При главном управлении всевобуча был создан. Когда народ умеет защищаться. К годовщине военного всевобуча

С задачей ликвидации массовой неграмотности неразрывно связано осуществление всеобщего обязательного обучения. Только всеобуч, охвативший всех детей школьного возраста, прочно закрывал источник постоянного пополнения рядов неграмотных.

В 1927 г. в СССР насчитывалось около 108 тыс. начальных школ, в которых обучалось 10 млн. детей (на 30% больше, чем в царской России). Всего по стране начальным обучением было охвачено примерно 70% детей.

Введение обязательного начального обучения приобрело особую важность в связи с развертыванием социалистической реконструкции. XV съезд В КП (б) в директивах по составлению первого пятилетнего плана выдвинул введение всеобуча как важнейшую задачу культурного фронта. Эта задача была конкретизирована в ряде последующих решений партии и правительства.

Исходя из реальных возможностей, которыми располагала страна, V съезд Советов СССР (май 1929 г.) признал безотлагательным повсеместное осуществление начального обучения. Конкретные сроки его введения (для детей от 8 до 15 лет) были установлены в апреле 1930 г. вторым всесоюзным партийным совещанием по народному образованию — с 1930/31 учебного года.

Большое внимание всеобучу уделил XVI съезд Коммунистической партии. В резолюции съезда по отчетному докладу ЦК подчеркивалось, что «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период» В развитие этого решения ЦК ВКП(б), а также ЦИК и Совнарком СССР в июле — августе 1930 г. приняли важные постановления о всеобщем обязательном начальном обучении. В этих постановлениях вопросы всеобуча были теснейшим образом увязаны с развернувшимся социалистическим строительством, с задачами подготовки массовых кадров и преодоления культурно-технической отсталости рабоче-крестьянских масс.

В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930/31 г. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения. В промышленных же городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки.

Различные районы отличались одип от другого пе только объемом работ по всеобучу, но и сроками перехода к нему.

В тех местах, где имелась достаточно развитая школьная сеть, исполкомы начали вводить всеобщее обязательное четырехлетнее обучение уже с осени 1929 г. (Западная область, ЦЧО, Москва, Ленинград, Рязань, Калуга, Ярославль).

Чтобы повсеместно выполнить программу всеобуча, Советскому государству предстояло решить сложные задачи: надо было изыскать материальные средства, подобрать помещения иод школы и построить новые здания, подготовить дополнительное число преподавателей, выпустить больше учебников, решить множество других практических вопросов. В сельской местности и национальных районах СССР трудности усугублялись общей культурной отсталостью населения, острой нехваткой кадров работников просвещения.

Ассигнования на нужды народного просвещения росли с каждым годом. По темпам роста ассигнований на развитие просвещения СССР к концу 20-х годов шел впереди всех стран, хотя по расходам на душу населения еще отставал от наиболее развитых капиталистических стран. Капитальные затраты на школу в 1929/30 г. более чем в 10 раз превысили ассигнования на эти цели в 1925/26 г.

Большую роль в проведении всеобуча сыграл народный комиссар просвещения РСФСР А. С. Бубнов, который сменил на этом посту А. В. Луначарского в 1929 г. К работе в Наркомпро-се Бубнов — профессиональный революционер — был подготовлен всей своей предшествующей деятельностью. Заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК РКП (б), а затем в течение пяти лет начальник политуправления Красной Армии, он обладал широтой партийного кругозора и способностями крупного организатора. Он был талантливым публицистом, автором военно-теоретических сочинений, трудов по истории партии, работ по проблемам народного образования.

Коммунистическая партия подняла миллионные массы на развитие школьного дела. Она привлекла к борьбе за введение всеобуча тысячи работников просвещения, служащих, учахцих-ся, энтузиастов из числа рабочих и трудящихся крестьян. Проведение всеобуча стало поистине всенародным делом.

В июле 1930 г. ЦК ВКП(б) вынес решение о мобилизации на учебу в педагогические вузы 1 тыс. коммунистов и 2 тыс. комсомольцев. Большую помощь в осуществлении всеобуча оказал комсомол. 30 июля 1930 г. бюро ЦК ВЛКСМ приняло специальное постановление о шефстве комсомола над всеобщим обязательным начальным обучением. Комсомол выступил инициатором создания денежных фондов для детей бедноты, проведения в этих целях субботников. В 1930/31 г. молодежные субботники дали школе 10 млн. рублей.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 21 февраля 1931 г. «0 ходе всеобщего начального обучения» с удовлетворением отметил, что в начале 1931 г. четырехлетней школой было охвачено уже до 14 млн. учащихся (вместо 11,5 млн. в предыдущем году), что в школы направлено свыше 60 тыс. новых учителей, а в промышленных городах и рабочих поселках осуществлен в основном переход всеобуча на базу семилетки.

Наибольшие успехи в организации всеобуча были достигнуты в Московской, Ленинградской, Центрально-Черноземной и Западной областях, Нижегородском и Северо-Кавказском краях. Серьезные перемены происходили в национальных республиках. В Кабардинской автономной области в первом же году всеобуча начальной школой было охвачено 96,2% детей школьного возраста. Число учащихся в начальных школах Азербайджана возросло в 1930/31 г. по сравнению с дореволюционным временем более чем в 5 раз. К лету 1931 г. обязательное начальное образование было введено во многих крупных городах Украины, Белоруссии, ЗСФСР, Казахстана, Таджикистана и других республик.

Классово враждебные элементы, прежде всего кулачество н реакционное духовенство, развернули злобную агитацию против закона о всеобуче (так же как и против ликбеза), направляя основной удар против учительства (главным образом против его партийно-комсомольского ядра). На 1 января 1930 г. было отмечено 12 случаев убийств и 20 случаев ранений сельских учителей.

Народный комиссариат юстиции РСФСР в директиве всем местным органам суда и прокуратуры указал, что покушение на просвещенцев-общественников — террористический акт. Он

требовал привлечения виновных к суровой ответственности, вплоть до расстрела

Антисоветские выступления врагов не могли остановить развертывания борьбы за введение всеобщего обучения.

В конце 1932 г. проблема введения всеобуча в СССР в основном была решена. К этому времени начальной школой было охвачено 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет (в 1927/28 г,-51,4%).

Борьба за всеобуч характерна не только огромным увеличением численности учащихся, но и изменением содержания преподавания, поисками наиболее эффективных средств обучения. При этом, правда, допускались и ошибки, которые партия настойчиво помогала преодолевать. Борьбу пришлось вести, в частности, против «левацких» новшеств в педагогике, приводивших к дезорганизации учебно-воспитательного процесса (отрицание ведущей роли педагога в школьном образовании, упразднение твердых программ, урока и т. п.).

В начале 30-х годов назрела необходимость коренным образом изменить содержание работы школы. Эти изменения были определены решениями ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.), «О работе пионерской организации» (21 апреля 1932 г.), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.).

В школе было установлено строго определенное расписание занятий, вводились правила внутреннего распорядка, регламентировавшие учебную и общественную работу школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Наркомпрос подготовил и издал массовым тиражом стабильные учебники и учебные пособия, в том числе на языках народов СССР. ЦК партии обратил также внимание на необходимость коренной переработки школьных программ, чтобы обеспечить прочное и систематическое усвоение учащимися основ наук, приблизить обучение к производству.

