Образование деепричастий при помощи суффикса о. Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный

Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

оборот?

Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки - моя руки;
  • помыть яблоки - помыв яблоки;
  • помыться после пробежки - помывшись после пробежки .

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь ":

  • осознавать - осознавая;
  • разбивать - разбивая;
  • читают - читая;
  • старается - стараясь;
  • смеется - смеясь;
  • готовится - готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат - крича;
  • плачут - плача;
  • держим - держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":

  • быть - будучи;
  • идут - идучи;
  • ехать - едучи;
  • жалеют - жалеючи;
  • играет - играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут ;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
  • с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил - опустив;
  • помыла - помыв;
  • покрасили - покрасив;
  • вернула - вернув.

С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":

  • вытерла - вытерши;
  • принес - принесши;
  • подумали - подумавши;
  • истечь - истекши;
  • пронеслась - пронесшись .

С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":

  • улыбнулся - улыбнувшись;
  • умылась - умывшись;
  • засмеялись - засмеявшись;
  • возвратился - возвратившись .

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " " и "":

  • прочесть - прочтя,
  • отвезти - отвез - отвезя;
  • увести - увел - уведя;
  • кричат - крича .

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли - высохши/высохнув,
  • озябнуть - озябши/озябнув .

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить - подгнивая;
  • петь - распевая;
  • звать - зазывая/называя;
  • драть - раздирая;
  • ехать - поезжая;
  • бежать - забегая;
  • лезть - залезая .

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .

Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "":

  • они пошли на речку искупаться и помыться .

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Тема урока. Как образуются деепричастия совершенного вида. 7 класс

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель учителя . Сформировать представление о суффиксах деепричастий совершенного вида и о способах их образования.

Цель ученика . Научиться узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида и образовывать с их помощью деепричастия.

Планируемые результаты:

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения.

Метапредметные:

регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии своей оценки и определять степень успешности своей работы;

познавательные: выполнять анализ(выделение признаков), выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений,

учиться находить суффиксы, образовывать деепричастия, придумывать слова к схеме, выделять морфемы;

коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать других, читать вслух и про себя тексты учебника.

Предметные : знать суффиксы деепричастия совершенного вида, грамматические признаки деепричастий совершенного вида;

уметь узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида, уметь образовывать с помощью суффиксов деепричастия.

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1 .Организационный этап. (Цель. Организация самооценки обучающегося, их готовности к предстоящей деятельности на уроке)

Проверяет готовность к уроку

Готовятся к уроку

2.Актуализация знаний (Цель. Организация восприятия задания обучающимися)

Диктует предложение для синтаксического разбора. Задает вопрос: «Какая форма деепричастия нам незнакома?» См.Приложение.

Записывают под диктовку у доски и в тетрадях, разбирают предложение.

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, уважения к труду.

Познавательные. Выполняют анализ предложения.

Регулятивные . Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

3.Введение нового задания .(Цель. Организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста)

Читают, комментируют, думают, как лучше составить таблицу.

Познавательные . Анализ текста, выделяют признаки, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные. Доносят свою позицию до других

4. Воспроизведение нового знания (построение алгоритма ) (Цель. Организация совместной деятельности)

Корректирует работу групп.

Выполняют работу по построению таблицы.

Познавательные. Читают вслух и про себя текст, слушают других.

5.Первичное закрепление . (Цель. Организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи)

Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.

См. Приложение

Защита своих таблиц. Проговаривают суффиксы деепричастий совершенного вида и способы образования деепричастий.

Познавательные. Выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других.

6. Тренинг . (Цель. Организация первичного закрепления построенного алгоритма.

«Сильным» ученикам предлагает индивидуальные задания у доски(2 человека), остальных организует на совместную работу (1 человек у доски, остальные работают в тетрадях).

Диктует слова, словосочетания.

Контролирует выполнение работы.

См. Приложение

Выполняют индивидуальные задания (2 человека). Остальные работают в тетрадях, один у доски. Составляют схемы слов. Объясняют свой выбор. Проводят морфемный анализ. Выполняют упражнение № 181

Познавательные. Находят суффиксы деепричастий, образовывают деепричастия, выделяют морфемы.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других

Регулятивные. Осуществляют действия по реализации плана, сверяют свои действия по плану (таблице).

7.Рефлексия деятельности на уроке . (Цель. Организовать понимание ценности выполненной деятельности)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу. См.Приложение

Осуществляют самооценку.

Формулирую конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные. Выполняют анализ (выделяют признаки), выбирают основания для сравнения.

Регулятивные. Учатся вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.

8.Комментарий к домашнему заданию . (Цель. Организовать закрепление новых знаний в домашних условиях)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Слушают внимательно.

Записывают задание в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

2. Актуализация знаний . Синтаксический разбор предложения . ВОЙДЯ В КВАРТИРУ, Я ЗАСТАЛ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ ЗА РАБОТОЙ.

Какая форма деепричастия нам незнакома?

Дайте оценку поступку приятеля. Хорошо это или плохо?

Часто ли вас можно застать за работой?

4. Воспроизведение нового знания.

Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Выскочить

замахнуться

-в, -вши

Выскочив

Выскочивши

замахнувши сь

испекши

прищурятся

-а (-я)

прищуря сь

Отвечают на вопрос что сделав?

Обозначают законченное добавочное действие

6 Тренинг . Карточка №1

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастные обороты.

Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.

Карточка №2

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Определите вид деепричастия

Закружилась и завыла вьюга. Светились и отражались в реке звезды.

Слова для работы у доски : Набросить плащ – набросив плащ; нахмурить брови – нахмуривши брови; раскаяться в проступке- раскаявшись в проступке; понадеяться на друга –понадеявшись на друга; выпучить глаза – выпучив глаза. (Образовывают деепричастия, выделяют морфемы)

Упр. 180. Образовать деепричастия от глаголов в начальной форме, объяснить орфограммы(только словосочетания, в которых пропущены орфограммы)

Распол..житься у опушк.. леса(расположившись), выст..вить руки вперед и сле..ка согнуться (выставив и согнувшись), ра..делить поровну (раделив),бл..кировать удар противника (блокировав), разыграть комбинацию (разыграв), к..оснуться руками сетк..(коснувшись),упасть вне площадк.. (упав), опазд..вать на соревнования(опаздав),увид..ть товарища (увидев), отр..зить атаку (отразив).

7. Вопросы для рефлексии: Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы сегодня научились на уроке?

Какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Как вы считаете, усвоили вы сегодняшнюю тему? И насколько?

8 Домашнее задание . &30 выучить, упражнение 181 (1-2)

Похожие публикации