Из людей делают стадо поощряя древние инстинкты. Ix. стадный инстинкт. Что такое стадный инстинкт

Стадный инстинкт и конфликты нашего подсознания.

Межличностные противоречия, борьба между людьми при столкновении их интересов, представлений, суждений и взглядов на жизнь приводит к конфликтам. Конфликты являются бичом современного общества, наносящим, порой, непоправимый удар по взаимоотношениям людей, и вызывающим многочисленные психосоматические болезни.

Иногда бывает трудно понять, почему люди ведут себя столь странно, агрессивно и «неправильно». Да и сами конфликтующие стороны зачастую плохо представляют, чего они, собственно, хотят добиться в ходе конфликта.

Но если анализировать, то окажется, что в основе любого, казалось бы, ненужного скандала, любой агрессии, любого поступка лежит побудительная причина, подсознательная надежда на результат, который желательно получить. На работе такими причинами могут быть желание повысить свой заработок или добиться успеха в глазах сослуживцев. Дома близость с партнером, желание угодить ему или властвовать над ним. Любые конфликты и скандалы служат инструментом для достижения определенной цели. Они обусловлены стремлением «к выигрышу» для каждой конфликтующей стороны. Всякое поведение, которое нам кажется негативным, имеет свои мотивы. И очень часто эти мотивы не осознаются не только окружающими, но и самим скандалящим человеком.

Простое понимание глубинных, подсознательных, мотивов конфликтных ситуаций поможет предотвратить конфликты или заметно уменьшить вред, который они способны нанести.

Все то, что в данный момент не находится в сознании человека называется подсознательным или бессознательным (по Фрейду). Сознание это то, что мы осознаем в настоящий момент.

В основе человеческого поведения лежат насущные потребности, а также не осознаваемые нами примитивные инстинкты и желания, обусловленные биологическими побуждениями. Именно древние инстинкты зачастую вызывают конфликтные ситуации, определяя поведение современного человека. Эти инстинкты достались нам от далеких предков, они были полезны в прошлом, но сейчас утратили свою ценность и только мешают нам.

Однако, увы, мотивы поведения современного человека во многом схожи с мотивами поведения животных. Изучая поведение животных, ученые лучше понимают и прогнозируют поведение людей в различных жизненных ситуациях.

Давайте рассмотрим несколько весьма поучительных экспериментов, которые помогут нам понять подсознательные механизмы поведения окружающих нас людей.

Итак, большая стая обезьян находится на огороженной территории под наблюдением ученых. Как и в живой природе в стае существует своя иерархия. Разделение по рангам закон любой стаи. Обязательно имеется вожак, глава стаи, а также перворанговые самцы и самки, второранговые, изгои, детвора. И вот на территорию к обезьянам ставят клетку-кормушку с хитрым замком-запором. В клетке лакомство отборные спелые бананы. Обезьянам хочется бананов, они раздраженно возятся у клетки, но достать бананы не могут: сквозь прутья клетки не дотянуться, а запор открыть не получается.

Тогда ученые изолируют из стаи самую неавторитетную обезьяну-самца. И вдали от всех учат открывать точно такой же запор на другой клетке. Показывают, тренируют навык. Вот наконец обезьяна все поняла, усвоила. Ее возвращают в стаю. Обезьяна с довольным видом подходит к кормушке, манипулирует с запором и достает банан! Вся стая, смирившаяся было с тем, что запор не открывается, удивленно глазеет на сородича, собирается возле клетки. Подскакивает вожак стаи, дает затрещину «умнику», отбирает банан и жрет сам.

Обученная обезьяна достает еще банан. К ней подходит второй по рангу после вожака самец, дает пару оплеух и снова отбирает банан. Бедная обезьяна достает еще банан, затем еще. Та же ситуация. Подходят другие обезьяны, отбирают бананы, да еще и бьют изгоя стаи. Он им бананы, они ему по морде. Никакой благодарности, никто не выражает ни малейшего желания понять, как их сородич отпирает запор, никто не хочет научиться у него умению доставать бананы.

Но эксперимент продолжается: ученые отсаживают вожака стаи и учат теперь уже его открывать этот сложный запор. Научив, выпускают обратно в стаю.

Вожак важно подходит к кормушке, достает банан и демонстративно, с явным превосходством начинает жрать его. Стая собирается кругом, внимательно наблюдает за тем, как вожак аппетитно расправляется с бананом, достает еще один вкусный плод и снова жрет его сам. Все ждут, пока вожак насытится. После чего перворанговый самец пытается повторить увиденные манипуляции с замком. Получается не сразу, но самец настойчив и после нескольких попыток запор открывается.

Постепенно вся стая овладевает технологией доставания бананов. Учатся у вожака, затем у вышестоящих по иерархии. Но только не у обезьяны, открывшей запор первой. Ее бьют, у нее лишь отбирают добычу. Теперь наш первооткрыватель может достать себе банан только после того, как бананами насытятся все, кто главнее его.

Такой вот получился вполне социологический опыт. Об этом опыте восторженно отзывался, в частности, писатель М. Веллер. Действительно, осмысление результатов опыта дает важные выводы и для социума людей. Ведь в подсознании человека заложен древнейший стадный инстинкт, который до сих пор зачастую определяет наше поведение. Этот инстинкт имеет глубокие биологические корни и связан с необходимостью выживания стаи. Чтобы выжить в дикой природе нужна согласованность действий. Для этого стае нужен вожак. Вожак объединяет, защищает и направляет стаю, подчинение вожаку делает стаю и каждую особь этой стаи менее уязвимой для врагов. Исполнение приказов вожака есть залог собственной безопасности. Подчинение лидеру стаи либо стремление занять его место это адаптационный биологический групповой инстинкт выживания, который способствует самосохранению и размножению. Желание подчиняться, угождать, быть рядом с социально значимой особью дает ощущение собственной защищенности. Члены стаи принимают обычно сторону вожака. А в случае опасности стая в первую очередь сохраняет и обороняет именно вожака, как наиболее ценную особь для данной стаи.