Важный вклад в развитие педагогики в те годы внесли крупнейшие организаторы народного просвещения А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, а также талантливые педагоги А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, сочетавшие в себе качества умелых практиков и одаренных теоретиков. Широкой известностью среди работников просвещения пользовались педагогические труды Н. К. Крупской, с первых лет Октября отдававшей все свои силы и разносторонние знания делу строительства новой школы.

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).

Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения Деметер Георгий Степанович

Формирование государственных органов руководства физкультурным движением

Первыми органами руководства новым физкультурным движением были Государственная комиссия народного просвещения, вскоре преобразованная в Народный комиссариат, возглавляемый А. В. Луначарским, и Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н. А. Семашко. При них, как мы уже отмечали, были созданы отделы, занимавшиеся вопросами здоровья и физического воспитания школьников.

Вместе с тем физкультурное движение становится предметом пристального внимания коммунистической партии, выступавшей в качестве руководящей силы во всех сферах общественной жизни страны.

Партия стремилась не допускать создания самостоятельных физкультурных объединений, опасаясь того, что, выйдя из-под контроля партии, они окажутся под влиянием буржуазной идеологии. Об этом свидетельствует циркулярное письмо ЦК партии от 10 августа 1923 г., которое предлагало партийным организациям «способствовать вовлечению в физическое воспитание широких масс рабочих, и в частности, членов партии, обеспечивая свое идейное влияние в этой работе, следить за тем, чтобы она не приобретала формы обособленного движения, а входила бы как составная часть в общий план культурной работы».

Вот почему, на наш взгляд, первый полноправный государственный орган руководства физкультурным движением страны – Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР, наделенный правами государственного контроля и руководства, – в угоду политическим амбициям был создан лишь в 1930 г., а добровольные спортивные общества профсоюзов – относительно самостоятельные, массовые, демократические организации – еще позднее, в 1936-м, в год принятия новой Конституции СССР, юридически закрепившей победу социалистических отношений в нашей стране.

Но вернемся к периоду Гражданской войны, когда Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому было создано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.

При военных комиссариатах создавались отделы всеобщего военного обучения и военно-учебные пункты. Органы Всевобуча совместно с комсомолом организовывали военно-спортивные клубы при военкоматах, на заводах и фабриках. Военное обучение проходили граждане в возрасте от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку – занятия гимнастикой и различными видами спорта. Первоначально военное обучение строилось по 96-часовой программе, позднее она была расширена. При этом большая часть времени отводилась на физическую подготовку. Вместе с тем следует указать на классовый характер деятельности Всевобуча, состоявший в том, что военным обучением охватывались рабочие и крестьяне, не эксплуатирующие чужого труда.

Наряду с Наркомпросом и Наркомздравом Всевобуч способствовал внедрению физического воспитания в систему народного образования, оживлению спортивной работы в стране, созданию спортивных организаций. Так, в 1918 г. при активном участии М. В. Фрунзе были организованы одни из первых советских спортивных обществ – «Спартак» (Кострома) и «Спорт» (Иваново-Вознесенск).

В 1919 г. во главе Всевобуча становится отозванный для этой цели с фронта партийный и военный деятель Николай Ильич Подвойский (1880-1948), много сделавший не только для военно-физической подготовки допризывников, но и для развития физической культуры и спорта, хотя до этого назначения некоторые представители правительственных кругов отзывались о нем весьма нелестно.

О задачах, поставленных перед Всевобучем, Подвойский позднее рассказал в статье «Ленин и физическое воспитание»: «Декрет о Всеобщем военном обучении соединил гимнастику и все виды физического развития и тренировки с общим и военным образованием в нашей стране. Этим декретом физкультура была введена в единую систему воспитания трудящихся, их подготовки к защите Родины и к высокопроизводительной многообразной работе…». В весьма трудных условиях начинали свое восхождение к вершинам мастерства пионеры советского спорта. Мало было стадионов, опытных специалистов, не хватало спортивного инвентаря и снаряжения. На примитивных площадках и пустырях юноши и девушки все же тренировались, устраивали спортивные праздники.

В целях пропаганды физической культуры Всевобуч объявил 20 мая 1920 г. Днем спорта. Старты и показательные выступления проводились прямо на городских площадках, в клубах и парках. А через два месяца в Москве состоялся большой спортивный праздник, названный «Предолимпиадой». В центре внимания – парад на Красной площади и показательные гимнастические выступления на ипподроме. Участвовали десять тысяч допризывников. Две тысячи их них прибыли из Петрограда.

Н. И. Подвойский зарекомендовал себя энергичным пропагандистом советской системы физического воспитания. Раскрывая воспитательное значение физической культуры, Подвойский подчеркивает ее важную роль в формировании твердого характера, силы, воли, активности, настойчивости, упорства, хладнокровия, отваги и других морально-волевых качеств. Он провозглашает лозунги: «Физическую культуру – в массы!», «Да здравствует воздух, солнце и вода!»

Эти призывы подкрепляются конкретными делами. Подвойский подписывает приказ о том, что с весны 1921 г. все городские, фабрично-заводские и сельские площадки Всевобуча должны быть оборудованы так, чтобы они стали самыми привлекательными центрами для детей, юношей и девушек по своему художественному расположению в самых красивых местах. Комсомольцы, молодежь с большим подъемом откликнулись на этот призыв и подготовили 2000 площадок.

Заслуживают внимания и другие шаги, предпринятые Н. И. Подвойским. По его инициативе в 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был создан Высший совет физической культуры. Он объединил деятельность всех ведомств и учреждений по организации допризывной подготовки и физического воспитания молодежи. Этот совет разрабатывал программы, уставы, специальные руководства и проводил спортивные соревнования. К весне 1921 г. было организовано 12 областных и 52 губернских совета физической культуры, которые так же, как и Высший совет, состояли из представителей соответствующих местных организаций.

Н. И. Подвойский вправе был сказать: «Я взбунтовал массы к физической культуре, поднял их до сознания пойти против предрассудков, что спорт, физическая культура есть барская затея». Вместе с тем нельзя пройти мимо такого факта. На международном совещании рабочих спортсменов ряда стран в Москве было создано новое международное спортивное объединение, получившее наименование «Красный спортивный интернационал». Его возглавил Н. И. Подвойский. Оказалось, что эта организация стала настолько «красной», что в ее уставе на первом плане значились вопросы участия спортсменов в классовой борьбе, а не в спортивной жизни.

Гражданская война закончилась, Советская республика перешла к мирной жизни, но Всевобуч продолжал играть заметную роль в руководстве физкультурной работой в стране, что связано, на мой взгляд, с отсутствием специального государственного органа руководства физкультурным движением. Руководители Всевобуча предприняли попытку «спортизации» населения посредством создания районных спортивных центров. В принятом в 1921 г. положении о спортивных центрах отмечалось: «Допризывная подготовка и спортизация пролетариата, крестьянства и остальных групп трудящихся проводится по единому плану и единой программе на началах общественной самодеятельности трудящихся, объединяемых по месту и району их труда». На предприятиях, в учебных заведениях стали создаваться спортивные ячейки. Оживилась и спортивная деятельность комсомольских организаций. Во время НЭПа стали возрождаться некоторые дореволюционные спортивные общества. Но в силу экономических трудностей того времени государство вынуждено было сократить ассигнования на физкультурную работу, и переход к системе райспортцентров не увенчался успехом.

