представителе определенного пола, обладающем способностями, развившимися из задатков, известными возможностями, предлагаемыми различными социальными ролями (начало профессионального самоопределения).

6. Стадия интимности – изоляции

Возраст: от 23 до 33 лет.

Интимность – это способность создать и поддерживать по-настоящему близкие отношения с другим человеком. Именно на этой возрастной стадии люди, как правило, вступают в брак, создают семьи, реализуя эту свою способность. Для того чтобы длительные близкие отношения были возможны, человеку нужно научиться видеть, признавать личность в другом, не теряя при этом себя. (Пользуясь терминологией А. Маслоу, можно сказать, что высший уровень развития на этой стадии – приобретение способности к бытийной любви.)

На этой стадии человек (при условии гармоничного психологического развития) «готов к близости или, по-другому, способен связывать себя отношениями интимного и товарищеского уровня и проявлять нравственную силу, оставаясь верным таким отношениям, даже если они могут потребовать значительных жертв и компромиссов».

Это время постоянного духовного роста. Именно на этом этапе развития человек рождается как духовное существо.

Если же человек оказывается неспособен преодолеть свой детский эгоцентризм, научиться чувствовать другого, у него развивается страх потери своего «Я», что ведет к томительной изоляции внутри самого себя, чувству вечной неудовлетворенности и неустроенности.

«Опасность этой стадии заключается в том, что интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям. Но по мере того, как очерчиваются зоны взрослых обязанностей… отношения со временем становятся подвластными тому этическому чувству, которое служит отличительным признаком взрослого человека».

Очень коротко итоги развития на этой стадии можно описать знаменитым высказыванием З. Фрейда, которого однажды спросили, что, по его мнению, обычному человеку следовало бы уметь делать хорошо. От него ожидали пространного, «глубокого» ответа, но он сказал лишь одно: «Любить и работать». Можно сколь угодно долго развивать эту мысль, подробно раскрывая понятия «любви» и «работы», но суть от этого не изменится. Это действительно те две сферы, в которых человек должен быть состоятелен, чтобы считать себя психически полноценным.

Основной конфликт этой стадии: близость против изоляции.

Основное приобретение: достижение этической зрелости, развитие способности устанавливать интимные отношения с другим человеком, сохраняя при этом цельность своего «Я», способность развивать и сохранять полноценные партнерские отношения (не только в семейной жизни, но и в дружбе, и в работе).

7. Стадия созидательности – застоя

Возраст: пик этой стадии приходится на 40-45 лет.

Едва ли не основной потребностью человека на этом этапе становится потребность в заботе о других; чувство рода проявляется в интересе к следующему поколению. Это возраст, в котором для сохранения гармонии в собственной душе просто необходимо больше думать и заботиться о других, чем о самом себе. Если этого не происходит, человек замыкается на проблемах своего возраста, своего здоровья, тяжело переживая «бег времени».

Для того чтобы не попасть в ловушку под названием «возраст одиночества», людям очень важно в этот период учиться чему-то новому, менять стиль и привычки, вести как можно более открытый и деятельный образ жизни.

«Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться».

Созидательность (генеративность) – это заинтересованность в устройстве жизни в целом, в заботе о будущем поколении, его поддержке и наставлении. В тех случаях, когда такого обогащения личного опыта за счет заботы о молодых не происходит, возникает чувство застоя, обеднения жизни.

«Люди начинают баловать себя, как если бы каждый из них был своим собственным и единственным ребенком; а там, где для этого есть благоприятные условия, ранняя инвалидность – физическая или психологическая – становится средством сосредоточения заботы на самом себе».

Сам факт наличия собственных детей еще не означает, что человек психологически развился до этой стадии: с другой стороны, люди, успешно проходящие ее, не обязательно должны быть педагогами, воспитателями, наставниками молодежи. Забота о грядущем поколении может включаться в любую деятельность. Главный отличительный признак – осознание того, что мы живем не только для себя, но и для будущего, и желание вносить посильный вклад в это будущее.

Основной конфликт этой стадии: генеративность (созидательность) против стагнации (застоя).

Основное приобретение: любовь к молодым, искренний интерес и забота по отношению к подрастающему поколению; чувство своей причастности к общественному бытию.

8. Стадия Эго-интеграции – отчаяния

Здесь подводится итог прожитой жизни. Если все предыдущие стадии проходили гармонично, если человек постоянно рос и развивался духовно, жил по-настоящему полной, богатой жизнью, то теперь он испытывает ни с чем не сравнимое чувство гармонии, порядка, мира с самим собой.