При этом в стае постоянно ведется борьба за лидерство между социально значимыми особями. Авторитет лидера добывается в драках с сородичами. В природе физическая сила, смелость обеспечивают превосходство. На первый план выходит наиболее сильный самец, способный организовать стаю для проведения охоты, добычи пищи или ухода от врагов. Остальные занимают свое место в иерархии и должны уступать более значимым особям.

Лучшая еда и, главное, самки в первую очередь достаются лидерам. Сильный самец должен передать свои гены максимальному количеству самок. Таков древний закон выживаемости стаи.

Но в сообществе людей и даже в обычных семьях очень часто проявляются свои вожаки, которые пытаются направлять остальных.

Как и любая стая сообщество людей до сих пор самоорганизуется на сословия, звания, касты. Тому имеются многочисленные подтверждения.

Как-то, еще в советские времена, проводился эксперимент в нескольких колониях для несовершеннолетних. Там отобрали подростков, страдавших от притеснений своих собратьев (находящихся в самом низу своеобразной социальной лестницы), и изолировали их. И что же? Через некоторое время в среде отобранных подростков вновь возникла иерархия с новыми лидерами и еще более жестокими притеснениями и издевательствами «главарей» над ребятами, которые не смогли за себя постоять.

Почти во всех взрослых зонах существует четкое негласное разделение людей. Роль вожака играет вор в законе, далее по статусу идут блатные, затем мужики, за ними так называемые козлы и наконец опущенные, самые презираемые заключенные.

В армии система званий закреплена законодательно. По Уставу военнослужащие обязаны беспрекословно подчиняться старшему по званию. Это делает армию легко управляемой, способной выполнить любой приказ командира. Командиры назначаются сверху, поэтому не так выражена борьба за лидерство между военными.

В трудовых коллективах существует своя иерархия, служебный статус, заставляющий подчиненного находиться в приниженном положении. Поэтому столь популярна и справедлива у нас поговорка: «Ты начальник я дурак, я начальник ты дурак». Мнение человека, обладающего менее высоким статусом и худшим материальным положением, учитывается в последнюю очередь.

Рассмотрим еще один интересный эксперимент. Вернее, я нашел сведения о разных опытах, очень похожих по схеме проведения и результатам. Один проводился с лабораторными крысами, другой с мышами. Расскажу про крыс.

К клетке с животными добавили дополнительное помещение и перенесли туда кормушку. Помещение представляло собой пустой бассейн для животных с одной площадкой, примыкающей к клетке и имеющей плавный спуск на дно. Кормушку закрепили на дальней от крыс стороне бассейна.

Крысы довольно быстро разобрались, как добраться до кормушки. И стали бегать за кормом в новое помещение.

Тогда бассейн наполнили водой. Крысиная стая собралась на площадке, животные бегают, волнуются, пищат: кушать хочется, а до кормушки можно добраться только вплавь. Уж очень крысы не любят плавать!

У крыс есть полезный для стаи инстинкт. При опасности и в сложных, непредсказуемых ситуациях стая обычно рискует жизнью только одной, понятное дело, не самой важной особи. Так, при приеме подозрительной пищи вдруг отравлено? ее сначала пробует только один зверек. Остальные смотрят и ждут. Если с крысой все в порядке, то к трапезе приступает вся стая. И разведку незнакомой обстановки тоже чаще всего проводит кто-то один. Остальные ожидают результата.

Вот и во время эксперимента одна из крыс прыгает наконец в воду, плывет к кормушке, берет корм (воды налили столько, что брикетик с кормом можно взять без проблем), возвращается назад: в воде покушать нельзя. Однако на площадке у приплывшей крысы брикетик сразу отнимают более сильные особи. Тем не менее, разведка проведена. Примеру первой крысы следуют еще несколько зверьков, которые прыгают в воду и плывут за кормом.

Оказалось, стая разделилась на тех, кто плавает за кормом, и тех, кто корм отнимает. Тех, кто не плавал, было больше. Поэтому отдельным крысам пришлось совершать заплывы до 10 раз, прежде чем им позволяли съесть принесенный корм. Все плавали по-разному. Кто-то 2-3 раза, кто-то больше. Был один или два зверька, которые совершили всего один заплыв, только для себя. Эти особи, на мой взгляд, достаточно сильные и уважаемые в стае, они не стремятся к лидерству, но могут постоять за себя и избежать притеснений. Применительно к людям, такой типаж часто уходит от общества, становится отшельником или философом.

Впрочем, это другая история. В нашем же эксперименте ученые отобрали и изолировали животных, которые совершали заплывы, и оставили только тех, кто корм отнимал. И вновь ситуация повторилась, вновь произошло разделение. Только драки на площадке приплывших крыс с теми, кто продолжил отнимать корм, стали более жестокими.

Понятное дело, если бы аналогичные опыты были бы проведены с обезьянами, то результаты оказались такими же. Находящийся внизу прайдовой лестницы плавал бы или бегал много раз, а лидеры стаи отнимали бы у него корм. В любой стае в порядке вещей отнимать у низшего по иерархии.

Но и люди, стоящие высоко в иерархической лестнице, имеют возможность отнимать у менее значимых их труд, их идеи, их женщин, наконец. Власть и положение в обществе дают возможность управлять людьми, присваивать их труд, удовлетворять свои деспотические амбиции.