Тогда Всевобуч предложил новую организационную структуру в виде Российского союза красных организаций физической культуры (РСКОФК). Предполагалось, что эта организация станет объединяющим и руководящим центром всего физкультурного движения. Однако комсомол не поддержал эту инициативу Всевобуча, увидев в ней попытку учреждения организации, параллельной комсомолу.

Разногласия были настолько серьезны, что для их рассмотрения была создана специальная комиссия ЦК партии. Комсомол поставил перед ней вопрос о создании вместо РСКОФКа учреждения в виде компетентного государственного органа руководства физкультурным движением. Результатом этого явилось принятие ЦИК РСФСР 27 июня 1923 г. декрета об образовании Высшего совета физической культуры (ВСФК) при Центральном Исполнительном Комитете РСФСР на правах комиссии, состоявшей из представителей ЦК партии и различных ведомств и организаций. На Высший совет физической культуры возлагалось согласование, объединение и общее направление научной, учебной и организационной деятельности различных ведомств и учреждений по физическому воспитанию трудящихся. В состав Высшего совета физической культуры вошли представители ЦК РКП(б), ЦК РКСМ, ВЦСПС, народных комиссариатов здравоохранения, просвещения и других ведомств и организаций. Высший совет физической культуры возглавил нарком здравоохранения Н. А. Семашко, его заместителем был известный военный деятель, член ВЦИК К. А. Мехоношин. В состав ВСФК входили также: Б. Бажанов (от ЦК партии), ГПУ представлял Ягода, ставший позднее одним из наиболее жестоких исполнителей сталинской политики борьбы с «врагами народа», сам оказавшийся жертвой этой политики, А. Г. Иттин, (от комсомола) и другие. Состав ВСФК утверждался ЦК партии, который определял основные направления деятельности и плановые мероприятия организации, рассматривал кандидатуры на руководящие посты в физкультурном движении, учитывая в первую очередь политическую лояльность, а не опыт спортивной работы. Поэтому некоторые члены ВСФК не имели достаточного представления о сути физической культуры и спорта, рассматривая их, по словам Б. Бажанова, как «какое-то полезное для здоровья трудящихся масс и их дрессировки, почти обязательное массовое и скопом производимое взмахивание руками и ногами, так сказать, какие-то коллективные движения для здоровья. Это пытались внедрить во всяких рабочих клубах, загоняя трудящихся чуть ли не силой на эти демонстрации». Б. Бажанов отмечает далее, что это не вызывало у занимающихся ни малейшего интереса и рассматривалось как нечто не менее скучное, чем уроки полит-грамотности. «Спорт же, – пишет он, – по идеям теоретиков этой „физкультуры“, рассматривался как нездоровый пережиток буржуазной культуры, развивающий индивидуализм и, следовательно, враждебный коллективистским принципам культуры пролетарской».

Приведенное высказывание очевидца показывает, какой сложный, противоречивый путь проходило советское физкультурное движение в период его становления. Интересно отметить, что отношение к спорту, его развитию дебатировалось в руководящих партийных кругах. Одни были за «физкультуру», то есть за гигиенические, строго дозированные гимнастические упражнения, другие выступали за спорт, проведение спортивных соревнований. Например, за «физкультуру» особенно ратовал Ягода, представлявший в Высшем совете физкультуры ГПУ. На одном из пленумов Совета специально обсуждался этот вопрос. Выступавший с докладом Б. Бажанов говорил о необходимости изменения ситуации в физкультурном движении в сторону усиления внимания к развитию спорта с целью заинтересовать массы спортивными занятиями. Он считал, что для начала надо было восстановить распущенные после революции старые спортивные организации, собрать в них разогнанных спортсменов и использовать их как инструкторов и вдохновителей спортивной деятельности. Это вызвало возражения Ягоды, который сослался на то, что до революции спортом занимались главным образом представители буржуазии. По мнению Ягоды, спортивные организации были и будут сборищем контрреволюционеров. Да и всякий спорт, считал он, против коллективистских принципов. Однако Совет не поддержал точку зрения Ягоды. Вместе с тем ГПУ чинило препятствия восстановлению спортивной работы, так как для него, отмечает Б. Бажанов, «все старые спортсмены были врагами»2. Такая точка зрения еще достаточно долго тормозила развитие спорта, находя косвенное отражение в некоторых партийных документах. Но дело не только в этом. Изложенные подробности позволяют по-новому взглянуть на политику репрессий по отношению к спортивным деятелям и отдельным спортсменам, а также лучше понять подоплеку, причины боязни руководящих кругов создать самостоятельные спортивные объединения и государственные органы управления физкультурным движением. Ведь добровольные спортивные общества и упомянутые органы были созданы лишь в 1930-1936 гг. (об их создании речь пойдет ниже).

Высшие советы физической культуры стали создаваться затем в других республиках и на местах – при губернских и уездных исполнительных комитетах. ВСФК при ВЦИК был первым государственным органом в годы Советской власти, созданным специально для руководства физкультурной и спортивной работой. Однако в те годы еще не было государственного органа с правом контроля руководства физкультурным движением в масштабах всего Советского Союза, да и сам ВСФК работал на правах комиссии, состоявшей из представителей различных организаций и ведомств.

Руководил ВСФК при ВЦИК Николай Александрович Семашко (1874-1949). Один из первых организаторов советского здравоохранения, врач-гигиенист, опираясь на данные медицинской науки, собственные исследования, разрабатывает ряд важных положений, имевших большую как теоретическую, так и практическую значимость для складывавшегося физкультурного движения. Поэтому необходимо остановиться на его трудах и деятельности как председателя ВСФК.

Все болезни – социальные, ибо все они зависят от тех условий, в которых живет человек. Это положение, сформулированное Н. А. Семашко, выражало в то время новый подход к вопросу о болезни и здоровье человека, подчеркивало важность профилактического направления в медицине, социальную обусловленность профилактики. В 1932 г. Николай Александрович создал первую в стране кафедру социальной гигиены, сыгравшую большую роль в деле внедрения профилактических идей в медицинскую науку и практику здравоохранения.

Важное средство укрепления здоровья трудящихся, одну из наиболее доступных и действенных форм массовой профилактики заболеваний видел Н. А. Семашко в физической культуре. «Физкультурное русло профилактической работы, – писал он в 1927 г., – принадлежит к числу самых мощных».

Именно профилактическое значение физической культуры в первую очередь обусловливало внимание Н. А. Семашко к ней. В своих трудах он развивает идеи о социальном характере здравоохранения и физической культуры.

Н. А. Семашко подчеркивал важное значение оздоровительных мер, борьбы за здоровую смену, за санитарную культуру в стране. В книге «Пути советской физкультуры», в которой обобщены итоги развития физкультурного движения в нашей стране за первые 8 лет Советской власти и намечены пути его дальнейшего развития, он отмечал, что укрепление здоровья трудящихся – одна из основных задач Советского государства.

В свете сказанного следует понимать и выдвинутый им лозунг «Физическая культура – 24 часа в сутки!» Его содержание хорошо раскрыто в следующих словах: «Учить правильно работать, правильно отдыхать, спать, соблюдать правила гигиены, закалять и укреплять силы организма…». Этот лозунг в 1920-е г., в условиях санитарной и культурной отсталости населения, имел особенно большое значение, способствуя повышению гигиенической культуры, привлечению внимания широких масс трудящихся к физической культуре.

Н. А. Семашко в своих трудах и выступлениях неоднократно отмечал не только оздоровительное, но и большое образовательное и воспитательное значение физической культуры. По его мнению, занятия физическими упражнениями приучают к точности и красоте движений, способствуют воспитанию воли, развитию коллективизма.

