Что такое чистилище и есть ли оно в православии. Что такое Чистилище? Его низшая область

В широкий спектр различий между тремя ветвями христианства - католичеством, православием и протестантизмом, входит такое важное для католиков, но принципиально отвергаемое иными христианскими учениями понятие, как чистилище. Что же понимают под ним последователи римской церкви, и возможно ли найти какой-либо его аналог в православии?

Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Чтобы избежать возможных ошибок, формулируя это понятие, обратимся к первоисточнику. Определение того, что такое чистилище, даётся в католическом катехизисе, содержащем основные положения этого западно-христианского вероучения. Согласно предлагаемой им трактовке, чистилище - это промежуточный этап между адом и раем, на котором пребывают умерших в союзе с церковью, но по тем или иным причинам не сумевшим принести покаяние во всех совершённых при жизни грехах.

Нередко возникает вопрос о том, что такое слово «чистилище», и каково его происхождение. Следует отметить, что в русском языке оно является точным переводом латинского Purgatorium, означающего, в буквальном смысле, очищение огнём. Употребление этого термина прослеживается в богословской литературе с XII века.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом - значит, в рай, если перевешивают грехи - прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Древнееврейское представление о чистилище

Известно, что ещё ветхозаветные евреи имели представление о том, что такое чистилище, ад и рай. Опираясь на книги пророков, они рассуждали примерно так: если за душу умершего следует приносить искупительные жертвы, следовательно, после смерти она попадает не в рай, иначе зачем тогда жертва, если она уже спасена. И не в ад, так как в этом случае все жертвы были бы бесполезны. В таком случае должен быть какой-то промежуточный этап, в период которого ещё можно повлиять на последующую участь усопшего.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

Православный путь к спасению

Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Любовь - единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению - людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Воздушные мытарства - чистилище православной души

Однако существует вполне определённый ответ на вопрос о том, что такое чистилище для православного человека? Согласно учению Восточного христианства, его аналогом являются воздушные мытарства, которые проходит душа в первые дни после того как покидает тело усопшего.

Это своего рода препятствия, которые суждено пройти ей на пути к Богу, творящему суд, в результате которого будет определено место её пребывания вплоть до Страшного суда. Таких мытарств, согласно учению православной церкви, двадцать, и каждое из них соответствует определённому виду грехов, порождаемых теми самыми страстями, к борьбе с которыми призывают святые отцы.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», - книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и чистилище у католиков.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище - часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

В широкий спектр различий между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом, входит такое важное для католиков, но принципиально отвергаемое иными христианскими учениями понятие, как чистилище. Что же понимают под ним последователи римской церкви, и возможно ли найти какой-либо его аналог в православии?

Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Чтобы избежать возможных ошибок, формулируя это понятие, обратимся к первоисточнику. Определение того, что такое чистилище, даётся в католическом катехизисе, содержащем основные положения этого западно-христианского вероучения. Согласно предлагаемой им трактовке, чистилище - это промежуточный этап между адом и раем, на котором пребывают души людей, умерших в союзе с церковью, но по тем или иным причинам не сумевшим принести покаяние во всех совершённых при жизни грехах.

Нередко возникает вопрос о том, что такое слово «чистилище», и каково его происхождение. Следует отметить, что в русском языке оно является точным переводом латинского Purgatorium, означающего, в буквальном смысле, очищение огнём. Употребление этого термина прослеживается в богословской литературе с XII века.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Древнееврейское представление о чистилище

Известно, что ещё ветхозаветные евреи имели представление о том, что такое чистилище, ад и рай. Опираясь на книги пророков, они рассуждали примерно так: если за душу умершего следует приносить искупительные жертвы, следовательно, после смерти она попадает не в рай, иначе зачем тогда жертва, если она уже спасена. И не в ад, так как в этом случае все жертвы были бы бесполезны. В таком случае должен быть какой-то промежуточный этап, в период которого ещё можно повлиять на последующую участь усопшего.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

Православный путь к спасению

Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Воздушные мытарства – чистилище православной души

Однако существует вполне определённый ответ на вопрос о том, что такое чистилище для православного человека? Согласно учению Восточного христианства, его аналогом являются воздушные мытарства, которые проходит душа в первые дни после того как покидает тело усопшего.