В то же время, чтобы не быть обделенным, нужно бороться за свое место под солнцем. Закон таков: для того, чтобы добиться чего-то в жизни, чтобы иметь возможность руководить, чтобы тебя слушали и уважали, надо быть на верху социальной лестницы. Этот закон закреплен у нас на подсознательном уровне.

И люди борются, порой даже не осознанно, за лидерство, слушают и стараются угодить тому, кого считают лидером, но игнорируют, критикуют тех, кого ставят ниже себя по иерархии. При этом авторитет человека чаще добывается не физической силой, а интеллектом, умением убеждать, доказывать. Имеют значение, конечно, родословная, связи, деньги.

Стратегия соперничества пронизывает всю нашу жизнь. Люди ведут себя по-разному, но подсознательно рассматривают окружающих как объект для борьбы или, наоборот, послушания.

Мальчики и мужчины более активно стремятся к высокому статусу, соперничают в играх и работе, определяя иерархию и свое место в ней. Женщины же чаще жертвуют успехом и самореализацией ради сохранения отношений. Они меньше демонстрируют свои достижения. Некоторые женщины имеют потребность опираться на «сильное плечо», слушать и угождать мужчине. Они скрывают свое превосходство в какой-либо области из опасения вызвать недовольство супруга или коллег по работе. Рассказывая о своих невзгодах и неприятностях, женщина подсознательно стремится получить сочувствие и поддержку от сильного самца. Мужчины же склонны давать советы или предлагать решения. Их сильно сердит, если данные ими рекомендации не реализуются. Они обычно остро реагируют, когда женщина пытается «править» в семье или начинает принижать своего мужа.

Мужчины сильнее женщин, в природе самцы обычно сильнее самок. Но на уровне животных существует инстинктивный запрет на проявление агрессии по отношению к самкам. И у человека имеется немало сходных глубинных установок. Однако, и здесь люди «ушли» от животных: некоторые мужчины способны ударить женщину. Впрочем, большинство придерживается социальных норм, предписывающих не проявлять физическое насилие в отношении женщины. Но нередко мужчина может агрессивно среагировать на пренебрежение к его персоне со стороны женщины. У мужиков борются два желания: инстинктивный страх причинить женщине вред и стремление наказать ее, поставить на место, чтобы ощущать свое превосходство. Послушным же женщинам мужчины готовы оказывать заботу и внимание. Поэтому-то объектом рыцарского отношения оказываются обычно кроткие, неагрессивные, уступчивые дамы. Именно у таких женщин есть подсознательное стремление угождать своим мужчинам.

Тем не менее, и многие женщины выражают недовольство из-за игнорирования их интересов. Обычно это и является причиной конфликтов в семье. Попытка женщины добиться равенства часто приводит к скандалу.

Конечно, уступчивость, капитуляция перед требованиями женщины, подсознательная готовность считать ее более высокой по рангу проявляется и у некоторых мужчин. Обыватели считают таких «подкаблучниками».

Психологи говорят, что уступки демонстрируют «добрую волю» и служат позитивной поведенческой моделью. Но уступки могут быть подсознательно восприняты окружающими как проявление слабости. Пословица: «Не делай людям добра не получишь зла» из этой области. Покладистые люди хотят нравиться окружающим, стараются помочь им. Но иногда помощь начинает восприниматься как должное. На доброго человека на бессознательном уровне могут смотреть как на стоящего ниже по рангу. И вместо благодарности требовать от него все новых уступок. Подобное может привести к конфликту.

Феномену бессознательного дал обоснование Зигмунд Фрейд. Бессознательное, по мнению Фрейда, возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов (ЗМ) личности. ЗМ не осознаются самой личностью, но помогают преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием невозможности своих ожиданий. Скрытое в подсознании человека проявляется в его снах, фантазиях, шутках, описках и оговорках. Однако ЗМ могут быть неосознанным источником столкновений с окружающими. ЗМ способны загнать вглубь внутриличностный конфликт, привести к психической болезни.

ЗМ редко ограничиваются сферой психической деятельности человека они переходят в действие. Если обиженный начальником подчиненный по дороге домой пинает собаку, а дома ругает жену за плохой ужин или может ударить ее без видимой, казалось бы, на то причины, то здесь работает защитный механизм замещения агрессии. Происходит замена одного объекта другим. Жертвой становится не непосредственный источник душевной травмы, а более слабый человек, попавшийся под руку.

Здесь, как в первобытной стае, оплеухи дают не значимой особи, а более слабому. При этом для оправдания своего нападения агрессор подсознательно ищет у своей жертвы негативные моменты («приготовила не тот ужин», «не так посмотрела» и т.д.).

Подобным образом ведут себя и хулиганы.

Немотивированная агрессия связана обычно с желанием продемонстрировать свое превосходство в силе. Это агрессор так самоутверждается, старается подсознательно стать более значимым через насилие.

З. Фрейд исследовал подсознательные мотивы поведения человека, связанные с сексуальным влечением. Его обвиняли в разрушении нравственности и пособничестве сексуальному разгулу. Но благодаря трудам Фрейда получили развитие психология и психотерапия. Многие проблемы поведения людей и истоки конфликтных ситуаций стали понятней.

Современные психологи определяют следующие причины конфликтов: несовпадение целей и интересов людей, угроза безопасности, неудовлетворенные потребности и стремление к превосходству, неравенство, а также информационные факторы: системы верований, или, например, футбольный фанатизм.

И все же базисом большинства конфликтов является стремление к лидерству, которое провоцирует многочисленные скандалы в семье и обществе. Срабатывание описанных Фрейдом защитных механизмов, агрессия, ругань начальника на подчиненного, мужа на жену, тещи на зятя, свекрови на невестку, корни конфликтов в любых коллективах обычно имеют именно эту природу.