Заслуживают внимания мысли Н. А. Семашко о тесной связи культуры физической с общей культурой. Он показывает, что культурная отсталость народных масс до революции сочеталась с физкультурной безграмотностью. Закономерная тяга людей к общей культуре сопровождается массовым тяготением к культуре физической, что лишний раз доказывает связь обеих культур. Он считал, что культурные навыки не могут привиться без физической культуры. Исходя из этого, он приходит к выводу о том, что «путь к культуре лежит через физическую культуру». Это говорит о высокой оценке им физической культуры как средства повышения общей культуры населения.

Интересно, что много лет спустя в статье, опубликованной в журнале «Теория и практика физической культуры» за 1945 г., Николай Александрович вновь подчеркивает роль физической культуры как одного из «главнейших средств поднятия общей культуры населения».

Творческое наследие Н. А. Семашко в области физической культуры весьма обширно. Из 250 работ, опубликованных им, десятая часть специально посвящена проблемам физического воспитания. Кроме того, эти вопросы рассматриваются им во многих трудах, посвященных проблемам здравоохранения.

Н. А. Семашко принадлежит крупный вклад в разработку ряда важных положений советской системы физического воспитания, в частности, о содержании советской физической культуры, ее средствах. Н. А. Семашко неоднократно подчеркивал, что физическую культуру нельзя сводить только к физическим упражнениям, что она должна охватывать также широкий круг гигиенических мероприятий, рациональный режим труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха. Эти мысли нашли отражение в тезисах, подготовленных ВСФК при ЦИК РСФСР.

В обстановке недооценки спорта многими деятелями физической культуры Николай Александрович постоянно указывал на необходимость развития спорта среди населения. «Мы вовсе не отвлекаемся от элемента соревнования, необходимого в спорте, – писал Н. А. Семашко, – иначе это будет не спорт, а сухая вобла, которая никого не привлечет».

Подвергая критике тех, кто недооценивал спорт, он исходил из того, что занятия физической культурой должны быть интересными, увлекательными, а путь к этому лежит через спорт и игры, и что если держать молодежь «на манной кашке гигиенической гимнастики», то физкультура широкого распространения не получит. Эти мысли он отстаивал и на заседаниях ВСФК при ЦИК РСФСР. Как свидетельствует Б. Бажанов, когда на упомянутом выше совещании в Высшем совете физкультуры Ягода стал говорить о том, что спортивные клубы будут гнездами контрреволюции и что за ними надо смотреть в оба, Семашко перебил его: «Ну, это дело вашего ведомства, это нас не касается».

Многое сделал Н. А. Семашко для внедрения в практику советского физкультурного движения врачебного контроля. Им был выдвинут лозунг «Без врачебного контроля нет советской физкультуры!» Врачебный контроль, врачебные наблюдения стали неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса в нашем физкультурном движении.

Н. А. Семашко уделял большое внимание подготовке специалистов по врачебному контролю в области физической культуры, считал, что такие врачи должны обладать не только медицинскими знаниями, но и хорошо разбираться в вопросах физического воспитания, влияния разнообразных физических упражнений на организм занимающихся.

Стремление Н. А. Семашко обеспечить развитие физкультурного движения на научных основаниях привело его к мысли о создании специального спортивного издательства. При аппарате ВСФК РСФСР по его инициативе возник издательский отдел, преобразованный в 1924 г. в самостоятельное издательство «Физкультура и спорт». Помимо этого через год был создан впервые в СССР научно-методический журнал «Теория и практика физической культуры». Первым главным редактором этого издания стал Николай Александрович. Было положено начало очень важному делу: на протяжении многих десятилетий журнал выполняет важную функцию организации и пропаганды научных знаний в сфере физической культуры и спорта, обмена опытом педагогов, тренеров, ученых.

Развитие физкультурного движения требовало укрепления государственного руководства этой сферой. С этой целью 1 апреля 1930 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР об учреждении Всесоюзного совета физической культуры. Он создавался в целях обеспечения плановости, усиления государственного руководства и контроля над работой по физической культуре. В союзных республиках местные советы физкультуры были реорганизованы в органы государственного руководства и контроля.

Председателем нового органа был назначен Н. К. Антипов (1894-1941), много сделавший для дальнейшего развития физкультурного движения и укрепления авторитета всесоюзного и местных советов физкультуры.

Система централизованного управления физкультурным движением укреплялась и совершенствовалась, и в июне 1936 г. решением правительства «в целях лучшего удовлетворения всевозрастающих запросов трудящихся в области физической культуры и спорта, упорядочения системы физического воспитания и усиления государственного контроля и руководства по физической культуре и спорту» взамен Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. Соответственно было реорганизовано руководство физической культурой на местах. Таким образом, во второй половине 1930-х гг., незадолго до начала Великой Отечественной войны, была сформирована советская система государственного руководства советским физкультурным движением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Пикап - руководства

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Генезис организационных форм и системы руководства самодеятельным физкультурным движением Мы уже упоминали, что физкультурное движение представляет собой сочетание, единство государственных (обязательных) форм физического воспитания (детский сад, средняя и высшая

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации – в либеральный, может

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы 5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: Анатомия, виды тканей

Из книги Права категории «Ж». Самоучитель по вождению для женщин автора Шацкая Евгения

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека 5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной

Из книги Руководство по ведению партизанской войны (перевод) автора ВС СССР Генеральный штаб

Улица с односторонним движением Обнаружив, что ты проехала по улице с односторонним движением в противоположную сторону, ты можешь существенно сократить свой путь, но не спеши радоваться. Неужели ты думаешь, что одна такая хитрая на весь район? Думаешь, раньше тебя этот

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

ДЕЙСТВИЯ ОККУПАЦИОННЫХ ВЛАСТЕЙ ПО БОРЬБЕ С ПАРТИЗАНСКИМ

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Руководства по сексу - Мань, слышь, чего в книге-то пишут, - просвещает супруг жену. - Любовью-то, оказывается, не молча, а с криками заниматься надо Полученные знания супруги решают применить на практике. - Ну что, кричать что ли? - спрашивает Маня. - Пока погоди… - А

Из книги Полный справочник симптомов. Самодиагностика заболеваний автора Руцкая Тамара Васильевна

Руководства по сексу - Мань, слышь, чего в книге-то пишут, - просвещает супруг жену. - Любовью-то, оказывается, не молча, а с криками заниматься надо Полученные знания супруги решают применить на практике. - Ну что, кричать что ли? - спрашивает Маня. - Пока погоди… - А

Из книги Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 6.31. Линии метрополитена могут оборудоваться автоматизированным управлением движением поездов. При этом устройствами автоматизированного управления должны быть оборудованы главные пути, пути оборота составов, а

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

В истории отечественной физической культуры наступил новый период с победой октябрьской революции. Придя к власти, партия большевиков основной целью считала строительство нового социалистического государства. Решая задачи переустройства общества, партия большевиков и советское правительство уделяли большое внимание преобразованию физической культуры. В это время формируется принципиально новый тип физической культуры, отличительным признаком которого стало партийно-государственное руководство ее развитием. Физическая культура была возведена в ранг государственной политики и полностью подчинена задачам социалистического строительства, а физическое воспитание населения признано важным средством коммунистического воспитания, проводимого как государственными, так и общественными организациями. Это на долгие годы определило идейную направленность советской физической культуры, и нашла отражение в формирование её организационных и методических основ.