Это своего рода препятствия, которые суждено пройти ей на пути к Богу, творящему суд, в результате которого будет определено место её пребывания вплоть до Страшного суда. Таких мытарств, согласно учению православной церкви, двадцать, и каждое из них соответствует определённому виду грехов, порождаемых теми самыми страстями, к борьбе с которыми призывают святые отцы.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», - книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

Неуместное употребление термина «чистилище»

Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

Ч истилище (пургаторий) , согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от не искупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45) . Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные христиане считают, что всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые) . Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – Об упокоении их душ.


Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Концепция Чистилища в «Божественной комедии» Данте

Три святые добродетели - так называемые «богословские» - вера, надежда и любовь. Остальные - это четыре «основные» или «естественные».

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища) . На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев) ; круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние) ; круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие) . Круги соответствуют библейским смертным грехам.

    Предчистилище

      Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

      Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

      Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

    Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)

  • 1-й круг. Гордецы.
  • 2-й круг. Завистники.
  • 3-й круг. Гневные.
  • 4-й круг. Унылые.
  • 5-й круг. Скупцы и расточители.
  • 6-й круг. Чревоугодники.
  • 7-й круг. Сладострастники.
  • Земной рай.

Чистилище, по мнению христиан – это место, куда попадают души после смерти человека. Оно считается промежуточным этапом между отделением души от тела и попаданием его в рай или ад. Считается, что там человек готовиться к небесам.

Существует одна история из девятнадцатого века, которая стала ярким примером того, что же ждет после физической смерти человека. Доктор Уилтс, который жил в штате Канзас, был полчаса без признаков дыхания и четыре часа без сердцебиения. Он находился в коме. Позже он написал о том, что с ним случилось: «Я видел людей, сидящих и стоящих около тела, и обратил особое внимание на двух женщин, очевидно, преклонивших колена слева от меня. Я знал, что они плакали. Я узнал после, что это были моя жена и сестра… В тот момент я пытался привлечь внимание людей к существу, утешающему и уверяющему в их собственном бессмертии». Затем перед ним появились три скалы огромного размера. Существо сказало ему: «„Это дорога в вечный мир. Вот эти скалы - граница между двумя мирами и двумя жизнями. Как только ты их минуешь, ты больше не сможешь вернуться в тело. Если твоя работа на земле закончена, ты можешь миновать скалы. Если же ты считаешь, что она не сделана, ты можешь вернуться в тело“». После этого доктор Уилтс предположил, что ему был дан второй шанс и возможность жить в, так называемое дополнительное время. Все люди, любых национальностей, христиане и католики в своей жизни совершают ошибки. Это все происходит потому, что современный мир он порабощает. Людям не хватает времени, чтобы молиться и ходить в церковь. Необходимо постоянно подстраиваться к различным ситуациям и почти круглые сутки зарабатывать деньги.

Католики, к примеру, считают, что жизнь – это своего рода экзамен, после которого дается дополнительное время. Они также считают, что к жизни нет возврата после того, как человек увидит три огромных скалы. После физической смерти душа попадает в чистилище, где ей необходимо приготовиться к жизни на небесах. Существует масса мнений по поводу того, что же происходит в чистилище и в каком состоянии пребывает человек. Согласно одной точке зрения, человек находится в бессознательном состоянии, согласно которому душа очень ослаблена и ничего не чувствует. Согласно другому мнению, душа в чистилище находится в полном сознании. Такое состояние сравнивают с понятием «парализованный человек», когда, как говорится, все понимаешь, но сделать ничего не можешь.

На что же похоже чистилище? Что это вообще такое, по сути? Итак, представим, что вы купили новенький автомобиль и поехали на нем по шоссе. Прошел ливень, встречные машины обливают вас грязью и грязной водой, через лобовое стекло уже ничего не видно и цвет кузова уже не понять. Позже начинает светить солнце, и погода становится хорошей, но машина от этого чистой не станет. Вы едете на мойку и там с помощью щеток, полировки и сушки ваш автомобиль приводят в идеальное состояние, которое и было первоначально. Вот этот пример очень похож на чистилище. Католики, к примеру, верят, что основная масса людей умирает в греховной нечистоте. У них остается куча грехов, которые необходимо искупить и очистить. Для этого и необходимо чистилище. После смерти душа человека, как эта машина, направляется в «мойку», которая очень длинная и передвижение по ней очень медленное. Позже, как говорится, в конце тоннеля появится свет и душа отправится на небо.