Возьмем, например, тещу. Дочка вышла замуж, в семье появился новый член. Теща инстинктивно пытается подавить зятя. Женщине нужно показать свою значимость, ей выгодно, чтобы зять слушался ее и был бы самым низким по статусу в семье. Самоутверждение одной из сторон осуществлялось через унижение другой. Поэтому неудивительно, что зять наделяется нехорошими качествами, его недостатки выпячиваются, а поступки воспринимаются критически. Теща не слушает зятя, не подстраиваются под его интересы, только пытается указывать, требует материальных благ для дочки. Если и в мужчине заложено стремление к лидерству конфликты в такой семье неизбежны.

Чтобы оправдать свое отношение к тем, кого подсознательно ставят ниже себя по социальному статусу, им пытаются приписать отрицательные качества: трусость, глупость, подлость, жадность, вредность. Далеко не всегда это так.

Но личные нападки и оскорбления («ни к чему не годен», «руки из одного места растут», «дурень набитый», «ничего не смыслишь в жизни», «трудно жить с таким идиотом»), поучающие указания, замечания о внешнем виде, критика поступков, игнорирование оппонента (словно не замечают его) все это связано с подсознательным желанием унизить человека, чтобы породить у него неуверенность, пробудить чувства бессилия, неполноценности.

Однако проявление нетерпимости и агрессивности является составной частью закона социальной группы, который предписывает разделение по рангам и борьбу за лидерство. Этот закон справедлив для прайда, семьи, общей группы людей, рабочего коллектива. Движущей силой этого закона является стадный инстинкт. Он входит в число основных инстинктов вместе с двумя еще более важными инстинктами: инстинктом самосохранения, движущей силой которого является страх, и инстинктом размножения, движущей силой которого является любовь и сексуальное влечение.

Основные инстинкты составляют формулу триады. Эта формула объясняет практически все естественные мотивы нашего поведения, осознанные и неосознанные.

Стереотипы поведения, связанные с основными инстинктами, заложены в наше подсознание, но они корректируются сознанием, нашим умом.

Человек не животное, в отличие от животных мы умеем жить разумом. Чем выше поднимался человек по эволюционной лестнице, тем меньшее влияние на нас оказывали инстинкты, тем чаще наши поступки определялись умом. Поведение современного человека приобрело и специфические черты, регулируемые системой морально-нравственных установок.

Например, у нас на чувство естественного страха, связанного с инстинктом самосохранения, накладывается чувство долга или стыда при мысли о возможном малодушии. Так, результатом одной и той же опасности при атаке неприятеля во время военных действий у одних людей может быть бегство, у других стойкость и мужество.

При этом: чем выше интеллект конкретного человека, тем менее выражены в его поведении инстинкты. Бушующие страсти характерны в первую очередь для «люмпенской» психологии, для уголовной среды, где отношения внутри сообщества в значительной степени определяются инстинктами и грубой физической силой.

Эгоизм, стремление к удовлетворению только своих потребностей, неумение или нежелание понять глубинные мотивы поведения окружающих и неспособность предвидеть последствия атрибуты низшего слоя человеческой личности.

Что касается конфликтов, то их нужно избегать. Оптимальной стратегией будет уход от конфликта. Лучше всего не попадаться на глаза недовольному начальнику, злой теще, соседу или свекрови.

Если этого сделать не удается, не втягивайтесь в конфликт. Не реагируйте на грубость, не отвечайте на провокации, не оправдывайтесь, не спорьте. Роль в конфликте сорвать сценарий противника, не дать ему возможность использовать вас для разрядки и усиления собственного подсознательного статуса.

Определите намерения оппонента и выберите наиболее подходящий для себя стиль поведения. Лучше всего сбить противника с толку, найти тот вариант действий, который предотвратит его возможную агрессию.

Обычно для самооправдания своего поведения зачинщик конфликта ищет повод (как в известной басне Крылова волк, прежде чем наброситься на ягненка, пытается приписать ему неблаговидные действия, чтобы представить себя в роли судьи, осуществляющего справедливое возмездие). Уже на этом этапе постарайтесь перевести все в шутку или найти срочное дело, чтобы не быть объектом приложения для сброса негатива.

В крайнем случае, сохраняйте спокойствие, поддакивайте, не провоцируйте агрессивную реакцию, демонстрируйте уважение. Противник лезет к вам с грубостью, а вы постарайтесь успокоить его, соглашайтесь с ним. Он начинает возмущаться по поводу ужина, а вы спросите совета: как лучше было бы приготовить это блюдо. Демонстрируйте добрые намерения, желание сохранить хорошие отношения с готовым к скандалу человеком. Чаще хвалите и спрашивайте его мнение, но старайтесь не попасть в зависимость. Даже в самой критической ситуации следует проявлять изобретательность, находить наиболее приемлемые решения.

Безусловно, существуют «трудные» люди, общение с которыми чревато конфликтами. Это грубые, резкие, недальновидные люди с «люмпенской» психологией. Их не много, но от таких людей нужно «бежать».

И, конечно, нет никакого смысла доказывать свой статус в скандалах и драках.

Всего лишь поняв глубинные мотивы своего поведения и поведения окружающих, можно научиться уходить от ненужных срывов, споров и скандалов.

Продолжение темы.

СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ

Было бы неточным утверждать, что человеческое стадо настроено против индивидуальности как таковой. Человек с сильным стадным инстинктом вообще не способен воспринимать индивидуальность даже как абстрактное понятие. Для него нет личностей, а есть особи, характеризуемые только полом, принадлежностью к определенному стаду и рангом в стадной иерархии.