Одним из первых решений по вопросам физического воспитания было создание в ноябре 1917 года в составе народного комиссариата просвещения школьно-гигиенического отдела с функцией введения в школах обязательного физического воспитания и наблюдения за физическим развитием школьников.

Мирное строительство нового государства было прервано гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Созванный в марте 1918 года экстренный съезд РКП (б) в резолюции «О войне и мире» решил, что первейшей и основной задачей партии в этих условиях является принятие самых энергичных, беспощадно решительных мер для всестороннего, систематического, всеобщего обучения взрослого населения военном знаниям.

Выполняя это решение, ВЦИК в апреле 1918 года издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан, не эксплуатирующих чужой труд. По этому декрету было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии - Всевобуч. Составной частью военного обучения была физическая подготовка. При всех военкоматах были созданы пункты Всевобуча, на которых была организована работа по военно-физической подготовке для допризывной молодежи в возрасте 16-18 лет и призывников 18-40 лет. Для призывников была разработана программа на 96 часов, включавшая занятия по военно-полевой гимнастики, рукопашному бою и стрельбе. Для допризывников программа была рассчитана на два года регулярных занятий 480 часов (на селе 340 часов). В содержание программы входили гимнастика, фехтование, легкоатлетические упражнения, плавание, где позволяли условия, занятия гребным и парусным делом, в зимнее время - лыжная подготовка.

Деятельность Всевобуча не ограничивалась обязательной военно-физической подготовкой. Органы Всевобуча практически руководили всей физкультурной работой страны. Они организовали военно-спортивные клубы, где рабочая молодежь уже на добровольных началах, по своему выбору занималась различными, в основном прикладными видами спорта и участвовали в спортивных соревнованиях.

Осенью 1920 г. при Главном управлении Всевобуча был образован Высший совет физической культуры - совещательный орган. На совет возлагалась разработка программ, уставов и других документов, регулирующих организацию физического воспитания и спортивных мероприятий. Всевобуч организовал в Петрограде, Москве и ряде других городов сеть курсов и школ по подготовке инструкторов для работы в учебных пунктах и военно-спортивных клубах. В октябре 1918 г. в Москве на базе инструкторских курсов был образован одногодичный институт физической культуры, преобразованный в 1920 г. в высшее учебное заведение. В октябре 1919 года на базе Высших курсов П.Ф.Лесгафта был учрежден Государственный институт физического образования (ГИФО). Таким образом, еще в начале 20 -х годов было положено систематической подготовке специалистов по физической культуре.

Активно включился в организацию физкультурно-спортивной работы созданный в октябре 1918 г. Коммунистический союз молодежи. На 2-ом съезде в 1919 г. РКСМ принял постановление «О физическом воспитании и скаутизме», где оценил сущность скаутской системе воспитания молодежи как буржуазную. Съезд призвал бороться против скаутских организаций и выделить политруков на пункты допризывной подготовки и военно-спортивные клубы для проведения политико-воспитательной работы. Активную роль в развитии физической культуры в эти годы стали играть профессиональные союзы. Они создавали физкультурные кружки на фабриках и заводах, в рабочих клубах и обеспечивали их необходимыми материальными средствами.

Общими усилиями Всевобуча, комсомола, профсоюзов в стране, не смотря на трудности, связанные с гражданской войной, оживилась физкультурно - спортивная работа, стали проводиться спортивные праздники и соревнования. Получили развитие гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, лыжный, конькобежный спорт, футбол.

Самыми первыми республиканскими соревнованиями стал чемпионат по конькобежному спорту, проведенный 20-21 января 1918 г. в Москве. Победил на всех дистанциях Я.Мельников. 17-18 марта 1918 г. состоялся розыгрыш первенства республики по тяжелой атлетики. В мае 1919 г. в Москве на Красной площади состоялся парад, посвященный годовщине Всевобуча. Это был первый физкультурный парад в стране. Зимой 1920 г. в Москве было проведено первое первенстве республики по лыжному спорту. Участвовали команды Москвы, Владимира, Калуги, Костромы, Нижнего Новгорода, Подольска, Ржева.

К концу гражданской войны по данным Всевобуча количество занимающихся физической культурой насчитывало 143 тыс. человек. После окончания гражданской войны страна приступила к мирному строительству и задачи военно-физической подготовки отодвинулись. Главной задачей физической культуры стала забота о восстановлении здоровья населения, подорванного голодом, болезнями военных лет и подготовке ее к активной трудовой деятельности. Для этого, прежде всего надо было решить вопрос о новых формах организации физкультурного движения. Органы Всевобуча были расформированы и вопросы организованного строительства стали первостепенными, так как от них в большой мере зависела успешность решения задач, возложенных на физическую культуру. В эти годы в связи с проведением новой экономической политикой (НЭП), активизировалась деятельность старых буржуазных спортивных организаций. В противовес им комсомол стал создавать свои физкультурные общества - «Муравей» в Москве и Московской губернии, «Спартак» в Петрограде и Новгороде, на Украине и в Закавказье, «Красный молодняк» в Белоруссии и др. Конец этим исканиям новых организационных форм был положен в 1923г. Советское правительство вынесло решение о создании Высшего Совета физической культуры при Всероссийском ЦИК. Совет был создан на правах постоянной комиссии для согласования и объединения научной, учебной и организационной деятельности по физическому воспитанию различных ведомств и организаций. В состав ВСФК вошли представители ряда наркоматов. Председателем был назначен нарком здравоохранения Н.А.Семашко. Позднее такие советы были созданы и в других союзных республик СССР.

Одновременно в 1923 г. был разрешен вопрос и об организационных формах самодеятельного физкультурного движения. Наиболее рациональной и соответствующей данному периоду был признан кружок физической культуры при профсоюзном клубе . Старые буржуазные спортивные общества и клубы были ликвидированы, а комсомольские физкультурные организации переданы профсоюзам. Центром всей культурно воспитательной работы среди трудящихся в те годы были профсоюзные клубы. Поэтому и работа по физической культуре была включена в общий план их деятельности. С созданием клубных кружков физической культуры, было, положено начало клубно-территориальному принципу организации самостоятельного физкультурного движения, просуществовавшего в стране до 1930 года. Возглавлял работу кружка инструктор, назначаемый правлением клуба, то есть кружок не обладал организационно-правовой самостоятельностью. Несмотря на это, создание кружков способствовало вовлечению рабочей молодежи в физкультурное движение и оживило спортивную работу в стране. Таким образом, организационная структура физкультурного движения была определена. Но оставались нерешенными вопросы содержания и методов физкультурной и спортивной работы. Их поиск тоже проходил трудно, в острых дискуссиях и борьбе мнений.

Считалось, что советская физическая культура должна в корне отличаться от буржуазной, в ней должна отражаться ее пролетарская сущность. Но как и в чем? По этим вопросам были самые разные точки зрения. Многие искали различия между буржуазной и советской системами физического воспитания в самих физических упражнениях. В результате отдельные виды спорта объявлялись буржуазными, а советские физические упражнения искусственно придумывались.

