Дидактические игры 5 7 лет антонимы синонимы. Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4). "Родная природа в стихах и загадках"

Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».

Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.
Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:
Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
Формирование понятий;
Раскрытие многозначности слов;
Расширение запаса синонимов и антонимов;
Формирование правильного употребления слов в связной речи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».
В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря является:
- уточнение понимания смысла слов;
- активизации лексики.
В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.
Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:
Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).
Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам
(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая
газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т.д.)
Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это
за ягода?). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и

Уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.
Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,
а говори меньше.
Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом…… Этот мальчик добрый, а
этот ……
Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны :
С трудностями в выделении существенных признаков слов.
С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.
С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т.д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.
При работе с синонимами использую такие приёмы, как:
Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.
Подбор синонимов к данному слову.
Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)
Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и
т.д.
Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.
Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т.д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.
Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:
Зябнет осинка, дрожит на ветру
Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый , значит закалённый .

Упражнение «Доскажи словечко».
Простое слово промежуток
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..антракт.

На время что-то прекратив,
Мы объявляем …перерыв
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку ;
После урока непременно
Нужна ребятам…перемена .
Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

Учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

Закрепление правильного произношения.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
  1. Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём...

Я иду… и он шагает,

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра « Скажи по-другому».

У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).

Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)

* * *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это... (дом, жилище)

* * *

Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

* * *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это? (Конь, лошадь)

* * *

Здесь придётся подумать немного,

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

* * *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

* * *

В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

* * *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

* * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

* * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода (в фонтане) бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение ».

Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

Действия:

думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова, чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

Малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.


Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Оборудование:

Набор картинок из игры «Контрасты».

Ход занятия:

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый:
- Не сердитесь на нас!

Второй:
- Не обижайтесь.

Третий:
- Не злитесь.

Воспитатель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Дидактическая игра «Живые слова»

А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.

«Синонимы к словам» - Подберите к словам антенимы: широкий, твёрдый, старый, скучный, бесполезный, неряшливый. Заблудиться в трёх соснах - не суметь разобраться в чём-то простом.. Синонимы, антонимы и фразеологизмы. Лексика – 5 класс. Подберите синонимы к слову пляска. Вспомните слово, которое обозначает приспособление для спортивных занятий.

«Антонимы и синонимы» - Словарная работа. Скоро. Медленно, тихо. Скоро -. Быстро. Познакомиться с. Трпсо. Тема урока «Сравнение антонимов и синонимов». Кричит-(шумит, зовёт, молчит) Смеётся – (хохочет, плачет, грустит, смех). (Словарное слово). Пормсар. Минутка чистописания. Урок русского языка. 2 класс. Смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.

«Словарь русского языка» - Завидовать - досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.). цЕмент бЕрежливо брАла каучУк. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! Цель работы: Григорий Богослов). Работа со словарем на уроках русского языка. квАртал осведомИться каталОг Агент. Старый друг лучше новых двух.

«Словарь» - Расшиперить - растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы. Этимологичический словарь. В орфографическом словаре даются правила написания слов. Обращение к словарям является самым простым и эффективным путем. Орфографический словарь. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Алтын - монета в три копейки.

«Словарь эмоций» - Праздничная. Ласковая Мечтательная Светлая Прозрачная Задумчивая. Сказочная. Страшная. Веселая. Грустная. Озорная Радостная Забавная Шутливая. Важная Маршевая Победная Бесстрашная Решительная. Печальная Жалобная Тоскливая Обиженная. Волшебная Опасливая Встревоженная Беспокойная Загадочная Настороженная.

«Синонимы 2 класс» - Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Узнали, что сегодня понедельник. Чем похожи и чем различаются группы слов? Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить. М. роз. Ребята, дети, малыши, детвора. Ребята строят ледяную горку. Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

ЗАДАНИЕ 1.
1. Кто летает? (Перечисли.) Кто порхает? Кто парит?
2. Кто скачет? Кто прыгает? 8. Кто кричит? Кто горланит? Кто ревет?

ПОКАЖИТЕ: как идут, ... шагают, ... ковыляют? Вывод: Синонимы обозначают в принципе одно и тоже явление, но с разными оттенками. Кричать — значит повышать громкость голоса, когда в этом есть необходимость. У слова горланить другой оттенок: гор-ланить — значит кричать с удовольствием, весело, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Вопить — выражать свои эмоции громко (обычно к неудовольствию окружающих). Слова вопить, орать потребляются, как правило, при негативной оценке того, кто повышает голос.

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать)
Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-.. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь.
Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се-годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода-ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

АНТОНИМЫ

Объяснить понятие «антоним» — слово, противо-положное по значению. Пример: возьмем существитель-ное слон. Один из признаков слона — большой размер. Мы можем выразить это прилагательным большой. Возьмем существительное мышонок. Прилагательное, которое выражает признак этого существительного (раз-мер), — маленький. Слон большой — мышонок маленький. Большой и маленький — это антонимы, то есть понятия, противоположные друг другу по значе-нию. Однако существительные слон и мышонок анто-нимами не являются. Дело в том, что у слов-антони-мов должен быть противопоставлен какой-то один, самый главный признак. Понятия большой и малёнький обозначают один и тот же признак, а именно раз-мер (только разный размер). Понятия злой — добрый обозначают тоже один признак — добрый человек или злой. Ведь злой — значит недобрый, а добрый — значит незлой. Понятно? Слона и мышонка нельзя противопоставить (то есть сравнить) по одному признаку, Они разные во всем: по размеру, по внешнему виду, по характеру, живут в разных странах и т. д. Итак, нужно запомнить: слова-антонимы противопоставлены по одному признаку.

ЗАДАНИЕ 1.
Назови антоним.
Учитель называет слово и кидает мяч, ребенок до жен назвать антоним. У детей, которые не назвали слово, можно собирать фанты, фишки и пр.

ЗАДАНИЕ 2.
Какие понятия противопоставлены в этих поговорках? Выпиши в тетрадь антонимы.

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Плохое начало не к доброму концу.
  • Малое слово большую обиду творит.
  • Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай.
  • Кто дела не боится, того и лень сторонится.
  • Умел оши-баться — умей и поправиться.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Дело мастера боится.
Похожие публикации