Это хорошо иллюстрируют так называемые "секс-символы" - высокоранговые особи, чьи изображения людская масс-культура тиражирует в качестве образца для подражания. Вы вряд ли найдете информацию - что собой представляет как личность очередная поп-певица или актриса, чьи фотографии заполонили страницы журналов: каковы ее взгляды на жизнь и мировоззрение, чем она интересуется, какие она читает книги (если вообще читает) - стаду это неинтересно.

Стадо интересует другое: какой у нее размер груди, талии и бедер, а также с какими секс-символами мужского пола она крутит романы - т.е. каков ее ранг как самки в стадной иерархии. Такое же происхождение имеют и конкурсы красоты, и вообще все, что построено на оценке человеческой личности только по одному параметру: этим параметром всегда оказывается стадный ранг или какое-то из его вторичных проявлений.

По той же причине стадный человек не испытывает любви как влечения к личности партнера/-ши, а только проявляет инстинктивную реакцию на самца/самку с высоким рангом. Причем для него нет существенной разницы между различными партнерами одинакового ранга (возраст тоже сказывается не непосредственно, а через влияние на стадный ранг).

Стадо - это коллектив особей, имеющих сходные черты во внешности и инстинктивно следующих одинаковым стандартам поведения. Тот, кто следует другим стандартам поведения: по-другому одевается, слушает другую музыку - воспринимается стадным человеком как представитель другого стада. А в природе другое стадо - это всегда конкуренты за пищу и территорию, а при удобном случае - и за самок.

"Войны" между металлистами и рэперами, между болельщиками разных футбольных команд, между группировками гопников из разных районов имеют чисто стадноинстинктивную природу. "С кем ты?" - вот вопрос, который задают каждому встречному их участники. То, что ты можешь быть сам по себе, не принадлежать ни к одному из противостоящих стад, в голове у типичного стадного человека не укладывается. Другой - значит: из другого стада.

Стадный человек оценивает силу групп людей исключительно по их численности. Поэтому, когда небольшая группа талантливых личностей (которая видится ему "слишком слабым стадом") приобретает непропорциональное ее численности влияние в обществе - стадному человек сразу видятся какие-то тайные козни и заговоры, связи этой группы с более многочисленными и враждебными по отношению к его стаду общностями людей - отсюда идут все легенды о еврейском и масонском заговоре.

Это усугубляется еще и тем, что нестадные личности обычно не выглядят высокоранговыми; т.е. с точки зрения стада они занимают не соответствующее их рангу место в обществе, что немыслимо без помощи каких-то могущественных сил извне.

Низкоранговые люди, недовольные своим положением в человеческом стаде, обычно стремятся выстроить новое стадо по своему образцу, т.е. собрать вокруг себя группу еще более низкоранговых людей, во всем подчиняющихся авторитету основателя и придерживающихся таких же взглядов и вкусов, как он.

Это мы видим на примере большинства лидеров тоталитарных движений: Христос, Мухаммед, Гитлер, Сталин - все это низкоранговые люди, посвятившие свою жизнь завоеванию высокого ранга, используя толпу еще более низкоранговых человеческих особей. Очень характерно для таких движений навязывание вкусов лидера всем членам движения: так, вино в исламе запрещено потому, что у Мухаммеда из-за него однажды случились неприятности; нацисты объявили славян недочеловеками потому, что их ненавидил лично Гитлер (поначалу другие идеологи нацизма считали славян расой, родственной германцам).

Всякое стремление навязать свои стандарты поведения, вкусы, традиции другим суть проявление стадного инстинкта, равно как и стремление следовать принятым среди окружающих стандартам поведения. Стандарты поведения стада определяют высокоранговые особи, а низкоранговые им подчиняются, подсознательно опасаясь быть изгнанными из стада. Поэтому попытки навязать свои вкусы и взгляды на жизнь окружающим есть форма борьбы за высокий стадный ранг.

В споре и полемике стадный человек всегда видит в оппоненте существо более низкого ранга. "Как я здорово его опустил!" - думает он, высказав очередную порцию ругательств в адрес оппонента, а когда тот отвечает тем же, искренне недоумевает: "И это ничтожество еще пытается на меня наезжать!" Естественно, со стороны его оппонента ситуация видится прямо противоположным образом.

Стадный человек не представляет себе, что могут быть индивидуальные предпочтения и личные причины придерживаться определенных взглядов. Для него любые вкусы и точки зрения делятся на "правильные" (которых придерживается он и которые, по его мнению, разделяет большинство стада, все "нормальные люди") и "неправильные".

Спор он рассматривает как возможность проявить свой высокий ранг, повысить свою самооценку. (Особенно это заметно, когда сразу несколько низкоранговых спорщиков в характерном нудно-раздраженном тоне, не слушая друг друга, долго и бесуспешно пытаются найти суперубойный аргумент, который наконец-то "заткнет" оппонентов.)

В целом можно сделать вывод, что стадный человек одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада и оказаться в стаде последним.

СТЕРЕОТИПЫ

Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.

Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к саморазвитию и совершенствованию. Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость. Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни.

Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок. Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.

В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе. Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни. Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.

ВИДЫ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое. Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение.

В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия.

Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным. Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, заниженной самооценке и вытекающим из этого последствиям.

Пример . Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности. Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление.

Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия.

Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания.

Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других негативных переживаний. Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

РУШИМ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.

Чтобы избавиться от шаблонов и клише мышления нужно учиться осознанности восприятия.

Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.

Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:

Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.

Постановка реальных целей. Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.

Открытость восприятия. Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.

Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, вызывающими сомнения.

Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта. Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.

Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.

Логично предположить, что дальнейшая эволюция человека в сторону совершенствования разума приведет к постепенному исчезновению стадного инстинкта и чрезмерной зависимости индивида от стереотипного мышления.