Так группа физкультурных работников, сторонников «пролеткульта» считала главной задачей создание особой «пролетарской» физической культуры, все прошлые достижения физической культуры и спорта предлагалось выбросить “на свалку истории». Они отрицали спорт и спортивные соревнования как рожденные буржуазным строем, считали, что заниматься спортивной гимнастикой, тяжелой атлетикой, боксом, теннисом, футболом и другими видами спорта трудящиеся не должны, так как они классово чужды духу пролетариата. Взамен рекомендовались физические упражнения, имитирующие трудовые движения вроде строгания, пиления, ударов молотом по наковальне, движений косаря и им подобные. Вместо гимнастических снарядов предлагались различные приборы и станки, чтобы молодежь могла на них упражнять трудовые движения и так физически готовить себя к труду.

Другой позиции придерживались представители гигиенического направления, которое преобладало среди школьных учителей и врачей. Они упрощенно понимали оздоровительную направленность советской системы воспитания и рекомендовали заниматься только легкими упражнениями типа зарядки, прогулки и простыми подвижными играми. Объясняли они свою позицию тем, что здоровье рабочих и их детей обременено тяжелой наследственностью из-за длительной эксплуатации прошлых поколений. Они считали недопустимыми спортивные тренировки и соревнование с высокими физическими нагрузками. В школах они внедряли так называемые «нормальные» уроки, которые из-за низких физических нагрузок исключали физическое развитие школьников, снижали их интерес к занятиям.

Специфически понимали значение физической культуры и некоторые клубные работники. Они стремились превратить занятия в кружках физической культуры в голую театрализацию , в подготовку к выступлениям на клубной сцене. Физические упражнения выполнялись в виде построения пирамид, акробатических и танцевальных движений, «живой газеты», должны были напоминать движения машин, молотобойцев, жнецов, пахарей и т. п. Занимающимся фактически навязывались надуманные формы физического воспитания без учета их интересов. Значение физических упражнений как средство физического развития сводилось к минимуму.

Такое узкое понимание средств и методов физического воспитания, критическое отношение к спорту негативно сказывались на практике физического движения. Из программы первого праздника физической культуры 1925 г., проходившего в Москве, были исключены соревнования по спортивной гимнастике, боксу и футболу, а достаточно низкие нормативы в беге на 100 м - 14 сек и прыжках в высоту - 125 см у мужчин, не смогли выполнить треть участников соревнований. Необходимо было устранить разнобой в толковании цели и содержания советской системы физического воспитания и определить пути ее развития. На решение этих задач было направлено постановление Оргбюро ЦК РКП (б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры».

В постановлении были изложены идейно-теоретические, организационные и методические основы советского физкультурного движения.

Определяя идейную направленность физической культуры, партия указала, что физическая культура должна быть средством сплочения широких народных масс вокруг партийных, профсоюзных и советских организаций, через которые они вовлекались в общественно-политическую жизнь.

Исходя из этого, физическая культура не должна обособляться в какие-то независимые организации, а должна быть включена в общий план деятельности государственных и общественных организаций (органы народного просвещения, здравоохранения, армия, профсоюзы, комсомол и др.), которые обязаны активно участвовать в ее развитии.

В качестве средств физического воспитания предлагалось использовать и гимнастику, и спорт, и игры, и естественные факторы природы, так же физическая культура должна включать в себя общественную и личную гигиену, правильный режим труда и отдыха. В постановлении указывалось на важность спортивных соревнований. Подчеркивалась роль спорта в интернациональном воспитании трудящихся и в формировании международных отношений. Постановление стало программой деятельности физкультурных организаций на долгие годы.

В октябре - ноябре 1926 г. XV партийная конференция подвергла критике работу профсоюзных кружков физической культуры и предложила перейти на секционную форму проведения занятий. Создание секций способствовало оживлению спортивно-массовой работы.

Летом 1927 г. в Москве состоялся Всероссийский летний спортивный праздник. С 1928 г. стали проводиться комплексные соревнования, получившие название спартакиад. В начале 1928 г. состоялась Зимняя Спартакиада, включавшая лыжные гонки, горное двоеборье, соревнования лыжников-стрелков и др. Самым крупным событием тех лет стала Всесоюзная Спартакиада, прошедшая в Москве в августе 1928 г. В ней приняло участие свыше 7 тысяч спортсменов из союзных республик, краев и областей. Свыше 600 участников составили гости - рабочие спортсмены, прибывшие из 14-ти зарубежных стран. Программа соревнований включала более 20 видов спорта, соревнования проходили на вновь построенном стадионе “Динамо”. На ней было установлено много всесоюзных рекордов. Первое место заняла команда РСФСР, второе - Украина, третье - Белоруссия.

      Физическая культура в 30 -е годы .

В 30-е годы произошла организационная и методическая перестройка физкультурного движения. Она была связана с социалистическим переустройством общества. Задачи коренного переустройства экономической и культурной жизни потребовали повышения роли физкультурных организаций, их активного участия в практике социалистического строительства. На этом этапе в стране отсутствовал всесоюзный орган руководства физической культурой. Высшие советы физической культуры, созданные 1923-1924 гг., существовали на правах согласительных комиссий и не имели полномочий руководства и контроля за всей физкультурной работой в стране. Это вызвало разнобой и параллелизм в работе отдельных ведомств и общественных организаций. Некоторые ведомства недооценивали эту работу. Например, Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) до 1927 г. не разработал программ по физическому воспитанию школьников, во многих школах уроки физической культуры вообще не проводились. Наметилось увеличение рекордами в ущерб массовости физкультурного движения. В этих условиях дальнейшее сохранение старых форм руководства становилось нецелесообразным. 23 сентября 1929 ЦК ВКП (б) принял постановление «О физкультурном движении», в котором предложил усилить и централизовать государственное руководство физической культурой в стране и обеспечить участие в физкультурном движении широкой рабочей общественности.

В апреле 1930 Президиум ЦИК СССР внес постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культурой с правами государственного руководства и контроля за работой по физической культуре, проводимой всеми организациями страны. В это же время решался вопрос об организационной перестройке самостоятельного физкультурного движения. Поэтому с 1930 г. начался переход от клубно-территориального принципа построения физкультурных организаций к производственному, который мог обеспечить лучшие условия роста массовости и более тесную связь физкультурной работы с задачами социалистического производства. Вместо клубных кружков на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях стали создаваться коллективы физической культуры, которые действовали под руководством местных профсоюзов. Коллективы физической культуры, в отличие от кружков, были наделены большей организационной самостоятельностью, обладали широкими возможностями для использования физической культуры в целях организации труда и отдыха работающих, формирования социалистического отношения к физической культуре.

Началась работа по внедрению физкультурных мероприятий в производственный процесс - производственная гимнастика. Эти мероприятия рассматривались как фактор научной организации труда, предупреждающий утомление в процессе рабочей смены, повышающий производительность труда. Было организовано научное изучение применения производственной гимнастики. К работе были привлечены лучшие научные силы - А.Н Крестовников, С.П. Летунов, А.Ц.Пуни, И.М Коряковский, С.Л.Фейгин, С.В.Янанис и др. К середине 30-х годов производственная гимнастика проводилась свыше чем на 1000 промышленных предприятий.

Важное значение для становления методических основ советской системы физического воспитания имело введение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В мае 1930 года в газете «Комсомольская правда» была высказана мысль о необходимости разработки единого критерия для оценки всесторонней физической подготовленности молодежи, предлагалось установить специальные нормы и требования, а тех, кто их выполнит - награждать значком. В марте 1931 года Всесоюзный совет физической культуры утвердил положение о физкультурном комплексе ГТО. Сначала комплекс состоял из одной ступени и включал 15 нормативов по различным физическим упражнениям и 3 теоретических требования - знакомство с основами советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. В 1932 годы была введена вторая ступень комплекса, включавшая 22 более сложных практических норматива и 3 теоретических требования. В 1934 году для школьников была введена ступень «Будь готов к труду и обороне (БГТО), содержащая 13 норм и 5 требований. Комплекс ГТО был признан программно- нормативной основой советской системы физического воспитания, стал ядром программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и учебно-тренировочной работы в спортивных секциях.