Человек ощущает благодарность к своим родителям и не испытывает желания жить другой жизнью, не мечтает о том, что было бы, если бы можно было «начать все сначала». Он принимает себя, свою жизнь, чувствует себя абсолютно цельной, состоявшейся личностью.

«Только в том, кто некоторым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека – продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова для обозначения такого плода, чем целостность эго».

Целостность Эго – принятие своего единственного и неповторимого жизненного пути как чего-то такого, чему суждено было произойти, товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него было заплачено. «При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность».

Отсутствие целостности Эго порождает страх смерти, отчаяние от того, что времени осталось слишком мало и «новую жизнь» уже не прожить.

Основной конфликт этой стадии: целостность Эго против отчаяния.

Основное приобретение: спокойная уверенность в том, что жизнь была прожита не напрасно, чувство благополучно завершающегося цикла.

Из книги Элементарный психоанализ автора Решетников Михаил Михайлович

Стадии психосексуального развития Исходя из наблюдений своих пациентов и детей в условиях обыденной жизни, Фрейд постулирует (и затем это было подтверждено в десятках систематических исследований), что ребенок не становится сексуальным существом, а уже рождается

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

Глава 11. СТАДИИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ Первичный и вторичный процессы являются увеличительными стеклами, через которые можно видеть созревание основной когнитивной системы. Эти два процесса действуют в соответствии с двумя способами организации - первичный процесс

Из книги Он. Глубинные аспекты мужской психологии автора Джонсон Роберт

СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Стадии развития брака Развитие здорового брака имеет свои характерные черты. Главная из них, по-моему, это то, что брак есть постоянная психотерапия двух цельных личностей, процесс изменения, в котором человек может отдать некоторые свои личные права, привилегии и

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

§ 12. Стадии культурного развития ребенка Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Стадии развития За двадцать пять лет работы с детьми с особыми потребностями мы выделили стадии, которые мы называем уровнями функционального эмоционального развития. Первые из них перечислены в таблицах 3.1 и 3.2. Их освоение крайне важно не только для нормального

Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

Дальнейшие стадии развития Некоторые подростки и взрослые с РАС и другими проблемами более-менее осваивают первые шесть стадий развития, описанных в предыдущих главах, но на более продвинутых стадиях, перечисленных в главе 10 (трехстороннее и нюансированное мышление, а

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Стадии, или уровни, развития Любые состояния сознания характеризует одна немаловажная черта: все они преходящи. Даже величайшие пиковые переживания или изменённые состояния, вне зависимости от того, как они были достигнуты, приходят, некоторое время длятся, а затем

Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

Стадии развития Анимуса у женщин 1. Мужчина как непонятный, чужойОна боится, ненавидит и любит его.Если женщину в детстве унизил или бросил близкий мужчина – к примеру, отец или человек, обладающий авторитетом отца, старший брат, дядя или друг семьи, – то на этой стадии

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Стадии развития анимуса 1) Анимус как чужеродный ДругойЖенщина (или девушка) чувствует свою тождественность с существующей где-то в мире матерью или женщиной. Она формирует, как мать или дочь, материнские или сходные с ними отношения с этой женщиной (или женщинами). Сила

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Стадии психосексуального развития Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда – одна из самых известных и противоречивых теорий в области психологии. Фрейд утверждал, что личность человека формируется в раннем детстве, к шести годам, и что если все

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Стадии нравственного развития Теория нравственного развития Кольберга базируется на трудах знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже. Однако если Пиаже описывал этот процесс как состоящий из двух стадий, то Кольберг выделял шесть стадий и три уровня. По его

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

11.1. Три стадии развития психосоматики Рис. 6. «Три стадии психосоматикиПсихосоматический процесс проходит три стадии развития. На рис. 6 показано как? – сознательная, рациональная, логическая часть, зона «Я», часть, которая отражает нас самих, так и СМ – бессознательная

Из книги автора

Стадии развития генерируют гибкость В масштабах экологии города люди находятся на разных стадиях биопсихосоциокультурного развития. В индивидуальном и коллективном плане это даёт им разные степени способности к гибкости. Гибкость в контексте городской экологии – это

Из книги автора

4.2.3. Стресс как стимул психосоциального развития Для исследования положительного действия стресса можно сравнить его действие на детей и взрослых.Положительное действие стресса на детей. На первый взгляд предположение, что для детей стресс может иметь положительное

Похожие публикации