Это неизбежно повлечет радикальные изменения всей формы существования цивилизации на Земле, поскольку структура современного человеческого общества в значительной степени определена инстинктом стадной иерархии у людей.

Это Австралия, там действительно стоят столбики и натянута проволока (вероятно даже под напряжением).

А вообще понятие стадного инстинкта знакомо в разной форме всем, однако его в большей степени принято ассоциировать с животным миром, хотя для человека он также применим, но немного в другой степени. Разберем его механизм.

Для начала небольшое отступление «к детям». Существует очевидное правило для всех родителей: не делать самим при ребенке того, чего не желатете чтобы делал он. Хотите уменьшить вероятность того, чтобы ребенок станет курильщиком? Не курите при нем сами и не давайте ему возможности понять, что вы курите. Принцип прост: если человек (ребенок) не знает что правильно, а что нет, он обучается за счет копирования/подражания тем, чье поведение для него является правильным. Если нет возможности отфильтровать «правильное/неправильное» поведение, то человек просто напрямую копирует любого, кто на него похож физически («зеркало»). Такое копирование человек (ребенок) осуществляет только в тех случаях, когда у него нет каких-либо стратегий поведения, нет предсказаний для конкретной ситуации, либо любые его предсказания кажутся ему слишком маловероятными, а следовательно угрожающими выживанию. Проще говоря: когда не знаешь что делать, делай как делают все кто на тебя похож.

Именно это лежит в основе «стадного инстинкта» человека. Стоит конечно уточнить, что это не является инстинктом, это лишь механизм самовыживания за счет обучения копированием, в основе которого лежит инстинкт самосохранения.

Например:
Человек работает в офисе. Каждый день он в обед вместе с потоком людей идет в столовую сворачивая в коридоре налево, в то время как направо почти никто никогда не поворачивал. В один из дней, также выйдя из офиса, он идет с потоком людей, но люди начинают поворачивать направо.
Налицо нарушение предсказания. Человек не имеет стратегий при таком поведении и естественная реакция для обучения тому, как реагировать, это скопировать поведение других людей, довериться им, пойти направо.

Вероятность того, что человек подчинится «стадному инстинкту» определяется рядом факторов:

1. Скорость принятия решения
Как уже говорилось, сознание фунционирует значительно медленнее подсознания. В тех случаях, когда мы вынуждены принимать быстрые решения, мы склонны использовать именно подсознание и механизм обучения копированием/подражанием как раз относится к его области. Следовательно, в случае быстрых решений, мы больше подвержены выбору по принципу копирования/подражания.

Например:
Если мы видим что через несколько секунд вокруг нас начнут рушиться стены и мы видим бегущую в какую-то сторону толпу, то мы скорее побежим за ними, чем будем думать «куда бежать».

2. Критичность приятия решения для самовыживания
Данный момент тесно пересекается с примером предыдущего пункта. Если мы сталкиваемся с ситуацией, когда принятие решения сильно завязано на наше самовыживание («чистая стратегия» или же «косяк») и у нас отсутствуют стратегии поведения для данной ситуации, мы склонны больше копировать поведение других людей, так как подсознательно предполагаем, что они не желают себе собственной смерти.

3. Уровень развития стратегий предсказания
Как уже говорилось, «стадный инстинкт» сильнее всего проявляется в случаях слабой развитости сознания и в частности моделей предсказания. Чем меньше мы можем предсказать о данной ситуации, чем меньше можем смоделировать возможных исходов и оценить их, тем сильнее мы подвержены стадному инстинкту. Очень часто это играет в лучшую сторону для нас, но иногда и вредит. Существует поговорка: «Миллионы людей не могут ошибаться». Со стороны своего опыта могу утверждать, что могут, и делают это регулярно (хотя понятие «ошибки» всегда субъективно).

4. Уровень отождествления с массой
Очень важную роль играет оценка того, насколько сильно влияет на человека в момент принятия решения «эффект зеркала».

Примеры:
Если мимо человека пробежит в панике стая сусликов, он не подвергнется панике и не побежит за ними.
Если человек в деловом костюме видит две бегущих в разные стороны толпы (одна толпа это люди в костюмах, а другая в оранжевых «спецовках»), то он с большей вероятностью побежит именно за людьми в костюмах.
Если человек в примере про офис выходит не для того, чтобы пойти в столовую (куда идут по его мнению все), а скажем выкинуть мусор (где мусорный контейнер - налево), то опять же вероятность его подчинения стадному инстинкту значительно меньше ввиду уменьшенного влияния «зеркала».

5. Внутреннее состояние
Очевидным является тот факт, что внутреннее состояние человека также влияет на степень вовлечения, так как оно определяет и степень подчинения подсознательному влиянию. Например алкогольное опьянение уменьшает сознательный контроль и такой человек легче идет за толпой. Сюда относятся все способы изменения контроля сознания, от трансовых до медикаментозных.

6. Индивидуальные особенности
В отдельных случаях существуют индивидуальные особенности подчинения «стадному инстинкту», например когда в результате косяка человек становится зависимым от мнения и поступков других людей. Также это могут быть попытки самореализации за счет приобщения к массе, что встречается на ранних этапах развития личности (подростковый период). Таких примеров достаточно много, но общие механизмы заключаются в первых пяти пунктах.

Выводы
В целом, «стадный инстинкт» достаточно хороший и эффективный биологический инструмент в области чистых стратегий самосохранения. Однако он теряет свою эффективность, и порой даже играет во вред самому человеку, когда речь заходит о системах сложного социального взаимодействия, особенно в обществе с высокой распространенностью косяков.

При принятии решений в области отсутствия стратегий поведения (моделей предсказания) учитывайте тот факт, что массово принятая модель поведения может быть неадекватной и неэффективной. Если у вас есть время на принятие решения, то используйте его по мере ресурсоэффективности и постарайтесь выработать собственную стратегию.