Введение комплекса ГТО создало предпосылки для основанной на всесторонней физической подготовке спортивной специализации. В 1934 году правительство приняло решение об установлении первого спортивного звания - заслуженного мастера спорта СССР. В 1937 г. была разработана и утверждена Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) , которая устанавливала разрядные нории и требования по видам спорта.

Внедрение в практику работы комплекса ГТО И ЕВСК содействовало упорядочению всей учебно-спортивной работы, системы спортивных соревнований, способствовало развитию массовости физкультурного движения и рост мастерства спортсменов. В 30-е годы улучшилась работа по физическому воспитанию и спорту среди учащейся молодежи. На основе комплекса ГТО были пересмотрены государственные программы по физическому воспитанию в школах и других учебных заведениях. С 1930 года физическое воспитание как обязательный предмет было введено во всех средних специальных и высших учебных заведениях. В вузах создавались кафедры физического воспитания.

В 1934 году появились первые детские спортивные школы (ДСШ), на базе которых строилась внешкольная физкультурно-спортивная работа. К 1937 году в году в стране действовало более 200 ДСШ. Стали регулярно проводиться спортивные соревнования и спартакиады школьников. В 1934 году впервые была проведена Всесоюзная студенческая спартакиада.

В этот период развернулась научно-исследовательская и методическая работа в области физического воспитания и спорта. В Москве, Ленинграде, Харькове, и Тифлисе были открыты научно-исследовательские институты физической культуры. Началась подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру. Все это способствовало внедрению достижений научной мысли в практику физического воспитания и спорта. За вклад в развитие физиче­ской культуры московский (1934г.) и ленинградский (1935г.) институ­ты физической культуры были удостоены высших правительственных наград.

В середине 30-х годов произошла организационная перестройка, изменившая государственные и самодеятельные формы управления физкультурным движением.

В мае 1936 года ВЦСПС принял решение о создании при Центральных Комитетах профсоюзов Всесоюзных отраслевых добровольных спортивных обществ (ДСО), которые объединяли коллективы физической культуры, входящие в их отрасли. По примеру «Динамо» (1923 г.), «Спартак» (1935 г.) были образованы ДСО «Водник», «Локомотив», «Буревестник», «Медик», «Нефтяник», «Пищевик», «Шахтер», «Энергия», и др. Образование ДСО способствовало организованному укреплению самостоятельного физкультурного движения, были разработаны уставы ДСО, которые определяли цели, задачи, принципы построения и структуру, права и обязанности членов ДСО. Создание ДСО позволило объединить квалифицированные тренерские и инструкторские кадры, финансовые средства и материальную базу, необходимые для развития массовой физкультурно- спортивной работы и повышения спортивного мастерства. Началось строительство стадионов, гимнастических залов, лыжных баз и т. п.

Вскоре после создания ДСО в июне 1936 года решением правительства Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР был преобразован во Всесоюзный Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных Комисаров СССР. Создание нового государственного органа было продиктовано необходимостью упорядочить повседневное руководство деятельностью всех организаций, занятых в сфере физической культуры. На Комитет возлагалась функция государственного руководства и контроля за деятельности всех органов, осуществляющих работу по физической культуре. В его обязанности входило руководство подготовкой кадров и организацией научных исследований, строительством спортивных сооружений, производством спортивного инвентаря, разработка основных нормативных документов и др. Серьезное внимание было обращено на руководство спортом. В аппарате комитетов появился учебно-спортивный отдел. Богаче стал всесоюзный календарь спортивных соревнований. В нем были представлены соревнования по 34 видам спорта. Первенства страны проводились поочередно по территориальному и ведомственному признаку. Спорт стал успешно развиваться в национальных республиках, на селе, в армии, среди учащейся молодежи и взрослого населения.

С 1939 года стал праздноваться Всесоюзный день физкультурника. Все эти изменения способствовали росту массовости – к 1940 году физкультурное движение объединяло более 5 млн.человек, и повышению мастерства спортсменов – за 1937 год было установлено 112 всесоюзных рекордов, 44 достижения советских спортсменов превысили официальные мировые рекорды, но они не были зарегистрированы, т.к. советские спортсмены не являлись членами международных спортивных федераций. Возросшее спортивное мастерство советские спортсмены демонстрировали и в международных встречах, которые в основном проходили в рамках рабочего спорта. Только в 1938 -1944 гг. в СССР побывало 250 иностранных спортсменов. Успешно выступили советские спортсмены на Артверпенской рабочей Олимпиаде 1937 году.

4.3. Физическая культура накануне и в годы Великой Отечественной Войны .

В конце 30-х годов международная обстановка существенно усложнилась. В связи с реальной угрозой войны на первый план встала задача повышения обороноспособности страны. Важную роль в решении этой задачи отводилась и физкультурным организациям. Все это требовало пересмотра форм и методов физкультурной работы, усиления ее военной направленности. В армии было введено новое «Наставление по физической подготовке», в соответствии с которым физическая подготовка стала обязательной частью строевой и тактической подготовки всех родов войск.

Основу всей физкультурно-массовой работы по-прежнему составлял комплекс ГТО, но в сложившихся условиях появилась необходимость пересмотра его нормативов. В ноябре 1939 года СНК СССР принял постановление о введении с 1 января 1940 года нового комплекса ГТО. Он существенно отличался от прежнего. В новом комплексе общее количество норм было сокращено, в каждой ступени вводилась два раздела – обязательные нормы и нормы по выбору. Обязательные нормы для каждого сдающего включали: гимнастику, бег, плавание, преодоление полосы препятствия, стрельбу, ходьбу на лыжах (или пеший поход), а также теоретические сведения об основах советского физкультурного движения и гигиене. Нормы по выбору состояли из групп упражнений, направленных на развитие основных двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты и выносливости. Они включали упражнения по различным видам спорта, в том числе и прикладных. На основе нового комплекса ГТО были пересмотрены программы по физическому воспитанию в учебных заведениях. В спортивно – массовой работе больше внимания стало уделяться занятиям военно-прикладным видам спорта. Широкое распространение получил стрелковый спорт, стали создаваться клубы автомотоспорта, водномоторные, парашютные, планерные, стал развиваться альпинизм.

В феврале 1939 году состоялся Всесоюзный праздник по оборонным видам спорта – были проведены военизированные игры на местности, состязания конников, мотоциклистов, стрелков, лыжников, гранатометчиков, мастеров рукопашного боя. В спортивной работе стали популярны дальние пробеги, проплывы, походы, массовые легкоатлетические и лыжные кроссы.

С началом Великой Отечественной войны вся деятельность физкультурных организаций была подчинена нуждам военного времени - «все для фронта, все для победы».