Откуда же появилось понятие «чистилище»? Как вообще возникла эта идея? Идея чистилища своими корнями уходит далеко в прошлое. Первоначально она возникла у ранних отцов церкви. Но все же слово «чистилище» в разговоре не употреблялось до тех пор, пока его не стал использовать папа Иннокентий IV. Так же необходимо отметить книгу Фомы Аквинского «Сумма теологии». По его мнению, те, кто находится в чистилище, не могут видеть Бога, они страдают и мучаются от огня, который обжигает их тело. Эта боль, по мнению Аквинского, самая сильная боль на земле, сильнее ее быть уже не может. Те, кто находятся в чистилище, молятся о прощении и об избавлении. Он считает, что от всех грехов этой жизни они могут очиститься только Божественной справедливостью. Как известно, большинство людей на земле считают, что часть грехов простительны, и поэтому они мучаются дольше из-за того, что они привыкли к прощению. Но, необходимо отметить, что тот, кто мучается меньше, может дольше находится в чистилище и наоборот.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чистилище – это место искупления грехов. Там больно, страшно и это неизбежно. Тогда какая разница между чистилищем и адом? Фома Аквинский подчеркивает, что «чистилище расположено внизу и вблизи ада». «Огонь чистилища - это вечный огонь, по сути, и временный по его очищающему действию». Что же означают эти слова? То, что когда последняя душа будет очищена и освобождена, он все равно будет гореть? Или то, что всегда найдутся грешные души, и он никогда не погаснет, пока есть люди на этой планете? Видимо кто-то так и думает. Так же считается, что христиане, у которых нет смертных грехов, которые не дали бы им попасть на небо, но которые имеют простительные грехи, могут отработать долг, который назначается, за совершение этих грехов. Таким образом, большинство верующих людей отправляются в чистилище. А, как известно, чистилище – это место между небом и землей.

Сколько же времени там необходимо пробыть? Это зависит от того, насколько сильно человек согрешил в жизни и насколько сильно ему надо очиститься. Конечно же, на счет понятия «чистилище» так же очень много споров. К примеру, католики считают, что чистилище – это «окончательное очищение перед встречей с Богом» и это никак не «испытательный срок». Греческая православная церковь протестует против такого определения: «Католики связывают чистилище с представлением о расплате за грехи, а Восточная православная церковь мистически смотрит на очищающий огонь как на средство духовного роста».

Мормоны и католики считают, что после того как смерть настигнет человека, возможно поработать над спасением человека. Это значит, что в чистилище дается шанс завершить то, что делалось в течение всей жизни на земле. Луис Беркхоф, напротив, считает, что человек должен оставаться в чистилище до вынесения приговора, то есть до последнего суда. Так же, по его мнению, папа может контролировать чистилище, облегчать страдания или вовсе избавлять от них. Что касается Священного Писания, то концепция чистилища там отсутствует. Католическая церковь ведет учение согласно Катехизису, в котором есть ссылка на отрывок из Второй книги Маккавейской. Этот отрывок является единственным доказательством данной доктрины. «Церковь сформулировала свою доктрину о вере в чистилище главным образом на соборах во Флоренции и Тренте. Традиция церкви говорит об очищающем огне, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания». Далее отмечается, что за небольшие прегрешения перед судом должен возникнуть священный очищающий огонь. В связи с этим, многие грехи могут быть прощены как в этом веке, так и в следующем. Считается, что выше названное учение основано на том, что необходимо молиться за мертвых (это упомянуто в Священном писании).

Еще с давних времен церковь постоянно чтила память об умерших. Это отражалось через заупокойные молитвы, благодаря которым очищенные души могли попасть в рай. Считалось, что Месса помогает душам в чистилище. Церковь призывала людей помогать умершим через молитву, пожертвования, милостыню и так далее. При этом, она утверждала, что все это необходимо делать без колебания. Итак, было приведено много различных рассуждений по поводу понятия «чистилище». Так же были приведены доказательства по соответствующей теме. Однако, считается, что кроме всего вышеназванного идею чистилища поддерживают еще восемь библейских отрывков. Ну что ж, рассмотрим их.

1. Иов 1:5. Иов возносил жертвы детям, не тогда когда они умерли, а тогда когда были живы. Иисус Христос так же помогал живым и призывал к этому других. Это говорит о том, что в Священном писании нет текста, который призывал бы нас молиться за мертвых или в которой сказано, что Христос ходатайствует в пользу ушедших из жизни.