Если речь идет о том, как стирать белье, то тут легко можно положиться, без особого вреда для себя, на мнение общества. Если же речь идет о более индивидуальных вещах, в частности ваша личность или социальные аспекты вашей жизни, то тут решение стоит принимать уже более взвешенно и обособленно. Именно благодаря тому, что отдельные люди перепоручают принятие личных психических решений на мнение «стада», создалась возможность для развития сект и прочих подобных организаций и направлений, которые почти всегда отличаются обилием иррациональных стратегий. ()

Еще что нибудь для вас из психологии: вот например , а вот например . Вот еще ответ на вопрос и . Напомню еще вам про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

  • Стадный инстинкт - это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным.

    Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе "The Instincts of the Herd in Peace and War", искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.

Связанные понятия

«Недовольство культурой » - опубликованный в 1930 году трактат Зигмунда Фрейда, который был написан годом ранее, в начальный период его борьбы с раком челюсти и в преддверии прихода к власти нацистов. Выводы, к которым приходит автор, неутешительны. Ввиду наличия в природе человека влечения к самоистреблению, к смерти, порождаемые этой могучей силой агрессивные импульсы всегда будут искать выхода, вступая в неизбывное противоречие с либидо и с цивилизацией. Окончательное примирение естества и культуры...

Упоминания в литературе

Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта , который прирожден человеку так же, как и другим видам животных. Биологически эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, а в духе теории либидо – дальнейшее выражение склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один. Уже страх маленького ребенка есть проявление стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо избегают. Но стадо отвергает все новое, непривычное. Стадный инстинкт – по Троттеру – нечто первичное, далее неразложимое.

Связанные понятия (продолжение)

Влечение к жизни - понятие психоанализа, обозначаемое также термином «Эрос»; комплекс влечений, включающий сексуальные влечения и влечение к самосохранению (инстинкт самосохранения), стремящийся соединить части органического в некое единство.

Антинатали́зм (др.-греч. ἀντί - «против», лат. natalis - «рождение») - диапазон философских и этических позиций, негативно оценивающих размножение и считающих его неэтичным в тех или иных ситуациях, включая негативную оценку размножения при любых условиях (напр., такова позиция философа-биоэтика Дэвида Бенатара). Антинатализм следует отличать от практических решений проблемы перенаселения и политики ограничения рождаемости, а также от жизненного выбора чайлдфри, которые мотивируются прежде всего...

Эгои́зм (др.-греч. Εγώ , лат. ego - «я») - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм - такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

Инсти́нкт - совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.

Агресси́вность (лат. aggressio - нападать) или враждебность - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Права́ животных (англ. animal rights), также «освобождение животных» (англ. animal liberation) - идея о равноценности главных потребностей людей и животных: например, потребности избегать боли, сохранить свою жизнь. Сторонники придерживаются разных философских точек зрения, однако все в целом едины в том, что животных нельзя рассматривать как частную собственность и использовать для получения пищи, одежды, в индустрии развлечений и научных экспериментах, а некоторые права, например, право на жизнь...

Тотем и табу - опубликованная в 1913 году книга З. Фрейда, в которой он развивает свою теорию происхождения морали и религии.

Природа и сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.

Под интеллектом у животных понимается совокупность психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации, которые не могут быть объяснены инстинктами или научением. Изучается в рамках когнитивной этологии, сравнительной психологии и зоопсихологии.

Высшие живо́тные - собирательная группа представителей царства животные, способная модифицировать своё инстинктивное поведение (инстинкты) полученным в течение жизни опытом. Примерами являются все млекопитающие, птицы, многие пресмыкающиеся. Тем же примером является человек, у которого наследственное поведение оказывает меньшую роль в принятии решений, чем жизненный опыт.

Эффект ложного консе́нсуса (или эффект ложного согласия) - это склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Иными словами, люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами. Эта предполагаемая корреляция, не подтверждающаяся данными статистики, вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Такое логическое заблуждение затрагивает группу людей или отдельных личностей, предполагающих, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены...

Постгендери́зм - общественное, политическое и культурное движение, приверженцы которого выступают за добровольное устранение гендера у человеческого вида посредством применения передовых биотехнологий и вспомогательных репродуктивных технологий.

Кошмар Дженкина («аргумент заболачивания», англ. swamping argument) - принципиальное возражение против теории Дарвина о постепенном образовании новых биологических видов путём сохранения благоприятного признака естественным отбором, выдвинутое английским инженером Дженкином. Согласно ему, случайно появившийся у отдельной особи полезный признак в группе организмов (популяции) постепенно будет нивелирован скрещиванием с обычными особями. Это логическое затруднение преодолено с созданием популяционной...

«Человек произошёл от обезьяны» - популярный тезис, который обычно ассоциируют с Чарльзом Дарвином и дарвинистами, однако он высказывался и до него.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Всемогу́щий контро́ль - психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является ощущение человеком ответственности за всё вокруг и чувство вины, возникающее, если что-либо выходит из-под его контроля.

Стыд - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Асабийя, или Асабия (араб. عصبية) - это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплоченность и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства. Первоначально употреблялся в контексте «трайбализма» и «клановости». В современный период этот термин обычно отождествляется с солидарностью.

Одича́вшие де́ти (другие названия: ди́кие де́ти, фера́льные де́ти) - человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции - вне контакта с людьми с раннего возраста - и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.

Тру́сость - свойство характера, неспособность преодолеть страх перед личной опасностью. Трусость неразрывно связана с действием и понятием долга: если человек не должен предпринимать опасных для него действий, то уклонение от угрозы является не трусостью, а здравым смыслом; трус из страха не делает то, что должен.