Главной задачей стала массовая военно-физическая подготовка населения. С сентября 1941 года в стране было введено всеобщее военное обучение. Все физкультурные организации были привлечены к этой работе. Они предоставляли кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Будущих воинов обучали штыковому бою, метанию гранаты, преодолению полосы препятствия, переправе вплавь и спасению утопающих. В зимнее время добавлялась военно-лыжная подготовка. В контакте с оборонительными организациями готовились стрелки-снайперы, разведчики, парашютисты, мотоциклисты, альпинисты, гранатометчики, истребители танков. Соответственно условиям военного времени пересматривались программы по физическому воспитанию во всех учебных заведениях. В комплексе ГТО некоторые нормативы были заменены военно- прикладными упражнениями, появились требования по знанию материальной части винтовки, знанию основ топографии и санитарного дела.

Физкультурные организации активно участвовали в работе по вос­становлению здоровья и возвращению в строй раненых солдат и офицеров средствами лечебной физической культуры (ЛФК). В госпиталях, батальо­нах выздоравливающих и других лечебных учреждениях работали более 2000 методистов ЛФК. Разработкой методов ее применения занимались видные специалисты - профессора В.К.Добровольский, И.М.Саркизов-Серазини и др. Если в 1942г. лечебной физической культурой было охва­чено около 60% от общего числа раненых и больных, то к концу 1944г. этот показатель увеличился до 87%.

С первых дней войны многие спортсмены – воспитанники спортивных обществ, преподаватели и студенты физкультурных учебных заведений были мобилизованы в армию или ушли добровольцами на фронт. Они направлялись в тыл врага, сражались в специальных подразделениях, партизанских отрядах. В рядах защитников Родины было много известных спортсменов - боксеры Н.Королев, Н Князев, В Галушкин, борцы – Г.Пыльнов, А Кантулин, конькобежцы – А. Канчинский, К. Кудрявцев, гребцы- А.Долгушин, А.Смирнов, штангисты- В.Крылов, Н.Шатов и многие другие. В самом начале войны из числа студентов и преподавателей института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта было сформировано 13 особых партизанских отрядов. Они действовали в исключительно сложных условиях в тылу врага, нанося ему ощутимые удары. Только за первый год войны партизаны-лесгафтовцы уничтожили около 3000 вражеских солдат и офицеров, взорвали 87 железнодорожных мостов, пустили под откос более 1000 вагонов с войсками и военными грузами, совершили 24 нападения на вражеские аэродромы. Особенно прославился своими боевыми действиями отряд, возглавляемый Д.Ф.Косицинным. Званиями Героя Советского Союза посмертно были удостоены Д.А.Балаханов, В.А.Мягков, Клава Назарова. За боевые подвиги в 1942 году институт имени П.Ф.Лесгафта был награжден орденом Красного Знамени.

Из преподавателей и студентов московского института физической культуры была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения, совершавшая дерзкие диверсии против врага. За проявленное мужество и умелые действия 150 бойцов этой бригады были удостоены правительственных наград, а погибших в одном из боев Г.Галушкин - посмертно – звание Героя Советского Союза. В память о погибших спортсменах проводиться и в наше время спортивные мемориалы.

В трудные годы войны не прекращалась и спортивная работа, она в основном переместилась в тыловые регионы – Закавказье, Среднюю Азию, Урал, Сибирь. Там продолжали проводиться кроссы, пробеги, и другие массовые соревнования. В напряженные дни боев под Москвой в декабре 1941 года были проведены соревнования на Кубок Москвы по русскому хоккею, конькобежные соревнования. В осажденном Ленинграде в 1942 году состоялся матч по футболу, показавший, что город жив и борется с врагом.

С 1943 года, когда в ходе войны произошел коренной перелом, возобновились соревнования на первенство страны по 8 видам спорта. Когда же территория СССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков, масштабы спортивной работы расширились. В 1944 г. первенство СССР было проведено по 14 видам спорта, возобновился розыгрыш Кубка СССР по футболу, победителем стал ленинградский «Зенит». В 1945 г. первенство СССР было проведено по 22 видам спорта, проводились матчевые встречи и соревнования между спортивными обществами. В 1945 г. все спортивные мероприятия проходили под знаком победоносного завершения Великой Отечественной войны, испытания в которой с честью выдержали вместе со всем народом и спортсмены нашей страны.

Вопросы для самопроверки

    Какие изменения в развитии физической культуры произошли после октября 1917 года?

    Как развивалось физкультурное движение в годы гражданской войны?

    Как развивалось физкультурное движение в 20-е годы? Значение постановления ЦК РКП(б) от 13 июня 1925 года и ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 года?

    Как формировались организационные основы советского физкультурного движения?

    Какое значение для совершенствования советской системы физического воспитания имело введение комплекса ГТО и «Единой всесоюзной спортивной классификации»?

    Как развивалась физическая культура в 30-е годы? Каковы были достижения советских спортсменов?

    Основные направления деятельности физкультурных организаций в годы Великой Отечественной войны?

90 лет назад, 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в Советской России был закреплен и организационно оформлен Всевобуч (всеобщее военное обучение граждан). В 1923 году Всевобуч перестал существовать, был возрожден в сентябре 1941 года.

22 апреля 1918 года ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», в соответствии с которым создавалась система военной подготовки боевых резервов Красной Армии. В первую очередь подготовку должна была пройти молодежь допризывного возраста (15‑17 лет). Так появился Всевобуч ‑ Главное управление всеобщего военного обучения территориальных войск.

Страна была разделена на полковые и батальонные территориальные округа, состоявшие из участков (ротных, взводных и отделенных). В каждом участке выделялись кадровые военные. Они не только занимались военным обучением населения, но и являлись костяком будущих частей, которые могли быть развернуты в случае мобилизации. Руководство территориальными округами осуществляли через отделы всевобуча губернские, уездные и волостные военкоматы.

Сначала во Всевобуч вовлекались в основном рабочие, с весны 1918 года ‑ бедное крестьянство, а с лета ‑ уже и середняки. Обучаемых (в возрасте от 18 до 40 лет) распределяли на группы: проходивших ранее военную службу и не проходивших. Первых частично доучивали, а потом многие из них становились инструкторами. Ротам, как правило, присваивали названия по поселкам, откуда было большинство обучавшихся. Учили сначала одиночек, затем звеньями, отделениями, повзводно, поротно. В конце занятий проводили общее показательное учение. Занятия продолжались шесть или два часа ежедневно ‑ в зависимости от того, были обучаемые оторваны от производства или нет.

Существовало три официальных программы проведения всевобуча ‑ недельная, 7‑недельная и 14‑недельная.

Недельная 42‑часовая программа предусматривала обучение стрелковому делу (устройство винтовки, уход за ней), ведению стрельбы, строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя), полевой службе (охранение, разведка), окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат). Если появлялась возможность удлинить обучение еще на три дня, 18 часов, обучали еще и наступлению, ночному бою и подрывному делу.

7‑недельная программа при двух часах занятий ежедневно состояла из 26 учебных часов тактики, 35 ‑ стрелкового дела, 8 ‑ окопного дела, 8 ‑ на гранату и пулемет, 8 ‑ на устав, 13 часов ‑ на практическую проверку.

В 1923 году допризывная подготовка была временно прекращена и возродилась в годы Великой Отечественной войны. С 1 октября 1941 года вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Занятия проводились по 110‑часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объёме подготовки одиночного бойца. В системе Всевобуча готовились бойцы‑специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулемётчики и др.

Всевобуч стал одним из мощных источников пополнения войск резервами. Всего за годы войны общее число граждан, охваченных всеобщим военным обучением, составило 9862 тыс. человек. Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки (по состоянию на начало 1944 г.).

Похожие публикации