2. Ис. 4:4. В тексте этого отрывка не говорится, что очищение для каждого человека происходит индивидуально после его смерти. Здесь скорее говориться о суде, который относится к событиям, которые произойдут в истории. То есть Бог хочет и стремится очистить свой народ с целью, чтобы они моги спокойно и свободно жить в Его присутствии. То есть здесь проведена параллель, которая ничего не имеет общего с понятием «чистилище». Она скорее указывает на различные исторические события. К примеру, если взять «Картины облака и огня над Иерусалимом», то можно заметить, что огонь, изображенный на них, имеет отношение ко многим людям и к истории в том числе. То есть, здесь говорится не о жизни после смерти (в чистилище или в аду), а о действии перед смертью.

3. Мал. 3:2, 3. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою“». Данная цитата повествует нам о пришествии Бога, но не о чистилище после упокоения человека. Изменения происходят тогда, когда приходит Он, когда все (и мертвые и живые) встречают «своего спасителя в первый раз». Эти изменения происходят, когда Бог дарует бессмертие смертным. Это возможно при Втором пришествии. Как можно заметить, в библейском тексте не говорится о том, что дар бессмертия или очищения люди получают после смерти или в чистилище.

4. Мф. 12:32. В данном отрывке говорится, что если человек скажет слово на такого же человека, как и он сам, то это ему проститься, а если же он скажет слово на Господа, то прощения не будет ни сейчас, ни в следующем веке. Следовательно, здесь говориться не об очищении, а о прощении. В принципе, чистилище может быть предназначено для грешников, у которых лишь незначительные грехи, но смысл этого отрывка в первую очередь направлен на прощение, а не на пребывание в чистилище. То есть Священное писание повествует о новом веке, небе и земле, а не о промежуточном состоянии, которое называют чистилище.

5. Лк. 12:59. В данном отрывке Христос так же не говорит о смерти. Он говорит о текущей, настоящей жизни, о том, как нужно жить сегодня, а не о том, как искупить свои грехи после смерти. Многие люди комментировали этот отрывок и, по их мнению, здесь сказано как важно оправдаться перед Христом в данный момент, то есть перед окончательным судом. Это значит, что действовать нужно немедленно, но это не значит, что действие будет, происходит после смерти, то есть в чистилище. Согласно Священному писанию, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Как можно заметить, этот текст не говорит о каком-то промежуточном месте, которое мы называем чистилище, где после упокоения можно совершать какие-то дополнительные дела. Сама смерть несет в себе человеческую участь.

6. 1 Кор. 3:15. Итак, цитата из данного отрывка: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Эти и другие слова из Священного писания можно прокомментировать по-разному. К примеру, Фома Аквинский считал, что дерево, солома и сено – это различные виды простительных грехов, которые определяют время пребывания в чистилище. Но это не говорит нам о том, что это будет после смерти, тогда когда душа будет находиться в чистилище. Скорее это гласит о Втором пришествии, когда дела каждого человека на этой земле раскроются и обнаружатся. Все недостойное и ложное будет повергнуто в прах, но «недостроенные строители» могут быть еще спасены, так как они сделали попытку сделать что-то ради Христа. Как удалось понять, все версии учения христианства далеко не совершенны, так как они нацелены на принцип, согласно которому человек должен броситься в огонь, не задумываясь для того, чтобы спастись. Леон Морис считает, что огонь – это не огонь очищения, а огонь испытания, то есть все это нам снова говорит о том, что здесь снова не говорится о понятии «чистилище». И еще, можно сделать вывод, что этот отрывок посвящен делам каждой личности, а не его жизни после смерти. Как сказал Гарольд Майер: «Те, чьи дела истребляются огнем, сами избегнут пламени (как если бы они выпрыгнули из горящего деревянного строения, которое сами построили) и спасутся одни без каких-либо похвальных дел, чтобы представить их Христу». Согласно этому изречению, те люди, которые понесут ответственность за свои деяния, должны спастись сами, претерпев при этом массу трудностей. И, как можно заметить, здесь говориться о трудностях в жизни, а не после смерти.

7. I Петр. 1:7. В данном тексте говориться о жизни до смерти, но никак не после нее. Христианская вера на тот момент зачастую не воспринималась народом, в связи с этим они были непопулярны и их гнали из мира сего. Данный отрывок призывал людей верить, не взирая ни на что и не поддавать искушениям. Итак, приступим к последнему отрывку.