Ламаркизм - эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии». Взгляды самого Ламарка достаточно сложны для понимания, поскольку базируются на ряде совершенно неинтерпретируемых в рамках современной науки концепций XVIII века (первично сотворённые Богом материя как пассивное начало и природа как порядок и энергия для его осуществления; концепция пяти элементов, из которых важнейшую роль играет эфир, в виде «тонких...

Теория охотника и фермера - гипотеза, предложенная Томом Хартманом для объяснения причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности (у детей - прим. перев.) и СДВ у взрослых, интерпретируя их как результат адаптивного поведения. Хартман отмечает, что большинство или всё человечество были кочевыми охотниками и собирателями в течение тысячелетий. Затем этот стандарт постепенно изменился с развитием земледелия в большинстве первобытных обществ и большинство людей на земле стали земледельцами. В течение...

Сексуализа́ция (инстинктуализа́ция) - защитный механизм, заключающийся в приписывании негативным событиям эротической составляющей, «превращающем» их таким образом в позитивные.

Психологическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.

Альтруи́зм (лат. Alter - другой, другие) - понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом - ради общего блага.

Материнская деприва́ция (лат. deprivatio - потеря, лишение) - процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.

Псевдоагрессия - действия, в результате которых может быть нанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.

Психосоциальное развитие , теория - теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Отвращение - отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Противоположная эмоция: удовольствие.

Открытый индивидуализм (англ. open individualism; сокр. от открытый индивидуальный взгляд на тождество личности) - точка зрения в философии, согласно которой существует только один самотождественный субъект, который является всеми и которому принадлежат все тела людей и все независимые потоки сознания. Открытый индивидуализм требует отличного от обычного понимания этернализма. Феноменологическая интерпретация открытого индивидуализма состоит в том, что я (как единственный субъект) постоянно «обнаруживаю...

Половое поведение животных - термин, использующийся для обозначения некоторых поведенческих комплексов, обычно (но не всегда) связанных с осуществлением репродуктивной или копулятивной функции. Половое поведение у животных принимает многообразные формы, даже в пределах одного вида.

Межвидовая дружба - связь, которая образуется между отдельными представителями разных видов животных (в отличие от мутуализма - взаимополезной связи на уровне видов). Нетипичное явление в биологии, однако, многочисленные случаи зарегистрированы как среди диких, так и среди домашних животных, включая млекопитающих, птиц, рептилий, а также их комбинаций. Во многих случаях пары образуют те животные, виды которых в естественных условиях обычно не ладят, а иногда один из видов даже охотится на другой.Среди...

Карнизм (лат. carnis - мясо, плоть) - это психологическая концепция, в рамках которой выдвигается утверждение о наличии одноимённой идеологии, строящейся на системе убеждений о правомерности потребления в пищу продуктов животного происхождения, особенно мяса. Термин «карнизм» был предложен социальным психологом Мелани Джой в 2001 году и популяризирован в её книге «Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров».

― психологическая сила, призывающая человека к борьбе за выживание. Рассматривается как важный и активный процесс сознательных и бессознательных умозаключений. Особенно сильно проявляется в тех случаях, когда жизни угрожает серьёзная травма или болезнь.

Понятие «подростковые реакции » введено советским психиатром А. Личко. Некоторые из зарубежных авторов выделяют «подростковый комплекс» как ряд психологических особенностей, свойственных подросткам. В случае возникновения серьезных поведенческих и эмоциональных нарушений у подростка принято говорить о «пубертатном кризе».

Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Сверхчелове́к (нем. Übermensch) - образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Ф. Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек - это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных...

Органическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, согласно которой государство - это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством ученых отвергнута.

Лукизм (дискриминация по внешности) - это обозначение положительных стереотипов, предрассудков, выбора поведения по отношению к физически привлекательным людям, а также к тем, чья внешность отвечает культурно-социальным представлениям и нормам того или иного общества. Уоррен Фаррел предлагает термин «торжество гена» для описания обожания и восхваления физической красоты человека.

Модель психики человека (англ. Theory of Mind (ToM). В литературе можно встретить и другие варианты перевода этого термина, например: понимание чужого сознания, теория намерений, теория сознания, теория разума и пр. (в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума») - система репрезентаций психических феноменов (метарепрезентаций), интенсивно развивающаяся в детском возрасте. Обладать моделью психического состояния - означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение...

Стадное чувство у людей, как много мы о себе знаем или догадываемся.
Один из образовательных каналов взялся за исследования закона автосинхронизации ,
суть которого гласит, что если в каком-то обществе 5% людей одновременно совершают действия, то остальное большинство начинает за ними повторять . В сюжете
проводятся социальные эксперименты , чтобы показать, что один из самых сильных инстинктов большинства животных, стадное чувство, присущее и людям.

В сюжет вошли следующие социальные и психологические эксперименты:

  • — Все побежали, и я побежал на красный цвет;
  • — Как в лифте плывут по течению;
  • — Не верь глазам своим, два белых квадрата .

И хотя инстинкт подражания , как его называют психологи,
присущее нам всем, и мы всю жизнь что-то у кого-то копируем , начиная с рождения, когда имитируем язык для общение,
мы все равно остаемся индивидуальным личностями со своими уникальным набором заимствований. И как продемонстрировал сюжет,
в каждом эксперименте нашлись 10-15 процентов , которые не пошли за толпой. И если мы что-то и подражаем, то выбирайте для этого самых лучших людей и правильные направления.

Стадный инстинкт, как у животных

Пусть стадное чувство будет проявляться в виде полезных, нужных и развивающих привычек.

Похожие публикации