8. Иуд. 23. В этом отрывке говорится, что иуда призывает людей «сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни», в связи с тем, что на это дано последнее время. Считается, что Господь позаботиться о тех, кто не ждет Его Второго пришествия. Люди должны друг друга поддерживать и настаивать, чтобы другие находились на верном пути. Следовательно, совершающим грех сначала нужно сказать об этом, а затем избавить. Становится понятным, что данную задачу следует решать пока люди еще живы, и не стремиться помочь им после их смерти. Необходимо отметить, что в последнее время католические писатели, которые изображают чистилище, обращаются не к Священному писанию, а к отцам церкви, так как считаю, что католическое учение о чистилище, в большей степени, опирается на традицию, а не на Священную книгу.

Мы рассмотрели все отрывки, в которых могло отражаться послание к людям относительно чистилища, но нигде мы не увидели подтверждения. Все предписания гласят нам о текущей жизни на земле, и нигде не сказано, что будет после смерти. Да. Есть деление на душу и тело, но нет последующей картины происходящего. Все это исследовалось тысячи лет, но так и научно не доказано. Протестанты считают, что люди сами придумали себе так называемое чистилище, дабы получить уверенность во врожденное бессмертие души. Они так же считают, что все дынные учения твердят нам о конце жизни на всей земле.

Итак, мы рассмотрели, как говориться, все возможные варианты относительно чистилища. Кто-то в него верит, кто-то нет. Нужно заметить, что в Библии. Если ее читать внимательно, о нем ничего не сказано. Что ж, верить в него или нет, это право каждого человека, а что будет с нами за гранью мира сего, мы узнаем сами, когда покинем этот мир.

ЧИСТИЛИЩЕ - 1) в христианстве, исламе, а также - в определенной степени - в иудаизме - обозначение особой "территории", располагающейся между раем и адом, где оказываются души, которые, хотя и не заслуживают наказания, лишены возможности вечной райской жизни; 2) в католичестве - форма существования (состояние) души человека, почившего в благодати, но обремененного тяжестью непрощенных допустимых грехов, отпущенных смертных грехов (см. Грех смертный ) и скверными привычками. Души подобного типа - прежде чем попасть в Царство Небесное - должны очиститься.

1) Зачатки представлений о Ч. встречаются уже у языческих народов (напр., Элисий, элисийские поля у древних римлян).

Вера в существование Ч. может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам, и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Так, во 2-й книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги ), части Ветхого Завета, говорится: "Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Мак 12: 45).

Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Священного Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф 12:32). 2) "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13). В первой идее католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во второй - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле.

Тем не менее системные представления о Ч. возникли уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорил апостол Павел. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а Папа Григорий Великий распространил такое учение по всей Западной Церкви. Подробно это учение было разработано и развито Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским Собором 1439 и подтверждено Тридентским Собором (см. Тридентский Собор ).

Согласно католической теологии, существуют два вида Ч.: 1) "Ч. праотцев", куда были заключены пророки Ветхого Завета до тех пор, пока они не были освобождены Иисусом Христом во время Его "сошествия в ад". 2) "Ч. детей", где пребывают те, кто скончался, не совершив греха, но чей первородный грех не был смыт крещением. В этом же Ч. обитают души умственно дефектных людей.

В 13-15 вв. Католическая Церковь сделала несколько проясняющих заявлений о Ч. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещеных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более легким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах. В целом, неопределенность в трактовках Ч. сохраняется в католичестве и по сей день.

Протестантские реформаторы в принципе отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Священного Писания.

В исламе представление о Ч. в целом таково: сам человек миновать его не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху.

Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий Католической Церкви от Православной Церкви и от протестантства. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души же людей, отягощенных непрощенными смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягощены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч. - промежуточное место между раем и адом, - где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Ч. же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Ч. само по себе будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. С помощью месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Согласно православному учению со ссылкой на вероучительный памятник "Учение двенадцати апостолов", относящийся ко 2 в., важное значение имеют содержащиеся в нем следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда. - Ред.) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании". Эти слова, по мысли православных богословов, проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их рекомендуется в том смысле, в каком объясняют их и святые отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.

При этом большинство православных верующих убеждены, что умершему человеку можно помочь молитвами и благими деяниями живущих верующих.

2) В настоящее время некоторые католические теологи под Ч. нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями. Очищающий огонь понимается как символ, в нем усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признает реальное существование этого огня.

Похожие публикации